Научная статья на тему 'К проблеме профориентации'

К проблеме профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1785
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме профориентации»

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

А. П. Кобылин, начальник отдела по профориентационной работе и содействия трудоустройству выпускников ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»

Обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Чтобы завтра труд приносил радость и удовлетворение молодым людям и был во благо окружающим, необходимо позаботить-

ся об этом сегодня: прежде всего помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии, а впоследствии обеспечить психолого-педаго-гическое сопровождение сначала школьнику, потом — абитуриенту, а далее — студенту колледжа. И здесь очень важна профессиональная ориентация, которая представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному выбору профессии, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона.

Понятно, что молодому человеку, вчерашнему школьнику, очень сложно сделать правильный выбор. Девятиклассники имеют лишь смутные представления о профессиях, а потому некоторые из профессий юриста, экономиста, менеджера кажутся им необычными, многообещающими, таят много загадок. Они еще не научились слышать, видеть и познавать самих себя. Привлеченные парадной стороной профессии, они не задумываются о том, что у любой профессии, даже самой необыкновенной, есть оборотная сторона, сопряженная с огромной работой над собой, необходимостью учиться дальше, потребностью совершенствовать себя, чтобы стать успешным. А зачастую профессию выбирают родители, не учитывая ни мнения своего ребенка, ни его способностей и возможностей, ни потребностей региона, ставя во главу угла престижность профессии, не задумываясь над тем, подойдет ли она их ребенку. Не надо объяснять, к какому результату это приведет.

Чтобы каждый выпускник общеобразовательного учреждения выбрал дело по сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги и родители должны много потрудиться. Еще в детском саду дети знакомятся с профессиями. Казалось бы, продолжай работу в школе. Но школа сегодня, к сожалению, ведет эту работу не так активно, как лет десять назад.

На современном этапе профориентационная работа все более вытесняется профагита-ционной: преподаватели и сотрудники учреждений среднего профессионального образования идут в школы, чтобы познакомить старшеклассников со своими учебными заведениями и пригласить поступать к ним. А эти две формы работы — профагитационная и профориентационная — должны сосуществовать. Сегодня в некоторых школах не увидишь даже уголков по профориентации. О ней вспоминают только тогда, когда подходит время ученикам уходить из школы. Многие школьные учителя заняли пассивную позицию: ждут, когда к ним приедут из учреждения СПО и проведут профориентационное мероприятие. Но нынешние семи-, восьмиклассники совершенно к этому не готовы, потому что о профориентации никогда не слышали. А ведь профориентационную работу необходимо проводить даже в начальной школе, подбирая подходящие по возрасту игровые формы. Особенно нельзя бросать работу в среднем звене. Проводить мероприятия по профориентации и профилизации школь-

ников нужно не от случая к случаю, эпизодически, а систематически. И смысл, и необходимость этой работы важно донести до самих детей. К 9-му классу школьники могут иметь вполне конкретные представления о профессиях самые подробные, если об этом вовремя позаботимся мы, взрослые.

Очень важна осведомленность девятиклассников о том, какие профессии нужны в их родном регионе. Родители школьников и классные руководители должны постараться получить информацию от центра занятости населения о том, какие профессии на сегодняшний день востребованы в родном регионе. Это очень важно, потому что от этого будет зависеть, сможет ли сегодняшний школьник, окончив в будущем колледж, трудоустроиться, или он пополнит ряды безработных. Конечно, как правило, в учреждениях СПО обучают тем специальностям, которые нужны местным предприятиям.

Выбирая профессию, сегодняшние школьники прежде всего должны пройти профессиональную диагностику и получить профессиональную консультацию педагога или психолога, чтобы познать себя, увидеть свои перспективы. Здесь велика роль классного руководителя, который, как никто другой, знает своих учеников. Провести профессиональную диагностику поможет хорошо продуманная подробная тестовая анкета, которую сможет обработать и проанализировать сам старшеклассник. В анкете вполне уместны три категории вопросов: о желаниях и предпочтениях школьника, способностях, возможностях и нравственных качествах. Хорошая профессиональная диагностика поможет овыявить профессиональную направленность девятиклассника. А дальше уж и учителя-предметники подключатся.

Жаль, что в прошлое ушел обычай приглашать на классные часы представителей разных профессий, ведь там школьники многое могут узнать о профессиях, которые их заинтересовали. И вовсе не обязательно приглашать специалистов со стороны, рассказать о своих профессиях могут родители. А экскурсии на предприятия!? Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Было бы неплохо наряду с поиском новых форм работы попытаться возродить старые, проверенные временем. И здесь опять надо вспомнить о родителях. Они могут помочь организовать экскурсии на предприятия, где трудятся сами.

Много предстоит поработать с родителями девятиклассников: провести анкетирование,

помочь его обработать и проанализировать и, возможно, постараться переубедить их, чтобы у детей было успешное будущее.

В союзе с представителями учреждений среднего профессионального образования классные руководители призваны помочь учащимся общеобразовательных учреждений узнать себя, примерить понравившуюся профессию на себя, сделать выбор. Нельзя, чтобы выбор профессии стал случайным, потому что от него будут зависеть успех и счастье в дальнейшей жизни. Важно, чтобы школьники это понимали. Чтобы выбор стал успешным, чтобы он стал началом карьеры, необходимо девятикласснику следовать триединой формуле успеха: «Хочу, надо, могу». Хочу, потому что это мне нравится, и я делаю это с большим желанием. Надо, потому что эта профессия востребована на рынке труда моего региона, и я не буду безработным. Могу, потому что мои знания и умения, мое здоровье, мои нравственные качества делают это возможным.

В ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж формируется и набирает силу система профориентационной работы. Совместно с администрацией школы и классными руководителями составляется план работы по профориентации. Школьников приглашают на классные часы, на большие мероприятия, связанные с профессиями. Много сотрудничаем с родителями, стали постоянными гостями на родительских собраниях. Работаем с массовой аудиторией, группами. Но, конечно, самая плодотворная работа — индивидуальная. С удовольствием проводим профессиональную диагностику и профессиональные консультации. В 2013/14 учебном году набрали много первокурсников, но проведенный мониторинг показал, что некоторые поступили в колледж случайно. Теперь преподавателям важно постараться, чтобы этот случайный выбор к последнему курсу превратить в счастливый случай.

Сегодня существует еще одна очень важная проблема: школы, чтобы сохранить возможность набора в 10-й класс, не позволяют представителям колледжей встречаться с учащимися в профориентационных целях, да и сами никакой работы не проводят. Важно руководителям школ понять: нельзя силой удерживать выпускников, принуждая остаться в школе, если сами они этого не хотят! На первом месте

должны быть интересы молодых людей и их родителей. Недопустимо не слышать выпускника и его семью, ведь иногда у них есть веская причина для того, чтобы продолжить дальнейшее обучение в учреждении среднего профессионального образования. Нельзя забывать, что девятиклассник — это формирующаяся личность. А потому действовать надо убеждением, а не принуждением. К счастью, есть школы, где интересы девятиклассника на первом месте.

Теперь о самом грустном. Понятно, что профориентационная работа либо не оплачивается, либо за нее получают копейки. Бесплатно работать сегодня не будет никто. Именно по этой причине многие школьные учителя и преподаватели колледжей давно махнули рукой на профориентацию. А ведь на карту поставлено будущее наших детей, наше с вами будущее и будущее нашей страны в целом. Сегодня только энтузиасты, несмотря ни на что, продолжают профориентационную работу. Вот и получается, что профориентационная работа не нужна никому. Никому, кроме самих старшеклассников. Но о них, вероятно, забыли.

Невольно задумываешься о том, что будет с нашими детьми, внуками, страной завтра. Выбор учебного заведения станет случайным, выбранная профессия — ненавистной, а будущее не принесет ни успеха, ни удовлетворения.

Чтобы не случилось самое страшное, несмотря на трудности, семья, общеобразовательные учреждения, учреждения среднего профессионального образования, общественность должны сегодня объединить свои усилия по созданию надежной, действенной системы профориентационной работы. Пусть эта работа, начавшись в детском саду, не прекращается до той поры, когда бывший школьник и уже бывший студент получит диплом, подтверждающий, что у него есть специальность, заключит договор на трудоустройство и уверенно выйдет в жизнь. Это далекая перспектива. А сегодня необходима кропотливая постоянная работа, осуществляемая поэтапно: от информационного этапа к диагностическому, далее к активизирущему и развивающему. Давайте вместе искать новые эффективные методы и формы, давайте вспомним забытые старые. Будет нелегко, потребуется много сил и времени, но ведь наша цель — счастливое будущее наших детей и внуков. Ради этого стоит жить и трудиться!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.