ка и катализ»; «Поверхностные явления. Коллоидные растворы». Содержание каждого блока рассчитано на 17 часов. Элективный курс предусматривает и теоретические занятия, знакомящие учащихся с химическими знаниями данного предмета, и практические работы, позволяющие на практике закрепить полученные знания. Более половины учебного времени отведено на проведение лабораторных занятий. Школьники имеют возможность проделать лабораторные работы, как: «Определение относительной молекулярной массы углекислого газа», «Определение поверхностного натяжения и вязкости жидкости», «Буферные растворы и буферные смеси», «Гальванические элементы». Для лабораторных работ курса ученикам достаточно навыков, полученных в школе. Их выполнение предусматривает как групповую форму работы, так и индивидуальную. При этом возможно дифференцирование по уровню изучения предмета.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям учащихся 10-11 классов и вместе с тем, позволяет ученикам работать на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа содержит, с одной стороны, материал по более углублённому изучению излагаемых в школьной программе избранных разделов, с другой - предполагает изучение таких вопросов химии, которые не входят в школьный курс.
Учащиеся школы во время прохождения данного элективного курса знакомятся с химическими лабораториями вуза. Теоретические занятия проходят в виде лекций, на которых учащиеся осваивают азы конспектирования. Изучая элективный курс «Физическая химия», школьники учатся работать с научной литературой.
При прохождении курса преподаватели занимаются со школьниками научно-исследовательской деятельностью. Под руководством опытных преподавателей ученики делают первые шаги в научной деятельности. Результаты своих работ они представляют на научно-практических конференциях для школьников и студентов и неоднократно занимали призовые места.
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Белов С.А.*
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,
г. Невинномысск
В статье актуализируется необходимость совершенствования процесса подготовки педагогов профессионального образования, использова-
* Аспирант кафедры Профессионального образования.
ния продуктивных исследовательских методов в организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивавших формирование у них навыков построения инновационных образовательных технологий.
Технологическая детерминанта современного общества делает необходимым переосмысление базовых ориентиров образования: система образования должна обеспечивать подготовку таких специалистов, которые могли бы ориентироваться в непрерывно меняющимся условиям современного общества. Как указано в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., «в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг [1, с. 2]. В условиях опережающего образования, где учебное заведение профессионального образования является многоуровневым, многофункциональным, реализующим разнообразные программы профессионального образования, а также обеспечивающим обучение в течение всей жизни, важным фактором повышения качества подготовки кадров является ориентация педагогического процесса на уникальную личность каждого конкретного обучающегося, на естественное саморазвитие его интеллектуального потенциала.
Подобный целевой вектор дает основание говорить о необходимости разработки инновационных образовательных технологий, вбирающих в себя имеющийся в педагогической науке и практике опыт по реализации основных принципов гуманистического подхода к личности обучающегося. При этом важно, чтобы педагогические кадры, готовящиеся сегодня к функционированию в инновационном образовательном пространстве профессиональной школы, были готовы к разработке и реализации такого рода технологий. Ведь успешное применение многочисленных инновационных образовательных технологий требует осмысления основ и принципов их целостного построения и грамотной реализации, освоения истории возникновения, знания современных особенностей технологизации образовательного процесса и нормативных требований её эффективного применения. Разработанные в последнее время теоретические подходы и технологии образования в большой мере отвечают задаче развития творческой активности личности в процессе педагогического взаимодействия. Однако в этих научно-практических направлениях не в полной мере учитывается фактор энтропии ориентиров субъектов образовательного процесса в эпоху перемен и перманентного кризиса гуманитарности. Кроме того, утрата самоидентичности личности в условиях трансформации общественной системы и модернизации российского образования приводит к снижению их практической эффективности.
Наряду с этим, сложился ряд частных противоречий, обусловленных несоответствием между:
- необходимостью формирования профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения и существующим традиционным знаниевым подходом к инженерно-педагогическому образованию;
- постоянно меняющимися требованиями педагогической практики к уровню профессиональной и специальной подготовки педагогов профессионального обучения в области построения инновационных образовательных технологий и способностью выпускников университета быстро и эффективно адаптироваться к условиям жизни профессионально-технической школы, выполнять инженерно-педагогическую деятельность в инновационном режиме;
- декларированным педагогикой требованием опережающей подготовки будущих педагогов профессионального обучения и отсутствием необходимого для такого обучения программно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса.
Поэтому актуальным в научно-прикладном плане и значимым в методологическом аспекте представляется последовательное вычленение и всестороннее научное описание сущностных сторон и специфики подготовки педагогов профессионального обучения к разработке инновационных образовательных технологий, реализуемых в образовательном пространстве современного вуза.
Анализ образовательного процесса Невинномысского государственного гуманитарно-технического института свидетельствует о том, что для практического обучения студентов выделяются в большей степени частные умения, не отражающие целостную профессиональную деятельность, в основе которой лежит целеполагание и целеосуществление, а сами частные умения весьма разрознены и в совокупности не охватывают все стороны деятельности специалиста. Отсутствие в процессе обучения логических и практических взаимосвязей между приобретенными умениями не позволяет студентам эффективно использовать их в процессе труда. Не случайно характерная оценка качества подготовленности специалистов нередко звучит так: «Все по частям знают, а работать не могут».
Такое положение заставляет подготавливать инженерно-педагогических работников к реализации занятий и методов обучения, направленных на практическое ознакомление с целостной профессиональной деятельностью и приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных умений, а также на формирование профессионально значимых качеств личности, ценностно-мотивационных ори-ентаций в процессе обучения.
В последние годы мы наблюдаем снижение качества профессиональной подготовки, которое, на наш взгляд, заключается в снижении внимания к реальной практической подготовке студентов в лабораториях вуза и на промышленных предприятиях.
В силу объективных причин промышленные предприятия не заинтересованы в обучении практикантов, так как за короткий срок пребывания их
трудно включить в отлаженный технологический процесс, а студенты психологически настроены на временное пребывание и не идентифицируют себя с производственным процессом. Кроме того, существуют сложности с поиском мест для прохождения производственной практики.
Лаборатории вуза оснащены устаревшим оборудованием, поскольку предприятия физически не могут выделять на это средства или передавать имеющееся у них современное оборудование, поэтому, придя на предприятие, молодой специалист чувствует себя неуверенно, плохо знает специфику его оборудования [2, с. 4].
Для решения указанных проблем в новых социально-экономических условиях вузам необходимо:
- осуществить сближение образовательных учреждений с передовыми предприятиями, имеющими наукоемкие, безотходные технологии, на которых выпускается конкурентоспособная продукция;
- углубить взаимосвязь учебного и производственного процессов;
- обучить специальности, т.е. профессиональной деятельности в условиях сближения образовательного учреждения с предприятием.
Отсюда вытекает неразрывность теоретической и практической сторон профессиональной подготовки инженерно-педагогических работников. Взаимосвязь их педагогической деятельности и производительного труда, оптимальное сочетание учебных и преобразовательных начал в профессиональной деятельности являются краеугольным камнем практикоориентиро-ванной технологии обучения в вузе. Такое сотрудничество способствует восстановлению и укреплению связей с предприятиями, открывает для учебных заведений дополнительные возможности:
- упрощается доступ к информации о рынке труда (каких специалистов и сколько надо готовить);
- обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации практики студентов;
- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки и повышения квалификации инженеров-педагогов;
- расширяются возможности трудоустройства.
Восстановление и укрепление связей с предприятиями предполагает
новые требования к профессиональной подготовке рассматрвиаемых нами специалистов. Мы попытались определить перечень данных требований, опираясь на данные опроса профессорско-преподавательского состава нашего вуза. В результате наиболее важными оказались:
- воспитание профессионально и личностно значимых качеств, социально-нравственной зрелости (88 %);
- повышение уровня общей и профессионально-педагогической культуры (71 %);
- гуманизация содержания и процесса профессионально-педагогической деятельности студентов (53 %);
- возрастание роли социальных, экономических, психологических знаний (61 %);
- придание педагогической деятельности междисциплинарного характера путем ее интеграции на основе социально-экономической, педагогической, психологофизиологической общности, существующей в производстве и профессиональной подготовке (58 %);
- усиление исследовательских и творческих начал в профессионально-педагогической деятельности студентов (73 %).
Эти и другие направления подготовки педагогов профессионального образования требуют от нас повышения их общекультурного и общепедагогического уровня, что обуславливает направленность учебно-воспитательного процесса на создание предпосылок для самореализации личности. Этот процесс обязывает ставить на первое место интересы каждого обучаемого, раскрытие его творческих способностей, создание предпосылок для реализации его потенциала. Такое направление подготовки выводит личностное и профессиональное поведение специалиста на качественно новый уровень своей реализации в профессионально-педагогической сфере, на уровень соответствия современным требованиям изменяющейся социально-экономической ситуации, на уровень опережающего характера осваиваемой информации. Это является эффективным средством саморазвития, повышения уровня профессиональной компетентности и как специалиста, и как педагога.
Список литературы:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (утверждена 7 февраля 2011 № 163-р).
2. Корчагин Е.А., Самолдина Л.Н., Сохабеев В.М. Концепция практи-коориентированной технологии обучения // СПО. - 2004. - №10. - С. 21-24.
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ВУЗЕ
© Булгакова Е.Т.*
Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь
В статье обосновывается необходимость изучения внутренней организации педагогического дискурса как разновидности институцио-
* Заведующий лабораторией Педагогики и психологии высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент.