Библиографический список
1. Бесаева А.Г., Джиоева А.Р К проблеме формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013; 2: 17 - 22.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Москва, 2011.
3. Колберг Л. Моральное развитие и идентификация. Чикаго, 2013.
4. Гиллиган К. Модель морального развития. Кембридж, 2006.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
6. Узбекова К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Москва, 1985.
7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Москва, 2012.
8. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 2010.
9. Колмогорова ЛС. Диагностика психологической культуры школьников. Москва, 2002.
References
1. Besaeva A.G., Dzhioeva A.R. K probleme formirovaniya cennostnyh orientacij studencheskoj molodezhi 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2013; 2: 17 - 22.
2. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 2011.
3. Kolberg L. Moral'noe razvitie iidentifikaciya. Chikago, 2013.
4. Gilligan K. Model'moral'nogo razvitiya. Kembridzh, 2006.
5. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
6. Uzbekova K. Nekotorye osobennosti formirovaniya otvetstvennosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Moskva, 1985.
7. Cukerman G.A. Psihologiya samorazvitiya. Moskva, 2012.
8. Zaharova A.V. Psihologiya formirovaniya samoocenki. Minsk, 2010.
9. Kolmogorova LS. Diagnostika psihologicheskojkul'tury shkol'nikov. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 06.07.16
УДК 372.2
Kosheleva L.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n. a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: t5825@mail.ru
TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ARTISTIC ACTIVITIES. The article reveals the role of graphic activity in the process of formation and development of a personality of children of preschool age, as well as formation of fundamental qualities of the psyche. The paper explains the main idea and characteristic features of the author's program "Play, depicted, imagine", built on the basis of principles of the pedagogy of art, mainly aimed at the development of aesthetic abilities of the child. The program is developed taking into account the necessity of creation of psycho-pedagogical conditions for the realization of the basic functions of children's graphic activity. The main role is played by the nature and specifics of practical tasks.
Key words: painting, art pedagogy, educational function of children's artistic activities, aesthetic ability.
Л.Ю. Кошелева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: t5825@mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье говорится о роли изобразительной деятельности в становлении личности ребёнка дошкольного возраста, формировании фундаментальных качеств психики. В ней дается обоснование и характеристика авторской программы «Играем, изображаем, фантазируем», построенной на основании принципов педагогики искусства, направленной на развитие, прежде всего, эстетических способностей ребенка. Программа разработана с учётом необходимости создания психолого-педагогических условий для реализации основных функций детской изобразительной деятельности, и главную роль при этом играет характер и особенности практических заданий.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, педагогика искусства, образовательные функции детской изобразительной деятельности, эстетические способности.
Под изобразительной деятельностью понимается художественно-творческая деятельность с помощью материалов изобразительного искусства. Как у взрослого, так и у ребенка она направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Изобразительная деятельность детей в различных аспектах изучалась многими известными исследователями. Как отмечали
A.В. Бакушинский, Н.Б. Ветлугина, В.С. Мухина, Е.А Флерина и др., помимо того, что это одно из самых привлекательных занятий для ребёнка раннего и дошкольного возраста, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл для становления и совершенствования важнейших психофизиологических функций организма. В первые годы жизни у ребенка активно происходит развитие зрения, усвоение понятий вертикаль и горизонталь, овладение формами, координируются акты восприятия и моторики, чему непосредственным образом способствует изобразительная деятельность. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
B.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина рассматривали изобразительную деятельность как основу и условие развития психики ребёнка. Изобразительная деятельность связана с тонкими движениями руки и пальцев, напрямую управляемых головным мозгом и, по мысли В.А. Сухомлинского: «Истоки воображения и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» [1]. В настоящее время изобразительная деятельность продолжает оставаться в центре внимания психологической и педагогической наук. Это объясняется с одной стороны важностью роли, которую играет изобразительная деятельность для развития фундаментальных качеств психики ребёнка и, с другой стороны, тем, что «...развитие изобразительной деятельности ребёнка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речи. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются, в конечном счете, сопоставимых между собой результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной деятельностью, однако, результаты здесь явно несопоставимы»...[2].
В педагогике искусства - направлении науки, возникшем в 60-х годах 20 века, - обоснованы изменения, происшедшие в художественном образовании к этому времени, и закреплены новые подходы к пониманию роли, которую может сыграть искусство в развитии ребёнка, природы и смысла детской изобразительной деятельности. Педагогика искусства исходит из представления о том, что «искусство на протяжении всей истории развития цивилизации, является уникальным способом передачи духовного опыта поколений и выступает незаменимым
по силе воздействия способом социализации личности. Образование в области искусства и образование посредством искусства способствуют развитию познавательных способностей ребёнка... формированию целостной личности, становлению творческой индивидуальности. » [3]. Образование в области культуры и искусства, эстетическое воспитание приобретает особую актуальность в условиях все большей рационализации, прагматизации социальной реальности, способствуя восполнению нередко отсутствующей в достаточной мере эмоциональной составляющей образовательного процесса. Развитие индивидуальных способностей предполагает формирование интереса к художественному творчеству с самого юного возраста, его поощрение и укрепление.
Благодаря исследованиям ученых - основателей педагогики искусства: Б.М. Неменского, Ю.П. Юсова, А.А. Мелика-Па-шаева, современных авторов: Е.М. Торшиловой, И.А. Лыковой, Т.А. Копцевой и др., были переориентированы цели и задачи изобразительной деятельности в ДОУ. В настоящее время в разработанных требованиях ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию основной целью является: «Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности». При этом под художественно-творческой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребёнка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства [4].
Художественно-эстетическое развитие, отмечается в этом же документе, включает:
1) опыт эмоционально-нравственного опыта отношения ребёнка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности [4].
Цели детской изобразительной деятельности как одного из
видов художественно-эстетической деятельности, сформулированные во ФГОС, на практике реализуются трудно, прежде всего, по причине стойких стереотипов у педагогов, их ориентацию на обучение детей техническим изобразительным навыкам. Так, И.А. Лыкова пишет о том, что результаты анкетирования 1250 педагогов (2011 г.) показали, что лишь 7% из числа опрошенных осознают значение эстетического отношения к миру для общего и художественного развития и связывают его с изобразительной деятельностью ребёнка [5].
Нами разработана авторская программа «Играем, изображаем, фантазируем», направленная на развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с позиций педагогики искусства на ее природу и смысл. Рассмотрим основные концептуальные положения нашей программы. При её разработке нами учитывались образовательные функции детской изобразительной деятельности, выявленные и обоснованные в связи с активным становлением и развитием психологической науки начала 20 века. Под образовательными функциями детского рисования понимается та роль, которую могут сыграть разные виды изобразительной деятельности в становлении и развитии качеств личности ребёнка с учётом физиологических, возрастных особенностей. Мы сделали акцент на таких образовательных функциях детской изобразительной деятельности, как эстетическая, диагностическая, терапевтическая (функция психорегуляции) [6].
Ведущая роль в детской изобразительной деятельности принадлежит эстетической функции, реализуемой при условии ее определенной организации. Мы так сформулировали основную цель нашей программы: «Через развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности формировать эстетические способности детей старшего дошкольного возраста». Цель, сформулированная таким образом, означает направленность изобразительной деятельности ребёнка на его эстетическое развитие и подчинение этой важнейшей задаче обучение детей техническим изобразительным навыкам.
Под эстетическими способностями принято понимать совокупность качеств личности, которые обеспечивают успешность осуществления эстетической деятельности, эстетического восприятия и переживания явлений действительности. Компонентами эстетических способностей считаются воображение, творчество, образность, эмпатия [7]. Исследователи единодушны в том, что эстетические способности определены природными задатками, но успешно развиваются в соответствующих психолого-педагогических и социокультурных условиях. «Разви-
тое эстетическое чувство. способно преобразить мир каждого человека, сделать его ярче, многоцветнее, богаче, совершеннее. Утрата чувства красоты, равносильна утрате счастья» «Красота есть конечная цель мировой и человеческой жизни» [8].
Окружающий нас мир бесконечно прекрасен и изменчив: чередуются времена года, день сменяет ночь и ни одно мгновение жизни не повторяется. «Восходит и заходит солнце, плывут в голубой выси легкие, полупрозрачные облака, оставляя неуловимые тени на земле, благоухают и увядают цветы, мерцают звёзды, падает снег, торжествуют морозы, но солнечное тепло снова и снова разбивает холодные оковы, превращая дремлющее ледяное царство в жизнетворящие воды.». Однако «...совершенство бытия неизменно ускользает, остается невостребованным, закрытым для одномерной личности. Умирание эмпатии, эстетического восприятия влечёт за собой увядание красоты, отторжение от всеобщего созвучия, что переросло на рубеже 21 века в глобальную проблему.» [8, с. 35].
Дошкольный возраст, когда ребёнок открыт миру и у него отсутствуют штампы мировосприятия взрослого человека, - самое благоприятное время для того, чтобы получить опыт эстетического восприятия мира и импульс для развития эстетических способностей. Изобразительная деятельность, обладая еще не реализованным в практике современного образования потенциалом, может быть средством для достижения этих важнейших задач становления эстетически развитой, духовной личности.
Очевидно, что изобразительная деятельность непосредственным образом связана с визуальным восприятием окружающего мира и невозможна без способности развития у детей способности наблюдения за окружающим миром, восприятия формы окружающего мира, восприятия особого, образного, опоэтизированного. А.В. Бакушинский, В.А. Фаворский, Б.М. Те-плов, Б.П. Юсов отмечали важность развития в ребёнке чувства формы как основной и универсальной эстетической способности человека. Оно подразумевает восприятие и отстранение формы с помощью воображения и эмпатии. При этом известно, что дети изображают не то, что непосредственно видят, а то, что удивило, обрадовало и вызвало желание пережить заново, т.е. свои эмоционально яркие впечатления. И, следовательно, для развития детской изобразительной деятельности необходимо создание условий переживания детьми разнообразных эмоций, чувств: радости, удивления, печали и др. что и становится основой эстетического развития личности дошкольника.
Важнейшим принципом программы «Играем, изображаем, фантазируем» является ее эмоционально-образный характер, проявляющий как в названии занятий, формулировке заданий, так и в их содержании. Занятия «Волшебства Осени», «Осенний наряд Земли», «Какой характер у Зимней Вьюги?», «Во что одевается Весна?» подразумевают одухотворение явлений природы, их «очеловечивание» [9].
Программа имеет блочно-тематическое построение, что означает повтор тех или иных тем, но на более высоком по сложности уровне. Блоки «Краски земли», «Мы дома», «Зимняя сказка» и «Какого цвета весна и лето» повторяются во всех четырех возрастных группах программы: второй младшей, средней, старшей и подготовительной. Тематические блоки имеют своей целью создание условий для опоэтизированного восприятия и переживание детьми состояний природы в каждое время года. Так осенью внимание детей обращается на необыкновенно яркую небесную синь на фоне золота листвы, зимой - состояние сна Природы и ожидания чудес Нового года, весной - пробуждения мира от сна и радости цветения и т.п. Дети не только знакомятся с персонажами: Художником, Феей Добра и Феей Зла, Зимней Вьюги и др., но и участвуют в их создании (украшают, лепят, рисуют, вырезают и т. п.) [10].
Мы опирались на разработанные Е.М. Торшиловой возрастные стадии усложнения эстетических способностей детей, на основании которых строилась система занятий:
• 4ый год жизни(2я мл. группа) - активизация интереса и внимания ребёнка к возможно более разнообразным формам чувственного контакта с миром, включение разных органов чувств как основы чувства формы;
• 5ый год жизни (средняя группа) - развитие способности к образному восприятию на основе объединения зрительной и слуховой, осязательной и зрительной информации (способность к синестезии);
• 6ой год жизни (старшая группа) - развитие способности к одушевлению воспринимаемого, к «чувствованию» в него (способность к эмпатии); присвоение элементарных знаний об эсте-
тической организации формы и развитие собственных способностей к организации формы (чувство ритма, рифмы, структуры, цветовой гаммы, ладовое чувство и т. д., развитие эстетических представлений, знаний и творческих способностей);
• 7ой год жизни (подг. к школе группа) - расширение и усложнение знаний и способностей к восприятию эстетической и художественной формы (способность к схватыванию стиля, «чувство стиля») [7].
Ведущий принцип программы «Играем, изображаем, фантазируем» - её эмоционально-образный характер, потребовал привлечения на занятия по изобразительной деятельности смежных искусств, опоры на такие его виды, как: театрализация и художественное слово. На наших занятиях часто с прочтения поэтических строк начинается разговор с детьми, обозначается тема, которую дети воплощают в изобразительных материалах.
У дедушки Дерева Добрые люди. Большие, большие Добрые руки...
Какая-то птица в руках суетится,
Какая-то птица на плечи садится. (Е. Благинина)
Прежде чем изображать, дети перевоплощаются: в цветок, только распустившийся или увядший; в грустные березку, ивушку или стройный тополек; во Вьюгу или Весну-Красну; ходят как боязливый Зайчик или хитрая Лиса и т. п. Все эти «превращения» дают возможность «примерить» на себя тот или иной образ, его ощутить, прочувствовать.
В качестве примера приведём блок занятий «Цветные сказки», состоящий из ряда тем: «Волшебный коврик настроения», «Что в кувшинчике у Фей», «Домик доброй и злой Феи», «Портрет Феи». Общая цель блока «Цветные сказки»: развитие цветовых ассоциаций детей, способности воспринимать цвет как образ добра или зла; активизация умений детей передавать настроение через цвет и движение, развитие творческого воображения через попытки фантазировать, сочинять. Первое занятие блока «Цветной коврик настроения» начинается с разговора о том, что каждый цвет, краска имеет свой характер. Детям демонстрируется разработанная нами таблица, названная «Палитра чувств» и являющаяся важным наглядным средством данного блока, опорой для ассоциаций цвета с разнообразными эмоциями: радостью, тревогой, печалью, одиночеством, злостью, отчаянием, виной и т. д.
Библиографический список
Следующие занятия также посвящены сказке с продолжением, которую сочиняем вместе с детьми. Начало сказки может быть таким: «В одном сказочном лесу жили две волшебницы, две Феи. Одна жила на одном краю леса и была очень доброй: всех зверей лечила, всем помогала, другая Фея жила на противоположном краю, и была, наоборот, очень злой - всем вредила, мстила, колдовала. И вот однажды...». Далее внимание детей обращается на то, что вещи Фей соответствуют их характеру: у каждой из них есть «добрый» и «злой» ковер самолет, прекрасный или ужасный домик, каждая посадила дерево, которое выросло и стало похоже на саму Фею. Занятие «Что в кувшинчике у Фей» развивает тему «одухотворения» предметного окружения волшебниц и воплощения их характеров. Задание предполагает наполнение цветом кувшинчика так, чтобы было понятно, что в нем налито: целительный бальзам или яд.
При разработке программы нами учитывалась и такая важнейшая функция детской изобразительной деятельности как арт-терапевтическая. Ещё со времён Аристотеля известно целительное действие искусства и художественной деятельности, иными словами: «Арт всегда - терапия» [11]. В настоящее время выявлено главное условие, при котором арт-терапевтическая функция детской художественной деятельности проявляется наиболее полно: - это спонтанный, творческий ее характер. Все задания в нашей программе построены именно так, например: «Рисуем настроение», «Как грустит Осень», «Во что одевается Весна», «Превращение цветовых пятен» и т. д.
Теснейшим образом с терапевтической, связана диагностическая функция детской изобразительной деятельности, слитая с ней, по сути, в единое целое. Любая детская работа в том или ином изобразительном материале, в принципе, выявляет психологические качества, уровень художественного развития и многое другое его автора. Существуют и т. н. рисуночные тесты или проективные методики, позволяющие сделать это в максимальной степени, имеющие как диагностический, так и развивающий смысл. Нами такого рода тесты-задания были включены в завершающие каждый блок занятия, это: «Красивый рисунок» (адаптированный рисуночный тест А.Л. Венгера), «Рисуем настроение», «Какого цвета Новый год», «Запах Осени» и др.
Завершая характеристику нашей программы, нужно отметить, что её суть, как и любой другой программы, определяют практические задания и от того как они сформулированы, какие предполагают изобразительные материалы и педагогические условия выполнения и будет достигаться поставленная цель программы в целом.
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. Available at: http://profi-rus.narod.ru/semya/sukhomlinskij-v.-serdtse-otdaju-detjam.htm#
2. Изобразительная деятельность детей. Available at: http://psyera.ru/4506/izobrazitelnaya-deyatelnost-detey
3. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналитический доклад. Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л.Л. Алексеева и др. ; Рос. ин-т культурологии и др. Ответственный редактор К.Э. Разлогов. Москва, 2011. Available at: http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/ images/PDF/Analytical_report_Arts_Ed_Russia_rus.pdf
4. Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Available at: http://nsportal.ru/ detskiy-sad/raznoe/2016/01/24/organizatsiya-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-dou-po-fgos
5. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников. Available at: http://www.dissercat.com/content/strategiya-formirovaniya-esteticheskogo-otnosheniya-k-miru-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-dos
6. Что и как рисовать с детьми? Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-417695.html?page=2
7. Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития дошкольников. Москва: 1998.
8. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: учебное пособие. Мн. НТООО «ТетраСистемс», 1997.
9. Кошелева Л.Ю. Играем, изображаем, фантазируем. Программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Абакан: Редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования «РОСА», 2007.
10. Кошелева Л.Ю. Играем, изображаем, фантазируем. Программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Абакан: ООО Книжное издательство «Бригантина», 2009; Ч. 2.
11. Красный Ю.Е. АРТ - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Москва: Дорога в мир. Изд. 2-е, испр. и доп, 2014.
References
1. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev, 1973. Available at: http://profi-rus.narod.ru/semya/sukhomlinskij-v.-serdtse-otdaju-detjam. htm#
2. Izobrazitel'naya deyatel'nost' detej. Available at: http://psyera.ru/4506/izobrazitelnaya-deyatelnost-detey
3. Hudozhestvennoe obrazovanie v Rossijskoj Federacii: razvitie tvorcheskogo potenciala vXXI veke: analiticheskij doklad. Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / L.L. Alekseeva i dr. ; Ros. in-t kul'turologii i dr. Otvetstvennyj redaktor K.'E. Razlogov. Moskva, 2011. Available at: http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/images/PDF/Analytical_report_ Arts_Ed_Russia_rus.pdf
4. Organizaciya izobrazitel'noj deyatel'nosti detej v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS DO. Available at: http://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2016/01/24/organizatsiya-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-dou-po-fgos
5. Lykova I.A. Strategiya formirovaniya 'esteticheskogo otnosheniya kmiru vizobrazitel'nojdeyatel'nosti doshkol'nikov. Available at: http://www. dissercat.com/content/strategiya-formirovaniya-esteticheskogo-otnosheniya-k-miru-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-dos
6. Chto i kak risovat' s det'mi? Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-417695.html?page=2
7. Torshilova E.M. «Shalun ili Mir domu tvoemu»: programma imetodika 'esteticheskogo razvitiya doshkol'nikov. Moskva: 1998.
8. Martynov V.F. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura: uchebnoe posobie. Mn. NTOOO «TetraSistems», 1997.
9. Kosheleva L.Yu. Igraem, izobrazhaem, fantaziruem. Programma hudozhestvenno-'esteticheskogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta v izobrazitel'noj deyatel'nosti. Abakan: Redakcionno-izdatel'skij otdel Hakasskogo respublikanskogo instituta povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya «ROSA», 2007.
10. Kosheleva L.Yu. Igraem, izobrazhaem, fantaziruem. Programma hudozhestvenno-'esteticheskogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta v izobrazitel'noj deyatel'nosti. Abakan: OOO Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina», 2009; Ch. 2.
11. Krasnyj Yu.E. ART - vsegda terapiya. Razvitie detej so special'nymi potrebnostyami sredstvami iskusstv. Moskva: Doroga v mir. Izd. 2-e, ispr. i dop, 2014.
Статья поступила в редакцию 09.07.16
УДК 377
Osokina V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia),
E-mail: blak151@yandex.ru
FEATURES OF REALIZATION OF INDIVIDUAL PROJECTS IN THE PROGRAM OF TRAINING OF MID-LEVEL SPECIALISTS. The article discusses the realization of individual projects as a special form of educational activity to assess students competency. An individual project is carried out in the first year of the core subject: History, Russian and Literature, these are subjects of the general educational cycle. Students must demonstrate achievements in self-development, their ability to understand nature and social significance of their future profession, using of information and communication technologies, educating themselves. This subject forms all qualities, which match the requirements of a modern person. Students must fulfill their own individual projects, because they should follow the curriculum of Stavropol State Pedagogical Institute (a branch in Zheleznovodsk). The author tells that a teacher should advise, coordinate, motivate and organize teaching and research activity of students. An individual project is a form of compulsory out-of-classroom work.
Key words: individual project, vocational education, professional disciplines, general competences, basic curriculum.
В.Н. Осокина, канд. пед. наук, Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
г. Железноводск, E-mail: blak151@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
В статье рассматривается реализация индивидуальных проектов, как особой формы образовательной деятельности для оценки общих компетенций обучающихся. Индивидуальный проект выполняется на первом курсе по профильным дисциплинам: история, русский язык и литература общеобразовательного цикла. Обучающиеся должны демонстрировать достижения в самостоятельном освоении знаний, способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, использовать информационно-коммуникационные технологии, заниматься самообразованием. Это формирует качества, которые соответствуют требованиям современного общества. Учебными планами СПО в филиале СГПИ в г Железноводске предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Преподаватель консультирует, координирует, мотивирует, организует учебно-исследовательскую деятельность студентов. Индивидуальный проект является одной из форм обязательной внеаудиторной работы обучающихся.
Ключевые слова: индивидуальный проект, среднее профессиональное образование, профильные дисциплины, общие компетенции, базисный учебный план.
Проблема реализации индивидуальных проектов в программе подготовки специалистов среднего звена является новой для современного отечественного педагогического знания.
В работах классиков педагогической науки С.Т. Шацкого, М.В. Крупениной, В.В. Игнатьева, Е.Г. Каганова и др., были разработаны основы эмпирического анализа проектного метода обучения. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных психологов (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). К проблематике проектного метода обучения вновь возвращают запросы педагогической практики на современном этапе, но на иной теоретической базе (В.В. Гузеев, О.Н. Мулина, В.Д. Симоненко, В.Н. Осокина, Ю.Л. Хотунцев, Н.П. Шуберт и др.).
Слово «проект» толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект -прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Метод проектов, как технология профессионального образования, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а также способность решать разноуровневые профессиональные задачи [1].
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по са-
мой своей сути. Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей обучающимися, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение [2].
Актуальность проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности [3].
Реформирование среднего профессионального образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования [4].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования специалист среднего звена должен овладеть общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции - это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся для продуктивной образовательной деятельности. Профессиональные компетенции - это знания, умения и навыки,