УДК 72.007; 73.04
Л.Х. Усепян, г. Новосибирск Научный консультант: С.В. Филонов
Здания, воздвигнутые и реконструированные в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны, признанные объектами культурного наследия
Аннотация
Статья представляет краткий обзор гражданских зданий, построенных или реконструированных в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны и имеющих в настоящее время статус объектов культурного наследия.
Ключевые слова: архитектура Новосибирска, Великая Отечественная война, советская неоклассика, новосибирские архитекторы, новосибирские скульпторы, новосибирские художники.
Великая Отечественная война внесла особые требования к профессионалам во всех областях, и в особой мере коснулось это архитекторов. В Новосибирске, как и в других тыловых городах СССР, первоочередными задачами стали размещение эвакуированного населения и предприятий, разворачивающих свою деятельность на новом месте. Все основные силы городских зодчих были брошены на решение этих вопросов, однако было возведено и несколько гражданских объектов, напрямую не связанных с решением жилищного вопроса. В настоящее время ряд архитектурных произведений военных лет имеют статус объектов культурного наследия (табл. 1). О них и пойдет речь в настоящей статье.
Таблица 1
Сведения о построенных и реконструированных зданиях в Новосибирске в период Великой Отечественной войны
Наименование объекта Авторы Период создания Статус в настоящее время
Дом Ленина (Театр юного зрителя), Красный пр-т, 32 Первоначальный проект — архитектор И.А. Бурлаков, инженеры И.И. Загривко и М.А. Купцов (по другим сведениям, инженер А.А. Рубан); реконструкция — архитектор В.М. Тейтель Первоначальный облик здания — 1925 г., реконструирован в 1944 г. Памятник истории регионального значения
Дизайн интерьеров и декоративное оформление Новосибирского театра оперы и балета, Красный пр-т, 36 Художники А.А. Бертик, А.Н. Фокин, А.М. Фокин, А.М. Иванов, И.И. Янин, М.А. Кременский; скульпторы В.Ф. Штейн, К.И. Крюнталь, В.А. Ковшов; архитектор Б.И. Дмитриев 1936-1944 гг. Здание НГАТОиБ — памятник архитектуры федерального значения
Наименование объекта Авторы Период создания Статус в настоящее время
Здание Президиума Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР (ЗСФ АН СССР), ул. Фрунзе, 11 Архитекторы А.Д. Крячков, Н.Г. Васильев, скульпторы В.Ф. Штейн, И.С. Ковшов 1944-1947 г. — реконструкция из здания фельдшерской школы (1937 г. постройки) Памятник истории регионального значения
Лабораторный корпус химико-металлургического института ЗСФ АН СССР, ул. Державина, 18 Архитекторы А.Д. Крячков, Н.Г. Васильев Проект 1945 г., постройка конца 1940-х гг. Охранного статуса не имеет
Новосибирский Дом Ленина на протяжении своей истории являлся архитектурным выражением общественно-политической и идеологической ситуации в СССР середины 19201950-х гг. Здание было заложено 10 мая 1924 г. на центральной площади города, носившей тогда название Красной (современная пл. Ленина). Первоначальный проект был призван реализовать новый подход к проектированию и использовать синтез искусств - архитектуры, скульптуры и живописи, а также отказаться от украшений в классическом стиле. Объемно-планировочное решение здания отсылало ассоциативно к образу мавзолея В.И. Ленина в Москве. На фасаде были размещены слова: «Ленин умер, жив Ленинизм» и даты жизни политического деятеля [4, с. 109].
С 1935 г. в здании Дома Ленина начал работу Новосибирский театр юного зрителя; в 19371938 г шло приспособление помещений под нужды театра: была пристроена сценическая коробка, совершена перепланировка ряда помещений, изменены интерьеры. Во время войны в стенах Дома Ленина работали Ленинградский ТЮЗ и Белорусский Еврейский театр [8, с. 110].
В 1944 г. по проекту архитектора В.М. Тейтеля была проведена реконструкция Дома Ленина, и здание получило сохранившееся до наших дней оформление в классическом стиле, утратив образ здания-монумента, посвященного личности и уходу вождя (рис. 1).
История проектирования и строительства Новосибирского театра оперы и балета, первоначально — Дома науки и культуры — широко освещена в литературе [см., например, 1, 10] (рис. 2). Весной 1941 г. строительство грандиозного по объему театра было в основном завершено, планировалось его открытие в июле 1941 г., однако начавшаяся война оборвала эти планы. Финансирование строительства левого крыла здания и внутренней отделки театра было временно прекращено, и только в 1954 г. по проекту К.Е. Осипова завершили строительство крыла. В 1953-1955 гг. заново была асфальтирована площадь им. В.И. Ленина, проведено благоустройство сквера перед театром и сделаны новые посадки зеленых насаждений [1, с. 109].
Большая часть работы по отделке интерьеров оперного театра была, тем не менее, уже проделана. Эта работа велась коллективами новосибирских художников и скульпторов. Росписи выполнили художники А.А. Бертик, А.Н. Фокин, А.М. Фокин, А.М. Иванов, И.И. Янин, П. Якубовский, О. Шереметинская, П. Ивакин, В. Огородников, М. Кременский. В работах также принимали участие архитектор Б. Дмитриев. С 1937 г. при строительстве театра была организована скульптурная мастерская, где работали скульпторы В.Ф. Штейн, К.И. Крюн-таль, В.А. Ковшов. Они разрабатывали декоративное лепное убранство интерьеров и скульптурные композиции. В частности, был изготовлен барельеф «Танцы народов СССР» (рис. 3), размещенный на главном фасаде театра над входом. «Работа над барельефом для фриза была сопряжена со многими трудностями и из-за больших его физических размеров (фигуры
220
в натуральную величину), и из-за организационно-технических неурядиц. ... Этот скульптурный фриз сразу же получил всеобщее признание и широкую известность, став пьедесталом, если не слав, то почета, ваятеля» [7, с. 127]. Вот как описывает скульптурное произведение В.М. Пивкин: «.Скульптор воспел самое совершенное создание природы — человека — в самых красивых его движениях. В грациозной позе замерла юная балерина: лицо задумчиво, в едва заметной улыбке, трепетные руки взметнулись и, кажется, уже медленно опускаются, стройные сильные ноги едва касаются земли... В медленном танце навстречу ей идет крестьянка, ее лицо полно того истинного благородства, того величавого очарования, которое кажется воплощением народного понимания красоты, что живет в песнях, сказаниях. А рядом — в отчаянной и неудержимой пляске молодые, красивые парни. И от этого кажется, что это ее дети, и у них иная судьба, они не знают того, что изведала она в молодые годы. Не потому ли ее лицо так задумчиво, не о молодости ли вспомнила?
Играют украинские музыканты на инструментах, им вторят ашуги и акыны, старые горцы отплясывают лезгинку, узбекские девушки — в мягком движении танца. И кажется естественно, что в центре барельефа под извечными символами искусства — театральной маской греческого театра, капителью, палитрой, лирой — возвышается в своем могучем звучании Государственный герб Страны Советов» [7, с. 127-128]. Барельефный фриз «Танцы народов СССР» над входом в театр был сделан 1939-1940 гг.
15 декабря 1939 г. роспись оперного театра была закончена. Работа продолжалась 6 месяцев, не считая времени, затраченного на разработку эскизов. Руководитель бригады Абрам Аронович Бертик по этому случаю писал в «Советской Сибири» (30.12.1939, с. 4): «Огромный зал новосибирского театра расписан классическим орнаментом, проходящим по всему плафону и фризу. Десять медальонов с изображением атрибутов музыки, театра, живописи и других сфер культуры обогатили оформление зала. В живопись фриза вкомпонованы скульптурные барельефы, что придает большую выразительность всей художественной работе. » [7, с. 126].
Большой вклад в проектирование театра во время войны внес архитектор Борис Иванович Дмитриев. Он с энтузиазмом включился в работу в качестве старшего архитектора. Сохранился его чертеж от 19 июня 1941 г. — проект изменения конструкции кровли над вестибюльной частью. Здесь теперь находятся концертный и репетиционный залы, а ранее предполагалось размещение ресторана, картинной галереи и солярия. Для картинной галереи предлагался стеклянный фонарь. Дмитриев предложил заменить его иной конструкцией, которая существует ныне [5, с. 185].
Находясь на фронте в 1941-1944 гг., Б.И. Дмитриев продолжал думать о строительстве театра. В письмах к жене отправлял рекомендации по доработке дизайна, включающие чертежи, зарисовки, эскизы оформления внутренних помещений. В письме от 30.02.1942 г. он советует драпировать центральный вход таким образом, чтобы занавесь не нарушала ансамбля амфитеатра. С точки зрения звуковой изоляции зрительного зала от других помещений драпировка, на его взгляд, уместна со стороны фойе. В письмах он описывал зеркала, главный буфет, зрительный зал с главной люстрой, фойе с облицовкой, покраской, с лепниной и люстрами.
«Зеркала в главном вестибюле должны быть в солидных дубовых рамах с глубоким профилем, с солидной подставкой внизу. Подставка в виде столика высотой примерно см 35-40. Точно такие же рамы должны иметь и зеркала в вестибюле амфитеатра и торцах фойе 2-ого этажа, но сама рама может быть несколько легче и с более тонкой профилировкой.».
«О главном буфете. Я думал отделать его так: большой и малый ордеры окрасить в нежно-кремовый цвет, примерно в такой же цвет как окрашен главный ордер зрительного зала, капители слегка подбронзировать и сделать их в том же цвете, но только немного темнее.» [5, с. 188-189].
Летом 1944 г. воин-архитектор Дмитриев погиб за несколько дней до присылки отзыва его с фронта для участия в окончании строительства здания [4, с. 3].
Открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 г. оперой Глинки «Иван Сусанин» в постановке Н.Г. Фрида в декорациях К.Ф. Юона [10, с. 25].
Несмотря на экономические трудности, в Новосибирске в годы войны реализовывался крупный проект научного комплекса — Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР (ЗСФ АН СССР). Первоначальная структура филиала, утвержденная Президиумом АН СССР в момент его организации (8 февраля 1944 г.), предусматривала создание четырех научно-исследовательских институтов: горно-геологического, химико-металлургического, транспор-тно-энергетического и медико-биологического. В мае 1944 г. состоялась первая научная сессия ЗСФ АН СССР, на котором ученые Новосибирска отчитывались о работе нового научного центра Сибири за прошедшие месяцы [2, с. 152]. В состав президиума филиала и руководства институтов в феврале 1944 г. входили известные советские ученые: академики И.П. Бардин, В.А. Обручев, В.Н. Образцов, Г.П. Передерий, А.А. Скочинский (председатель президиума), А.Д. Шевяков, а также профессора, доктора наук И.Н. Бутаков, В.Н. Геблер, Н.А. Добролюбов, А.Д. Крячков, Н.А. Чинакал, К.Н. Шмаргунов и другие ученые Новосибирска и Томска. В создании филиала участвовали томские научные учреждения и высшие учебные заведения. Оттуда прибывали научные кадры и целые лаборатории. Промышленные предприятия Кузбасса и Алтая оказали значительную материальную помощь [1, с. 10].
В 1944 г. под руководством профессора А.Д. Крячкова началось проектирование первых зданий комплекса ЗСФ АН СССР: создаются проекты корпусов Горно-геологического и Химико-металлургического институтов, которые должны были фланкировать стоящий на Красном проспекте жилой дом Облплана (построенный в 1939 г. по проекту Н.С. Кузьмина). Корпус Горно-геологического института был выстроен уже после хрущевской реформы строительного комплекса со значительными изменениями проекта.
В 1946 г. принимается решение о выделении ЗСФ АН дополнительных 8 га между Красным пр-том, ул. Гоголя, Советской и Державина. А.Д. Крячков размещает здания по периметру кварталов, композиционным центром комплекса должна был стать 70-метровая башня, повторяющая абрис башни петербургского Адмиралтейства [6, с. 47]. Образ здания перекликался с традиционными сооружениями старых русских научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Например, с Академией наук в Петербурге (Д. Кваренги), со зданиями университетов в Киеве, в Москве и в других городах. А.Д. Крячков сам писал, что «в основу архитектуры реконструируемого здания положен русский (ленинградский) классицизм» [2, с. 152]. Однако в 1948 г. проектирование комплекса было приостановлено, не учитывая то, что его авторы были награждены Почетной грамотой Академии наук СССР. За 10 лет работы Западно-Сибирский филиал АН СССР много сделал по комплексному изучению богатых природных ресурсов Западной Сибири и Красноярского края. Учеными были разработаны эффективные средства механизации добычи полезных ископаемых, созданы новые технологии переработки ряда видов местного сырья, проведены изыскания эффективных способов использования энергетических ресурсов края, разработаны некоторые разделы теоретической физики, электроники и других областей науки, изучена флора и фауна Сибири [3, с. 10].
Из всего комплекса было реализовано, тем не менее, только два крупных объекта, сохранившихся до наших дней. Это здание Президиума ЗСФ АН (рис. 4) и лабораторный корпус Химико-металлургического института (рис. 5), выполненные в неоклассических формах.
Трехэтажное здание Президиума по ул. Фрунзе состоит из центрального объема и примыкающих к нему боковых крыльев. Здание было реконструировано из бывшей фельдшерской школы, построенной в 1937 г. по проекту Ф.Ф. Барицкого. Приспособление внутренних про-
222
странств здания для нужд филиала оказалось достаточно простой задачей: изменено положение некоторых некапитальных перегородок, парадные интерьеры — вестибюль, главная лестница и конференц-зал — получили изысканное неоклассическое оформление.
Композиция главного фасада симметрична. При разработке фасадов использованы цветовые сочетания штукатурки с мраморной крошкой в два оттенка песчаного цвета с бело-серыми нишами и балюстрадами у окон второго этажа. Интерьеры здания соответствуют архитектурно-художественной трактовке экстерьеров [8, с. 235].
Над главным входом в тимпане треугольного фронтона размещается барельеф «Наука — народу», выполненный в стиле ампир. При его изготовлении скульпторы решили воспользоваться шестью символами: серпа и молота, книги, колосьев пшеницы, знамен с навершиями и звезды. В барельефе прослеживается четкая симметрия расположения перечисленных элементов. Центральное место композиции барельефа занимает открытая книга в обрамлении двух колосьев пшеницы. Она в этом случае символизирует науку, знания, научно-технический прогресс, богатый теоретический и практический опыт советских ученых. За книгой на втором плане орудия труда рабочих и колхозников, т.е. серп и молот. Они символизируют сельское хозяйство, промышленность, в целом экономику и другие сферы жизнедеятельности, в которых задействован советский народ. Справа и слева от центральных объектов расположились шесть знамен. Эти символы означают СССР и социализма в мирное время, когда есть простор человеческой мысли, созданы все условия для развития науки, культуры, образования. Выше по центру над книгой находится пятиконечная звезда, которая возвышается, образно говоря, над наукой и народом. Она является завершающим символом в барельефе на здании Президиума Западно-Сибирского филиала АН СССР. В этом контексте звезда выступает в качестве символа советской власти или главнокомандующего СССР, который решал судьбы людей и вершил в целом жизнь страны. Завершающими элементами данной барельефной композиции являются даты начала и конца реконструкции здания: «1944 г. — 1947 г.». Цветовое решение барельефа подобрано со вкусом и включает два цвета — теплой и холодной гаммы. Солнечно золотым цветом окрашены серп и молот, звезда, колосья пшеницы, трудовые знамена, а серому цвету придали раскрытую книгу, острия наверший знамен и даты.
В целом само здание было выполнено с большой профессиональной культурой и получилось одним из лучших зданий в Новосибирске с точки зрения использования и воспроизведения форм классицизма, применения ордера, его прорисовки в пропорциях и деталях [2, с. 152].
Второй реализованный объект — лабораторный корпус Химико-металлургического института по ул. Державина. Проект был в 1947 г. выполнен архитектором Н.Г. Васильевым, при консультировании А.Д. Крячкова. Ныне в здании разместилось Полномочное представительство Президента России в Сибирском федеральном округе [6, с. 47].
Приведем далее краткие сведения о некоторых архитекторах и скульпторах, авторах объектов, которым посвящена данная статья:
БЕРТИК Абрам Аронович (15.06.1908 — 01.10.1999) — художник-монументалист, член Союза художников СССР (1935 г.). Родом из Соляных копий близ Аккермана. В 1917-1931 гг. жил в Одессе, учился в студии Ю.Р. Бершадского (1924-1926), на факультете монументально-декоративной живописи Одесского художественного института (1926-1930). С 1931 г. жил в Новосибирске и занимался профессиональной деятельностью. Руководил росписью в НГАТОиБ (1938-1939), росписью в Доме культуры Мариинска (1948 г.), Кисилевске (19491952 гг.), Сталинске (Новокузнецке, 1950 г.), в ДК завода им. А.И. Ефремова (1952-1953 гг.), в ДК им. М. Горького (1954 г.). Работал в Сибстрине (НГАСУ) на кафедре рисунка, живописи, скульптуры (1962-1974 гг.). Имел персональные выставки (1962-1988 гг.) [12, с. 80].
ВАСИЛЬЕВ Николай Григорьевич (28.12.1904 — 1993) — архитектор, член Союза архи-
223
текторов (с 1936 г.), преподаватель факультета промышленного и гражданского строительства в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, участник 2-го Всесоюзного съезда архитекторов. В 1934-1943 гг. принимал участие в проектировании жилых комплексов Кировского района, в частности, жилых каменных и деревянных домов Сиб-металлстроя. В военные и послевоенные годы трудился на проектной и административной работе в организациях Новосибирска: Сибакадемстройпроект, Кузбассгипрошахт, ГССПИ-4 [8, с. 138]. Автор жилого 9-этажного дома в Новосибирске, с расположенным на 1-ом этаже магазином «Яхонт», и др.
ДМИТРИЕВ Борис Иванович (1908 г. — 11 июля 1944 гг.) — архитектор, получил высшее образование в Новосибирске. В октябре 1933 г. поступил на строительство ДНиК в проектный отдел механиком-конструктором. Во время строительства ДНиК в должности старшего архитектора занимался реконструкционной работой, связанной с превращением здания из синтетического в театр классического типа (по содержанию), а также из авангардного (конструктивистского) в неоклассический (по форме). Ушел добровольцем на фронт 24 июня 1941 г. Успешно овладевал военными специальностями — стал минометчиком, командиром подразделения снайперов и достиг должности начальника штаба стрелкового батальона [3, с. 184-190].
ИВАНОВ Александр Михайлович (1893-1980) — прикладник, график. В 1918-1919 гг. переехал на Урал, преподавал рисунок в реальном училище Каслинского завода. В 1919 г. был эвакуирован в Новосибирск. Здесь преподавал в реальном училище и руководил собственной художественной студией на 100 человек. Работал художником-карикатуристом в газете Большевик (1922 г.), Советская Сибирь (1923-1927 гг.). В 1927 г. создал мастерскую по росписи игрушки, которые продавались по всей Сибири, и год преподавал в Сибдеткомиссии. В 1928-1932 гг. занимался преподаванием рисунка в школах города (последний год в Кемерово). В 1932 г. вернулся в Новосибирск и вновь устроился в газету «Советская Сибирь» художником-карикатуристом. С 1934 г. художник Товарищества «Художник» и консультант Дома народного творчества. Одной из самых значительных работ этого периода стала роспись фриза над порталом сцены и, вместе с другими художниками, потолка Дома Науки и Культуры. В годы войны принимал активное участие в выпуске окон ТАСС. В 1942 г. был командирован в Юргинские лагеря для их художественного оформления. В этом же году создал при Горпромторге цех деревянной игрушки, в котором работали жены красноармейцев; до 1947 — руководитель и инструктор. После войны работал в Товариществе «Художник», преподавал в студиях города, швейном техникуме, а также в 1950 г. работал художником Дома моделей, одновременно преподавая там рисунок [12, с. 361].
КРЕМЕНСКИЙ Михаил Андреевич (21.11.1901 — 1942) — художник, член Союза художников СССР (1934 г.). В 1920-х гг. учился в ВХУТЕИНе и одновременно работал в газете «Комсомольская правда» (графика). После окончания учебы в Москве, вернувшись в Новосибирск, работал в Товариществе «Художник» (живопись, графика). В составе бригады новосибирских художников расписывал Сибирские павильоны на ВДНХ. Активно участвовал в художественном оформлении НГАТОиБ: роспись плафона большого зала, а также сотрудничал с В.Ф. Штейн по разработке фриза на фасаде здания. Сотрудничал с сибирской газетой и журналом «Настоящее» (иллюстрации). Погиб на фронте в Великую Отечественную войну [12, с. 458].
КРЯЧКОВ Андрей Дмитриевич (24.11.1876 — 25.08.1950 гг.) — профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР за выдающиеся заслуги перед государством в области архитектуры и строительства. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.), орденом Трудового Красного знамени (1947 г.). Проектная деятельность охватила разные города СССР, в т.ч. в Новосибир-
224
ске было реализовано 36 объектов. В годы войны А.Д. Крячков занимался приспособлением гражданских зданий для размещения в них эвакуированного населения и предприятий и оказывал большую помощь оборонным стройкам.
ТЕЙТЕЛЬ Владимир Михайлович (1903 — 19.08.1945 гг.) — архитектор, художник, член Союза советских архитекторов. В 1932-1937 гг. работал в должности главного архитектора Новосибирска. После 1938 г. значился архитектором-художником архитектурно-художественной мастерской горкомхоза и консультантом-художником художественной фабрики. Объекты в Новосибирске: жилой комбинат левобережного города, в том числе жилой дом «Сибметаллстроя» на ул. Станиславского (1934-1940); жилой дом «Сибстройпути» на Красном пр-те (реконструкция, 1935 г.); «Запсибзолото» (реконструкция, 1936 г.); ДНиК (НГАТОиБ, 1932-1938 гг.); Аэроклуб (1934 г.); фонтан-каскад в Первомайском сквере (1934 г.); детские ясли №4 «Сибме-таллстроя» (1934-1938 гг.); «Дом Ленина» (реконструкция под ТЮЗ, 1937 г., 1938 г., 1940 г.); вокзал «Новосибирск-Главный» (1939 г.). Дважды подвергался арестам: в 1935 г. на полгода, в 1938 г. на 2 года 53 дня. В первом случае его обвиняли в злоупотреблении служебным положением в корыстных целях [8, с. 41] (ст. 109-117 УК), выражавшимся в том, что он, будучи городским архитектором, т.е. занимая административную должность, одновременно выполнял проектные работы. Во втором случае обвинили в шпионско-разведывательной деятельности «в пользу одного из враждебных СССР иностранных государств» и в том, что он «используя свое служебное положение городского архитектора проводил вредительскую и диверсионную деятельность в новом строительстве ...» [8, с. 53]. И только 10 декабря 1997 г. Тейтель в соответствии со ст. 3 и 8 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» заключением Военной прокуратуры СибВО стал полностью реабилитированным. Справка № 549 от 11 декабря 1997 г. тому подтверждение. [9, с. 58].
ШТЕЙН Вера Федоровна (22.4.(5.5.)1881 — 23.09.1971) — скульптор, художник, археолог. Некоторые работы: «Портрет знатной работницы Н.М. Орловой» и «Чабан-ойрот», отмеченный Дипломом Комитета по делам искусств при Совмине РСФСР (1947 г.); композиция «Мичуринцы» (для средней школы №54 в Новосибирске, 1948 г.) [11]; портрет заслуженного деятеля науки профессора В.М. Мыша (для мемориального комплекса на Заельцовском кладбище и Горбольницы, 1950 г.) [12, с. 983].
ЯНИН Иван Иванович (1903 — ?) — художник, член Союза художников СССР (1933 г.). Родился в г. Карасун Самарской губернии. Учился на графическом факультете Одесского художественного института (1927-1931 гг.). С 1931 г. жил и занимался профессиональной деятельностью в Новосибирске. Участник второй (1934 г.) и третьей (1937 г.) краевых художественных выставок и пятой областной выставки (1940 г.). Принимал участие в росписи плафона зрительного зала НГАТОиБ. Автор росписи торцов циркульного фойе в виде панно на темы «Руслан и Людмила», «Лебединое озеро» [12, с. 1004].
Список использованных источников
1. Баландин С.Н., Баландин В.С. Новосибирск: что остается в наследство? — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. — 104 с.
2. Баландин С.Н. Сибирский архитектор: А.Д. Крячков. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1991. — 160 с.
3. Баландин С.Н. Новосибирск: история градостроительства. 1945-1985 гг. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1986. — С. 160.
4. Баландин С.Н., Пивкин В.М. Из истории театра оперы и балета. Пример первостроите-
лей // Советская Сибирь. — 7 октября 1987 г. — №213 (20385). — 3 с.
5. Филонов С.В. Архитектор воин Борис Дмитриев / Дорогие сердцу строчки... По следам музейной выставки «Жду ответа. История Новосибирска в письмах»: монографическое издание / редакторы-составители Т.Н. Тарновская, А.Н. Юмина; ответственный за выпуск Л.А. Монахова. — Новосибирск, 2013. — 395 с.
6. Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР в Новосибирске // Проект Сибирь. — №28 (Архитектор Крячков). — Новосибирск: Новосибирская областная общественная организация «Культурное наследие», Некоммерческая организация «А-Фонд», 2007. — 53 с.
7. Знаменитые женщины Новосибирска: литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». — Новосибирск: Ред. изд. центр. правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2002. — 552 с.
8. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Книга 1, город Новосибирск (памятники, стоящие на государственной охране), 3-е изд., переработанное / отв. ред. А.В. Кошелев. — Новосибирск: Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2011. — 280 с.
9. Пивкин В.М. Новосибирские академисты. Очерки об архитекторах Т.Я. Бардте, В.М. Тей-теле и К.Е. Осипове. — Новосибирск, 2001. — 94 с.
10. Оперный. История проектирования, строительства, реконструкции Новосибирского государственного академического театра оперы и балета // Специальный выпуск журнала ПРОЕКТ СИБИРЬ. — Новосибирск: Новосибирская областная общественная организация «Культурное наследие», 2005. — 50 с.
11. Червова Е.Г. К вопросу об атрибуции рельефа на здании школы № 54 г. Новосибирска // Баландинские чтения: сборник статей VII научных чтений памяти С.Н. Баландина, Новосибирск, 18-20 апреля 2012 г. / сост. Д.Д. Бушма; Новосиб. гос. архит.-худ. акад.; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. — Новосибирск, 2013. — С. 87-91.
12. Энциклопедия Новосибирск. — Новосибирск: ФГУП НКИ, 2003. — 1071 с.
Рис. 4. Общий вид здания и интерьер здания Президиума Западно-Сибирского филиала АН СССР. Источник: а, б) [8, с. 234—235]; в) Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА.
Ф.Н. О.5. к-2. Л. 32. Ф. 1
ЛЕК с,*
Рис. 1. Объемно-планировочные реконструкции Дома Ленина в 1920-1940-е гг. Источник: а) [8, с. 110], б, в) Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА. Ф.Н. О.5. Л. 6 Ф.
1. Ф. Н., О. 5. к-2. Л. 30. Ф. 6
Рис. 2. Общий вид Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА
Рис. 3. Фрагменты барельефа на фасаде Новосибирского театра оперы и балета. Снимки автора
Рис. 5. Лабораторный корпус Химико-металлургического института ЗСФ АН СССР (ныне резиденция Полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу). Снимки автора
ББК: 85.11
С.В. Филонов, г. Новосибирск
К проблеме периодизации советской неоклассики. Опыт на примере Новосибирска
Аннотация
В данной статье приводятся результаты эксперимента по разработке периодизации стилевого направления, известного как сталинский ампир. В результате исследования специфики эволюции указанного стилевого направления на примере Новосибирска была разработана краткая периодизация, основанная на динамике развития комплекса архитектурных форм и элементов. В приложении дан перечень, включающий 38 памятников архитектуры и истории, возведенных в 1930-1960-х гг. в Новосибирске, каждый из которых отнесен к одному из четырех периодов советской неоклассики, выделенных автором в ходе исследования.