Научная статья на тему 'Профилактика синдрома эмоционального «Выгорания» педагогов'

Профилактика синдрома эмоционального «Выгорания» педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4018
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального «выгорания» / стресс / профессиональные деформации / профилактика / ресурсы / syndrome of emotional "burnout" / stress and professional deformation / prevention / resources

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перепелкина Лариса Константиновна

Статья посвящена проблеме профилактики синдрома эмоционального «выгорания» педагогов. Далеко не каждая профессия сравнится с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые он ежедневно испытывает. Синдром эмоционального «выгорания» является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога. Поэтому решение данной проблемы требует ее изучения с целью дальнейшей профилактики и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перепелкина Лариса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF SYNDROME OF EMOTIONAL "BURNOUT" OF TEACHERS

The article is devoted to the problem of prevention of the syndrome of emotional "burnout" of teachers. There are few professions that can be compared with the profession of the teacher in terms of the emotional stress he/she experiences daily. The syndrome of emotional "burnout" is one of the most common obstacles to professionalism, creativity and self-realization of the teacher. Therefore, the solution of this problem requires a study with the aim of further prevention and correction.

Текст научной работы на тему «Профилактика синдрома эмоционального «Выгорания» педагогов»

УДК 37.015.323 ББК 88.6

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

ПЕДАГОГОВ

Перепелкина Лариса Константиновна.

Государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», г. Поронайск, педагог-психолог, larisaperl65@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики синдрома эмоционального «выгорания» педагогов. Далеко не каждая профессия сравнится с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые он ежедневно испытывает. Синдром эмоционального «выгорания» является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога. Поэтому решение данной проблемы требует ее изучения с целью дальнейшей профилактики и коррекции.

Ключевые слова: синдром эмоционального «выгорания», стресс, профессиональные деформации, профилактика, ресурсы.

PREVENTION OF SYNDROME OF EMOTIONAL "BURNOUT" OF

TEACHERS

Perepelkim Larisa Konstantinovna.

State budget institution "Centre of psychological-pedagogical

assistance to family and children", Poronaysk, educational psychologist, larisaperl65@mail.ru.

Abstract. The article is devoted to the problem of prevention of the syndrome of emotional "burnout" of teachers. There are few professions that can be compared with the profession of the teacher in terms of the emotional stress he/she experiences daily. The syndrome of emotional "burnout" is one of the most common obstacles to professionalism, creativity and self-realization of the teacher. Therefore, the solution of this problem requires a study with the aim of further prevention and correction.

Key words: syndrome of emotional "burnout", stress and professional deformation, prevention, resources.

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» [1, c. 5]. Эту фразу можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома эмоционального «выгорания».

Актуальность проблемы состоит в том, что современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, форм и методов обучения, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и роли [4, с. 3].

Таким образом, синдром эмоционального «выгорания» является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.

Французский философ XVI века М. Монтень писал: «Самый ценный плод здоровья - возможность получать удовольствие».

Получать удовольствие от собственной профессии - значит быть мастером своего дела. Быть мастером - жить в гармонии с миром и с собой. Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя эту нелегкую миссию Педагога?

Молодые учителя, которые только что закончили специальные учебные заведения, приходят на работу, желая проявить чудеса педагогики. Однако вскоре они сталкиваются со сложными профессиональными буднями. Многие убеждаются, что не в силах изменить сложившуюся в школе систему работы, постепенно утрачивая энтузиазм.

К напряженным ситуациям в работе педагога можно отнести следующие: сложности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы; взаимодействие с учащимися; конфликтные ситуации с родителями. Эмоциональные ресурсы человека, оказавшегося в такой сложной ситуации, могут постепенно истощаться. Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. За день проведения уроков самоконтроль и самоотдача столь велики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Все это усиливается и сложными социальными, экономическими, бытовыми факторами и хроническими отклонениями в состоянии здоровья.

Эмоциональное «выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2, с. 16]. Эмоциональное «выгорание» - приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с окружающими.

Наиболее подвержены «сгоранию» те, кто реагирует на стресс агрессивно, в соперничестве, несдержанно, «трудоголики», кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, а также сочувствующие, гуманные, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые интроверты.

Выделяют 12 признаков эмоционального «выгорания»: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к клиентам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимулирующих веществ (табак, кофе, алкоголь, лекарства); уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины [2, с. 18].

Наиболее часто встречающиеся причины синдрома профессионального «выгорания»: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности на работе; работа без возможности дальнейшего профессионального совершенствования; неразрешенные личностные конфликты [2, с. 31-32].

Таким образом, эмоциональное «выгорание» как состояние есть результат относительно длительного действия определенных факторов рабочей среды в сочетании с индивидуальными и личностными особенностями работника, и имеет свои характеристики.

В психологической профилактике «выгорания» можно выделить два основных направления: просвещение и тренинги, направленные на развитие личностных ресурсов противодействия «выгоранию». Содержание тренингов может определяться следующими конкретными задачами:

- формирование позитивного отношения к себе, к воспитанникам, к жизни;

- повышение мотивации к профессиональной деятельности;

- повышение профессиональной и психологической компетентности;

- обучение способам саморегуляции.

Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома является личностная психологическая подготовка специалистов.

123

Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии, сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Для повышения стрессоустойчивости необходимо развивать следующие ресурсы:

- Личностные ресурсы: психологическая компетентность, уровень психологической грамотности и культуры; активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; сила Я-концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность; активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях; позитивность и рациональность мышления.

1. Информационные и инструментальные ресурсы: способность контролировать ситуацию (адекватная оценка степени ее воздействия); способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, информационная и деятельностная активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессовой ситуации; использование различных методов или способов достижения желаемых целей; способность к осмыслению и когнитивной структуризации ситуации [2, с. 8-9].

2. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большой нагрузки (отказать не в силах, а справиться не в состоянии) «вспыхивает» ненадолго, а потом постепенно «гаснет», черствея душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов. И только духовно богатые, эмоционально зрелые, целостные личности в состоянии справиться с описанными выше трудностями и продолжать свою очень важную профессиональную деятельность.

Библиографический список:

1. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт.-сост. Е. А. Шкуринская. - Волгоград: Учитель, 2008. -158 с.

2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. - 122 с.

3. Психологический комфорт в школе: как его достичь / авт.-сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 239 с.

4. Развитие профессиональной компетентности педагогов / авт.-сост. М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 135 с.

5. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют ...». Психологический практикум. - г. Дубна, «Феникс+», 2000. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.