Научная статья на тему 'К проблеме периодизации советской неоклассики. Опыт на примере Новосибирска'

К проблеме периодизации советской неоклассики. Опыт на примере Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
785
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСК / СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА / СТАЛИНСКИЙ АМПИР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филонов Сергей Владимирович

В данной статье приводятся результаты эксперимента по разработке периодизации стилевого направления, известного как сталинский ампир. В результате исследования специфики эволюции указанного стилевого направления на примере Новосибирска была разработана краткая периодизация, основанная на динамике развития комплекса архитектурных форм и элементов. В приложении дан перечень, включающий 38 памятников архитектуры и истории, возведенных в 1930-1960-х гг. в Новосибирске, каждый из которых отнесен к одному из четырех периодов советской неоклассики, выделенных автором в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Periods of the Soviet Neoclassic Architecture. The Description by the Example of Novosibirsk

The article deals with an experimental variant of description of periods of a style direction known as Stalinist Empire Style. As the result of the research of the style direction’s evolution in Novosibirsk, the author made a description of the periods based on dynamics of development of a complex of architectural forms and elements. The Appendix to the article includes a list of 38 monuments of architecture and history, erected in Novosibirsk in the 1930-s-1960-s. Each of them is ranked to one of four periods revealed by the author.

Текст научной работы на тему «К проблеме периодизации советской неоклассики. Опыт на примере Новосибирска»

Рис. 5. Лабораторный корпус Химико-металлургического института ЗСФ АН СССР (ныне резиденция Полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу). Снимки автора

ББК: 85.11

С.В. Филонов, г. Новосибирск

К проблеме периодизации советской неоклассики. Опыт на примере Новосибирска

Аннотация

В данной статье приводятся результаты эксперимента по разработке периодизации стилевого направления, известного как сталинский ампир. В результате исследования специфики эволюции указанного стилевого направления на примере Новосибирска была разработана краткая периодизация, основанная на динамике развития комплекса архитектурных форм и элементов. В приложении дан перечень, включающий 38 памятников архитектуры и истории, возведенных в 1930-1960-х гг. в Новосибирске, каждый из которых отнесен к одному из четырех периодов советской неоклассики, выделенных автором в ходе исследования.

Ключевые слова: Новосибирск, советская архитектура, сталинский ампир.

Предлагаемая статья посвящена опыту периодизации стилевого направления в советской архитектуре, известного как сталинский ампир, на примере Новосибирска.

В своей работе автор опирался на материалы Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (НГАХА) и среди них в первую очередь на студенческие проекты, сделанные в Новосибирском инженерно-строительном институте им. В.В. Куйбышева, которые позволяют увидеть практически все варианты сталинского ампира. Многие проекты представлены в постоянной экспозиции, поэтому существует необходимость объяснять посетителям, в чем состоят различия в декоре зданий, запроектированных студентами в довоенное время, от послевоенных. Кроме того, существует необходимость определения хронологии зданий на снимках в музейном фотоархиве. В чем же состоит проблема периодизации советской неоклассики?

Во-первых, отсутствуют критерии для атрибуции данного стилевого направления. По этой причине «сталинский ампир» некоторыми исследователями вовсе не считается за самостоятельный стиль. Учитывая это, мы будем называть сталинский ампир стилевым направлением.

Во-вторых, нет симфонии (сводного каталога) по всему СССР для выделения временных границ внутри периода.

В-третьих, следует учитывать специфичную для сталинского ампира ахронологичность (несовпадение хронологий проектирования и строительства объекта с общей периодической принадлежностью, вызванной отсутствием средств, перепроектированием, войной).

В целом проблема периодизации советской неоклассики является актуальной, причем не столько для ученых, сколько для заказчиков проектов и практикующих архитекторов. Сталинский ампир ныне популярен: проекты в неоклассике и постсоветской неоклассике подтверждают это.

Терминология

Сталинский ампир — это условное название стилевого направления в архитектуре СССР 1930-1960-х гг. Термин принят не всеми, но для популяризации архитектурных знаний он используется как яркое, образное название. В данном случае термин «сталинский ампир» более подходит, чем «советская неоклассика», «ар-деко», «соцреализм», «использование исторических стилей», «советское барокко». Хотя все это имеется в виду.

Сталинский ампир — это направление, объединенное генеральной идеей, связанной с колебаниями линии партии, которые оказывали влияние на определенные изменения в подходах к эстетике. Ампирные и прочие элементы служат метафорой этой идее. Как и в любой стилевой эволюции, приближение к эстетическому идеалу, а затем удаление от него является динамикой этого процесса. Относительно сталинского ампира можно сказать, что здесь приближение к идеалу играет особую роль из-за высокой степени значимости архитектуры в идеологии того времени, когда придавали важность корректному использованию архитектурных форм и деталей, так как это имело политический смысл. Эстетическим идеалом была архитектура периода расцвета российской абсолютистской монархии (конца XVIII — первой трети XIX в.), которую пытались гармонично адаптировать к советским реалиям второй трети ХХ в.

Итак, сталинский ампир — это стилевое направление в неоклассике, включающее в себя элементы других стилей (ренессанс, ар-деко, псевдорусский стиль и др.).

В статье мы используем термин «сталинский ампир», а не «советская неоклассика» потому, что существовала неоклассика 1920-х гг., то есть «досталинская». Это продолжение доре-

231

волюционной неоклассики в советское время. Связь неоклассики 1920-х и 1930-х гг. в данной статье мы не рассматриваем.

Исторический анализ

Хронологические границы периодов развития стилевого направления привязаны к началу постройки (достройки) известных новосибирских зданий.

Краткая периодизация сталинского ампира в Новосибирске:

I период: 1933-1936 гг. Ранний сталинский ампир. Опытные проекты. Поиск форм.

II период: 1935-1944 гг. Предвоенный сталинский ампир. Постконструктивизм и освоение классического наследия.

III период: 1944-1955 гг. Послевоенный сталинский ампир. Советская неоклассика.

IV период: 1955-1964 гг. Поздний сталинский ампир. Переходный период.

Рассмотрим названные периоды более подробно.

Для раннего сталинского ампира характерно использование мотивов исторических стилей в гипертрофированной форме. В Новосибирске это проекты по перестройке Дома Науки и Культуры (НГАТОиБ), Красный пр-т, 36 и др. (рис. 1 а, б).

В период предвоенного сталинского ампира идет интенсивное освоение классического наследия, в первую очередь ордерных композиций. Здесь необходимо обратить внимание на ордер как на основную архитектурную форму неоклассики и указать на возникновение специфического, условно говоря, «советского ордера» — адаптации классики к реалиям (советская символика на капителях и др.).

Известные здания: Дом государственных учреждений Сибири, Красный пр-т, 38, надстройка — 1935-1937 гг.; Дом Науки и Культуры (НГАТОиБ), Красный пр-т, 36, перестройка — 1936-1954 гг. (рис. 2).

Для послевоенного сталинского ампира характерно максимальное использование в композиции и декоре неоклассических элементов (арматуры, венки, гирлянды, гербы).

Известные здания: Президиум Западно-Сибирского филиала Академии Наук СССР, ул. Фрунзе, 11, постройка 1944-1947 гг.; главный корпус НИИЖТ (СГУПС), ул. Д. Ковальчук, 191, постройка 1955-1964 гг. (рис. 3).

Отличие между периодами сталинского ампира в основном заключается в степени измельчения пластики в дополнение к насыщению архитектурными формами. Конечно, это относится к важным зданиям, рядовая застройка была скромнее. Удобнее сравнивать здания, стоящие рядом, например: Дом социалистического земледелия, ул. М. Горького, 78, проект 1937 г., и жилой дом НИИ-39, Красный пр-т, 30, постройка 1953 г. (рис. 4). Дом социалистического земледелия, как представитель предвоенного сталинского ампира, не имеет ряда элементов исторических стилей, присущих жилому дому НИИ-39 — представителю послевоенного сталинского ампира. Это полуциркульные завершения окон, имитация замковых камней на русте, сандрики. Неглубоко расшитые эклектические пилястры неполной ордерной композиции главного фасада Дома социалистического земледелия выглядят аскетично и брутально по сравнению с главным фасадом жилого дома НИИ-39, пилястры которого грациозны в окружении аркатур, сандриков и полуциркульных завершений окон. Карнизы боковых фасадов смотрятся более мелкими, особенно в сочетании с балюстрадой аттика. Отличаются и архитектурные пояса, поэтому оказывают разное впечатление: на Доме социалистического земледелия они резко выделяются на фоне постконструктивистских окон, а на жилом доме НИИ-39 только дополнительно подчеркивают горизонтальное членение фасада, выделенное аркатурами и рустом.

Период позднего сталинского ампира характеризуется постепенным отходом от исполь-

232

зования мотивов исторических стилей после известного постановления 1955 г. (рис. 5). Данный период, на наш взгляд, является самым малоизученным в истории новосибирской архитектуры. К нему существует предвзятое отношение. Но, по нашему мнению, период ценен как завершающий для эпохи сталинского ампира и переходный к модернизму. Советский модернизм, сменяющий неоклассику, выражал космополитическую идею, поэтому было необходимо преодолеть национальные рамки. Страна поднялась на новую ступень развития социализма, в связи с чем сталинский ампир остался на предыдущей.

В предлагаемой статье мы рассмотрели вариант опытного подхода к проблеме периодизации советской неоклассики. Основной вывод, который можно сделать, изучая сталинский ампир на примере Новосибирска, следующий: стилевая эволюция данного направления заключается в динамике использования мотивов исторических стилей — нарастание в движении к эстетическому идеалу и убывание в движении от него.

В ходе исследования была установлена необходимость выделить в качестве отдельного периода ранний сталинский ампир, который был периодом идей и проектов, поиска формы, а не строительства.

В рамках одной статьи невозможно раскрыть столь сложную тему, как периодизация советской неоклассики, но предлагаемый нами вариант может помочь решить практическую задачу атрибуции объектов в Новосибирске.

Список использованных источников

1. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. — 135 с.

2. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1945-1985 гг. — Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1986. — 158 с.

3. Баландин С.Н., Баландин В.С. Новосибирск: что остается в наследство? История строительства и архитектура здания театра оперы и балета. — Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1990. — 104 с.

4. Баландин С.Н. Сибирский архитектор. — Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1991. — 160 с.

5. Давидич Т.Ф. Стиль как язык архитектуры. — Х.: Гуманитарный центр, 2010. — 336 с.

6. Духанов С.С. Опыт изучения стиля и метода архитектурного проектирования советской эпохи (1917-1955 гг.): на примере рабочих клубов и Дворцов культуры Новосибирска / С.С. Духанов, Н.П. Журин; НГАХА. — Новосибирск, 2009. — 160 с.

7. Крячков А.Д. Архитектура Новосибирска за 50 лет // Проект Сибирь. №28. — Новосибирск, 2007. — С. 35-42.

8. Невзгодин И.В. Архитектура Новосибирска: Первые крупные каменные здания, революционный романтизм, рационализм, функционализм, конструктивизм, архитектура переходного периода, хрущевский модернизм и интернациональный стиль эпохи застоя. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. — 204 с.

9. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: Каталог в 2 кн. Кн.1: г. Новосибирск (памятники, состоящие на государственной охране) / Т.В. Воеводина и др.; под общ. ред. А.В. Кошелева; Управление по гос. охране объектов культур. наследия Новосибирской области, НПЦ по сохранению ист.-культур. наследия Новосибирской области. — Новосибирск, 2011. — 280 с. — (Материалы Свода памятников истории и культуры Новосибирской области).

Приложение

Периодизация памятников архитектуры и истории Новосибирска, построенных в 1930-1960-х гг.

Объект Период отнесения / Критерии отнесения

1. Аэровокзал городского аэропорта. Послевоенный

Ул. Аэропорт, 2/2. 1957 г. Наличие бельведера,

Арх. Н.И. Углицких, О.И. Жигалова обилие лепнины

2. Башня водонапорная. Предвоенный

Ул. Ватутина, 29/1. 1939 г. Сочетание неоклассицизма с конструктивизмом (колонны)

3. Здание Управления Западно-Сибирской железной Предвоенный

дороги. Вокзальная маг., 14. 1935 г. Ленточные окна,

Арх. Венгеров, А.Н. Ширяев конструктивизм

4. Дом жилой. Послевоенный

Ул. М. Горького, 26 а. 1940 г. Декор порталов

5. Дом культуры им. А.С. Попова. Послевоенный

Ул. Добролюбова, 12. 1957 г. Измельчание архитектурных

Арх. К.К. Леонов форм

6. Дом жилой. Послевоенный

Ул. Достоевского, 14. 1955 г. Доминирование ампира

Арх. Н.Ф. Храненко

7. Морфологический корпус горбольницы. Предвоенный

Ул. Залесского, 6. 1930-е гг. Ленты остекления,

Арх. Н.С. Кузьмин конструктивизм

8. Дом жилой «Союззолото». Довоенный

Ул. Каменская, 16. 1932 г. Первоначальный

Арх. А.И. Бобров, Б.А. Гордеев конструктивизм

9. «Профессорский дом». Довоенный

Ул. Д. Ковальчук, 185. 1930-е гг. Модернизированные

Арх. Б.Н. Шатнев формы классицизма

10. Учебный корпус НИИЖТа. Послевоенный

Ул. Д. Ковальчук, 191. 1964 г. Насыщенность

Арх. В.С. Масленников архитектурными формами

11. Управление «Запсибзолото». Довоенный

Красный пр-т, 1. 1936 г. Первоначально —

Арх. А.И. Бобров, реконструкция — В.М. Тейтель конструктивизм

12. Дом жилой. Довоенный

Красный пр-т, 8. 1930-е гг. Вертикальный витраж лестничной клетки

13. Здание 100-квартирного жилого дома. Довоенный

Красный пр-т, 16. 1937 г. Членение фасада,

Арх. А.Д. Крячков, В.С. Масленников конструктивизм

Объект Период отнесения / Критерии отнесения

14. Дом жилой НИИ-39. Послевоенный

Красный пр-т, 30. 1953 г. Насыщенность

Арх. Г.Ф. Кравцов архитектурными формами

15. Дом-памятник В.И. Ленину. Довоенный

Красный пр-т, 32. 1925, 1944 гг. Первоначально — ревромантика

Арх. И.А. Бурлаков, инж. И.И. Загривко,

М.А. Купцов, А.А. Рубан,

реконструкция — арх. В.М. Тейтель

16. Дом жилой. Послевоенный

Красный пр-т, 33. 1950-е гг. Насыщенность

Арх. В.К. Петровский архитектурными формами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Здание Промбанка СССР. Довоенный

Красный пр-т, 34. 1954 г. Первоначальный

Арх. А. Швидковский, Г.П. Гольц конструктивизм

18. Здание Новосибирского театра оперы и балета. Довоенный

Красный пр-т, 36. 1931-1954 гг. Первоначальный

Арх. Т.Я. Бардт, А.З. Гринберг, конструктивизм

худ. М.И. Курилко и др.

19. Здание Госучреждений Сибири. Довоенный

Красный пр-т, 38. 1937 г. Изначально —

Арх. А.Д. Крячков, рационализированный модерн

реконструкция — С.И. Игнатович

20. Облсберкасса и жилой дом. Довоенный

Красный пр-т, 46. 1936 г. Асимметрия в плане

Арх. Д.М. Агеев, Я.Е. Кузнецов

21. Дом жилой Облплана. Довоенный

Красный пр-т, 56. 1939 г. Ленточный витраж

Арх. Н.С. Кузьмин лестничной клетки

22. Дом жилой («Генеральский»). Довоенный

Красный пр-т, 62. 1941 г. Асимметрия в плане

Арх. К.Е. Осипов

23. Дом культуры имени А.И. Ефремова. Послевоенный

Ул. Мира, 14. 1952 г. Насыщенность

Арх. В.А. Добролюбов, С.А. Платек архитектурными формами

24. Дом жилой («Дом артистов»). Ранний

Ул. Романова, 35. 1930-е гг. Признаки конструктивизма —

Арх. Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев асимметрия в плане ленточные окна, изначально совмещенные с классическими

25. Дом жилой. Довоенный

Ул. Станиславского, 3. 1941 г. Классика начинает доминировать

Объект Период отнесения / Критерии отнесения

26. Дом жилой. Послевоенный

Ул. Станиславского, 4. 1953 г. Насыщенность

Арх. Н.Ф. Храненко, А.П. Мордвов архитектурными формами

27. Дом жилой. Послевоенный

Ул. Станиславского, 6. 1953 г. Насыщенность

Арх. Н.Ф. Храненко архитектурными формами

28. Дом жилой. Довоенный

Ул. Станиславского, 7. 1940 г. Асимметрия в плане и объеме

Арх. А.В. Баранский, В.М. Тейтель

29. Дом жилой. Ранний

Ул. Урицкого, 17. 1930-е гг. Одновременное использова-

Арх. АН. Ширяев ние приемов конструктивизма и классицизма

30. Дом жилой. Довоенный

Ул. Урицкого, 35. 1930-е гг. Стилизация ордерных форм

Арх. А.И. Лоскутов

31. Дом жилой. Довоенный

Ул. Урицкого, 37. 1935 г. Асимметрия в плане

Арх. АН. Ширяев

32. Дом жилой речного флота («Дом грузчиков»). Довоенный

Ул. Фабричная, 6. 1937 г. Применение сверхмонументаль-

Арх. К.Е. Осипов ных схематизированных форм ордерной архитектуры

33. Здание бывшего Западно-Сибирского Послевоенный

филиала Академии наук СССР. Максимум традиций

Ул. Фрунзе, 11. 1947 г. классицизма

Арх. А.Д. Крячков, Н.Г. Васильев

34-36. Дворец культуры им. М. Горького. Послевоенный

Ул. Б. Хмельницкого, 38, 40, 42. 1957 г. Богато декорированный портик

Арх. А.С. Михайлов, В.С. Внуков ДК и бельведеры у фланкирующих зданий

37. Дом жилой. Послевоенный

Ул. Чаплыгина, 51. 1950-е гг. Использование декоративных приемов неоклассицизма

38. Новосибирский вокзал. Довоенный

Ул. Д. Шамшурина, 43. 1939 г. Первоначально конструктивизм

Арх. Н.Г. Волошинов, Б.А. Гордеев,

С.П. Тургенев, А.Д. Крячков и др.

Рис. 1 а) Дом науки и культуры, конкурсный проект, 1933 г.; б) Дом артистов. Архитекторы Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, 1930-е гг. Здесь и далее фотографии из архива Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА

Рис. 2. Дом Крайплана. Архитектор Н.С. Кузьмин, проект 1939 г.

237

ФН 05 Л40 Ф6. Музей НГАХА.

Рис. 3. Дом культуры им. М. Горького. Архитекторы А.С. Михайлов, В.С. Внуков, проект 1957 г.

Рис. 4. Дом Соцземледелия (архитектор Н.С. Кузьмин, проект 1937 г.) и жилой дом НИИ-39 (архитектор Г.Ф. Кравцов, год постройки 1953 г.). Альбом фотографий Новосибирска, инв. №2840, экс. №205, в. 8, з. 2

Рис. 5. Дом Западно-Сибирского пароходства. Архитектор В.А. Добролюбов, 1950-е гг.

УДК: 72.725.

ББК: 85.11.

М.А. Целищева, г. Барнаул

Памятник архитектуры «Клуб в честь 12-летия Октября» в г. Рубцовске

Аннотация

Статья посвящена строительству в г. Рубцовске в 1929 г. киноклуба в стиле конструктивизм и истории этого здания, памятника-архитектуры, с конца 1920-х гг. до наших дней.

Ключевые слова: кинотеатр, театр, общественная архитектура, культурное наследие, памятники истории и культуры, объекты культурного наследия.

Рубцовск — небольшой промышленный городок, основанный в конце XIX в., носит имя Михаила Алексеевича Рубцова, крестьянина из самарской губернии. 25 февраля 1900 г. губернское правление приняло решение из заселка Рубцовского переименовать его в деревню того же названия и образовать отдельное сельское общество. Дальнейшее развитие села Руб-цово тесно переплелось со строительством железной дороги. В 1915 г. через село прошла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.