Психолог
Правильная ссылка на статью:
Чижкова М.Б. — Взаимосвязь здоровья студентов-первокурсников с адаптацией к образовательной среде медицинского вуза // Психолог. - 2020. - № 6. - С. 38 - 55. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.6.34409 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34409
Взаимосвязь здоровья студентов-первокурсников с адаптацией к образовательной среде медицинского вуза
Чижкова Марина Борисовна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра "Обучающий симуляционный центр", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
460000, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Ул. Советская, 6
Статья из рубрики "Психология и педагогика"
DOI:
10.25136/2409-8701.2020.6.34409
Дата направления статьи в редакцию:
23-11-2020
Дата публикации:
31-12-2020
Аннотация.
В статье представлены результаты исследования места и роли здоровья в процессе адаптации будущих врачей к образовательной среде медицинского университета. Предметом исследования является взаимосвязь физического и психологического здоровья первокурсников с показателями адаптации и тревожности в вузе. Методология исследования исходит из представления о здоровье как важнейшей детерминанты, обеспечивающей динамическое равновесие между студентами и новыми условиями профессионального становления. Методический инструментарий включал комплекс психологических методик: опросники «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) и «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж. Тейлор), вопросник MOS SF-36 (J. E.Ware, в адаптации Е.И. Шубочкиной с соавт.). Исследование проводилось в течение одного учебного года в два этапа: в октябре 2018 г. и в апреле 2019 г. Общая численность выборки - 120 первокурсников (63 и 57 человек соответственно этапам). Применение многофункционального критерия ф-Фишера, параметрического критерия t-Стьюдента и коэффициента корреляции r-Спирмена, интерпретация и обобщение данных статистического анализа позволили сделать следующие выводы, согласующиеся с поставленной целью и выдвинутыми
Ал
гипотезами: динамика субъективной оценки первокурсниками своего физического и психологического здоровья характеризуется ростом физического и социального функционирования, выносливости, жизненной активности при снижении уровня ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным неблагополучием; взаимосвязи здоровья с показателями адаптации и тревожности наиболее многочисленны в осеннем семестре и минимальны - в весеннем; смещение вектора взаимосвязей с академической на социальную адаптацию, равно как и значительное сокращение числа интеркорреляций, актуализируют проблему динамики детерминирующего влияния здоровья на успешность начального периода обучения. В практическом плане полученные в исследовании данные могут использоваться для разработки теоретико-методических основ сопровождения адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского вуза.
Ключевые слова: студент-первокурсник, физическое здоровье, психологическое здоровье, динамика здоровья, академическая адаптация, социальная адаптация, общий показатель адаптации, динамика адаптации, тревожность в вузе, интеркорреляции здоровья
Введение
Любое современное общество, заботящееся о своем дальнейшем развитии, приоритетной задачей полноценного функционирования определяет охрану здоровья граждан, ибо здоровье - важнейшее условие активной, творческой и полноценной жизни человека, фактор обеспечения экономической безопасности и прогрессивности развития государства. Укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 г. Ш. Особое место в рамках данной программы занимает проблема здоровья подрастающего поколения, в том числе студенчества, являющегося не только представительной группой молодежи нашей страны, но и своеобразным образом обеспечивающего потенциальную политическую и социально-экономическую стабильность государства посредством подготовки высококвалифицированных кадров в специально созданных условиях образовательной среды высших учебных заведений.
Студенты-медики - специфическая категория студенчества, обучение которой протекает в особых условиях: учебная нагрузка, в 2 раза превышающая нагрузку обучающихся немедицинских вузов; взаимодействие с негативно окрашенными знаниями (страдания, болезнь, смерть и т.д.); психоэмоциональное напряжение на практических занятиях «у постели больного», этически насыщенная коммуникация с пациентами и их родственникам и др. На фоне этого у них нередко формируется аддиктивное поведение, проявляющееся в форме курения, употребления алкоголя, психоактивных веществ и т.п. Г2;3;4;5;6;7;8;9;101.
Тем не менее, в сравнении с контингентом технических и гуманитарных специальностей студенты медвузов являются наименее обследованными в социально-гигиеническом
отношении [11'12'13'14'151. Так, анализ и обобщение данных о состоянии здоровья, заболеваемости и образе жизни студентов 37 медицинских вузов России, проводимое с 2010 г. по 2016 г., показали, что на протяжении указанного периода общая заболеваемость студентов выросла на 37,9%, а общая заболеваемость по данным
обращаемости - в 1,6 раза [6, с,6]. В структуре функциональных расстройств наибольший удельный вес имеют нарушения органов зрения, систем пищеварения, кровообращения, эндокринные и обменные нарушения. В структуре хронической патологии лидирующие места занимают болезни органов дыхания (около 18%), костно-мышечной системы, болезни глаза и его придаточного аппарата. Увеличивается и число обучающихся с
заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем Оренбургская область, согласно результатам многолетнего мониторинга, имеет показатели выше среднего по патологиям опорно-двигательного аппарата, болезней глаз и его придаточного аппарата [6, с.7].
Наиболее высокая «здоровьестоимость» учебной деятельности студентов наблюдается на 1-ом курсе обучения в медвузе. Именно это время для многих обучающихся является наиболее стрессогенным, сопряженным со сменой ученического статуса на статус студента и столкновением с массой трудностей различного порядка - от переезда на новое место жительства до осознания того, что обучение в высшей школе принципиально отлично от школьного и к нему нужно своевременно и, главное, успешно адаптироваться.
Адаптация к образовательной среде вуза - одна из серьезных проблем психологической теории и практики, привлекающая к себе внимание большого количества отечественных и зарубежных специалистов (Е. Л. Бережковская, 2014; В. А. Луков, С. В. Луков, 2017; Т. А. Нагаева с соавт., 2015; С. Д. Резник со соавт., 2019; Современные проблемы адаптации..., 2013; И. В. Тюряпина, 2014; L.J. Friedland et al., 2007; Aurel lon Clincuu, 2013 и др.). Обобщение имеющихся точек зрения позволяет определить данный феномен как сложный процесс приспособления вчерашнего школьника к совершенно новым условиям учебной деятельности, социальному статусу, общению и взаимоотношениям с
окружающими людьми -t16,—с'389], результатом которого является установление динамического равновесия между студентом (его качествами, свойствами, потребностями и т.п.) и новыми условиями образовательной среды.
В процессе адаптации, когда ослаблены, отсутствуют или пока не сформированы наиболее адекватные способы вхождения в образовательную среду вуза, здоровье становится одним из наиболее востребованных психофизиологических ресурсов, позволяющих эффективно решать актуальные задачи начального этапа обучения. Здоровье и адаптация - тесно связанные и взаимообусловленные понятия: как способность к адаптации является фактором развития здорового человека, так и переход от здоровья к болезни свидетельствует о постепенном снижении способности организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Здоровье - важнейшая детерминанта, удерживающая существенные параметры организма студента в физиологических пределах, поддерживающая постоянство внутренней среды его организма и равновесие с внешней средой, а также обеспечивающая субъективное чувство удовлетворенности собой и жизнью в целом в новых условиях профе с с ио на льного с танов л е ния .
Организация и методы исследования
Высказанные положения послужили отправной точкой для проведения собственного экспериментального исследования по изучению физического и психологического здоровья первокурсников в процессе адаптации к образовательной среде ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (далее ОрГМУ). Исследование проводилось в 2018-2019 уч. году в
два этапа: первый - в октябре 2018 (осенний семестр), второй - в апреле 2019 (весенний семестр). Средний возраст испытуемых на начало исследования - 17,6 лет, на окончание - 18,2 года.
Выборку исследования составили обучающиеся одного из потоков лечебного факультета. На первом этапе численность испытуемых - 63 человека, из которых юношей - 14 человек (22,2%), девушек - 49 человек (77,8%). На втором этапе - 57 человек: 17 юношей (29,8%) и 40 девушек (70,2%). По характеру соотношения выборки независимые.
В качестве диагностического инструментария выступили опросники «Адаптированность студентов в вузе» J-171 и «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж. Тейлор) Г18, с-560-5611, соответствующие имеющимся в научной литературе представлениям об основных видах адаптации, отражающих многообразие связей обучающихся с различными компонентами образовательной среды вуза: академическая, социальная и
психологическая Ü2I. Совокупность полученных данных позволяет раскрыть характер адаптации первокурсников к учебной деятельности (или академическая адаптация), к студенческой группе (или социальная адаптация), выявить общий показатель адаптации к образовательной среде, а также уровень тревожности в вузе (или психологическая адаптация) у будущих врачей.
Для оценки здоровья первокурсников ОрГМУ был избран вопросник MOS SF-3 J-201, широко используемый в России и за рубежом в силу соответствия минимальным психометрическим стандартам, необходимым для групповых сравнений Г21;22;23;24;251. Вопросник оценивает объем ежедневной физической нагрузки, влияние здоровья, боли, эмоций на повседневную деятельность, отношения респондентов с окружающими, их психическое состояние, настроение и эмоции.
Данная работа продолжает цикл публикаций, посвященных изучению различных аспектов адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде ОрГМУ
Г26'27'28'291. В настоящем исследовании, в соответствии с заявленной проблемой, была поставлена цель: выявить особенности взаимосвязи физического и психологического здоровья первокурсников с показателями адаптации к образовательной среде ОрГМУ и тревожности в вузе. При этом мы исходили из двух предположений: во-первых: на втором этапе эксперимента будут отмечаться более высокие оценки здоровья, свидетельствующие о снижении его «затратности» в процессе адаптации; во-вторых: здоровье, как важнейший фактор эффективности адаптационного процесса, коррелирует со всеми заявленными показателями, независимо от этапа проведения опроса.
Подтверждение выдвинутых гипотез осуществлялось в каждом семестре обучения в два этапа. На первом этапе были изучены показатели адаптации первокурсников к образовательной среде ОрГМУ (к учебной деятельности, к студенческой группе, общий показатель), уровень тревожности, а также шкалы физического и психологического здоровья. Статистическое сравнение данных осуществлялось при помощи многофункционального критерия угловое преобразование ф-Фишера и параметрического критерия t-Стьюдента (показатели адаптации и эмоционального благополучия). Основанием для выбора критерия ф-Фишера послужило ограничение в применении к ранговым данным двух независимых выборок непараметрического критерия U-Манна-Уитни, предусматривающего максимальный верхний предел испытуемых в выборках в количестве 60 человек Г30, с-501. Посредством корреляционного анализа r-Спирмена были определены особенности взаимосвязи между изучаемыми переменными. При указании
уровня статистической значимости использовались символы: *р<0,05; **р<0,01; ***р<0,001.
Результаты исследования
Сводные данные изучения показателей адаптации первокурсников к образовательной среде ОрГМУ на первом (октябрь 2018 г.) и втором (апрель 2019 г.) этапах исследования представлены на рисунке 1.
Рис.1 Уровни адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде ОрГМУ на первом и втором этапах исследования (в %)
Как показывает гистограмма, динамика адаптации первокурсников к образовательной среде ОрГМУ характеризуется ростом среднего и низкого уровней при снижении высокого уровня.
Наиболее заметные изменения происходят по показателям адаптации к учебной деятельности, где разница в уровнях составляет +4,3%, +10,1% и -14,4%. В качественном отношении можно отметить две особенности. С одной стороны, к окончанию обучения на 1-ом курсе сокращается количество юношей и девушек, комфортно чувствующих себя на занятиях (с 42,9% до 33,3%), проявляющих в учебе свою индивидуальность (с 55,6% до 52,6%) и активно высказывающих собственное мнение по изучаемым предметам (с 41,3% до 35,1%). При этом растет число респондентов, испытывающих проблемы в изучении учебных дисциплин (с 29,8% до 44,5%), не успевающих успешно и в срок справляться с учебными заданиями (с 27,0% до 35,1%), а также нуждающихся в помощи и дополнительных консультациях преподавателей (с 28,6% до 31,6%). С другой стороны, к концу учебного года нашли свое разрешение отдельные проблемы академической адаптации, связанные с коммуникативными трудностями публичного выступления на занятиях (с 63,5% до 49,1%) и взаимодействия с педагогами, в том числе, при формулировке уточняющих вопросов и потребности в дополнительных разъяснениях (с 81,0% до 63,2%).
Динамика адаптации к студенческой группе менее выражена ( + 3,7%; +2,5%; -6,2% соответственно) и свидетельствует о большей «плавности» социальной адаптации будущих врачей в сравнении с академической адаптацией. Качественный анализ ответов показал, что в апреле 2019 г. стало меньше испытуемых, не умеющих находить общий язык с одногруппниками (с 81,0% до 78,9%), робеющих при обращении к ним за поддержкой (с 85,7% до 82,5%) и в целом считающих, что другие относятся к ним настороженно (с 88,9% до 82,5%). Несмотря на то, что активность и инициативность в общении заметно снизилась (с 41,3% до 29,8%), а нормы и правила группы стали разделяться еще меньшим числом обучающихся (с 82,5% до 68,4%), интерес и
стремление к межличностным контактам несколько усилились (с 61,9% до 63,2%), особенно в связи с ростом влияния членов коллектива друг на друга (с 46,0% до 50,9%).
Статистическая обработка первичных данных первого и второго этапа исследования, проведенная при помощи критерия ^Стьюдента, значимых различий в выраженности показателей адаптации к учебной деятельности, к студенческой группе и общего показателя адаптации не выявила. Применение же критерия угловое преобразование ф-Фишера позволило констатировать достоверность полученных изменений только в отношении среднего (ф = 2,133*) и высокого (ф = 2,330**) уровней общего показателя адаптации.
Таким образом, адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде ОрГМУ имеет значимую динамику только по среднему и высокому уровню своего совокупного результата. В случае адаптации к учебной деятельности можно говорить лишь о статистической тенденции снижения высоко адаптированных студентов, тогда как адаптация к студенческой группе характеризуется наибольшей устойчивостью своих проявлений, не достигающих уровня достоверных различий при сравнительном анализе. При этом мы полагаем, что выявленные «сдвиги» среднего (+ 18,6%) и высокого (20,4%) уровней общего показателя адаптации обусловлены, преимущественно, изменениями в характере адаптации к учебной деятельности, что подтверждается наиболее яркими различиями в процентном соотношении ответов на вопросы анкеты, посвященные учебе и академическим успехам первокурсников.
Трудности в учебной деятельности и отдельные проблемы во взаимоотношениях с одногруппниками не могли не сказаться на уровне тревожности будущих врачей в процессе адаптации к образовательной среде ОрГМУ (рис.2).
Рис. 2 Уровни тревожности студентов-первокурсников в процессе адаптации к образовательной среде ОрГМУ на первом и втором этапах исследования (в %).
Из гистограммы видно, что динамика тревожности обучающихся характеризуется исчезновением высокого, снижением низкого (- 3,8%) и среднего (-3,7%) уровней при росте повышенного (+9,1%) уровня. Тем не менее, статистических различий указанные изменения не достигают, о чем свидетельствуют результаты применения критерия ^ Стьюдента к первичным данным и критерия ф-Фишера при сопоставлении уровней.
Волнения и страхи первокурсников в апреле 2019 г., как показывает анализ их ответов, характеризуются некоторой двойственностью. Отрадно, что к концу учебного года стало меньше испытуемых с постоянным страхом и негативными мыслями о предстоящих зачетах и экзаменах (с 76,2% до 70,2%), не владеющих тайм-менеджментом и не
успевающих выполнить все запланированное (с 63,5% до 57,9%), постоянно переживающих из-за своих неудач в учебе (с 79,4% до 75,4%) и полностью подчиняющих свое настроение успешности/неуспешности выполнения заданий (с 71,4% до 70,2%). Однако при этом у респондентов стали чаще фиксироваться сильные головные боли после длительной и напряженной умственной деятельности (с 42,9% до 47,4%), сомнения в объеме и качестве своих знаний (с 71,4% до 82,5%), раздражение из-за трудностей сосредоточения на выполнении учебного задания (с 23,8% до 26,3%), растерянность и склонность «опускать руки» при невозможности справиться с заданием одномоментно и сразу (с 20,6% до 42,1%), неуверенность в себе из-за пробелов в усвоении лекционного материала (с 25,4% до 31,6%), болезненная реакция на критические замечания педагога (с 25,4% до 29,8%) и замешательство от его неожиданных вопросов (с 46,0% до 56,1%).
К сожалению, опрошенные стали чуть более чувствительными и в межличностном общении. Психоэмоциональное состояние испытуемых во многом стало зависеть от положения в коллективе (с 17,5% до 21,1%), общего «микроклимата» в нем (с 22,2% до 36,8%), насмешек однокурсников (с 41,3% до 49,1%), а также горячих споров и ссор с членами группы, на длительное время «выбивающих» юношей и девушек из хорошего расположения духа (с 25,4% до 43,9%).
В целом, снижение эмоционального благополучия первокурсников на втором этапе исследования вполне сопоставимо с общей тенденцией в динамике адаптации к образовательной среде ОрГМУ и связано, преимущественно, с теми «дидактическими барьерами», которые отражают несовпадение методов, форм и средств преподавания/учения в высшей школе с отработанными в школе приемами (Т. Л. Бухарина, В. А. Аверин, 2002; О. Н. Локаткова, 2017). Усугубление отдельных переживаний в области взаимодействия с другими обучающимися раскрывает процессы статусной дифференциации в студенческой среде и момент перехода группы от диффузной к «просоциальной ассоциации» (Ю. М. Кондратьев, М. Е. Сачкова, 2011; П. А. Бабанин, 2015).
Далее были проанализированы результаты методики MOS SF-36, полученные на первом и втором этапе опроса. Для удобства обработки и интерпретации данных мы применили
процедуру квартилей распределения [31, с-43"", благодаря которой первичные данные по шкалам были разбиты на пять уровней: низкий (0-19,4 балла), сниженный (19,5-39,8 баллов), средний (39,9-60,2 балла), повышенный (60,3-80,6 баллов) и высокий (80,7-100 баллов).
Изменения физического и психологического здоровья студентов-первокурсников в процессе их адаптации к образовательной среде ОрГМУ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни выраженности шкал здоровья студентов-первокурсников в процессе адаптации
к образовательной среде ОрГМУ на первом и втором этапах исследования (в %)
Этап Уровни / шкалы
Низкий Сниженный Средний Повышенный Высокий
PF - физическое функционирование
2018 - - 3,2 12,7 84,1
2019 1,8 - 7,0 14,0 77,2
RP - ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием
2018 14,3 17,5 19,0 19,0 30,2
2019 15,8 22,8 15,8 14,0 31,6
ВР - интенсивность боли
2018 1,6 - 14,3 50,8 33,3
2019 1,8 5,3 14,0 40,4 38,5
GH - общее состояние здоровья
2018 - 9,5 30,2 33,3 27,0
2019 3,5 7,0 21,1 49,1 19,3
УТ - жизненная активность
2018 4,8 23,8 41,2 25,4 4,8
2019 5,3 14,0 49,1 29,8 1,8
SF - социальное функционирование
2018 3,2 14,3 15,9 42,8 23,8
2019 3,5 5,3 14,0 43,9 33,3
ЯЕ - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием
2018 23,8 12,7 - 30,2 33,3
2019 22,8 35,0 - 21,1 21,1
МН - психическое здоровье
2018 - 20,6 36,5 31,7 11,2
2019 1,8 8,8 42,1 38,5 8,8
Как показывает таблица, общее состояние здоровья испытуемых (шкала GH) характеризуется статистически значимым ростом повышенного уровня ( + 15,8%; ф = 1,766*) при сокращении числа испытуемых со сниженным (-2,5%), средним (-9,1%) и высоким (-7,7%) уровнями физического благополучия. Несмотря на зафиксированный в апреле 2019 г. низкий уровень, и снижение числа юношей и девушек с «хорошим» здоровьем (с 50,8% до 33,3%), в конце первого года обучения увеличивается частота оценивания здоровья на «отлично» (с 12,7% до 14%) и «очень хорошо» (с 22,2% до 28,1%), что по совокупности превосходит количество «посредственных» отметок (21,1%). При этом у опрошенных возросла уверенность в том, что их здоровье не хуже, чем у большинства знакомых (с 25,4% до 29,8%), и в ближайшее время оно будет только улучшаться (с 33,3% до 36,8%).
По шкале физического функционирования (PF) большинство респондентов и на первом, и на втором этапах эксперимента характеризуются повышенным (96,8%) и высоким (91,2%) уровнями. Наиболее физически трудоемкими для почти половины обучающихся (около 48% на каждом из этапов) являются лишь тяжелые виды нагрузок - бег, поднятие тяжестей, занятия силовыми видами спорта. На выполнение других видов активности (поработать пылесосом, носить сумку с продуктами, подниматься пешком по лестнице, наклониться, присесть на корточки, пройти пешком на несколько кварталов и т.п.) состояние здоровья существенных ограничений не накладывает. Как следствие, ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (шкала RP), характеризуется достаточно выраженными показателями у 49,2% и 45,6% первокурсников (по совокупности повышенного и высокого уровней на каждом из этапов). Хотя студенты и отмечают, что сделали меньше, чем хотели (52,4% и 61,4% на каждом из этапов) и им пришлось сократить количество времени, затрачиваемое на учебу или другие дела (34,9% и 40,4%), серьезные проблемы при выполнении какого-либо вида деятельности, требующие дополнительных физических усилий, ими отрицаются (около 70,2%). Подтверждением этому служит и то, что по шкале ВР подавляющее
большинство первокурсников на обоих этапах исследования имеют повышенный и высокий уровни (84,1% и 78,9% по совокупности), что говорит об отсутствии у них сильных физических болей, мешающих полноценно заниматься нормальными делами, включая учебу, быт, хобби и т.д.
Психологическое здоровье характеризуется приростом повышенного и высокого уровней (по сумме двух уровней) по шкалам УТ ( + 1,4%), SF (+10,6%), МН ( + 4,4%) и статистически подтверждаемым падением сниженного уровня по шкалам SF (-9,0%; ф = 1,701*) и МН (-11,8%; ф= 1,859*).
Как показал анализ ответов по шкалам УТ и МН, в конце учебного года респонденты большую часть времени или часто стали чувствовать себя счастливыми (с 47,6% до 56,2%), бодрыми (с 50,8% до 66,7%), полными сил и энергии (с 38% до 54,4%), спокойными и умиротворенными (с 42,9% до 47,4%). В сравнении с началом 1-го курса, у первокурсников также уменьшилась частота переживания нервозности (с 39,6% до 36,9%), печали и упадка сил (с 25,4% до 15,8%), подавленности и невозможности взбодриться (с 28,6% до 19,3%). В апреле 2019 г. среди обучающихся стало больше тех, кому испытываемое физическое и эмоциональное состояние совсем не мешало проводить время с семьей, друзьями или в коллективе (с 31,7% до 38,6%), активно общаться с другими людьми, навещать родственников и т.п. (с 15,9% до 33,3%). В то же время, в отличие шкалы SF, у респондентов на втором этапе исследования значительно выросли трудности жизнедеятельности, обусловленные эмоциональным состоянием (шкала ЯЕ). Статистический рост сниженного уровня ( + 22,4%; ф = 2,948***) и снижение совокупного результата повышенного и высокого уровней (-21,3%) раскрывают нарастающие у студентов нарушения в системе планирования и реализации намеченных дел, распределения и расходования времени на их выполнение. Так, если в октябре 2018 г. на сокращение количества времени, затрачиваемого на учебу или другие дела, указывали 36,5% студентов, а на меньшее количество выполненных дел - 41,3%, то в апреле 2019 г. таких ответов стало 52,6% и 57,9% соответственно.
В целом, физическое и психологическое здоровье первокурсников в процессе адаптации к образовательной среде ОрГМУ характеризуется положительными тенденциями, демонстрирующими стабилизацию здоровья и рост благополучия по обоим компонентам. Окрашенная отрицательными моментами динамика ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием, на наш взгляд, соотносится, в первую очередь, с повышением тревожности юношей и девушек, сопровождающей процесс их адаптации к медицинскому вузу в течение первого года обучения.
На втором этапе обработки и анализа результатов, в соответствии с логикой исследования, был проведен корреляционный анализ, выявивший два вида мер совместной изменчивости: интракорреляционные - внутренние и интеркорреляционные -внешние, между переменными используемых методик. При интерпретации корреляционных плеяд (рис.3) основное внимание уделялось интерсвязям, позволяющим подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале эксперимента гипотезу о взаимосвязи здоровья студентов-первокурсников со всеми показателями адаптации к образовательной среде и эмоционального благополучия на обоих этапах опроса.
Октябрь 2018 г. Апрель 20]9 г.
Рис.3 Корреляционные плеяды взаимосвязей шкал физического и психологического здоровья студентов-первокурсников с показателями адаптации к образовательной среде ОрГМУ и эмоционального благополучия на первом и втором этапах исследования
Примеч.1: АУД - адаптация к учебной деятельности; АГР - адаптация к студенческой группе; ОАД - общий показатель адаптации; ТР - тревожность в вузе; PF - физическое функционирование; ЯР - ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; ВР - интенсивность боли; GH - общее состояние здоровья; УТ - жизненная активность; SF - социальное функционирование; ЯЕ - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; МН - психическое здоровье.
Примеч.2: _прямая положительная связь;_____обратная отрицательная связь
В октябре 2018 г., как следует из рисунка 3, максимальное количество связей шкал здоровья зафиксировано с адаптацией к учебной деятельности и общим показателем адаптации, а минимальное - с адаптацией к студенческой группе (PF, г=0,254*). Положительная связь академической и социальной адаптации с общим показателем адаптации (АУД-ОАД, г=0,845***; АГР-ОАД, г=0,б04***) раскрывает представление испытуемых о данном процессе, как зависящем и от учебы, и от межличностных контактов. Однако, учитывая отсутствие непосредственной взаимосвязи между видами адаптации, можно полагать, что в осеннем семестре у будущих врачей они существуют как две параллельные сферы взаимодействия с образовательной средой, и возникающие в них трудности ранжируются по степени значимости. В силу этого в первые месяцы обучения имеющиеся у первокурсников ресурсы здоровья направляются, прежде всего, на академическую адаптацию, тогда как проблема включения в новый коллектив отходит на второй план.
Освоение форм, методов и средств учебной деятельности обеспечивается в большинстве своем психологическим здоровьем (УТ, г=0,551***; SF, г=0,31б*; ЯЕ, г=0,395*; МН, г=0,572***), общим состоянием здоровья ^Н, г=0,354**) и ролевым функционированием, обусловленным физическим здоровьем (ЯР, г=0,301*). За исключением последней шкалы, указанные меры изменчивости присущи и общему показателю адаптации (УТ, г=0,534***; SF, г=0,248*; ЯЕ, г=0,287*; МН, г=0,5б4***; GH, г=0,329**). Суммируя факт данных взаимосвязей и положительную корреляцию общего показателя с адаптацией к учебной деятельности, можно полагать, что в своем единстве процесс адаптации к образовательной среде ОрГМУ прямо пропорционально опирается на психологические ресурсы бывших школьников, раскрывающихся в уровне их жизненной активности, психического здоровья и социально-ролевого функционирования.
Здоровье первокурсников, как следует из корреляционной плеяды, - важнейший фактор поддержания оптимального эмоционального фона в процессе адаптации к образовательной среде. Об этом свидетельствует комплекс обратно пропорциональных связей большинства шкал с показателями тревожности испытуемых (ЯР, г=-0,255*; GH, г=-0,305*; УТ, г=-0,521***; SF, г=-0,362**; ЯЕ, г=-0,459***; МН, г=-0,551***). Принимая во внимание отрицательную связь тревожности с академической адаптацией и общим показателем адаптации (АУД-ТР, г=-0,693***; ОАД-ТР, г=-0,678***) и отсутствие таковой с социальной адаптацией, правомерно, на наш взгляд, говорить о позитивном воздействии физического и психологического здоровья на уровень тревожности, обусловленный, преимущественно, учебными проблемами первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе. Межличностные отношения с однокурсниками, не являясь приоритетными в осеннем семестре 2018 г., вызывают у юношей и девушек меньший эмоциональный отклик и, как следствие, в меньшей степени реализуются посредством физического и психологического ресурса здоровья.
В апреле 2019 г. интеркорреляционная плеяда существенно меняется. С одной стороны, её наполненность заметно обедняется за счет утраты взаимной изменчивости адаптации к учебной деятельности со всеми шкалами здоровья, общего показателя адаптации с подавляющим большинством шкал, за исключением шкалы SF (г=-0,362**), а также тревожности со шкалами GH, УТ и МН. С другой стороны, появление новых корреляций, не зафиксированных осенью 2018 г., демонстрирует как трансформацию самого адаптационного процесса, так и смещение вектора его взаимосвязей с показателями здоровья и эмоционального благополучия испытуемых.
Во-первых, установление положительной корреляции между академической и социальной адаптацией (г=0,485***) свидетельствует об обретении данным процессом тесной взаимообусловленности, когда все его виды равноценны в достижении общего результата вхождения в новую среду вуза. Эмоциональное состояние первокурсников, во-вторых, также характеризуется «замыканием» отрицательных взаимосвязей со всеми видами адаптации и её общим показателем (АУД-ТР, г=-0,426***; АГР-ТР, г=-0,284*; ОАД-ТР, г=-0,423**). Все это дает нам основание констатировать оформление в конце 1-го курса определенного симптомокомплекса адаптации к образовательной среде медицинского вуза, отражающего уровень эмоционального благополучия будущих врачей в зависимости от эффективности решения ими задач начального этапа профессионального становления: чем успешнее освоение учебной деятельности и установление межличностных отношений, тем ниже уровень тревожности в вузе и тем позитивнее психоэмоциональный фон обучающихся.
В-третьих, отмеченное выше исчезновение достоверных мер совместной изменчивости может свидетельствовать об утрате роли физического и психологического здоровья в регуляции адаптации к образовательной среде в конце 1-го года обучения. Тем не менее, пристальный взгляд на характер корреляций позволяет констатировать не столько их сокращение, сколько видоизменение направленности: общее состояние здоровья и психологическое здоровье, весьма значимые для адаптации к учебной деятельности осенью 2018 г., становятся весомыми в процессе адаптации к студенческой группе ^Н, г=0,292*; УТ, г=0,274*; SF, г=0,488***; МН, г=0,262*). Подобное изменение
направлений адаптационного процесса уже отмечалось нами в ранее I29!. Полученные же в настоящем исследовании данные содержательно дополняют сделанные ранее выводы, раскрывая место здоровья в детерминации этого изменения. Более того, сопоставление совместной изменчивости тревожности студентов со шкалами их здоровья (ЯР, г=-0,402**; SF, г=-0,302* и МН, г=-0,267*), шкал здоровья с адаптацией к
студенческой группе, а также проявившаяся взаимосвязь социальной адаптации с общим показателем изучаемого процесса (АГР-ОАД, r=0,788***) наводят на мысль о преимущественном положительном воздействии физического и психологического здоровья на уровень тревожности первокурсников, детерминированный, в отличии от октября 2018 г., не трудностями в учебе, а характером межличностных отношений обучающихся внутри студенческого коллектива.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза -сложный и внутренне противоречивый диалектический процесс, динамика которого не всегда соответствует широко распространенному мнению о прямой корреляции времени адаптации с её положительным результатом. Выявленные на втором этапе эксперимента отдельные отрицательные «сдвиги» в академической, социальной и психологической адаптации соответствуют представлению ряда авторов о том, что результат процесса адаптации (как процесса, отражающего развитие), может быть представлен и в форме
позитивных (прогресс), и в форме негативных (регресс) изменений [32, с,6]. Разделяя данную позицию, мы не склонны рассматривать отсутствие статистически достоверной положительной динамики по показателям адаптации и тревожности исключительно негативно. Полученные данные, на наш взгляд, вносят вклад в понимание адаптации к образовательной среде медицинского вуза не столько в контексте количественного, сколько качественного анализа того, какие проблемы (учебные или межличностные), в какие сроки, с какой последовательностью, с какими психоэмоциональными затратами и с какой успешностью, разрешают будущие врачи на протяжении 1-го года обучения. Именно данный подход позволяет точечно определять имеющиеся у первокурсников трудности и оказывать прицельную психолого-педагогическую помощь.
2. Из числа выдвинутых в начале исследования гипотез подтверждается лишь первая: в апреле 2019 г. субъективная оценка студентами своего здоровья превосходит показатели октября 2018 г. На втором этапе исследования по большинству шкал опросника MOS SF-36 у опрошенных фиксируется повышение физической выносливости, жизненной активности, физического и социального функционирования. На первый взгляд, выявленная стабилизация здоровья респондентов идет вразрез с полученными другими авторами результатами, подчеркивающими снижение общего состояния
здоровья первокурсников [33;34]. Подобные расхождения, на наш взгляд, обусловлены используемым вопросником MOS SF-36, который не учитывает соматические или функциональные нарушения состояния здоровья, выявляемые у студентов на медицинских осмотрах и облекаемые в форму конкретного медицинского диагноза. В силу этого, внутренняя картина здоровья/болезни опрошенных может не совпадать с объективными данными, официально указанными в их медицинской карте.
В общей картине улучшения физического и психологического здоровья, исключение составляет шкала ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием. Рост ограничений в повседневной жизнедеятельности обучающихся, как следует из результатов исследования, возникает за счет накопления тревожности, эмоционального истощения и психологического утомления в процессе решения приоритетных задач начального периода обучения. Указанные особенности подтверждают уже имеющиеся в научной литературе данные о формировании у юношей и девушек в конце 1-го курса хронического утомления, нарушениях функционального
состояния нервной системы [35;36;37], росте аффективной и нервно-психической
напряженности [38;39;40'41], а также снижении качества жизни в целом под влиянием
повышенного и высокого уровня тревожности [42;43].
3. Вторая гипотеза о взаимосвязи здоровья со всеми показателями адаптации и психоэмоционального благополучия первокурсников, не подтвердилась. Ни на одном из этапов исследования обнаруженные взаимосвязи между изучаемыми переменными не являются предельно полными. Спецификой выявленных интеркорреляций выступает их «поляризация» по видам адаптации: максимальная концентрация вокруг академической адаптации, общего показателя адаптации и уровня тревожности в осеннем семестре, и смещение в сторону социальной адаптации в весеннем. Подобные трансформации совпадают с общей линией развития адаптации к образовательной среде и дают основание говорить о том, что физическое и психологическое здоровье первокурсников занимает в данных изменениях важное место. С другой стороны, существенное сокращение количества взаимосвязей в апреле 2019 г. позволяет ставить вопрос о роли здоровья в адаптации будущих врачей к образовательной среде медицинского вуза. Можно предположить, что в осеннем семестре 1-го курса здоровье - одна из ведущих детерминант успешности адаптации, тогда как в весеннем семестре оно уступает свои лидирующие позиции другим факторам и условиям, наиболее адекватным изменившейся ситуации, уже достигнутым успехам/неудачам и актуальным в настоящий момент задачам адаптации.
Сформулированные выводы и высказанные гипотезы вскрывают перед исследователями новый пласт теоретико-эмпирических интересов: взаимосвязь адаптации к образовательной среде с субъективной оценкой здоровья и объективными его показателями; место и роль физического и психологического здоровья в системе детерминант и условий успешности адаптации к образовательной среде; взаимосвязь адаптации, показателей здоровья и индивидуально-психологических особенностей студентов-первокурсников и др. Полученные данные могут также послужить отправной точкой для разработки практико-ориентированных моделей (в совокупности принципов, направлений, комплекса методов, форм и приемов работы) психолого-педагогического, социального и валеологического сопровождения адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского вуза.
Библиография
1. Ионова, Т. И. Качество жизни и здоровьесберегающие факторы образа жизни студентов медицинского вуза / Т. И. Ионова, О. Г. Шевцова // Медицина и организация здраво-охранения. - 201б.-№1(1). - С. 21-27.
2. Абишева, З. С. Взаимосвязь образа жизни и культуры здоровья студентов с процессом адаптации к учебной деятельности / З. С. Абишева, Г. Д. Жетписбаева, М. Б. Даутова, Т. К. Раисов и др. // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №3. - С. 495-498.
3. Войт, Л. Н. Анализ здоровья и элементов образа жизни студентов медицинского вуза по данным социологического исследования / Л. Н. Войт, О. А. Чередниченко // Амурский медицинский журнал. - 2017. - №1(17). - С. 61-63. DOI: 10.22448/amj.2017.17.61-63. URL:
https ://elibrary.ru/download/elibrary_29233981_47377908.pdf (дата обращения: 26.12.2018)
4. Семенова, Н. В. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского вуза до специалиста) / Н. В. Семенова, Е. С. Василевская, Ю. П. Денисов, Д. Б. Авдеев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1 (часть 1). URL: http://www.science-education.rU/pdf/2015/1/859.pdf (дата обращения:
21.11.2019)
5. Говязина, Т. Н. Оценка основных поведенческих рисков в отношении здоровья студентов медицинского университета / Т.Н. Говязина, Ю. А. Уточкина // Анализ риска здоровью. - 2017.-№1. - С. 84-90. DOI: 10.21668/health.risk/2017.1.09. URL: https ://elibrary.ru/download/elibrary_28862051_25085275.pdf (дата обращения: 26.12.2018)
6. Глыбочко, П. В. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения / П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попов, Т. Н. Петрова // Сеченовский вестник. - 2017. - №2(28). - С. 4-11.
7. Рзянкина, М.Ф. Распространенность факторов риска социально значимых заболеваний среди обучающихся в медицинском вузе / М. Ф. Рзянкина, А. В. Горбачев // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». - 2017.
- Том 19. - №12. - С. 122-127. URL: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-74-25-2017-19-12-122-127 (дата обращения: 26.12.2018)
8. Nogueira-Martins, L. A. The mental health of graduate students at the Federal University of Sao Paulo: a preliminary report, Brazilian J. / L. A. Nogueira-Martins, Neto R. Fagnani, P. C. Macedo et al. // Med. and Biol. Res. - 2004. - №37(10). - P. 15191524.
9. Nojomi, M., Bandi F. G., Kaffafhi S. Sleep pattern in medical students and residents. / M. Nojomi, F. G. Bandi, S. Kaffafhi // Arch. Iran Med. - 2009. - №12(6). - P. 542-549.
10. Mazzeo, S. E. Environmental and genetic risk factors for eating disorders: What the clini-cian needs to know / S. E. Mazzeo // Child and adolescent psychiatric clinics of North America. - 2008. -Vol.18 (1). - P. 67-82.
11. Глыбочко, П. В. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования / П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попов, Т. Н. Петрова. - М.: Воронеж, 2017. - 324 с.
12. Попов, А. В. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья
студентов медицинского вуза: автореф....... канд. мед. наук / А. В. Попов, 2008. - 24
с.
13. Юматов, Е. А. и др. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов / Е. А. Юматов, О. С. Глазачев, Е. В. Быкова, Е. Н. Дудник, О. В. Потапова, С. С. Перцов: Монография / Под ред. проф. Е.А. Юматова. - М.: Издательство ИТРК, 2017. - 200 с.
14. Chang, E. C. Hope problem - solving ability and coping in a college student population: Some implications for theory and practice / E. C. Chang // J. Clin. Psychol.
- 1998. - Vol.54. - No.7. - P. 953-962.
15. Ryynanen, K. Constructing physicians professional identity-exsplorations of students crit-ical experiences in medical education / K. Ryynanen // Acta univ. Ouluen. - 2001. -No.650. - P. 1-225.
16. Ходжаян, А. Б. Проблемы адаптации первокурсников к обучению в медицинском университете / А. Б. Ходжаян, М. Г. Гевандова, Н. К. Маяцкая, В. В. Савченко // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №2. - С. 389-392.
17. Дубовицкая, Т. Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2010. - №2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/ (дата обращения: 20.09.2015).
18. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
19. Горбунова, Е. В. Адаптация студентов 1-3 курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни / Е. В. Горбунова // Эмпирические исследования. Universitas. - 2017. -№1(1). - С. 48-64.
20. Шубочкина, Е. И. Гигиеническая оценка и нормативные величины показателей качества жизни подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений, по данным опросника MOS SF-36. Методические рекомендации / Научный центр здоровья детей РАМН (Е. И. Шубочкина, С. С. Молчанова, Е. М. Ибрагимова, В. Ю. Иванов), ГОУ ВПО Омская ГМА (Е. Г. Блинова, И. И. Новикова), ГОУ ВПО Санкт-Петербургская ГМА им. И. И. Мечникова (О. И. Янушанец), ГОУ ВПО Смоленская ГМА (В. Н. Шестакова), Управление Роспотребнадзора по Псковской области (О. А Луценко, Е. А. Алексеева); одобрены Пленумом Научного совета по гигиене и охране здоровья детей и подростков 3 октября 2012 г. (протокол № 14). -Псков, 2012. - 378 с.
21. Карабинская, О. А. Тревожность и качество жизни как критерии оценки адаптации студентов медицинского вуза / О. А. Карабинская, В. Г. Изатулин, А. Н. Калягин, В. А. Чичкалюк, И. В. Федурина // Культура. Наука. Образование. - 2019. - №2(51). -С. 110-117.
22. Новик, А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова; под ред. Ю.Л. Шевченко. - 3-е изд. - М.: РАЕН, 2012. - 528 с.
23. Ware, J. E. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A Manual for Users of Version 1 / J. E. Ware, M. Kosinski. - 2nd ed. - Lincoln: Quality Metric, 2001. - 237 p.
24. Eurohis: Разработка общего инструментария для опроса о состоянии здоровья. - М.: Права человека, 2005. - 193 с.
25. User's Manual for the SF-12v2® Health Survey (With a Supplement Documenting SF-12® Health Survey) / J. E. Ware, M. Kosinski, D. M. Turner-Bowker [et al.]. - Lincoln. RI: Quality Metric incorporated, 2007. - P. 29-56.
26. Чижкова, М. Б. Структура личности студентов-первокурсников с разным уровнем адаптации к образовательной среде медицинского вуза / М. Б. Чижкова // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/29PSMN317.pdf.
27. Чижкова, М. Б. Механизмы психологической защиты и их взаимосвязь с процессом адаптации студентов к образовательной среде медицинского вуза / М. Б. Чижкова // Интернет-журнал «Мир науки», 2018, №3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN318. pdf.
28. Чижкова, М.Б. Ситуативная и личностная тревожность студентов медицинского вуза с различным характером адаптации к образовательной среде / М. Б. Чижкова // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). - 2018. -№7(1). - С. 360-369. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2018-7-1-v-pechat.pdf.
29. Чижкова, М. Б. Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы / М. Б. Чижкова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - 21(№4). - С. 1039-1049. (DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049). Режим доступа:
https ://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/4519/4041
30. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.
31. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип / А. Д. Наследов. -
СПб.: Речь, 2008. - 392 с.
32. Нечаев, Н. Н. Подходы к пониманию категории развития и некоторые вопросы образовательного процесса // Н. Н. Нечаев, О. А. Идобаева, А. И. Подольский // Вопросы психологии. - 2015. - №5. - С.3-13.
33. Софианиди, А. И. Особенности состояния здоровья и адаптация подростков 16-17 лет к обучению в медицинском вузе / А. И. Софианиди, Л. А. Жданова // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2013. - Т. 18, №1. - С. 30-34.
34. Отаралы, С. Ж. Исследование динамики уровня здоровья и структуры заболеваемости студентов КазНУ им аль-Фараби за период с 2009 по 2018 годы / С. Ж. Отаралы, А. С. Жуманова, Н. О. Байзакова, И. И. Круговых, А. Аликей // Теория и методика физической культуры. - 2019. - №3(57). - С.54-60. URL: http://tmfk.kz/wp-
content/uploads/2017/06/%D2%9A%D2%B1%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%B5%D0 %B2-%D0%90.pdf (дата обращения: 02.06.2020)
35. Соколова, А. Д. Изменения эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса / А. Д. Соколова, Ш. О. Рыспекова, Т. А. Жумакова, У. С. Артыкбаева, А. Е. Ерлан и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №3. - Вып. 4 - С. 556-559. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id = 8932 (дата обращения: 11.02.2019)
36. Shaughnessy, R.J. A preliminary study on die association between ventilation rates in classrooms and student performance / R. J. Shaughnessy, U. Haverinen-Shaughnessy, A. Neva-lainen, D. Moschandreas // Indoor Air. - 2006. - Vol. 16, №6. - P. 465-468.
37. Kingston, J. A pilot randomized control trial investigating the effect of mindfulness prac-tice on pain tolerance, psychological wellbeing, and physiological activity / J. Kingston, P. Chad-wick, D. Meron, T. C. Skinner // J. Psychosom. Res. - 2007. - Vol. 62, №3. - P. 297-300.
38. Газенкампф, К. А. Состояние самооценочной, учебной и межличностной тревожности как маркеров нейропсихофизиологического здоровья у студентов первых курсов меди-цинского университета / К. А. Газенкампф, Н. А. Шнайдер, Д. В. Дмитренко, Н. Н. Медведева, В. Г. Николаева и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. URL:
https ://elibrary.ru/download/elibrary_23940119_14131905.pdf (дата обращения:
15.06.2018).
39. Осадчук, О. Л. Анализ эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности / О. Л. Осадчук, Е. Г. Ожогова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - №7. - С. 85-88. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id = 35086 (дата обращения:
11.02.2019).
40. Hope, V. Medical students depression, anxiety and distress outside North America: a sys-tematic review / V. Hope, M. Henderson // Med. Educ. - 2014. - Oct; 48(10). - P. 963-979.
41. Brenneisen Mayer, F. Factors associated to depression and anxiety in medical students: a multicenter study / F. Brenneisen Mayer, I. Souza Santos, P.S.P. Silveira et al. // BMC Med. Educ. - 2016. - V.16. - P. 282.
42. Nikbakhat Nasrabadi A. The Relationship Between Worries and University Students Quality of Life / A. Nikbakhat Nasrabadi, S. R. Mazloom, M. Nesari, F. Goodarazi // Payesh Quar-terly. - 2009. - No. 8(1). - P. 85-92.
43. Чижкова, М.Б. Особенности здоровья студентов-первокурсников с различным
уровнем тревожности на начальном этапе обучения в медицинском университете / М. Б. Чижкова // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN519.pdf
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Взаимосвязь здоровья студентов-первокурсников с адаптацией к образовательной среде медицинского вуза» Предмет исследования - в статье автором не обозначен, но читается как «особенности взаимосвязи физического и психологического здоровья первокурсников с показателями адаптации к образовательной среде ОрГМУ и тревожности в вузе». Методология исследования -построена на традиционном подходе, характерном для психологических исследований. Использованы методы исследования различных источников данных, анализа и синтеза, а также интерпретации данных. Именно на них построен теоретический обзор, в котором использованы 43 литературных источника. В рамках исследования автор работает над гипотезами о том, что в процессе адаптации к обучению в вузе ко второму курсу фиксируются более высокие оценки здоровья, свидетельствующие о снижении его «затратности» в процессе адаптации. Кроме того, предполагается, что здоровье, как важнейший фактор эффективности адаптационного процесса, коррелирует со всеми заявленными показателями, независимо от этапа проведения опроса. Эмпирическое исследование автором представлено. В нем участвовали студенты ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ. Группа испытуемых является репрезентативной, так как они отбирались по критериям возраста и принадлежности к студенческой группе. Преимущественно в выборке - девушки, юноши составляют чуть более 22%. Эксперимент проводился в формате лонгитюдного исследования. На первом этапе студенты были в статусе первокурсников (63 человек, 2018 год), на втором этапе сравнительный срез проводится в 2019 году, когда студенты обучались на втором семестре (2019 год). На втором этапе участвовали уже 57 человек. Было бы неплохо, если бы автор отразил в статье, по какой причине сократилась выборка. НО это замечание не умаляет ценности представленного исследования. Для анализа основных показателей применялись следующие методы диагностики: □ опросник «Адаптированность студентов в вузе» □ опросник «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж. Тейлор) □ вопросник MOS SF-36 (для оценки уровня и состояния здоровья) Математическая обработка производилась на уровне анализа статистических данных с использованием методов - оценка средних значений, угловое преобразование ф-Фишера, т-критерий Стьюдента, критерий U-Манна-У итни и корреляционный анализ методом Спирмена. Следует отметить, что пакет статистических методов является очень грамотно сформирован автором и позволяет решить заявленную цель, проработать все гипотезы. С методологической точки зрения исследование построено грамотно и научно обосновано. Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Вопросы, связанные с изучением здоровья студентов медицинских вузов, действительно должны стоять особняком при изучении этого феномена, так как студенты этой категории серьезно отличаются от обучающихся в вузах иной отраслевой направленности. Данный факт автор стати убедительно доказывает во вводной части статьи. Актуальность заявленной темы связана также с её междисциплинарным подходов к исследованию физиологических и психологических особенностей личности
обучающихся. Научная новизна исследования прослеживается в обобщении теоретических данных о феномене здоровья и его связи с тревожностью и адаптивностью личности во время обучения. Стиль, структура, содержание Работа имеет традиционную структуру - введение, основная часть с обзором литературы и выводы. Во вводной части представлено описание наработанных в науке подходов к вопросам психологии здоровья и личностных особенностей. Автором представлен весьма качественный обзор достаточного количества литературных источников. В основной части автор описывает результаты диагностики испытуемых с помощью методики и представляет эти данные в качественных таблицах, графиках. Выбранный тип предоставления данных является адекватным и информативным. Это позволяет читателям сориентироваться в эффективности проведённого исследования и показывает выявленные закономерности. Выводы строятся на описании множественной информации, представленной в основной части. Стиль работы вполне соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Библиография насчитывает 43 литературных источников, что более чем достаточно для качественной научной статьи. Литературные данные разнообразные - от статей до монографии, представлены изданием в различные годы, в том числе в 2019 году. Достойно представлены источники на английском языке. Апелляция к оппонентам - статья вызовет интерес и с прикладной, и с теоретической точки зрения. В ней представлен обзор литературы, отражена авторская позиция. Статья может быть рекомендована к публикации. Важно отметить, что представленный материал является серийным, что позволяет более подробно познакомиться с результатами данного исследования. Выводы, интерес читательской аудитории. Статья в данной тематике может быть интересна для разного круга читателей - психологов, преподавателей, кураторов и адапторов студенческих групп.