2. Бичева, И.Б. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей / И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2 (38). - С. 190-203.
3. Горина, Е.Е. К вопросу формирования профессионально-важных качеств у будущих работников в период их обучения: результаты эмпирического исследования / Е.Е. Горина, М.А. Саулина // Социальные отношения. - 2016. -№4(19). - С. 121-129.
4. Данич, О.В. Коммуникативная компетентность воспитателя дошкольного учреждения / О.В. Данич, Н.В. Крицкая, А.Ф. Солодкова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2016. - № 1 (3). - С. 46-49.
5. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
6. Карелина, Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей / Е.В. Карелина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - №5. - С. 107-111.
7. Красильникова, Л.В., Игровые тренинги в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, Н.С. Карабанова // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 11 (28). -С. 75-83.
8. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивные подходы) / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 2001. - 312 с.
9. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2013. - 368 с.
10. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина// Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 4. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-13
Психология
УДК 159.944
старший преподаватель кафедры физического воспитания Гончарова Елена Викторовна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Тимохина Татьяна Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ И РЕЖИМА ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье освящены различные аспекты протекания адаптации студентов - первокурсников в зависимости от их психических состояний и двигательного режима. Выполнен обзор литературных источников по изучаемому направлению, проведено психодиагностическое исследование психических состояний студентов-первокурсников и дальнейшая обработка полученных данных с помощью математико-статистических данных. Основа первоначальной гипотезы состоит в том, что первокурсник во время адаптации к вузу испытывает определенный стресс. Процесс привыкания к условиям вуза, преподавателям, новым требованиям может быть значительно облегчен, если изучить и использовать в образовательном процессе материал, полученный в результате исследования психических состояний студентов, существенно влияющих на адаптацию к учебной деятельности. Теоретически обобщено, что адаптация представляет собой сложный многоуровневый процесс, включающий в себя множество компонентов, взаимосвязанных между собой, главным из которых является психофизическое здоровье. Организация эффективного адаптационного процесса студента - первокурсника в полисубъектной образовательной среде является одной из первостепенных задач учебного заведения. Психофизическое здоровье рассмотрено как интегральная характеристика, где оба показателя: физическое и психическое здоровье взаимосвязаны. Для улучшения психического здоровья необходимо влиять на физическое, которое прямо пропорционально объему двигательной активности человека. С опорой на многочисленные исследования в статье утверждается, что физически активные люди обладают более низким уровнем тревожности, стрессоустойчивы, социально активны, работоспособны и общительны. Эксперимент направлен на доказательство гипотезы о том, что уровень психического здоровья прямо пропорционален здоровью физическому, зависящему от регулярности и объема двигательной активности. Улучшая соматическое здоровье студента - первокурсника, обеспечивая ему необходимый двигательный режим, можно положительно влиять на протекание его психических процессов, в том числе и на возможности адаптации его к обучению. Сделаны выводы о повышенном объеме двигательной активности у юношей, чем у девушек. Показатели психических состояний первокурсников находятся в прямой зависимости от того, на сколько часто они занимаются физической культурой и спортом. Психастенические характеристики значительно возрастают со снижением физической подвижности студентов. Высоким уровнем нервно-психической неустойчивости обладают студенты с низким объемом физической активности. Уровень невротизации студентов, относящихся к группам I и II значительно ниже того же показателя студентов группы III.
Ключевые слова: студент, адаптация, психические состояния, двигательная активность, исследование.
Annotation. The article deals with various aspects of the course of adaptation of first-year students, depending on their mental states and motor regimen. A review of literary sources in the field under study was carried out, a psychodiagnostic study of the mental states of first-year students was carried out and further processing of the data obtained using mathematical and statistical data. The basis of the initial hypothesis is that a freshman experiences a certain amount of stress while adapting to a university. The process of getting used to the conditions of the university, teachers, new requirements can be greatly facilitated if you study and use in the educational process the material obtained as a result of studying the mental states of students, which significantly affect adaptation to educational activities. Theoretically, it is generalized that adaptation is a complex multi-level process that includes many interrelated components, the main of which is psychophysical health. The organization of an effective adaptation process of a first-year student in a multi-subject educational environment is one of the primary tasks of an educational institution. Psychophysical health is considered as an integral characteristic, where both indicators: physical and mental health are interconnected. To improve mental health, it is necessary to influence the physical, which is directly proportional to the amount of human physical activity. Based on numerous studies, the article states that physically active people have a lower level of anxiety, are stress-resistant, socially active, efficient and sociable. The experiment is aimed at proving the hypothesis that the level of mental health is directly proportional to physical health, which depends on the regularity and volume of physical activity. Improving the somatic health of a first-year student,
providing him with the necessary motor regime, it is possible to positively influence the course of his mental processes, including the possibility of adapting him to learning. Conclusions are drawn about the increased volume of motor activity in boys than in girls. Indicators of the mental state of first-year students are directly dependent on how often they go in for physical culture and sports. Psychasthenic characteristics increase significantly with a decrease in the physical mobility of students. Students with a low amount of physical activity have a high level of neuropsychic instability. The level of neuroticism of students belonging to groups I and II is significantly lower than the same indicator of students of group III.
Key words: student, adaptation, mental states, motor activity, research.
Введение. Вопросы зависимости психических состояний человека от различных факторов окружающего микросоциума активно разрабатываются в современной науке и практике. Исследования зависимостей, обусловленных наличием или отсутствием физической активности в современном мире весьма востребованы. Актуальность проведенного исследования обусловлена теми фактами, что первокурсник во время адаптации к вузу испытывает определенный стресс. Процесс привыкания к условиям вуза, преподавателям, новым требованиям может быть значительно облегчен, если изучить и использовать в образовательном процессе материал, полученный в результате исследования психических состояний студентов, существенно влияющих на адаптацию к учебной деятельности.
Цель исследования: проследить взаимосвязь двигательной активности студентов-первокурсников и её влияние на психическое состояние.
Объект исследования - психическое состояние первокурсника и его адаптированность к образовательной деятельности в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - степень зависимости объема двигательной активности студента и его психических состояний на адаптацию к условиям вуза.
Задачи исследования:
1. По результатам изучения передового опыта исследований в области педагогики и психологии отобрать методики, способные выявить взаимосвязь психических состояний и уровня физической подготовленности студентов.
2. Выполнить исследование в условиях вуза.
3. Проанализировать результаты, полученные путем сравнения показателей психических состояний студентов-первокурсников с различным уровнем физической активности.
3. Сделать выводы о взаимосвязи психических состояний и степени физической подготовленности студентов-первокурсников.
Для решения поставленных задач был выполнен обзор литературных источников по изучаемому направлению, проведено психодиагностическое исследование психических состояний студентов-первокурсников и дальнейшая обработка полученных данных с помощью математико-статистических данных.
Исследованиями в области психических состояний занимались такие отечественные ученые, как Левитов Н.Д. [3], Ловягина А.Е. [5], Прохоров А.О. [8], Сосновикова Ю.Е. [6] и др. Изучением проблем физической культуры известны Лесгафт П.Ф. [4], Бальсевич В.К. [1], Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. [2] и др. Борониной Л.Н., Вишневским Ю.Р., Дидковской Я.В., Минеевой С.И. [7] и другими учеными рассмотрены вопросы адаптации студента-первокурсника. В наших предыдущих исследованиях данный вопрос рассматривался в контексте подготовки к работе с особыми обучающимися [8].
Изложение основного материала статьи. В современном мире, при тотальном снижении уровня физической активности человека, физическую культуру и спорт необходимо рассматривать как главные факторы, возможностью которых является улучшение, укрепление и сохранение здоровья населения. Из этого следует, что регулярные занятия физической культурой способны повысить работоспособность и адаптационные возможности студента - первокурсника.
По определению Всемирной организации здравоохранения под понятием здоровье человека принято подразумевать интегративное состояние полного душевного, социального и физического благополучия и комфорта.
Учитывая то, что состояние здоровья молодежи снижается, вследствие молоподвижного образа жизни, из-за активного общения в социальных сетях, возникает вопрос: «Как быстрее и легче пройти сложный адаптационный процесс студентам-первокурсникам к образовательной деятельности в вузе»?
Адаптация представляет собой сложный многоуровневый процесс, включающий в себя множество компонентов, взаимосвязанных между собой, главным из которых является психофизическое здоровье первокурсника. От уровня адаптационных возможностей молодого человека зависти успешность его дальнейшего обучения.
Организация эффективного адаптационного процесса студента - первокурсника в полисубъектной образовательной среде является одной из первостепенных задач учебного заведения.
Психофизическое здоровье - интегральная характеристика, где оба показателя: физическое и психическое здоровье взаимосвязаны. Из этого следует, что для того, чтобы улучшить психическое здоровье, надо влиять на физическое, которое прямо пропорционально объему двигательной активности человека.
Научно-технические прогресс, зачастую приводит к гиподинамии - снижению степени физической активности человека, ухудшая тем самым его здоровье.
Гиподинамия становится причиной преждевременного старения организма. Многочисленные исследования доказывают, что биологический возраст (функциональные возможности организма или, иначе - возраст тела) малоподвижного человека, значительно выше его календарного возраста. Отсюда следует вывод, что для повышения уровня психофизического здоровья студента-первокурсника, в том числе и его адаптационных возможностей, необходимо привлечь его к здоровому образу жизни. Одним из важных аспектов избавления от гиподинамии, преждевременного старения и привлечения первокурсников к здоровому образу жизни являются регулярные занятия физической культурой, организовать которые возможно в вузе.
Вновь опираясь на многочисленные исследования можно утверждать, что физически активные люди обладают более низким уровнем тревожности, стрессоустойчивы, социально активны, работоспособны и общительны.
Наш эксперимент направлен на доказательство вышеизложенной гипотезы о том, что уровень психического здоровья прямо пропорционален здоровью физическому, зависящему от регулярности и объема двигательной активности. Улучшая соматическое здоровье студента - первокурсника, обеспечивая ему необходимый двигательный режим, можно положительно влиять на протекание его психических процессов, в том числе и на возможности адаптации его к обучению.
Определение уровня психического здоровья студентов - первокурсников с различным двигательным режимом возможно посредством использования психодиагностических методик, направленных на оценку психических состояний.
Особенности протекания сенсорных познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, памяти), а также развитие внимания, мышления, необходимых первокурснику для эффективного усвоения знаний, полностью зависят от психических состояний и отражаются на качестве учебной деятельности и его поведенческих реакциях.
На начальном этапе исследования для проведения экспериментальных действий студенты-первокурсники были распределены на группы в зависимости от их отношения к занятиям физкультурой.
Группа I представлена первокурсниками, ответственно относящимися к занятиям физической культурой и собственному здоровью. Это студенты с активным образом жизни и высокой физической активностью. Её основу составляют студенты - спортсмены. В данную группу также были включены первокурсники, активно занимающимися физической культурой, посещающие в свободное время спортивные учреждения и фитнес-центры «для здоровья». Состав данной группы включил тридцать процентов от общего количества испытуемых.
Группу II составляют обучающиеся, которые имеют средний уровень мотивации к овладению физическими навыками и здоровьесбережению. Они практически не пропускают учебных занятий по физической культуре, но делают это в связи с необходимостью хорошего обучения и получения отметок. В домашних условиях и в свободное время данная группа первокурсников не посещает спортивные мероприятия, зачастую не делают зарядки по утрам. Группа была определена в составе тридцать девять процентов от общего количества испытуемых.
Студенты - первокурсники - представители определенной нами III группы имели низкую мотивацию для занятий физической культурой и сохранения собственного здоровья. Основу группы составляли освобожденные от практических занятий физической культурой первокурсники. В начале обучения в вузе наблюдалось неудовлетворительное состояние здоровья многих членов данной группы, которая составила тридцать два процента.
Экспериментальные действия проводились посредством использования анкетирования, бесед с первокурсниками, психодиагностических методик акцентуации личности (Шпаченко Д.И.) и уровня невротизации и психопатизации (Ласко И.Б., Тонконогий Б.И.). Следует отметить, что студенты на констатирующем этапе исследования старались показать себя с более выгодных позиций, поэтому было решено пронаблюдать за их поведением тогда, когда педагог отлучается из зала, провести более подробное исследование занятий физкультурой в свободное время.
Исследовательская работа включила в себя исследование психических состояний 265 студентов-первокурсников. Распределение студентов по группам I, II и III помогло выявить следующую тенденцию: в процентном соотношении количество физически активных юношей значительно превышает тот же показатель у девушек.
Психологические различия между исследуемыми группами были выявлены с помощью Т-критерий Стьюдента и статистического пакета SPSS.
1. По результатам проведенного исследования с использованием методики «Характерологические акцентуации личности и нервно-психическая неустойчивость» следует, что наиболее статистически значимые различия у студентов-первокурсников исследуемых нами групп выявлены по шкалам:
а) психастеническая форма.
средние значения по данной шкале составило:
- в группе I - 8,8;
- в группе II - 12,8;
- в группе III - 15.
Вероятность различий по данной шкале показала следующую градацию:
- группы I - III (р=0,001);
- группы II - III (р=0,04);
- группы I - II (р=0,0007)
б) нервно-психическая неустойчивость.
Средние значения по данной шкале составили:
- у группы I - 27,1;
- у группы II - 34,1;
- у группы III - 34,8.
Ярко выраженная вероятность различий по данной шкале составилпа между группами I - III (р=0,009).
Рост показателей психастенической формы, представленных выше, влечет за собой повышенную тревожность, быструю утомляемость, фиксацию на неудачах, проявление неоправданных страхов, замедляя адаптацию к новой учебной и иной деятельности в полисубъектной образовательной среде, снижая эффективность образовательного процесса.
Различия по шкале нервно-психическая неустойчивость между студентами групп I и III (р=0,009) являются значимыми и указывают на то, что обучающиеся с большим объемом физической активности обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости.
Необходимо отметить, что по шкале экстраверсия - интроверсия тоже имеется закономерность - физически активные студенты обладают более высоким уровнем экстраверсии:
средние значения по данной шкале:
- группа I - 19,6;
- группа II - 19,3;
- группа III - 17,6.
Вероятность различий по данной шкале:
- группы I - III (р=0,02);
- группы II - III (р=0,04)
2. По результатам исследования психоневрологических характеристик студентов-первокурсников, проведенного с помощью опросника «Уровень невротизации и психопатизации» (УНП) выяснилось следующее:
динамика средних значений по шкале «Невротизация»:
- группа I - 42,2;
- группа II - 29,1;
- группа III - 19,6.
Вероятность различий по данной шкале:
- группы I - II (р=0,008);
- группы II - III (р=0,006);
- группы I - III (р=0,000).
динамика средних значений по шкале «Психопатизация»:
- группа I - 7,5;
- группа II - 3,1;
- группа III - 1,2.
Вероятность различий по данной шкале выражена не ярко
Исходя из интерпретации авторами опросника следует, что, чем ближе показатель характеристики находится к 0, тем более высокий уровень невротизации и психопатизации показывают студенты.
Выводы:
1. По результатам распределения студентов на группы, в зависимости от режима их физической активности выяснилось, что объем двигательной активности у юношей, значительно выше, чем эта же характеристика у девушек.
2. Показатели психических состояний первокурсников находятся в прямой зависимости от того, на сколько часто они занимаются физической культурой и спортом, т.е. от объема их двигательной активности (чем больше объем физических нагрузок, тем лучше показатели психических состояний).
3. Психастенические характеристики значительно возрастают со снижением физической подвижности студентов.
4. Студенты-первокурсники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, по шкале экстраверсия имеют высокие показатели.
5. Высоким уровнем нервно-психической неустойчивости обладают студенты с низким объемом физической активности.
6. Уровень невротизации студентов, относящихся к группам I и II значительно ниже того же показателя студентов группы III.
Результаты исследования подтверждают нашу гипотезу и свидетельствуют о том, что успешной адаптации студентов-первокурсников в полисубъектной образовательной среде можно добиться, повысив объем их двигательной активности, тем самым улучшив показатели физического здоровья, которое, в свою очередь, изменяет в положительную сторону психические состояния. Таким образом возможно достижение главной цели - повышение уровня здоровья, составляющими которого являются физическое, психическое и социальное благополучие студента.
Литература:
1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - Москва: Альфа. - М: ИНФРА-М, 2006
3. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Проф. Н.Д. Левитов; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва: Просвещение, 1964. - 344 с.
4. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт; [Вступ. ст. И.Н. Решетень; АПН СССР]. - М.: Педагогика, 1988. - 398 с.
5. Ловягина, А.Е. Психические состояния человека: учеб. Пособие / А.Е. Ловягина. - СПб: СПбГУ, 2014. - 120 с.
6. Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. Проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - 608 с.
7. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: Пособие для студентов и учителей / Ю.Е. Сосновикова. - Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с.
8. Тимохина, Т.В. Социокультурная среда профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т.В. Тимохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 3 (130). - С. 146-155.
Психология
УДК 159.9
аспирант Гусева Алёна Юрьевна
Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Стерлитамак); кандидат психологических наук, доцент Малолеткова Анна Васильевна
Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Стерлитамак)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИХ УБЕЖДЕНИЕМ В САМОЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация. Некоторые исследования показали связь между эмоциональным интеллектом и убеждениями в самоэффективности педагогических работников. Эмпирические данные показывают, что почти каждое измерение жизни людей затронуто убеждениями в самоэффективности, и образовательная среда не является исключением. Данное исследование было направлено на изучение этой связи среди педагогов дошкольных образовательных организаций. Поскольку, как утверждают отдельные исследователи, убеждения в самоэффективности зависят от контекста, природа этих отношений может оказаться совершенно иной для педагогов дошкольных образовательных организаций. Так как условия детского сада отличаются от условий школы, характер взаимоотношений между воспитателями и их воспитанниками также может быть разным. Обзор литературы о связи между эмоциональным интеллектом и убеждением в самоэффективности педагогов показывает, что почти во всех исследованиях, проведенных до сих пор, изучались отношения между учителями в школьном образовании. Ни одно исследование на сегодняшний день не рассматривало эту связь среди педагогов дошкольных организаций. В настоящем исследовании приняли участие 100 педагогов. Участники должны были заполнить «Шкалу самоэффективности» и ответить на вопросы теста IDR-EIT. По данным был проведен корреляционный и регрессионный анализ. Результаты анализа данных показали, что существует сильная положительная связь между эмоциональным интеллектом и убеждениями в самоэффективности. Исследование доказывает, что те педагоги, которые чувствуют себя более эффективными в своей профессии, обладают более высокими уровнями эмоционального интеллекта. По результатам настоящего исследования, можно сделать вывод, что влияние эмоционального интеллекта педагогов на их убеждения в эффективности является критическим. К тому же убеждение в самоэффективности не зависит от образовательной среды. Кроме того, было обнаружено, что среди пятнадцати компонентов эмоционального интеллекта три субшкалы адаптивности, стрессоустойчивости и межличностных отношений были положительными предикторами убеждений в самоэффективности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, самоэффективность, гибкость; адаптивность; межличностные отношения. Annotation. Some studies have shown a link between emotional intelligence and beliefs in the self-efficacy of teaching staff. Empirical evidence shows that almost every dimension of people's lives is affected by self-efficacy beliefs, and the educational environment is no exception. This study was aimed at studying this connection among teachers of preschool educational organizations. Since, according to some researchers, beliefs in self-efficacy depend on the context, the nature of these relationships