Признаками неблагоприятного техногенного воздействия на организм являются низкий титр гетерофильных антител в сочетании с низким содержанием лизоцима, более высокие абсолютные и относительные величины показателей видовой численности аутофлоры кожи наряду с качественными ее характеристиками: наличием патогенной микрофлоры и сдвигом биоценоза в сторону повышения содержания грамотрица-тельных бактерий.
Исследования показали также необходимость более строгой трактовки при оценке влияния техногенного загрязнения на организм, учитывающей индивидуальную реактивность организма и динамичность физиологических функций детского организма в процессе адаптации к условиям учебы и проживания.
Полученные результаты подтвердили выдвигаемую концепцию использования комплекса тестов, характеризующих функциональное состояние той или иной системы организма, для более точного определения лиц с разными уровнями адаптации, выделения групп риска с целью проведения своевременной коррекции состояния здоровья детей.
Литература
1. Чуштуева К. А., Случайно И. С. Методы к критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М., 1979.
2. Виноградова Л. А. ,// Методы индикации биоценоза патогенных и потенциально патогенных микроорганизмов в объектах окружающей среды. — М., 1988. — С. 14—16.
3. Гичева Т. А., Боряк Л. В. // Гиг. и сан. - 1987. — № 8. — С. 79.
4. Даутов Ф. Ф. // Гам же. - 1990. — № 3. - С. 12-15.
5. Дубинская И. Д., Голуби« П. //. // Там же. — № 5. — С. 54—59.
(i. Клемпарская П. П., Шальное» Г. А. Дутофлора кожи как индикатор радиационного поражения организма. — М.. 1966.
7. Костродымов П. II. // Гиг. и сан. — 1981. — № 11. — С. 48—49.
8. КмтроОшюв II. II. // Гам же, — 19S7. - № 12. - С. 63-65.
9. Кутепов К. //. // Там же. - 1993. - № 1. - С. 6-9.
10.Литвином П. П.. Прокопенко Ю. И. // Там же. — 1981. — № 10. — С. 71-73.
11. Ммехин В. Д.. Нииина Т. В. // Лаб. дело. - 1981. - № 12,
- С. 736-737.
12.Мопьков Ю. II., Федосеева В. Н.. Левицкая В. П., Данилова Т. II. Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья. — М., 1985. - С. 294.
13. Мольков Ю. П., Федосеева В. II и др. // Гиг. и сан. — 1988.
- № 2. - С. 7-9.
14 .Прокопенко 10. П., Зпбалуева А. П.. Тория Л. К.. Мазурина Т. Л. // Гам же. - 1983. - № 67. - С. 15-17.
15. Сидоренко Г. П.. Кутепов Е. И. //Там же. — 1994. — № 1.
- С. 13-16.
16. Совершенствование методической схемы гигиенического прогнозирования влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье городского населения: Метод, рекомендации. — М.. 1990.
17. Уманскии В. Я.. Отрощенко II. Л/, и др. // Гигиена населенных мест. — Киев. 1985. — Вып. 24. — С. 20—23.
18. Устиненко А. //., Эглите М. Э.. Иванов И. А. // Гиг. и сан.
- 1990. - № 8. - С. 11-15.
Поступила 24.07.94
Summary. Data on local immunity were used as indicators of adaptation child's organism. Symptoms of technogenic exposure wen; determined. Investigations showed that dynamic observations of children should be preferred.
Радиационная гигиена
« КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1995 УДК 612.67.06: [614.73-07
Е. В. Ползик, М. Ф. Лемясев, А. Н. Варакеин, B.C. Казанцев, М. Ю. Якушева, Л. Г. Горбич, А. А. Живодеров,
3. М. Кузнецова
К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ РАДИАЦИИ НА ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ,
ПРОЖИВАЮЩЕГО ПО РЕКЕ ТЕЧА
Институт промышленной экологии Уральского отделения РАН. Екатеринбург; Уральский медицинский инсгигуг. Екатеринбург
Загрязнение р. Теча жидкими радиоактивными отходами, образующимися в результате деятельности ПО "Маяк", расположенного в Уральском регионе, происходило в период с 1949 по 1955 г. Повышенные уровни радиации поймы р. Теча и донных отложений сохраняются до сегодняшнего дня. В связи с этим актуальной является оценка отдаленных последствий влияния повышенных уровней радиации на здоровье населения, проживающего по берегам этой реки.
Однако радиация - не единственный неблагоприятный фактор, влияющий на здоровье, она действует в комплексе с другими экологическими, социально-гигиеническими, медико-биологическими, производственными факторами. По-
этому выявление влияния радиации возможно не иначе, как в результате системного анализа всего комплекса указанных факторов, который позволит оценить вклад к;1ЖДого из них.
Обследовали взрослое население (18 лет и старше), проживающее в основных и контрольном сельских населенных пунктах Ка-тайского района Курганской области. В качестве основных были взяты села Верхняя Теча, Казан-цево. Анчугово, Шутихинское (обследовано 903 человека), расположенные по берегам р. Теча. Контрольным было выбрано с. Крюково (обследовано 337 человек), территориадьно отдаленное от р. Теча, но имеющее однотипные бытовые ус-
ловия и уровень медицинского обслуживания (Китайская центральная районная больница).
Условия и образ жизни, а также медико-биологические факторы риска изучали методом опроса с использованием специально разработанных анкет. В результате анализа было установлено, что по основным социально-гигиеническим и экологическим факторам основная и контрольная группы достаточно близки (примерно одинаков половозрастной состав, сопоставимы условия проживания, обеспечения продуктами питания, распространенности вредных привычек и т.д.). Различия отмечались лишь по характеру водопользования (1! основной группе водопроводную воду использует 96% населения, в контрольной - только 48 %).
Известно, что одним из отдаленных неблагоприятных биологических эффектов радиации является ускорение процессов старения |6|. Поэтому в рамках данного исследования мы стремились установить наличие (или отсутствие) влияния радиационного фактора на население спустя почти 40 лет после прекращения сбросов радиоактивных отходов в р. Теча.
Для оценки темпа старения был использован метод оценки биологического возраста, предложенный В. П. Войтенко и соавт. |3|. В этом методе темп старения определяют по разности биологического возраста (БВ) и должного биологического возраста (ДБВ). БВ вычисляют на основе данных об артериальном давлении, продолжительности задержки дыхания, статической балансировки, массы тела и субъективной оценки здоровья; ДБВ — это переноргмированный календарный возраст [31-
На основе этой оценки весь массив наблюдений был разделен на два класса: а) ускоренное старение (превышение БВ над ДБВ на 1 год и более); б) замедленное старение (отставание БВ от ДБВ на 1 год и более).
Факторы, влияющие на темп старения, исследовали в 2 этапа. На I этапе осуществляли поиск критериев генетической предрасположенности к раннему (ускоренному) старению. В качестве маркера был выбран характер кожных узоров на пальцах и ладонях (дерматоглифов), который широко применяется в исследованиях по медицинской гигиене (1,2]. Пальцевые и ладонные отпечатки были получены методом Т. Д. Гладковой |4], оценку проводили согласно Международной классификации |7|. Всего оценивали 61 признак. Для элиминации влияния других факторов из всего массива наблюдений по принципу случай - контроль было подобрано 40 пар из основной и контрольной групп, уравновешенных по полу, национальности и месту проживания по отношению к р. Теча.
Для комплексной оценки всей совокупности дерматоглифических признаков использовали методы распознания образов (компьютерная реализация в виде пакета программ КВАЗАР |5|). В ходе анализа решали следующие задачи.
1.Оценка достаточности избранного комплекса признаков для надежного описания различий между классами людей с ускоренным и замедленным старением. Решение этой задачи осу-
ществляли с помощью одного из вариантов дискриминантного анализа, известного как способ обучения с учителем. Из всего множества наблюдений , т. с. людей, представленных в виде 61-мерного признакового вектора, обоих классов случайным образом выделяется 10-15% для "экзамена". На основе остальных наблюдений проводится "обучение" компьютера, в ходе которого вырабатываются решающие правила. Критерием их качества служит процент правильного распознавания наблюдений "экзаменующей" выборки. Обычно решающее правило считается надежным при 80% и более правильных ответов на экзамене.
2. Определение силы влияния (информативности) отдельных признаков. Мерой информативности служит евклидово расстояние между центрами рассматриваемых классов.
3. Определение характера связи каждого признака с темпом старения на основе сравнительной частоты их встречаемости в указанных классах.
На II этапе исследования осуществляли оценку роли радиации в комплексе социальных, профессиональных, медико-биологических и генетических факторов, оказывающих влияние на темпы старения, методами многофакторного анализа. Использовали методы распознавания образов и пакет КВАЗАР, суть которых изложена выше.
Комплекс признаков, принятых для много-факторного анализа на II этапе, включал: 1) экологические - место проживания (на р. Теча или в удалении от нее), длительность проживания на р. Теча с 1949 г.; 2) профессиональные - длительность трудового стажа, наличие профессионального контакта с вредностями, длительность работы в условиях выраженных профессиональных вредностей; 3) социально-бытовые -образование, курение, употребление алкоголя, условия водопользования, характер и размер жилья, наличие.приусадебного участка, наличие домашнего скота; 4) медико-биологические -пол, национальность, возраст, наличие избыточной массы тела; 5) генетические - наличие предрасположенности к ускоренному старению, оцениваемой по дерматоглифической картине с помощью решающих правил, выработанных на I этапе работы.
Вначале было проведено сравнение среднего темпа биологического старения жителей населенных пунктов, расположенных на р. Теча (1-я группа), и контрольного населенного пункта (2-я группа); результаты приведены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, разница БВ - ДБВ у женщин составляет М=-3,41 в контрольной группе и М=+0,10 в основной (статистически значимые различия; /КО,05). Вместе с тем у мужчин в обеих группах БВ превышает ДБВ (контроль +4,45, ос-
Таблиц а 1
Сравнение ерелних темпов старения основной и контрольной групп (М±т)
Груша населе- Б1! - ДБВ
ния оба пола мужчины женщины
1-я + 1.76+0.76 +4.52±0.84 +0.Ю± 1.25
2-я -0,74±1.17 +4.45±1.59 •3.4111.45
новная +4,52), что расценивается в литературе как ускоренный темп старения (3|. Сглаживание различий по темпу старения между контрольной и основной выборками у мужчин, возможно, связано с влиянием таких факторов, как вредные условия труда, злоупотребление адкоголем, курение и т.д., которые в значительной степени характерны для мужской части населения.
Полученные результаты косвенно свидетельствуют о возможном влиянии радиации на процесс старения, однако установить истинное ее место среди других факторов было возможно лишь методами системного анализа. На I этапе такого анализа проводили поиск фенотипических (дерматоглифических) критериев предрасположенности к раннему старению. Для этих целей было подобрано по 40 человек (40 копий-пар) из групп с замедленным и ускоренным старением, уравновешенных по признакам: пол, место проживания, национальность. В ходе математической обработки материала надежные решающие правила (позволяющие получить 100% правильных ответов при распознавании "экзаменующих" выборок) были получены уже при учете 12 наиболее информативных признаков. Этот факт подтверждает мнение о наличии генетической обусловленности характера процесса старения |1,2|.
На II этапе каждый индивидуум характеризовался комплексом из 17 перечисленных выше экологических, прфессиональных и других признаков, включающим характер дерматоглифичес-кого фенотипа, оцененного с помощью решающих правил, выработанных на начальном этапе. Надежное распознавание "образов" лиц с ускоренными и замедленными процессами старения (80-100% правильных ответов на "экзамене") было получено при учете 10-15 наиболее информативных признаков (табл.2).
Как видно из табл.2, признаки, прямо характеризующие влияние радиации, занимают 9-е и 10-е ранговые места. Это дает основание полагать, что влияние радиоактивного фактора на процесс раннего старения умеренное.
Таблица 2
Информативность признаков при определении темпа старения
Ранговое место Признак Ин(|>орматив-ностъ. отн. ед.
1-е Пол 1.000
2-е Наличие домашнего скота 0.522
3-е Употребление алкоголя 0.417
4-е Н ал ич и е профе сс и о нал ы ю го
контакта с вредностями 0,375
5-е Курение 0,375
6-е Образование 0.354
7-е Генетическая предрасположенность
к раннему старению 0.292
8-е Возраст 0,279
9-е Связь места проживания с радиацией 0,250
10-е Длительность проживания по
берегам р. Теча после 1994 г. 0,176
11-е Общий стаж работы 0.176
12-е Национальность 0,125
13-е Длительность работы в условиях
профессиональных вредностей 0,122
14-е Характер источника
водопользования 0.111
15-е Наличие огорода, сада 0.083
Об этом же свидетельствуют и невысокие ранговые места факторов, связанных с рэди;щисй косвенно, - н;шичие огорода, харктер источника юдо-пользования. В то же время -лисой признак, как наличие домашнего скота, занимает 2-е ранговое место.
Проводилась также оценка направленности действия каждого фактора. Установлено, что раннее старение в большей степени характерно для жителей сел, расположенных по берегам р. Теча, чем для жителей сел, удаленных от нее. Та же зависимость отмечена у лиц, имеющих молочный, мясной скот, огород. Все это указывает на то. что влияние радиации заметно, даже на фоне других факторов, способствующих раннему старению.
Проведенные исследования показали, что использованной информации о факторах риска оказалось достаточно для описания различий между жителями основной (радиационно загрязненная территория) и контрольной (чистая территория) групп по донозологическим показателям здоровья (темп старения). Результаты свидетельствуют. что избранный нами комплекс факторов, включающий и тс, что характеризуют радиационное загрязнение территории, оказывает влияние на темпы старения населения, проживающего в настоящее время в Катайском районе Курганской области. Что касается радиационного фактора, то его влияние на старение населения деревень, расположенных на р. Теча, можно охарактеризовать как умеренное.
Причины этого видятся в том, что существующие на сегодняшний день уровни радиации на территории этих сельских населенных пунктов, не столь велики. чтобы вызвать резкое сокр;ицение продолжительности жизни проживающего гам населения.
Умеренное влияние радиоактивного фактора на здоровье населения может быть связано также с тем. что в настоящее время доля лиц, проживающих в деревнях, расположенных по берегам р. Теча. в период 1949-1955 гг., относительно невелика (45,9%) и представляет собой "естественную" выборку лиц, наиболее устойчивых к действию радиации. Что же касается остальной части населения, то период их проживания в данной зоне пришелся на время, когда уровни радиоактивного загрязнения стали не столь высокими, и это в свою очередь определило невысокую степень негативного влияния данного фактора на процесс старения.
Л и т е р а т ура
1. Войтенко В. II., Полюхов /1. Л/. // Генетика. - 1984. - № 2.
- С. 349 - 355.
2. Войтенко В. П.. Полюхов А. М.. КолоОченкс В. П. // Там же.
- 1979. - № 7. - С. 1317 - 1326.
3. Войтенко В. П., Токарь А. В.. Полюхов А. М. 11 Геронтологии и гериатрия. Ежегодник Биологический возраст. Нас-ледсвенность и старение. - Киев. 1984. - С. 133 - 137.
4. Гладкова Т. Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека. - М., 1966.
5. Казанцев В. С. Задачи классификации и их прграммное обеспечение (пакет КВАЗАР). - М.. 1990.
6. Москалев ¡0. И. Отдаленные последствия ионизирующих излучений. - М., 1991.
7. Penrose L. S. // Birth. Defects: Orig. Artie. Ser. - 1968. - Vol. 4. N 3. - P. 1 - 13.
Поступим 27.1)4."M