Научная статья на тему 'Психологический анализ ситуации «Особого» материнства и направления психолого-педагогической поддержки'

Психологический анализ ситуации «Особого» материнства и направления психолого-педагогической поддержки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА / ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ / DISABLED CHILDREN / FAMILY SUBSYSTEM / PSYCHOTRAUMATIC SITUATION / PSYCHOLOGICAL HELP TO PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Светлана Викторовна

В статье представлен анализ специфики ситуации «особого» материнства на уровне внутрисемейного взаимодействия и экстрасемейной подсистемы, который служит основой для проектирования направлений психолого-педагогической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соловьева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the specifics of the special maternity situation at the level of interfamily interaction and extrafamily subsystem. The above-mentioned analysis serves as a basis for working out the guidelines of the psychological and educational support of disabled children's parents.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ ситуации «Особого» материнства и направления психолого-педагогической поддержки»

С.В. Соловьева ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СИТУАЦИИ «ОСОБОГО» МАТЕРИНСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семейная система, психотравмирующая ситуация, психологическая помощь родителям.

Keywords: disabled children, family subsystem, psychotraumatic situation, psychological help to parents.

Аннотация: В статье представлен анализ специфики ситуации «особого» материнства на уровне внутрисемейного взаимодействия и экстрасемейной подсистемы, который служит основой для проектирования направлений психолого-педагогической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аbstract: The article deals with the specifics of the “special” maternity situation at the level of interfamily interaction and extrafamily subsystem. The above-mentioned analysis serves as a basis for working out the guidelines of the psychological and educational support of disabled children’s parents.

Психологические условия семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья считаются критическими, так как переживание нарушений в развитии у ребенка является для родителей длительно действующим психотравмирующим фактором. Ситуация «особого» материнства оказывает влияние на личностные особенности родителей, обусловливает поведение матери, ее отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и воспитательную позицию. В этой связи формирование целостного представления о ситуации «особого» материнства (дети с психофи-

зическими нарушениями) выступает как предмет психологического анализа и психолого-педагогической практики. По данным зарубежных исследований, около 38 % матерей детей с различными отклонениями в развитии страдают депрессией, что значительно выше средних показателей среди населения. При этом от 37 до 48 % матерей объясняют наличие стресса недостатком поддержки и неравным распределением ролей в семье [2]. Общероссийская статистика по проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, достаточно скудна. В ряде исследований отмечается, что более 50 % семей, имеющих детей с различными психофизическими нарушениями, распадаются на этапе столкновения родителей с информацией о том, что ребенок имеет отклонение в состоянии здоровья. В подавляющем большинстве случаев отец уходит из семьи [1, 3]. Приведенные статистические данные свидетельствуют об актуальности изучаемой нами проблемы.

В последние десятилетия отмечается рост заинтересованности специалистов в изучении материнского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что связано, на наш взгляд, с возрастающей актуальностью проблемы. В то же время исследования немногочисленны и охватывают отдельные аспекты проблемы. В своей работе мы опираемся на анализ ряда научных исследований по вопросам изучения семей, воспитывающих детей с психофизическими недостатками, а также собственный опыт работы в данном направлении.

Исследования, посвященные изучению ситуации «особого» материнства (дети с ограниченными возможностями здоровья), можно систематизировать следующим образом:

- изложение специфики проведения полисубъектной диагностической процедуры семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (А.С. Спиваковская, 1981; В.В. Ткачева, 2006, 2007 и др.);

- психологический анализ личностных качеств родителей, их эмоциональной и поведенческой сфер, специфики социальной адаптации матерей, воспитывающих умственно отсталых детей (Р.Ф. Майрамян, 1976; А.Р. Маллер, 1995; О.Б. Чарова, Е.А. Савина, 1999; Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Е.В. Михайлова, 2002; Ю.А. Разенкова, 2008 и др.);

- психологическое изучение личностных особенностей матерей, материнской позиции, типов матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом (О.Л. Романова, 1988; В.^И. Чавес, 1993; Н.А. Шаронова, Л.М. Колпакова, 2003; И.В. Добряков, Е.В. Крыжко, 2004; В.В. Ткачева, 2004, 2005; Н.Е. Карпова, Т.А. ^рекалова, 2005 и др.);

- изучение психологических особенностей родителей детей с синдромом раннего детского аутизма (O.C. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1997, 2005; Л.С Печникова, 1998 и др.);

- исследование особенностей семейной ситуации детей и подростков с сенсорными нарушениями (Т.Г. Богданова,

Н.В. Мазурова, 1998; А.Р. Шарипова, З.Ф. Гафурова, 1998;

A.М. Витковская, 2003; Т.Л. Крюкова, М.В. Cапоровская, Е.В. Куфтяк, 2005; А.Ю. Хохлова, 2007 и др.);

- анализ специфики микроклимата в семьях с детьми с врожденной челюстно-лицевой патологией (А.В. ^аршинова, 1999; E.C. Набойченко, 2004 и др.);

- изучение микроклимата в семьях детей с тяжелыми нарушениями речи (Г.А. Волкова, 1999 и др.);

- описательный анализ стадий психологический адаптации родителей к наличию недостатка у ребенка (Торнбал, 1986; Schuchardt, 1987; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; Т.Г. Горячева, И.А. ^лнцева, 2005; Г.А. Карпова, 2006; М.П. Краузе, 2006);

- раскрытие содержания и направлений психологопедагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (М.М. Cемаго, 1992;

B.В. Ткачева, 2000, 2004, 2005, 2007; М.А. Беляева, И.Е. Кузнецов, 2001; Н.Л. Белопольская, 2002; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2001; Ю.А. Климова, 2001; Г.А. Мишина, 2001; C.A. Завражин, Л.К. Фортова, 2005; Е.А. ^ребелева, А.В. Закрепина, 2004, 2005, 2009; М.П. Краузе, 2006 и др.).

Cемья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается в контексте нашего изложения с позиции системного подхода, который позволяет целостно анализировать систему семейного взаимодействия и проектировать направления работы с семьей. Cогласно основным положениям системного подхода, изменения в состоянии здоровья кого-либо из членов семьи не могут не оказы-

вать влияния на других ее членов. Соответственно, если изменяется один член семьи, то изменения претерпевают и остальные ее члены, влияя изменениями на первого.

Помимо идей системного подхода, при анализе ситуации «особого» материнства следует опираться на концепцию семейного стресса. Согласно данной концепции, семейный стресс трактуется как давление или напряженность внутри семейной системы, которые нарушают семейную устойчивость. Но семья должна быть развивающей средой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и в этой связи возникает вопрос о том, может ли семья, члены которой испытывают целый спектр воздействий, имеющих хронический стрессовый характер, стать адекватной средой развития ребенка с психофизическим недостатком?

С целью поиска ответа на поставленный вопрос, проведем анализ психологических особенностей ситуации «особого» материнства на нескольких уровнях: уровне личности и эмоционально-волевой сферы матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья, уровнях внутрисемейного и внесемейного взаимодействий. Рождение ребенка с отклонениями в развитии серьезно нарушает функционирование семейной системы на всех обозначенных уровнях. При этом, согласно системному подходу к рассмотрению заявленной проблемы, нарушение хотя бы одного из уровней вызывает качественные изменения и во всех остальных.

Анализ особенностей материнской ситуации ребенка с ограниченными возможностями здоровья на уровне личности и эмоционально-волевой сферы позволяет сделать вывод о том, что мать испытывает большое количество переживаний, связанных с болезнью ребенка, чувством вины за его заболевание, тревогой в отношении его будущего. Как следствие, имеет место высокий уровень тревожности, сниженный фон настроения, подавленность. По причине несоответствия реального материнского статуса общепринятым ожиданиям может иметь место неудовлетворенность ролью матери, что не позволяет женщине в полной мере реализовывать воспитательную функцию. Помимо этого, возможны самообвини-тельные реакции или поиск виноватых, что может привести к формированию негативного мироощущения. Как самообвинительные реакции, так и поиск виноватых не являются конструктивной позицией матери и не приводят к преодолению психологических трудно-

стей. Имеют место затруднения в реализации ряда потребностей, таких, как потребность в общении, профессиональной самореализации, продолжении рода.

В процессе кризисного переживания мать испытывает пять наиболее характерных психологических реакций, связанных с действием психотравмирующей ситуации вследствие рождения ребенка с психофизическим нарушением: шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие. Данные реакции образуют симптомокомплекс, проявляющийся как следствие действия психологической травмы. Начало кризисного переживания матери и других членов семьи установить достаточно сложно, это связано с тем, в какой возрастной период у ребенка диагностировано заболевание. Так, по данным зарубежных исследований, детям с множественными нарушениями в развитии диагноз ставится примерно через 7 месяцев после рождения, у детей с физическими отклонениями - в среднем через 9,7 месяца, у детей с психическими нарушениями - через 15,6 месяца [2]. Следовательно, процесс кризисного переживания у матери, запускаемый в связи с постановкой диагноза ребенку, может начинаться в различные периоды жизни ребенка и протекать в соответствии с перечисленными этапами.

В зависимости от индивидуально-типологических характеристик, исследователи выделяют несколько типов матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: матери авторитарного, невротического и психосоматического типов (В.В. Ткачева, 2005). Учет в процессе работы с родителями представленной типологии матерей позволяет дифференцировать содержание и направленность психолого-педагогических мероприятий. Анализ психологических особенностей материнской ситуации на уровне внутрисемейного взаимодействия позволяет дать характеристику данного уровня применительно к супружеской подсистеме и подсистемам «мать - ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и «мать - другой ребенок». На уровне супружеской подсистемы имеют место различные ситуации. С одной стороны, рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья может служить фактором сплочения супругов, когда члены семьи объединяются и направляют усилия на оказание помощи ребенку. С другой стороны, в отношениях родителей ребенка-инвалида могут нарастать негативные тенденции, связанные с переживанием наличия

недостатка в развитии, и приводить к постепенному ухудшению обстановки в семье и распаду семейной системы [9]. Как показывают результаты исследований, в российских семьях детей с ограниченными возможностями здоровья превалирует второй вариант динамики семейной системы.

На уровне подсистемы «мать - ребенок с ограниченными возможностями здоровья» можно проследить различные варианты взаимодействий. Это может быть гиперопека, эмоциональное отвержение, игнорирование недостатка в развитии у ребенка, представление о бесперспективности развития ребенка, инвалидизация и инфантилизация ребенка. Перечисленные варианты родительского отношения определяют характер взаимодействия матери с ребенком, которое не выступает в качестве стимулирующего развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Оптимальным вариантом является принятие матерью недостатка в развитии ребенка и, как следствие, адекватная оценка тяжести нарушения и потенциальных возможностей ребенка в обучении. В то же время может иметь место стремление матери получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий, спонсорской помощи и др. Таким образом, мать выражает иждивенческую позицию, которая в подавляющем большинстве случаев усваивается детьми с ограниченными возможностями здоровья как модель поведения. Безусловно, подобная позиция не способствует успешной социальной адаптации и интеграции в общество ребенка с психофизическим нарушением.

На уровне подсистемы «мать - другой ребенок» варианты взаимоотношений также могут быть различными. Матери следует по возможности равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Значительное внимание к ребенку с ограниченными возможностями здоровья может негативно сказаться как на взаимоотношениях матери со здоровым ребенком, так и на отношении ребенка с нормативным развитием к брату или сестре с отклонением. В случае если ребенок с нормативным развитием является старшим, может иметь место перекладывание на него части родительских обязанностей по уходу и воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В любом случае опыт проживания в семье с братом или сестрой с психофизическим недостатком может

быть как позитивным, так и негативным, что зависит от особенностей построения родителями взаимоотношений в семье.

На уровне экстрасемейной подсистемы также можно проследить ряд изменений. Родители могут испытывать чувство страха перед общественным мнением в отношении ребенка с отклонением в развитии в силу опасений по поводу того, что ребенок станет носителем определенного клейма, бояться чрезмерного негатива, общественных стереотипов или слишком жалостливого отношения. В этой связи имеет место сужение социальных контактов, особенно на этапе столкновения с фактом наличия нарушения в развитии у ребенка. Мать очень чувствительна к реакции социального окружения на проблему семьи. Наличие в семье ребенка с нарушением развития ощущается как позор, и это делает такую семью чувствительной, и даже мнительной, по отношению к окружающим, что, в свою очередь, поддерживает ощущения отверженности и позора. Кроме того, характерным признаком семьи, где есть ребенок с нарушением, является особый психологический конфликт, возникающий у ее членов, так как под влиянием общественного мнения они чувствуют себя ответственными за поведение ребенка с ограниченными возможностями здоровья [9].

Анализ научных исследований свидетельствует о том, что характер и степень субъективного отношения к ситуации «особого» материнства определяются различными факторами и, прежде всего, личностью самого родителя как субъекта взаимодействия. В качестве таких факторов можно рассматривать следующие характеристики матери: пол (тот же, что и у ребенка или противоположный); возраст (несовершеннолетняя мать, родитель позднего ребенка); темперамент и личностные особенности родителя (активный, терпеливый, вспыльчивый, властный, сдержанный); религиозность; национально-культурная принадлежность; социальное положение; профессиональная принадлежность; уровень общей и педагогической культуры и другие. Не последнее место в структуре материнских переживаний занимает характер и степень выраженности нарушения развития у ребенка, длительность течения заболевания, возможность обратимости имеющихся нарушений.

Представленный анализ ситуации «особого» материнства служит основой для проектирования направлений и форм работы с матерями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями

здоровья. Особое внимание при организации данной работы следует уделять родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, так как общепризнанным является положение о зависимости результативности коррекционной работы от времени оказания пси-холого-педагогической помощи ребенку и его семье.

В качестве основных задач работы с матерями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, мы рассматриваем следующие: организация

информационно-просветительской работы для преодоления дисгармонии детско-родительских и супружеских отношений; осуществление диагностической работы по выявлению типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям с нарушениями в развитии; проведение комплексной коррекционной работы с семьей для восстановления здоровых отношений между ее членами и преодоления имеющихся отклонений в семейном воспитании.

При этом в организации сотрудничества с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья является важным соблюдение принципа меры, один из аспектов которого состоит в том, что образовательная и воспитательная - лишь немногие из функций, которые выполняют родители. В подобных семьях имеет место расширение семейных функций за счет необходимости реализации коррекционно-компенсирующей направленности воспитания. Перегрузка этих функций может повлиять на качество выполнения других, не менее важных. Следовательно, работу с матерями детей с ограниченными возможностями здоровья следует организовать таким образом, чтобы она не стала дополнительным источником стресса. Обозначенная позиция будет способствовать повышению активности родителей в процессе реабилитации ребенка.

Нормативно-правовыми основаниями, обосновывающими важность и необходимость включения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационный процесс в качестве равноправных его субъектов, являются Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании» и др. Так, согласно пункту 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами и несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, духовном и нравственном раз-

витии своих детей. Пункт 5 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» гласит, что родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. Указанные положения целесообразно рассматривать в качестве отправной точки сотрудничества специалистов с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, необходимо строить работу, основанную не на подмене семьи и выполнении части родительских функций, а на расширении возможностей участия родителей и, в частности, матерей в коррекционно-педагогическом процессе посредством их приобщения к активному включению в решение проблем собственного ребенка.

Принимая во внимание представленные выше задачи работы с семьей, основными направлениями взаимодействия специалистов с родителями детей с отклонениями в развитии являются: изучение особенностей внутрисемейных взаимодействий, недостатков и сильных сторон семейного воспитания; повышение веры в возможность достижения позитивного результата в развитии, обучении и воспитании ребенка, организация «ситуации успеха» для ребенка и его родителей; создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; преодоление неконструктивных форм поведения родителей; информирование родителей об особенностях и проблемах ребенка; формирование и поддержка позитивного стиля взаимодействия с ребенком; обучение родителей коррекционным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; расширение контактов семьи, преодоление социальной изоляции; оказание информационной помощи в вопросах организации образования ребенка с отклонением в развитии, получения социальной помощи; коррекция детско-родительских отношений и психологического состояния родителей.

Реализация перечисленных направлений деятельности и ее качество обеспечиваются систематической согласованной работой специалистов образовательного учреждения с ребенком с нарушением в развитии и членами его семьи. Вместе с тем представляется необходимой оптимизация работы с родителями и, в частности матерями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в плане совершенствования системы взаимодействия

специалистов, принимающих участие в процессе реабилитации де-тей-инвалидов и их родителей.

Общеизвестным является тот факт, что семья находится в фокусе межведомственной деятельности учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Следовательно, необходима разработка и реализация программ психологопедагогической поддержки матерей детей с ограниченными возможностями здоровья, так как разрозненные действия специалистов различных ведомств до настоящего времени не привели к изменению ситуации в отношении к данной категории родителей. Подобного рода программно-целевые мероприятия следует основывать на анализе реальных семейных затруднений, потребностей и ресурсов их решения.

Нуждается в переориентации система психолого-

педагогической помощи матерям детей с ограниченными возможностями здоровья в направлении обучения родителей методам коррекции отклонений в развитии детей. Данное положение заложено в содержании нормативных правовых актов [4]. В настоящее время происходит сдвиг акцента при организации помощи родителям детей с отклонениями с денежных выплат на оказание адресной пси-холого-педагогической поддержки с опорой на семейные ресурсы. В этой связи перед сотрудниками образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения встает задача внедрения новых форм взаимодействия с родителями и программно-методического обеспечения данной деятельности.

Таким образом, психологический анализ ситуации «особого» материнства с позиции современных исследований в области психологии и педагогики позволяет сформулировать следующие выводы:

- в качестве концептуального поля для изучения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и проектирования направлений их психолого-педагогической поддержки выступают основные положения системного подхода и Теории семейного стресса;

- процесс переживания матерями психотравмирующей ситуации, связанный с наличием у ребенка отклонения в развитии, может проходить в различные сроки и существенным образом отражается на качестве функционирования всех уровней семейной системы, как внутрисемейной, так и экстрасемейной подсистем;

- в силу того, что семья является средой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а создают данную среду родители, система психолого-педагогической поддержки должна предусматривать не только оказание помощи детям с психофизическими недостатками, но и значительный спектр услуг их родителям и другим членам семьи;

- в основе организации психолого-педагогической поддержки матерей детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей лежит детальное изучение специфики семейной ситуации, потребностей членов семьи и выявления возможностей опоры на внутрисемейные и внесемейные ресурсы;

- система психолого-педагогической поддержки матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, должна претерпеть изменения в направлении поиска путей мобилизации ресурсов семьи и нормализации условий семейного функционирования.

1. Корельская, Н.Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок : книга для родителей детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Г. Корельская. - М. : Советский спорт, 2003. - 232с. - ISBN 585009-786-4.

2. Краузе, М.П. Дети с нарушениями развития : психологическая помощь родителям : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Краузе ; пер. с нем. К.А. Назаретян ; науч. ред. Н.М. Назарова. -М. : изд-во «Академия», 2006. - 208с. - ISBN 5-7695-2655-6.

3. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними [Текст] / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. - СПб. : Речь, 2005. - 240с. - ISBN 5-926-803-829.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.02.2009 № 06-100 «О психолого-педагогической поддержке семей с детьми-инвалидами».

5. Приложение к письму Минобразования России от31.01.2001 № 90/30-16 «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей».

6. Психология семьи и больной ребенок : хрестоматия [Текст] / авт.-сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2007. -400с. - ISBN 5-9268-0560-0.

7. Рыженко, И.В. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи [Текст] / И.В. Рыженко, М.С. Карданова // Мир психологии. - 2003. - № 3. - С. 242-245.

8. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование [Текст] / В.В. Ткачева. - М. : изд-во «Книголюб», 2007. - 144с. - ISBN 978-5-905444-50-2.

9. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] /

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 1999. - 656с. - ISBN 978-5-91180-838-9.

10. Юртайкин, В.В. Семья и ребенок с «особыми нуждами» [Текст] / В.В. Юртайкин, О.Г. Комарова // Школа здоровья. - 1996. -№3. - С. 36-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.