Научная статья на тему 'К проблеме профилактики профессионального выгорания педагогов в системе образовательных организаций'

К проблеме профилактики профессионального выгорания педагогов в системе образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / профессиональное выгорание / профилактика / образовательная организация / teacher / professional burnout / prevention / educational organization.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Б. Г. Явбатырова, А. З. Идзиева, Ш. И. Булуева

В работе раскрываются подходы к профилактике профессионального выгорания педагогов в системе образовательных учреждений. Целью статьи является обоснование значимости выгорания как научной практической проблемы. Личность педагога и личность воспитанника имеют одинаковую значимость в учебно-воспитательном процессе. Именно психологическое здоровье, культура педагога определяют психосоматическое состояние воспитанников. Педагогу необходимо постоянное стремление к самосовершенствованию и прогрессированию, чтобы помогать развитию каждого ребенка. Данному процессу наносит урон возникновение эмоционального выгорания педагога. Профилактика является наилучшим способом снижения уровня эмоционального выгорания – именно к такому мнению пришли исследователи данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNING OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The paper reveals approaches to prevention of professional burnout of teachers in the system of educational institutions. The objective of the article is to substantiate the significance of burnout as a scientific practical problem. The personality of the teacher and the personality of the pupil are of equal importance in the educational process. It is the psychological health and culture of the teacher that determine the psychosomatic state of the pupils. The teacher needs a constant desire for self-improvement and progression in order to help the development of each child. The process is really damaged by the occurrence of emotional burnout. Prevention is the best way to reduce the level of emotional burnout, this is exactly what the researchers have come to the problem of emotional burnout

Текст научной работы на тему «К проблеме профилактики профессионального выгорания педагогов в системе образовательных организаций»

4. Lapochkin S.V. Otdel'nye aspekty proektirovaniya razvitiya studencheskogo sporta i fizicheskoj kul'tury v molodezhnoj srede. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 2: 107 - 110.

5. Lapochkin S.V. Formirovanie novogo ponimaniya znacheniya sporta i fizicheskoj kul'tury v molodezhnoj srede posredstvom issledovaniya sportivnogo naslediya universiad. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2010; T. 15, № 2: 49 - 56.

6. Lisicin Yu.P. Obschestvennoezdorov'e izdravoohranenie. Moskva, 2002.

7. Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta do 2020 goda. Moskva, 2009. Available at: http://www.-allsportinfo.ru/index

Статья поступила в редакцию 07.12.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10151

Yavbatirova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Burliyat76@yandex.ru

Idzieva AZ., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

TO THE PROBLEM OF PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNING OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. The paper reveals approaches to prevention of professional burnout of teachers in the system of educational institutions. The objective of the article is to substantiate the significance of burnout as a scientific practical problem. The personality of the teacher and the personality of the pupil are of equal importance in the educational process. It is the psychological health and culture of the teacher that determine the psychosomatic state of the pupils. The teacher needs a constant desire for self-improvement and progression in order to help the development of each child. The process is really damaged by the occurrence of emotional burnout. Prevention is the best way to reduce the level of emotional burnout, this is exactly what the researchers have come to the problem of emotional burnout. Key words: teacher, professional burnout, prevention, educational organization.

Б.Г. Яебатыроеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Burliyat76@yandex.ru

А.З. Идзиееа, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В работе раскрываются подходы к профилактике профессионального выгорания педагогов в системе образовательных учреждений. Целью статьи является обоснование значимости выгорания как научной практической проблемы. Личность педагога и личность воспитанника имеют одинаковую значимость в учебно-воспитательном процессе. Именно психологическое здоровье, культура педагога определяют психосоматическое состояние воспитанников. Педагогу необходимо постоянное стремление к самосовершенствованию и прогрессированию, чтобы помогать развитию каждого ребенка. Данному процессу наносит урон возникновение эмоционального выгорания педагога. Профилактика является наилучшим способом снижения уровня эмоционального выгорания - именно к такому мнению пришли исследователи данной проблемы.

Ключевые слова: педагог, профессиональное выгорание, профилактика, образовательная организация.

В последние годы в психологии и педагогике все большее внимание придается профессиональному и эмоциональному выгоранию. Термин «эмоциональное выгорание» употребляется для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в непосредственном и тесном общении с другими людьми. Люди, оказывающие профессиональную помощь, оказываются в ситуации возникновения эмоционально напряженной атмосферы.

Синдром эмоционального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на стрессовые ситуации, возникающие в процессе работы. В наше время у специалистов, работающих с детьми, не обнаруживается достаточный уровень знаний и методов, помогающих в преодолении синдрома эмоционального выгорания.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, с одной стороны, растущей напряженностью социальной и профессиональной жизни современного педагога, приводящей к возникновению отрицательных переживаний, стрессов, способствующих росту эмоционального выгорания, с другой стороны.

Синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, появляющееся в результате длительного стресса на работе. В современных исследованиях демонстрируются общие взгляды на особенности выгорания, согласно которым данный синдром содержит следующие элементы:

- эмоциональное истощение, растерянность и утомление от собственной работы;

- деперсонализация, циничное отношение к работе и объектам своего труда, безжалостный, варварский подход к клиентам;

- обесценивание и обезличивание профессиональных успехов, зарождение у специалистов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение малоуспешности, раздражительность из-за низких результатов собственной работы [1].

В психологии представление о выгорании обозначает потерю связи с миром, отдаление от себя самого, других людей и всех радостей жизни в общем и целом. Одновременно происходит притупление всех позитивных эмоций.

Профессиональная деятельность педагога является одной из самых напряженных и стрессовых профессий современного мира. В общеобразовательных организациях нередко формируются такие обстоятельства, ввиду которых педагог, сталкиваясь с трудностями, не в состоянии в полной мере воплотить свои

идеи, накопленную и сбереженную психическую энергию, вызванную адаптационными процессами, физиологическими механизмами стресса.

Психологическое выгорание педагогов представляет собой:

- развал общности (на работе присутствует ситуация неразрешенного острого конфликта, и человек не знает, как можно разрешить данную ситуацию);

- несправедливость (сотрудник хорошо справляется со своими обязанностями, но не получает похвалы, награды и добрых слов в свой адрес, в результате развивается цинизм);

- ценностный конфликт (человек выполняет на работе то, во что он не верит сам. Подобная раздвоенность приводит к эмоциональному истощению) [2].

В последние годы в России зачастую говорят о возникновении синдрома эмоционального истощения, а не только о профессиональном стрессе специалистов, относящихся к системе «человек - человек».

Психологическое благосостояние педагога - важнейшая проблема педагогических наук. К личности педагога предъявляется ряд серьезнейших требований.

Профессионально важными для личности педагога являются такие личностные качества, как сострадание, милосердие, гуманность, человеколюбие, терпение, доброта, стремление помогать слабым, больным людям, обделённым судьбой или природой. Без любого из названных факторов успешная работа педагога не представляется возможной.

Проблема воздействия профессиональной деятельности на личность была обозначена и упомянута ещё в начале ХХ века и впоследствии исследовалась многими авторами (Л.И. Анцыферовой, А.П Асмоловым, С.Л. Рубинштейна). Непосредственным исследованием синдрома эмоционального выгорания на теоретическом и эмпирическом уровнях занимались К. Маслач, В. Бойко, Р. Кочюнас, К. Кондо, Т. И. Ронгинская, Б. Перлман.

Одной из немаловажных проблем нынешнего общества является эмоциональное выгорание специалистов, работающих в сфере «человек - человек».

С точки зрения А. Занковского, в развитии профессионального стресса важную роль играет рассогласование, которое образуется между уровнем предъявляемых требований и имеющимися у человека личностными ресурсами. По мнению А.М. Ричардсена, данные современных исследований очевидно доказали, что эмоциональное выгорание отличается от других форм стресса. Некоторые исследователи говорили об установлении связи с существующими моделями,

например, Дж. Фридри с теорией общего стресса, С.Т. Миер с заученной беспомощностью [3].

Маслач К. считает, что выгорание - «синдром эмоционального и физического истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам». Автор заостряет внимание на том, что выгорание и есть эмоциональное истощение, возникающее на фоне перенапряжения, вызванного межличностным общением.

При всем том количество людей, страдающих от данного синдрома, может быть уменьшено за счет обучения профилактическим приемам. Уменьшение количества педагогов, страдающих от эмоционального истощения, приведет к снижению затрат учебного заведения, связанных с заменой рабочих кадров, так же как и к сохранению здоровья основной массы работающих специалистов.

Психологическое выгорание педагогов проходит три стадии: первая стадия начинается с приглушения возникающих эмоций и чувств, смягчением их напряженности и свежести переживаний.

Вторая стадия сопровождается натянутыми отношениями с воспитанниками. Сначала с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и порыв агрессии.

Третья стадия характеризуется ослаблением понятий о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится подозрительно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Под синдромом эмоционального выгорания понимается сложный психофизиологический феномен, определяющийся как эмоциональное, физическое и умственное истощение по причине постоянного перенапряжения. Эмоциональное выгорание является последствием профессиональных стрессов. Выражается «выгорание» в постоянном чувстве усталости, опустошенности, депрессивном состоянии, упадке сил, недостаточности воодушевления, неспособности видеть положительные стороны своей профессиональной деятельности, негативных установках в рабочих моментах и жизни вне работы.

Исследователи данной проблемы едины во мнении, что главной причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания является взаимодействие с людьми. Существует множество мнений о причинах, симптомах эмоционального истощения. В большей степени подвержены возникновению эмоционального выгорания те специалисты, чья работа запрашивает особые эмоциональные затраты: психологи, педагоги, социальные работники [4].

Основные проявления эмоционального выгорания сводятся к следующему: снижение энергетического тонуса, чувство усталости, уменьшение уровня работоспособности, возникновение физических недомоганий и признаков различных заболеваний.

Эмоциональное выгорание является результатом сложной ситуации на рабочем месте, непростого взаимодействия личностных особенностей человека.

Профессиональная педагогическая деятельность принадлежит к категории эмоционально насыщенных видов деятельности, которые предъявляют большие требования к самообладанию человека, одним из требований является необходимость высокого уровня эмоциональной устойчивости педагога, определяющая снижение неблагоприятных изменений, включающая и синдром эмоционального выгорания. В зарубежных исследованиях обозначают три группы причин, играющих колоссальную роль в эмоциональном выгорании:

1. Личностный фактор (тенденция к апатии, предрасположенность к интенсивному переживанию неблагоприятных ситуаций, возникающих в ходе профессиональной деятельности).

2. Ролевой фактор (расплывчатые или неритмично распределенные обязательства за свои профессиональные действия, нет объединения действий, наличие соперничества).

3. Организационный фактор (неточное формирование и распределение труда, нехватка необходимых ресурсов, присутствие бюрократических моментов, противоречий в среде отношений между начальством и сотрудниками и среди самих коллег) [5].

В отечественном подходе нет комплексной систематизации факторов. Прежде они традиционно классифицировались в два важных блока: особенности

Библиографический список

профессиональной деятельности и индивидуальные параметры профессионалов.

Установлено великое множество объективных и субъективных эмоциоген-ных факторов, выдвинутых рядом ученых (Р. Бернс, Т. В. Форманюк, Ю.Б. Гип-пенрейтер, А.К. Осницкий), которые негативно влияют на трудовую деятельность педагогов, провоцируя чрезвычайное эмоциональное перенапряжение. Необходимо принимать во внимание, что профессия педагога - одна из ряда специальностей неэгоистического типа, где вероятность зарождения эмоционального выгорания довольно велика.

Эмоциогенные обстоятельства порождают усиливающееся ощущение неудовлетворенности, нарастание чувства изнеможения, что приводит к переломным периодам в процессе работы, бессилию и выгоранию. Сопровождается это различными психосоматическими симптомами: астения (повышенная утомляемость), нередкие головные боли и бессонница. При этом обнаруживаются психологические и поведенческие показатели: ощущение печали, огорчения, понижение воодушевления, растерянность, эретизм, неумение задаваться целью.

В конечном итоге понижается результативность профессиональной деятельности педагога. Возрастающее ощущение недовольства профессией приводит к спаду уровня квалификации и вызывает начало эволюции течения психического выгорания.

Целый ряд факторов дает начало эмоциональному истощению педагога. Это и отсутствие права на ошибку, доводящее до увеличения трудового времени за счет работы в домашних условиях, и недовольство своим профессиональным статусом, и страх лишиться работы из-за усечения рабочих мест, и недостаток условий для самореализации, и невысокая заработная плата [6].

Деятельность учителей и воспитателей зачастую трактуется как рыночная услуга при высочайшем спросе общества к персоналистическим и профессиональным особенностям педагога. Следует выделить, что в процессе деятельности педагога его отношение к профессиональному труду обозначается в качестве формы целостности личностной и профессиональной позиций.

За годы труда у специалиста, работающего с детьми, накапливается огромное число психологических проблем, урегулировать которые самостоятельно ему не под силу. Это приводит к разочарованности в выбранной профессии, эмоциональному выгоранию.

Таким образом, можно сказать, что синдром профессионального выгорания является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится.

Личностные качества педагога, а также слаженность взаимоотношений участников образовательного процесса можно отнести к психологической сущности образовательной среды. Поддержание вышеупомянутых условий определяет уровень качества образовательной среды (И.А. Баева).

Личностное благополучие детей в их интеллектуальной, социальной и личностной составляющей рассматривается как интегральный результирующий показатель качества образовательной среды и признак смысла реализации каждой педагогической системы.

Очень важную роль играет уровень зрелости субъектности педагога, он предполагает сформированность таких личностных качеств, как влечение к саморазвитию, активность, свобода выбора и действий, ощущение собственной значимости. Именно личность педагога определяет, можно ли организовать гуманистическую среду в стенах образовательной организации.

Профилактика является наилучшим способом снижения уровня эмоционального выгорания - именно к такому мнению пришли исследователи данной проблемы.

Личность педагога и личность воспитанника имеют одинаковую значимость в учебно-воспитательном процессе. Именно психологическое здоровье, культура педагога определяют психосоматическое состояние воспитанников. Педагогу необходимо постоянное стремление к самосовершенствованию и прогрессирова-нию, чтобы помогать развитию каждого ребенка. Возникновение эмоционального выгорания наносит данному процессу существенный урон.

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Издательство Казанского университета, 2005.

2. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие. Москва: Педагогика, 2005.

3. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

4. Монгуш О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII-й Международной научной конференции. Самара: ООО «Издательство АСГАРД»: 47 - 51.

5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: учебное пособие. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

6. Осухова Н.Г Сгоревшие на работе. Москва: Владос, 2007.

References

1. Abolin L.M. Psihologicheskie mehanizmy 'emocional'noj ustojchivosti cheloveka. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2005.

2. Barobanova M. V. Izucheniepsihologicheskogo soderzhaniya sindroma «'emocional'nogosgoraniya»: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogika, 2005.

3. Samoukina N.V. Kar'era bez stressa. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

4. Mongush O. O. 'Emocional'noe vygoranie v professional'noj deyatel'nosti pedagogov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Aktual'nyevoprosysovremennojpedagogiki: materialy VlI-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Samara: OOO "Izdatel'stvo ASGARD": 47 - 51.

5. Orel V. E. Fenomen «vygoraniya» v zarubezhnojpsihologii. 'Empiricheskie issledovaniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2006.

6. Osuhova N.G. Sgorevshie na rabote. Moskva: Vlados, 2007.

Статья поступила в редакцию 07.12.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.