Научная статья на тему 'К проблеме педагогических условий в отечественной психолого-педагогической науке'

К проблеме педагогических условий в отечественной психолого-педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2240
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСУНОК / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкова Екатерина Евгеньевна

В статье анализируются результаты теоретических исследований отечественных учёных в обосновании роли педагогических условий по формированию пространственного мышления детей на уроках рисунка в детской художественной школе. Отмечается, что оптимально выбранные педагогические условия будут способствовать созданию наиболее благоприятной атмосферы для формирования данного вида мышления. В этой связи перед педагогом ставится проблема создания соответствующей среды для достижения конкретных образовательных целей. Утверждается, что педагогические условия это внешние факторы, оказывающее существенное влияние на весь ход учебно-воспитательного и учебно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашкова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме педагогических условий в отечественной психолого-педагогической науке»

Зачастую выступление помогали подготовить семьи-представители данного этноса. Итогом стал общий, красивый праздник народов Прикамья.

Вышеописанная учебно-воспитательная работа достаточно эффективна. В школе отсутствуют конфликты на религиозной и национальной почве. Ученики уважают национальные традиции других, с пониманием относятся к тому, что кто-то участвует в Рождественских песнопениях или отсутствует на занятиях во время важных религиозных или национальных праздников.

Также в сегодняшних сложных политических условиях школа не утратила связь с партнерами из США (штат Нью-Йорк, Houghton College). Ежегодно, в марте, школьная делегация отправляется в США, представляя российскую культуру, ее национальные традиции, рассказывая о семейных ценностях, системе образования. Американские партнеры, в свою очередь, посещают школу в июне, во время когнитивно -языкового практикума по английскому языку среди обучающихся 10 класса. Такое взаимодействие крайне важно, учитывая парадигму поликультурного образования, которая требует формирования у личности глобального мировоззрения, признающего ценность как собственной национальной культуры, так и исторически состоявшихся культур всей мировой цивилизации [5].

Таким образом, поликультурная образовательная среда, формируемая в МАОУ «СОШ №77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми не только раскрывает многообразие мировых культур, но и пробуждает в обучающихся интерес к сопоставительному анализу с родной культурой, поиску общего и различного. Уважая и признавая самоценность других культур, личность со сформированной поликультурной позицией уважает и признает собственную.

Список литературы

1. Бахти Л.М. Два способа изучать культуру // Вопросы философии, 1986. № 12.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.

3. Каптере П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

4. РерихН.К. Химват. М.: Директ-Медиа, 2012. 250 с.

5. Сухих А.Ю. Поликультурное воспитание в МАОУ «СОШ № 77 с углубленным изучением английского языка» г. Перми. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание: устоявшиеся традиции и новые тенденции» 18-19 февраля 2019. Пермь [В печати].

К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Пашкова Е.Е.

Пашкова Екатерина Евгеньевна — магистр, направление: художественная культура и виды искусств, кафедра изобразительного искусства и дизайна, Институт искусств; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Аннотация: в статье анализируются результаты теоретических исследований отечественных учёных в обосновании роли педагогических условий по формированию пространственного мышления детей на уроках рисунка в детской художественной школе. Отмечается, что оптимально выбранные педагогические условия будут способствовать созданию наиболее благоприятной атмосферы для формирования данного вида мышления. В этой связи перед педагогом ставится проблема создания соответствующей среды для достижения конкретных образовательных целей. Утверждается, что педагогические условия - это внешние факторы, оказывающее существенное влияние на весь ход учебно-воспитательного и учебно-образовательного процесса. Ключевые слова: педагогические условия, педагогический процесс, пространственное мышление, художественная деятельность, рисунок, педагогическое взаимодействие.

Понятие педагогических условий на современном этапе развития науки приковывает внимание исследователей самых различных отраслей знания: философов, социологов, психологов, педагогов. Всё чаще и чаще это понятие употребляется в текстах и названиях научных работ. Так в трудах отечественных исследователей закономерно поднимаются следующие вопросы:

1. Какова роль педагогических условий в педагогическом процессе, системе образования в целом?

2. Какие существуют виды педагогических условий и почему они являются существенным компонентом обучения и воспитания?

3. В чём заключается общая смысловая значимость педагогических условий?

Ответы на эти и подобные им вопросы могут быть совершенно различны, но для нас очевидно одно: от данных условий в большинстве случаев в полной мере зависит результат обучения, ведь они включают в себя элементы всех составляющих педагогического процесса: цели, содержание, методы, формы, средства.

О том, что же такое педагогические условия мы можем судить из многочисленных высказываний как учёных-теоретиков, так и методистов-практиков. Приведём конкретные примеры:

По мнению В.И. Андреева, педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1, с. 17]. Другой известный отечественный исследователь А.Я. Найн дает следующее определение: «Педагогические условия — это совокупность объективных возможностей содержания форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных педагогических задач» [8, с. 13]. Как видим, к педагогическим условиям можно отнести именно те условия, которые, в свою очередь, так или иначе сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное его развитие. На занятиях художественного цикла, в частности уроках рисунка в художественной школе, педагогические условия включают в себя обстоятельства процесса обучения, среди которых используются наглядные пособия, электронные ресурсы, а также некоторые методы организации пространственной среды (картины, макеты и пр.).

Другие отечественные учёные выдвигают на первое место в понятии «педагогические условия» комплекс мер как способствующих переходу учащихся на более высокий уровень профессиональной деятельности, так и развитию или формированию личностных качеств обучающихся [3, с. 5; 10, с. 1].

Обобщая вышесказанное, отметим, что анализ научных трудов учёных-теоретиков и методистов-практиков позволяет более детально ознакомиться с сущностью понятия «педагогические условия» в современной отечественной литературе, рассматривая его в виде системы необходимых, положительных мер, установленных с целью оптимального функционирования образовательного учреждения. Данные меры могут характеризоваться взаимообусловленностью, реализуя в своей совокупности успешное достижение поставленных образовательных целей.

Насущные проблемы современной теории и практики отечественного образования, в том числе и художественного, дают нам основания для выявления примерной классификации педагогических условий:

Организационно-педагогические;

Психолого-педагогические;

Дидактические.

Рассмотрим каждую из разновидностей педагогических условий.

1. Организационно-педагогические условия. Они проанализированы в исследованиях В.А. Белякова, С.Н. Павлова. Понимаются эти условия как упорядоченные и согласованные между собой процессы, которые вместе реализуют общую программу. Основной функцией данного вида условий является организация мер воздействия, обеспечивающих корректное управление развитием целостного педагогического процесса. [2; 5, с. 11-12]. На наш взгляд, на уроках рисунка организационно-педагогические условия рассматриваются как фактор активизации внимания и воображения учащихся, способствующих формированию пространственного мышления при использовании наглядной опоры. Эти условия являются так же фактором обеспечения учебно-воспитательного процесса материально-пространственной средой (мольберт, доска и др.) [9, с. 56-58].

2. Психолого-педагогические условия включают в себя условия, учитывающие психологические особенности не только учащегося, но и педагога. Эта связь понимается и как межличностное взаимодействие между индивидами. На уроках графики осуществляется коммуникация между педагогом и обучающимися и между самими учащимися при использовании методических пособий и наглядных средств обучения. Данный вид педагогических условий, по мнению А.В. Круглий, А.О. Малыхин, А.В. Лысенко и других, обладает следующими признаками:

а) психолого-педагогические условия для этих учёных - это совокупность возможностей педагогической и материальной среды, использование которых в значительной степени повысит эффективность педагогического процесса;

б) совокупность психолого-педагогических условий направлена, прежде всего, на развитие взаимоотношений между учителем и учеником.

в) одной из основных функций психолого-педагогических условий является организация мер педагогического взаимодействия, направленных на формирование конкретных умений и навыков, а так же на общее воспитание личности;

г) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учётом индивидуальных характеристик личности [6; 7].

3. Дидактические условия воспринимаются как совокупность обстоятельств обучения, являющихся результатом отбора методов, приемов и средств обучения. Они понимаются как наличие обстоятельств, в которых учитываются имеющиеся педагогические условия, а так же предусматриваются варианты их изменения в соответствии с целями обучения. Кроме того должны быть отобраны, выстроены и использованы методы и организационные формы обучения с учётом принципов оптимизации [11, с. 141]. Одним из основных дидактических условий является обеспечение целенаправленного и систематического формирования пространственного мышления. Другим дидактическим условием является преемственность в методах развития пространственного мышления, а так же подбор методических приёмов и методов в условиях перехода из начального звена в среднее. Об этом пишут в своих работах отечественные дидакты [4, с. 29-32; 1].

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, общая смысловая значимость педагогических условий заключается в трёх закономерностях:

1 ) Выявление условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы, а так же педагогического процесса в целом является одной из важных задач современной педагогики.

2) Педагог формирует допустимые меры для обучения и воспитания ребенка; для него важно, чтобы создаваемые условия соответствовали учебному процессу, и если таковые станут несоразмерными с деятельностью ученика, то педагог корректирует выбранный им план.

3) Педагогические условия составляют среду, в которой процесс развития учащихся возникает, существует и развивается в том или ином виде деятельности.

В заключение работы можно сделать следующие выводы:

Основной функцией педагогических условий является отбор и реализация содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия как преподавателя и обучающихся, так и обучающихся между собой в процессе обучения, что обеспечит эффективное решение педагогических задач. Педагогические условия могут быть рассмотрены как важнейшие составляющие принципа всей системы обучения и воспитания, в том числе и в сфере искусства, на занятиях рисунка в детской художественной школе. Кроме того, от сбалансированного сочетания видов педагогических условий в существенной степени зависит успешность процесса формирования пространственного мышления детей.

В нашем понимании педагогические условия - это внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса. Они в значительной степени вполне могут быть созданы и спроектированы педагогом, а потому с одной стороны предполагают, но с другой стороны далеко не всегда гарантируют определенный качественный результат процесса обучения.

В перспективе можно предположить о динамическом характере существования понятия «педагогические условия», так как они отражают всю совокупность возможностей педагогической и материальной среды для преподавателя, видоизменяясь и развиваясь с течением времени.

Список литературы

1. Андреев И.В. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 3е изд. Казань: центр инновационных технологий, 2012. 608 с.

2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.

3. Боровская С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В. Боровская. Челябинск, ЧГПУ, 1999. С. 14.

4. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. № 1. С. 29-32.

5. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education, 2012. № 1. С. 8-14.

6. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. Майкоп, 2005. 203 с.

7. Малыхин А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / А.О. Малихш / Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. Киев, 2000. 20 с.

8. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / А.Я. Найн. Челябинск: Урал ГАФК, 2000. С. 213.

9. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. М.: Владос, 2003. С. 56-58.

10. Савостьянова И.Л. Педагогические условия реализации методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов // Фундаментальные исследования, 2014. № 12. С. 1545-1549.

11. Сивцева А.С. Определение содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа / Мелитополь, 2014. С. 139-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.