Научная статья на тему 'Формирование отношения студентов к здоровому образу жизни на основе введения комплекса норм ГТО'

Формирование отношения студентов к здоровому образу жизни на основе введения комплекса норм ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОМПЛЕКС ГТО / STUDENTS / AWARENESS / GTO COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Эльвира Рафиковна, Никольская Олеся Борисовна, Фомина Лариса Борисовна

Статья посвящена актуальной проблеме о введении комплекса ГТО в образовательных организациях. Авторы проанализировали отношение студентов педагогического вуза к введению тестирования по нормативам ГТО, определили факторы, которые влияют на отношение учащихся к внедрению самого комплекса. Результаты проведенного опроса и анализа на его основе важно расценивать как основание для изменений в организационной работе университета, акцентирование внимания на мероприятия, так или иначе связанные со спортом, физкультурой, агитацией к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Эльвира Рафиковна, Никольская Олеся Борисовна, Фомина Лариса Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students ‘attitude to healthy life on the basis of introduction of GTO standards

The topical problem of the introduction of the GTO complex in educational organizations is discussed. The need of formation in high school unified management system, which necessarily implemented the planning, organization, motivation and monitoring the efficiency and effectiveness of implementation set by the GTO, is emphasized. An important factor in the activities of this system is the activation of the organizational and propaganda in the direction of the university. The results can be considered as the basis for the correction of internal university policies aimed at improving its mass sports and sports and recreational activities.

Текст научной работы на тему «Формирование отношения студентов к здоровому образу жизни на основе введения комплекса норм ГТО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:796.02.2:613.4 ББК 74.480:75.113:51.204

Э.Р. Антонова, О.Б. Никольская, Л.Б. Фомина

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСА НОРМ ГТО

Статья посвящена актуальной проблеме о введении комплекса ГТО в образовательных организациях. Авторы проанализировали отношение студентов педагогического вуза к введению тестирования по нормативам ГТО, определили факторы, которые влияют на отношение учащихся к внедрению самого комплекса. Результаты проведенного опроса и анализа на его основе важно расценивать как основание для изменений в организационной работе университета, акцентирование внимания на мероприятия, так или иначе связанные со спортом, физкультурой, агитацией к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, комплекс ГТО.

E.R.. Antonova, O.B. Nikolskaia, L.B. Fomina

FORMATION OF STUDENTS 'ATTITUDE TO HEALTHY LIFE ON THE BASIS OF INTRODUCTION OF GTO STANDARDS

The topical problem of the introduction of the GTO complex in educational organizations is discussed. The need of formation in high school unified management system, which necessarily implemented the planning, organization, motivation and monitoring the efficiency and effectiveness of implementation set by the GTO, is emphasized. An important factor in the activities of this system is the activation of the organizational and propaganda in the direction of the university. The results can be considered as the basis for the correction of internal university policies aimed at improving its mass sports and sports and recreational activities.

Key words: students, awareness, GTO complex.

Современная образовательная система предполагает формирование всесторонне развитой личности выпускника. Проблема сохранения здоровья имеет общенациональное и государственное значение, так как от уровня здоровья студентов зависят перспективы развития страны, её трудовой потенциал, благосостояние её населения, социально-психологическая защищенность. По результатам научных исследований за последнее десятилетие наблюдаются значительные негативные перемены в состоянии здоровья студентов. Наруше-

ния здоровья в значительной степени определяются влиянием поведенческих факторов риска: курения, употребления алкоголя, низкой физической адаптивности и др. [9]. Возникла необходимость в укреплении и охране здоровья подрастающего поколения в современных условиях образовательной среды.

Физическая культура представляет собой многомерное явление, поддерживающее опыт сохранения и поддержания здоровья человека. Однако действительность, связанная с ухудшением экологии, кризисностью современного мира, опре-

со

го

Ю О

оО 00 1-oL

со О

gS

Р a

И

н

о *

к к s s

X X

ф ф

3 Ч

о й

х m

н m

О ф ф

о

со о X I го со

о го й!

Й-" о S

е щ

деляет новые перспективы данной научной отрасли.

Представление о физической культуре, с одной стороны, косвенно связано с контекстом физиологических, биологических исследований, а с другой - с психолого-педагогической проблемати-зацией понятий здоровья и здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является продуктом деятельности создания человека, его мировоззрения, ценностных установок.

В этой связи исследование практики организации физической подготовки, сдача норм ГТО, школьников, студентов, граждан России в последнее время является актуальным в психолого-педагогическом ракурсе (П.А. Виноградов, З.И. Тюмасева, А.И. Федоров и др.).

Исходя из данной проблемы, отмечаем следующие противоречия:

• между потребностями общества в воспитании здорового молодого поколения и недостатком корректной педагогической стратегии, направленной на формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

• между необходимостью научного обоснования понятия «здоровье как индивидуализированная ценность» для осознания его важности в физической подготовке к сдаче норм ГТО;

• между возрастающим осознанием педагогическим сообществом необходимости сохранения и укрепления здоровья и недостаточной разработанностью методического обеспечения формирования у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе изучения ими физической культуры.

Анализ работ, посвященных внедрению ВФСК ГТО в школы, училища, техникумы и другие образовательные организации показал, что данная проблема является актуальной и многогранной.

Наше исследование было направлено на изучение отношения студентов к внедрению комплекса ГТО и на выявление педагогических условий, которые позволят сформировать положительное отно-

шение к нему. Анкетирование студентов показало минимальную их информированность о ВФСК ГТО и нежелание большинства принимать участие в этой программе [3].

Выявив особенности и психофизический потенциал студентов, можно объективно оценить степень готовности к сдаче норм ГТО, а впоследствии сформировать оптимальную систему подготовки к успешному прохождению тестирования. В настоящее время, только 25-30% обучающихся вуза имеют двигательный режим, позволяющий выполнять нормативы [6]. Следовательно, необходимо изменять систему мотивации к занятию спортом, повысить интерес к физкультуре у студентов [8].

О.В. Байгужина, П.А. Байгужин предложили интегрировать оценку здоровья студентов и результаты тестирования в общую балльно-рейтинговую систему оценки освоения образовательной программы [2], то есть приравнять результаты сдачи норм ГТО к результатам обучения по основным предметам и сделать их обязательными для всех учащихся.

Цель настоящего исследования -оценить уровень осведомленности студентов педагогического университета о ВФСК ГТО и определить факторы, влияющие на отношение обучающихся к внедрению самого комплекса в образовательные организации.

Методы исследования. Для оценивания отношения студентов к введению физкультурно-спортивного комплекса норм ГТО в образовательные организации нами был составлена анкета: «Мое отношение к комплексу ГТО». В эксперименте участвовало 230 студентов следующих факультетов ЮУрГГПУ: дошкольного образования, естественно-технологического, инклюзивного и коррекционного образования и исторического. Они ответили на 19 вопросов, которые позволили нам определить уровень их осведомленности, отношение к внедрению и возможному участию в комплексе ГТО, степень мотивированности, отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Анализ полученных результатов.

75% студенческой молодежи ЮУрГГПУ указали на то, что спорт и физическая культура востребованы. 25% студентов относятся к развитию спортивно-массовой работы в университете нейтрально или отрицательно.

На вопрос: «По каким показателям Вы предложили бы оценивать эффективность развития физкультуры и спорта в образовательных организациях?» - 61,5% студентов ответили, что это самый необходимый уровень физической подготовки, как специальной, так и общей.

Данный стереотип сложился с дошкольного возраста и поддерживается в общеобразовательной школе. Анализ психолого-педагогической, медико-биологической литературы показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается ухудшение здоровья. Так, в ДОО на 35% увеличилось количество детей, у которых биологический и паспортный возраст отличаются. Четверть респондентов указали на необходимость учета уровня здоровья с дошкольного возраста [1].

По мнению авторов статьи, уровень физической подготовки - один из факторов, определяющих общий уровень здоровья. Студенты адекватно понимают, какие именно показатели важны для сдачи комплекса ГТО.

25% студентов, участвующих в опросе, отрицательно ответили на вопрос: «Можете ли Вы сказать о себе, что ведете здоровый образ жизни?». Однако 83,4% оценили свое здоровье как хорошее или удовлетворительное.

Результаты оказались противоречивыми. Это наглядно показывает отношение молодых людей к собственному здоровью в теории и на практике. В работе А.И. Федорова отражено значение самосохранительного поведения среди студентов и формирование навыков, позволяющих сохранить здоровье. По его мнению, основным фактором негативного воздействия на здоровье молодых людей является от-

рицательное отношение к здоровью, поведение, которое сказывается на физиологических показателях и состоянии организма [10].

На вопрос: «Как, на Ваш взгляд, повлияет внедрение комплекса ГТО на развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях?» - 50% студентов предполагают, что эффект от внедрения будет положительным, 16% не смогли высказать свое мнение.

59,6% студентов подтвердили, что главной причиной пассивного отношения к дополнительной двигательной активности и спортивным мероприятиям является их плохая физическая подготовка, 44,3% указали на недостаточную мотивацию к сдаче норм ГТО, остальные студенты - на негативное отношение к спорту, сформированное в школе, а также другие интересы.

По результатам анкеты оказалось, что 59,4% не сдавали нормы ГТО и не пытались это сделать. П.А. Виноградов считает, что интегрировать комплекс ГТО можно, создавая спортивные клубы [4]. Он предлагает обязать спортивные клубы агитировать за сдачу нормативов комплекса и создавать соответствующие условия.

Участвующие в анкете студенты разошлись во мнениях по вопросам возрождения комплекса, в общей массе не определились с собственной позицией. Такие результаты позволяют охарактеризовать студенческую среду с достаточным потенциалом в вопросах внедрения ГТО. 72,9% респондентов отметили, что возрождение системы проверки физической подготовки в образовательных организациях - неотъемлемая часть системы формирования будущих граждан и патриотов России.

Вопросы коснулись и важности уровня физической подготовки на будущую карьеру, и статуса абитуриентов. В частности, вопрос: Стоит ли увеличивать шансы абитуриентов, сдавших ГТО, на поступление в вуз? - вызвал у студентов неоднозначную реакцию (рис. 1).

со

го

Ю О

оО 00 1-о1_

со О * =

р * и

О ¡й

к к

X X

ф ф

3 Ч

О ж

X 00

н т

О ф ф

о

00 о X I го 00 о го й!

о ^

е щ

%

^чччч

щ

ш

ш :

1 ш

ш

Согласен Скорее согласен Скорее не Не согласен Затрудняюсь

согласен ответить

рис. 1. распределение ответов на вопрос: «вы согласны с тем, что нужно добавлять баллы тем абитуриентам, кто сдал нормы комплекса Гто?» (п = 230)

Таким образом, реализовав принципы, которые находятся в основе комплекса ГТО, можно достичь целей, поставленных перед системой воспитания, которую необходимо сформировать [5]. К этим принципам относятся: добровольность участия, ориентация на личностный рост и оздоровление, обязательность медконтроля, учет

региональных особенностей, традиций народностей, проживающих в Российской Федерации, а также доступность [7; 11]. Особая роль в реализации данной проблемы должна принадлежать педагогу, от которого во многом зависит физическое развитие школьников, отношение к здоровью будущих абитуриентов.

Библиографический список

1. Антонова, Э.Р. Роль будущего педагога в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Э.Р. Антонова // Экологическая безопасность, здоровье и образование: сборник научных трудов Х Всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов / под научн. ред. проф. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: ЗАО «Цицерон», 2017. - С. 17-22.

2. Байгужина, О.В. Балльно-рейтинговая система оценивания подготовленности студентов педагогического вуза по дисциплине «Физическая культура» [Текст] / О.В. Байгужина, П.А. Байгужин // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: Матер. Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. - Челябинск: ЧГПУ, 2014 . - С. 14-17.

3. Балобанов, К.И. К вопросу об информированности студентов о комплексе ГТО [Текст] / К.И. Балобанов // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч.-метод. ст. по итогам Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (Киров, 25 ноября 2015 г.). - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. - С. 16-19.

4. Виноградов, П.А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) [Текст] / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 38-42.

5. Галагузова, Ю.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система [Текст] / Ю.Н. Галагузова, Т.И. Мясникова // Педагогическое образование в России. -2014. - № 9. - С. 33-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Морозова, М.А. Исследование двигательной активности студентов как фактора готовности к выполнению комплекса ГТО [Текст] / М.А. Морозова, Е.В. Четверикова // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч.-метод. ст. по итогам Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (Киров, 25 ноября 2015 г.). - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. - С. 84-88.

7. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Утверждено постановление правительством Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540.

8. Попова, А.О. Мотивация студентов - эффективный способ выполнения нормативов комплекса ГТО [Электронный ресурс] / А.О. Попова, Л.А. Иванова, О.В. Савельева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 174. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDFZ19PVN315.pdf

9. Тюмасева, З.И. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Г.В. Валеева, Е.С. Гладкая; под науч. ред. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 290 с.

10. Федоров, А.И. Отношение студентов к здоровью: поведенческие риски в аспекте социологического анализа [Текст] / А.И. Федоров, И.Н. Алешин, И.П. Сивохин, Н.Б. Мамиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 26-28.

11. Черкасов, И.Ф. Методика развития физических качеств юношей старших классов на дополнительном уроке по физической культуре [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ф. Черкасов. -Екатеринбург, 2005. - 23 с.

References

1. Antonova E.R., Nikolskaya O.B., Fomina L.B. Attitude of future teachers to the implementation of complex TRP in the educational organization. Sovremennyieproblemy nauki i obrazovania, 2016. №. 5. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25191 [in Russian].

2. Baiguzina O.B., Baiguzin P.A. Point-rating system of evaluation of readiness of students of pedagogical universities on the discipline "Physical Culture". Topical problems of preparation and preservation of health of sportsmen. All-Rus.scientific.-practical. Conf. with int. participation. Chelyabinsk: CSPU, 2014 . P. 14-17. [in Russian].

3. Balobanov K.I. To the question about awareness of students about the GTO complex. Revival of the all-Russian sports complex GTO: problems, experience, prospects: Sat. scientific.-method. article on the results of All-Rus. scientific.-practical. Conf. with int. participation. - Kirov: Raduga PRESS, 2016. P. 16-19. [in Russian].

4. Vinogradov P. A., Okunkov Yu.V. Study of relationship of various groups of the population to the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO) as a factor (condition) for its effective implementation (experience of sociological research). Vestnik sportivnoi nauki, 2015. №. 3. P. 38-42. [in Russian].

5. Galiguzova Yu.N., Myasnikov T.I. The all-Russian sports complex GTO as the educational system. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii, 2014. № 9. P. 33-36. [in Russian].

6. Morozov M.A., Chetverikova E.V. Study of motive activity of students as a factor of readiness for the implementation of complex GTO. Revival of the all-Russian sports complex GTO: problems, experience, prospects: Sat. scientific.-method.. article on the results of All-Rus. scientific.-practical. Conf. with int. participation. (Kirov, November 25, 2015). Kirov: Raduga PRESS, 2016. P. 84-88. [in Russian].

7. Regulation on all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO). Approved by the Government resolution of the Russian Federation ofJune 11, 2014 No. 540. [in Russian].

8. Popova A.O., Ivanova L.A., Savelyeva O.V. Motivation of students is an effective way of implementation of the standards of the GTO. Internet-journal "Naukovedenie", 2015. Vol. 7. №. 3(28). P. 174. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/19PVN315.pdf [in Russian].

9. Tyumaseva, Z.I. Designing a safe and health-saving space "higher school - school" as a condition for the professional development of students: a collective monograph / Z.I. Tyumaseva, I.L. Orekhova, G.V. Valeeva,

E.S. Gladkaia; Scientific ed. Z.I. Tyumaseva. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. Gos. Ped. Universiteta, 2015. P. 290.

10. Fedorov A.I., Aleshin I.N., Sivokhin I.P., Mamiev N.B. Attitude of students to health: behavioural risks in aspect of sociological analysis. Fiziceskaiakultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2016. № 2. P. 2628. [in Russian].

11. Cherkasov I.F. Methods of development of physical qualities of young men in the high school at additional lessons of Physical Culture: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Ekaterinburg, 2005. P. 23. [in Russian].

сведения об авторах: Антонова Эльвира рафиковна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания,

Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about authors: Antonova Elvira Rafikovna,

Senior lecturer,

Department of Physical Education,

Higher School of Physical Culture and Sports,

South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

никольская олеся Борисовна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания,

Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Nikolskaia olesya Borisovna,

Senior lecturer,

Department of Physical Education,

Higher School of Physical Culture and Sports,

South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Фомина лариса Борисовна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания,

Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Fomina Larisa borisovna,

Senior lecturer,

Department of Physical Education,

Higher School of Physical Culture and Sports,

South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.