психологические науки
Андриенко Оксана Александровна К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 159.99
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0071
К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
© 2020
SPIN: 3820-8444 AuthorlD: 516485 ORCID: 0000-0002-3490-1849 ScopusID: 57205333311
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected]) Аннотация. В связи с новыми требованиями к образованию, находящих отражение в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога, в современных условиях изучение проблемы профессионально значимых личностных качеств учителя приобретает особый смысл. В настоящее время особое значение приобретает проблема профессионального самосознания педагога, в частности самооценка, играющая важную роль в успешности профессиональной деятельности. Адекватная самооценка оказывает влияние на формирование профессиональной Я-концепции, на специфику взаимодействия педагога с обучающимися, на формирование профессиональной уверенности и т.д. В статье представлены результаты изучения профессиональной самооценки педагогов общеобразовательных школ. Работа проводилась со слушателями курсов повышения квалификации на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие учителя общеобразовательных школ Оренбургской области. Исследование показало, что более половины опрошенных педагогов обладают неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной). Основными качествами, которыми должен обладать современный учитель являются: любовь к детям, ответственность, эмоциональная устойчивость, готовность к инновациям, общительность, эмпатия, тактичность, организаторские способности, знание своего предмета и любовь к нему, интеллигентность, открытость новому, нравственность, мобильность.
Ключевые слова: профессиональное самосознание педагога, самооценка, профессиональная самооценка, самооценка педагога, профессиональная самооценка современного педагога, профессионально важные качества педагога.
ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-ESTEEM OF A MODERN TEACHER
© 2020
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected]) Abstract. In connection with the new requirements to education, which are reflected in the Federal state educational standards and the professional standard of a teacher, in modern conditions, the study of the problem of professionally significant personal qualities of a teacher acquires a special meaning. Currently, the problem of professional self-awareness of the teacher, in particular self-esteem, which plays an important role in the success of professional activities, is of particular importance. Adequate self-assessment influences the formation of a professional Self-concept, the specifics of interaction between a teacher and students, the formation of professional confidence, etc.the article presents the results of studying the professional self-assessment of teachers in secondary schools. The work was carried out with students of advanced training courses at the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by teachers of secondary schools in the Orenburg region. The study showed that more than half of the teachers surveyed have inadequate self-esteem (high or low). The main qualities that a modern teacher should have are: love for children, responsibility, emotional stability, readiness for innovation, sociability, empathy, tact, organizational skills, knowledge of their subject and love for it, intelligence, openness to new things, morality, mobility.
Keywords: professional identity of the teacher, self-assessment, professional self-evaluation, self-evaluation of teacher professional self-esteem of a modern teacher, professionally important qualities of a teacher.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от педагога самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Все это требует непрерывного изучения собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности [1]. В настоящее время особое значение приобретает проблема профессионального самосознания педагога [2]. Самооценка - значимое психологическое образование, структурирующее внешнюю и внутреннюю активность субъекта в различных социальных пространствах: личном, социальном, общественном [3]. Следует отметить, что от самооценки зависит психологическое содержание профессиональной деятельности личности, характер взаимодействий и взаимоотношений с людьми, оценка результатов своей деятельности и других. Все это является очень важным в деятельности современного учителя.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что проблему профессиональной самооценки педагогов в своих работах затрагивают А.Н. Алдошина [3], Э.В. Беланова [2], У.С. Борисова, И.И. Варламов [4], Н.С. Гуляева, М.О. Бритвихина [5], О.М. Звягина, Н.И. Легостаева [6], Ю.В. Зуева [7], Н.Г. Качалова [8], Т.В. Кузьмина [9], Ю.Н. Лосева [1], Е.В. Малеко [10], С.М. Мальцева [11], Г.С. Прыгин [12], Л.С. Ручко [13], Н.А. Самойлик [14],Е.Г. Черникова [15] и др. [16-21].
Самооценка - это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [22, с.332].
Анализ различных источников показывает, что профессиональная самооценка педагога - это
1) «представление о себе, как о специалисте, о своих профессиональных качествах, знаниях, навыках и умениях, о своем месте в профессиональной среде» [23, с.
Andrienko Oksana Aleksandrovna psychological
ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL ... science
49];
2) «способность личности адекватно оценивать результаты своей деятельности и способы ее осуществления на основе принятых и предлагаемых норм (профес-сиограммы) и инновационных изменений в образовании...» [2, с.52];
3) «самоотношение служащего к результату сопоставления реального и идеального «Я - профессионал», формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с самим собой)» [8, с. 350];
4) «сознательные суждения педагога, в которых он пытается сформулировать свою значимость, определяемая общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения» [7, с.17].
Самооценка профессиональных качеств является важнейшим элементом профессиональной Я-концепции личности.
Важным критерием адекватности самооценки педагога может быть сравнение этой самооценки с оценками окружающих. В связи с этим самооценка может быть адекватной или неадекватной, заниженной или завышенной [7].
Адекватная самооценка педагога играет важную роль в успешности его профессиональной деятельности
[3; 8].
В различных исследованиях указывается, что у учителя, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией и эффективность работы в целом [8].
Таким образом, профессиональная самооценка педагога - это оценка педагогом самого себя, своих профессиональных возможностей и качеств, а также места в профессиональной среде.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Исследование профессиональной самооценки педагогов общеобразовательных школ.
Постановка задания. Изучить уровень профессиональной самооценки педагогов, проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались методики: «Психологический портрет педагога (автор Г.В. Резапкина)» [24], «Самооценка личности педагога».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В представленном исследовании принимали участие педагоги средних общеобразовательных школ г.Орска, г. Кувандыка, г. Медногорска, г.Светлый в количестве 100 человек.
После проведения методики «Психологический портрет педагога» (автор Г.В. Резапкина) по шкале «Самооценка» нами были получены следующие результаты.
У 36% педагогов высокая самооценка, позитивное самовосприятие. Они умеют на своих уроках создавать доброжелательную атмосферу, общаются с обучающимися, способны оказывать им психологическую поддержку. Ученик для таких учителей - это личность, обладающая достоинством. Поведение данных педагогов отличается творческим подходом и демократизмом.
У 38% респондентов самооценка находится на среднем уровне. Вместе с тем, она отличается неустойчивостью: то повышается, то понижается, зачастую завися от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Положительная оценка профессиональной деятельности данных педагогов со стороны, способствует их творческому подъему, повышению уверенности в себе. 310
Снижение самооценки ухудшает взаимоотношения с окружающими, вызывает трудности при решение различных проблем.
У 26% педагогических работников выявлена низкая самооценка, т.е. они принижают значение своей личности. Чаще всего данные испытуемые негативно воспринимают окружающих, а это мешает действовать свободно, уверенно, создавая благоприятную творческую атмосферу на уроке.
Также нами была проведена методика, направленная на выявление уровня профессиональной самооценки педагога. Респондентам предлагалось написать двадцать качеств современного педагога и оценить себя как профессионала с точки зрения «Я-реальное» и «Я-идеальное». Далее нами высчитывался коэффициент ранговой корреляции, а полученные показатели сравнивались с психодиагностической шкалой. Итак, после проведения данной методики мы получили следующее.
38% педагогов имеют завышенную и высокую самооценку, т.е. они несколько переоценивают себя, свои силы, качества, способности. Здесь наблюдается некоторый уровень самоуверенности, что может приводить к искажению уровня притязаний и невыполнению принятых на себя задач. Также может наблюдаться чрезмерная самоуверенность в ходе профессиональной деятельности, а это влияет на качество педагогического труда.
У 42% опрошенных учителей средний уровень самооценки. Педагоги адекватно оценивают себя в профессиональной деятельности, свои личностные качества.
20% педагогов имеют заниженную самооценку. Им свойственно недооценивать себя, свои силы, способности, личностные качества, что проявляется в неуверенности в себе, тревожности, отказе от инициативы и активности, безразличии. Низкая самооценка отрицательно действует на испытуемых: они ограничивают свои достижения, считают себя недостаточно способными. Все это может существенно отражаться на результативности труда.
Таким образом, в целом по проведенным методикам можно сделать следующий вывод: 37% опрошенных педагогов обладают завышенным уровнем самооценки, 40% - средним и 23% - низким.
Также нами были проанализированы качества, которыми должен обладать современный педагог, которые указывали испытуемые в своих опросных листах. Мы их проранжировали и получили следующее: любовь к детям, ответственность, эмоциональная устойчивость, готовность к инновациям, общительность, эмпатия, тактичность, организаторские способности, знание своего предмета и любовь к нему, интеллигентность, открытость новому, нравственность, мобильность и др.
Отметим, что в требованиях к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения, а также в профессиональный стандарте данные качества также присутствуют [25; 26].
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В исследовании Н.А. Самойлик [14] было установлено, что средний уровень самооценки характерен для 32% учителей, низкий - для 15%, высокий - для 53%, очень высокий - для 10%.
Также в нашем исследовании были выявлены профессионально важные качества педагога (по мнению опрашиваемых учителей). В исследовании Е.Г. Черниковой и С.В. Росляковой [15] представлены профессионально значимые качества глазами молодых учителей, некоторые качества совпадают с выявленными нами. Неполное совпадение профессионально-важных качеств личности педагога было обнаружено в исследованиях Н.С. Гуляевой и М.О. Бритвихина [5], О.М. Звягиной и Н.И. Легостаевой [6].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Самооценка - это внутренний стержень личности, включенный также в структуру профессиональной деятельности педагога. В ходе нашего исследования было выявлено, что 37% опрошенных
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
психологические науки
Андриенко Оксана Александровна К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
педагогов обладают завышенным уровнем самооценки, 40% - средним и 23% - низким. Основными качествами, которыми должен обладать современный учитель являются: любовь к детям, ответственность, эмоциональная устойчивость, готовность к инновациям, общительность, эмпатия, тактичность, организаторские способности, знание своего предмета и любовь к нему, интеллигентность, открытость новому, нравственность, мобильность.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются: в изучении зависимости профессиональной самооценки от стажа работы и возраста педагогов; в разработке тренинговых занятий, как одной из продуктивных форм работы с педагогами по коррекции неадекватно завышенной и заниженной самооценки. Материалы исследования могут быть использованы при планировании и организации курсов повышения квалификации педагогических работников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лосева Ю.Н. Самоанализ и самооценка педагога как неотъемлемая часть профессионального самосовершенствования // Вестник педагогического опыта. 2018. № 41. С. 40-46.
2. Беланова Э.В. Развитие профессиональной самооценки педагогов в условиях непрерывного профессионального образования // Человек и образование. 2005. № 3. С. 52-53.
3. Алдошина А.Н. Динамика самооценки в процессе профессионального развития педагога //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3 (22). С. 208-209.
4. Борисова У.С., Варламов И.И. Самооценка профессиональных компетенций педагогами сельских школ // Теория и практика общественного развития. 2017. № 6. С. 22-24.
5. Гуляева Н.С., Бритвихина М.О. Метод самооценки профессиональных качеств педагога-организатора / В сборнике: Студент года 2017 Сборник статей II Международного научно-практического конкурса. В 2-х частях. 2017. С. 186-189.
6. Звягина О.М., Легостаева Н.И. исследование самооценки профессиональных компетенций у педагогов средних общеобразовательных учебных заведений Республики Карелия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 1 (119). С. 152159.
7. Зуева Ю.В. Развитие профессиональной самооценки педагога // Методист. 2017. № 3. С. 17-19.
8. Качалова Н.Г. Профессиональное самосознание, самооценка и успешность профессиональной деятельности / В сборнике: Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации Материалы V Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2018. С. 348-353.
9. Кузьмина Т.В. Профессиональная самооценка педагогов в современном мире /В сборнике: интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 97-99.
10. Малеко Е.В. Особенности формирования личности в пространстве информационной культуры // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 1 (13). С. 29-31.
11. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Панфилова Ю.С., Уханова А.Д. К вопросу об основных подходах к определению понятия икт-компетентности педагога //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 266-268.
12. Прыгин Г.С. Особенности самооценки профессиональных компетенции педагогами, имеющими разные типы субъектной регуляции // Казанский педагогический журнал. 2014. № 4 (105). С. 128-137.
13. Ручко Л.С. Профессиональная самооценка в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога-психолога / В сборнике: Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол.: Л. А. Абрамова. 2017. С. 36-38.
14. Самойлик Н.А. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и профессионально-ценностных ориентаций педагогов // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 17-23.
15. Черникова Е.Г., Рослякова С.В. Профессионально значимые качества глазами молодых учителей (по материалам социологического исследования) //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 107-112.
16. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.
17. Щепкина Н.К. Исследование профессионально-личностного роста и карьерных устремлений преподавателей вуза // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 76. С. 78-81.
18. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.
19. Буренина В.И., Кочетова Н.Г. Модель развития творческого
потенциала преподавателя технического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 270-274.
20. Тищенко В.О. Характеристика системного подхода в контексте исследования системы подготовки будущих преподавателей в учреждениях высшего образования // Jurnalul Umanitar Modern. 2019. № 1. С. 38-41.
21. Вдовиченко А.А. Организация куратором профессионально ориентированных мероприятий у будущих педагогов // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 27-29.
22. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
23. Вахмистрова Е.В. Профессиональная самооценка педагога дошкольного образования / В сборнике: Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство материалы заочной международной научно-практической конференции. 2016. С. 49-52.
24. Резапкина Г.В. Психологический портрет педагога. [Электронныйресурс] URL: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=uch_met (дата обращения 14.03.20).
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413) [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/#blo ck_108 (дата обращения 25.09.19).
26. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н. [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения 25.09.19).
Статья поступила в редакцию 16.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020