3 направление«Схожесть интересов».
В данном направлении предлагается особый вид групповой или индивидуальной психологической работы, который фокусируется, прежде всего, на поиске подлинности и открытости в межличностных взаимоотношениях.
Пожилым людям будет предложено помещение с комфортными условиями, где будут использованы различные средства для творчества (карандаши, краски, гуашь, бумага; спицы, крючки, пряжа и пр.) и арт-терапии; книги, музыка в рамках использования средств библиотерапии, музыкотерапии, танцевальной терапии и т.д.
В «кафе» будет предложено угощение, где пожилые люди будут проводить своё время, общаться, знакомиться друг с другом. При этом, могут присутствовать психологи с целью дальнейшей индивидуальной или групповой работы (по необходимости).
Существует много методов арт-терапии, каждому пожилому человеку можно выбирать именно то, что ему ближе, или попытаться что-нибудь новое, что просто не хватило времени. Главное, чтобы действия, представляющие собой средство самовыражения, приносили удовольствия и удовлетворения.
Каждый вид арт-терапии [2] имеет свои преимущества и оказывает свой терапевтический эффект. Например, рисование является хорошим помощником в борьбе с нервозностью, развивает мелкую моторику, помогает в самовыражении; вязание, вышивание улучшает работу мозга; упражнения вокального типа улучшают настрой, положительно сказываются на работе дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы; танец помогает поддерживать дыхание, повысить настроение, повысить концентрацию, повысить концентрацию вниманий.
Заниматься творческой деятельностью по несколько часов в неделю - отличный вариант проявить себя, продлить жизнь, сделать ее яркой и интересной.
Мы считаем, что данный проект необходим, поскольку одиночество, возможно, возникает из-за отсутствия коммуникации и отсутствия долгосрочных контактов со своими сородичами, а нарушение мотивации общения одиноких пожилых людей может обнаруживаться в эмоциональном нарушении, замкнутостью, апатией, озлобленности, стремлении к одиночеству.
Выводы. Потребность в общении является одной из актуальных, особенно в современной ситуации, поэтому организация виртуального или личного взаимодействия поможет преодолеть чувство одиночества пожилым людям, а также повысить качество их жизни.
Так же хотелось бы отметить, что для успешного решения данной проблемы - организации консультативной помощи личности, которая находится на пожилом возрастном периоде своего развития, необходимо, что бы психолог обладал социально-коммуникативной компетентностью [8], которая включает навыки организации консультативной работы с лицами разных возрастных периодов развития (в данном случае - с лицами старшего возраста).
Основы данной компетентности закладываются в процессе профессиональной подготовки будущих практических психологов в условиях вуза [3], а затем, при прохождении специализированных курсов повышения квалификации.
Литература:
1. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. - 3-е изд. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. - 515 с.
2. Ахмедова Э.М. Формирование картины межнационального мироустройства у ребенка в условиях арт-педагогического кабинета // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - № T. 1. - С. 370-371.
3. Ерина И.А., Позднякова И.Р., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315.
4. Корчагина, С.Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 228 с.
5. Криволапова, Е.Р., Позднякова И.Р. Доступность и качество высшего образования для инвалидов / Е.Р. Криволапова, И.Р. Позднякова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 4. - С. 29-30.
6. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
7. НАФИ: Национальное агентство финансовых исследований [сайт]. - 2021. - URL: https://nafi.ru (дата обращения 19.03.2022).
8. Шумилова, Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании / Е.А. Шумилова. - Челябинск, 2007.
9. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений // Нана. - 2006. -№ 7. - С. 18-22.
Психология
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Самсонова Наталья Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Данная работа содержит в себе описание особенностей психологического сопровождения родителей детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Посредством теоретического анализа были выделены основные особенности личности и системы отношений с ребенком у таких родителей, определены основные направления первичной консультации и психокоррекции. Также в статье описывается работа психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Ключевые слова: дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, типология личности, эмоциональное выгорание, психолого-педагогическое сопровождение.
An^Mion. This work contains a description of the features of psychological support for parents of children with severe and multiple developmental disorders. Through theoretical analysis, the main features of the personality and the system of relations with the child of such parents were identified, the main directions of primary consultation and psychocorrection were determined. The
article also describes the work of psychological and pedagogical support of teachers working with children with severe and multiple developmental disorders.
Key words: children with severe and multiple developmental disorders, personality typology, emotional burnout, psychological and pedagogical support.
Введение. Дети с ТМНР представляют собой полиморфную группу, сочетающую двигательные, сенсорные и интеллектуальные нарушения в различных вариациях и интенсивности выраженности нарушений, что требует индивидуального подхода (В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, И.Ю. Левченко, Н.М. Назарова, А.А. Царев и др.) в организации домашнего обучения (М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко).
Специфика учебной деятельности заключается в необходимости переноса обучающего процесса в бытовую сферу, т.к. мотивация к развитию у таких детей не формируется естественным образом. Необходим поиск индивидуальных возможностей для достижения целей в доступной среде с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка. Для этого необходимо максимальное включение родителей и ближайшего окружения в процесс развития ребенка. Те новообразования развития, которые формируются у нормотипичного ребенка естественным образом по принципу подражания взрослому, у ребенка с ТМНР приходится вырабатывать при помощи индивидуального подхода с учетом его возможностей [1, 3, 11].
Родителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации после рождения ребенка с ТМНР (смена образа жизни, жизненных целей и ценностей), необходима психокоррекционная работа не меньше, чем их детям, т.к. именно от их постоянного включения в образовательный процесс зависит результат обучения ребенка [1, 3, 11].
Изложение основного материала статьи. Цель нашего исследования- изучить эмоционально- личностные и поведенческие особенности родителей, имеющих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, разработать основные направления их психологического сопровождения.
Исследования Н.А. Анисимовой, Е.Е. Ермакович, Л.М. Зальцман, В.В. Ткачевой и др. показывают, что матери, имеющие детей с нарушениями развития, часто имеют эмоциональные отклонения, поведенческие нарушения и личностные особенности, не способствующие благоприятному исходу в развитие нарушенного ребенка.
Велись изучение материнского отношения к детям, имеющим нарушения зрения С.А. Хорош, Э.А. Гафуровой, А. Шариповой, В.В. Гудонис и др.; имеющим нарушения слуха Е.А.Савиной, О.Б. Чаровой; имеющим интеллектуальные нарушения Е.А. Савиной, О.Б. Чаровой, А.Г. Московкиной; Е.М. Мастюковой, Л. Хайртдиновой и др.; имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата В.В. Ткачевой [12].
По мнению В.В. Ткачевой, рождение в семье ребенка инвалида не может не сказаться на эмоциональном благополучии семьи и именно материнская любовь обуславливает принятие особенного ребенка семьей. Исследуя матерей детей с особенностями развития, она выявляет общие закономерности психического сотояния матерей: 93% матерей имеют повышенную ситуативную и личностную тревожность, даже воспитывающих подростков с ОВЗ у матерей сохраняется чувство вины (67%) и страх за его здоровье (43%), преобладает позитивное отношение к понятию «работа» по отношению к понятию «семья» (70%); матери склонные к гиперпротекции обнаруживают показатели личностной незрелости, как следствие имеют склонность к мистификации, неадекватную самооценку, внушаемость, трудности выбора и перекладывание ответственности, проявляют склонность к вторичным выгодам и переносят этот аспект на супружеские отношения. Погружаются в самоизоляцию, объясняя позицию разными причинами, которые сформированны многообразием материнских страхов.
Привыкая к определенной схеме обслуживания ребенка матери исключают возможность развития и взросления ребенка, объясняют стремлением позаботиться о нем. Чаще всего они выбирают симбиотическую позицию, что рассматривается исследователями как потворствующая гиперпротекция.
Исследования матерей по отношению к реабилитации, имеющих школьников с ОВЗ выявляют наиболее часто встречающийся тип матерей: невротический, психосоматический и авторитарный [12].
Наибольшая категория материнской позиции - псевдосотрудничество (40%), эффективная позиция сотрудничества обнаруживается у 20% матерей, 13% родительниц занимают позицию соперничества (считаются только со своим мнением).
К подростковому возрасту у матери особенного ребенка формируется эмоциональный портрет враждебной и директивной матери из-за длительного психического истощения, отсутствия навыков эффективных отношений в семье, разрушенных образов родительской и женской роли, на месте которых отсутствуют здоровые позиции.
В психокоррекционной работе В.В. Ткачева предлагает дифференциальный подход к матерям, разделяя их на несколько типов:
- психосоматические матери не стремятся обучить ребенка доступным ему сферам деятельности, им проще выполнять всю доступную деятельность за ребенка, тяжело переживают проблемы ребенка. Их не стоит излишне нагружать домашней и учебной деятельностью;
- невротические матери отличаются сниженной критичностью, большим количеством психологических защит и занимают иждивенческую позицию, считая, что их ребенка должны всему обучить педагоги. Их необходимо обучать всему непосредственно на уроке, поддерживая и поощряя;
- авторитарные матери бывают наиболее сложны для сотрудничества, вначале контакта демонстрируют неадекватные реакции, могут разговаривать на повышенных тонах, но также, как и предыдущие типы матерей не стремятся самостоятельно обучать ребенка. У них, как правило, отсутствует адекватная родительская позиция, выражающаяся либо в гипоопеке, либо в потворствующей гипопротекции. По наблюдениям специалистов, именно эта категория матерей становится наиболее способной к обучению своего ребенка, но ей приходится объяснять недопустимость наказания ребенка в процессе обучения и неэффективность подобного отношения в целом.
В отечественной психологии проводились исследования, которые демонстрируют эмоциональное отвержение матерью. Л.Р. Хайртдинова изучала матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, которые считали своих детей неприспособленными к жизни. Матери испытывали к своим детям гнев, раздражение, находятся в состоянии отчаянья. Эмоциональное отвержение только нарастает в процессе взросления ребенка [12]. Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина в своем исследовании изучают типы отношения матерей к умственно отсталому ребенку. Результатом работы стало выявление сниженной готовности матерей к взаимодействию с ребенком [12].
Исследование О.Б. Чаровой и Е.А. Савиной продемонстрировало преобладание отвержения, склонность к симбиотическим отношениям с ребенком и инфантилизацию ребенка с нарушениями интеллекта. Эмоции матерей дихотичны и неадекватны - от жалости и чрезмерной мягкости до раздражения и равнодушия [10].
Исследование О.Б. Чаровой и Е.А. Савиной направленное на изучение матерей детей с нарушением слуха показало, что матери частично принимают таких детей, но используют гиперконтроль по отношению к детям, считают их несамостоятельными, скучными и пассивными, не стремятся к симбиотическим отношениям [10].
В исследовании С.А. Хорош обнаруживаются различные варианты матерей, как адекватные, так и не адекватные. Адекватное отношение матери к заболеванию ребенка мать воспринимает его как личность, принимая его нарушения зрения, что создает благоприятную обстановку в семье. Неадекватное материнское отношение сопровождается гиперопекой, при неполном принятии ребенка, вызывая раздражение. Мать не стремится к улучшению отношений, что отрицательно сказывается как на развитии ребенка, так и на эмоциональном состоянии матери. Еще один вариант материнской позиции - непринятие дефекта ребенка, сосредотачиваясь на его лечении, упуская возможность развития. Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина исследовали игнорирование интеллектуальных нарушения у слепых детей, создавая неадекватные условия обучения [12].
Л.М. Колпакова и Г.Н. Мухаиметзянова в своем исследовании выявили следующие особенности эмоционально-личностных проявлений матерей, имеющих детей-инвалидов [7]:
- большая часть исследуемых матерей готова преодолевать трудности (61%);
- неготовность преодолевать трудности у 31% матерей;
- для всех матерей свойственно тревожное состояние, страх, ощущение страдания.
Материнское отношение к особенному ребенку определяется высоким уровнем конфликтности (29%), чувства неполноценности (18%) неблагоприятной семейной ситуации (26%). Преобладающий тип матери - амбивалентный, в меньшей степени определяются отвергающий и принимающий тип матери.
Результаты исследований Л.И.Солнцевой и Т.Горячевой демонстрируют склонность к ипохондрическим проявлениям, астенодепрессивным состояниям, проявлению тревожно-сензитивных черт личности, эмоциональной лабильностью. Матери склонны к невротизации, нервно-психическая неустойчивость, трудности социально-психологической адаптации, тенденция к патохарактерологическому развитию личности [9].
В исследовании О.Л. Романовой обнаруживается изменение когнитивной и эмоциональной составляющей материнской позиции, воспитывающих детей с ДЦП. На раннем этапе развития ребенка у матерей наблюдается принятие, но к школьному возрасту позиция матерей меняется в сторону отвержения [9].
Исследование Л.М. Колпаковой и Н.Н. Шароновой показало наличие тревоги, страха, страдания у 82% матерей, в связи с неудовлетворенностью значимых потребностей в активности, самовыражении, успешности. Компенсаторные реакции проявляются в варианте избегания, социальной изоляции, самосохранение, минимилизацию усилий (36%). Родительское самоощущение характеризуется снижением эмоционального фона, отрицанием ребенка, фиксацией на прошлом и будущем [7].
Выводы. На основании вышеизложенного, можно заключить, что родительство - сложная интегральная структура, совмещающая родительские ценности, установки и ожидания, родительские отношения, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания, но самым важным в отношении развития ребенка представляется феномен материнства.
В рамках направления изучающего материнство как обеспечение условий для развития ребенка рассматриваются особенности матери в контексте целей воспитания ребенка: материнские качества, характеристики ее поведения, культурный и социальный уровень, физиологические и эволюционные аспекты материнства. Материнство как часть личностной сферы женщины демонстрирует уровень удовлетворенности женщины своим материнством, который зависит успешности развития ребенка в том числе.
В случае рождения ребенка инвалида в семье возникают сложности в формировании тесной эмоциональной связи матери и ребенка, что не может не отразиться душевном благополучии семьи в целом.
Нарушение психологического климата в семье провоцирует реализацию патологических типов семейного взаимодействия, которые отрицательно сказываются не только на эмоциональном благополучии семьи, но и на успешности развития ребенка, нуждающегося в специальном педагогическом подходе [2, 4].
Литература:
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. - Том 7, № 11. - 2019.
2. Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта // Дефектология, 2006. - № 2. - С. 31-35.
3. Карпушкина Н.В, Конева И.А. Особенности восприятия родителей подростками с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2017. - №2. - С. 1-14.
4. Карпушкина Н.В, Шашаева Е.А. К проблеме межличностного восприятия в системе родитель-ребенок у младших школьников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №3. -С. 272-273
5. Карпушкина Н.В., Варенцова А.Н. Формирование личности в условиях учреждения закрытого типа / Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко. - 2015. - С. 140-143.
6. Карпушкина Н.В., Севрюгина С.С. Особенности межличностного восприятия подростков с нарушениями слуха/ Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко. - 2015. - С. 407- 410.
7. Колпакова Л.М. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида / Л.М. Колпакова, Г.Н. Мухаиметзянова // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы II Междунар. конгр. - Минск: РИТМ, Соц/й проект, 2003. - С. 105-106.
8. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
9. Романова О.Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом / О.Л. Романова // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1988. -№ 9. - С. 109-114.
10. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии, 2002. - № 6. - С. 15-23.
11. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н.И. Особенности я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации // Вестник Мининского университета. - Том 7, № 2. - 2019.
12. Ткачева В.В. Работа психолога с материями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология, 2005. - № 1. - С. 25-35.