Научная статья на тему 'Влияние социальных и биологических факторов на темпы старения педагогов'

Влияние социальных и биологических факторов на темпы старения педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
400
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Броздовская Елена Валериевна, Литвинова Надежда Алексеевна, Браун Ольга Валерьевна

Представлены данные о влиянии различных факторов на темпы старения. Результаты проведенных исследований показывают, что 48% учителей общеобразовательных школ и 25% педагогов вуза имеют ускоренные темпы старения. Установлены высокие темпы старения у молодых педагогов со стажем педагогической деятельности до 10 лет, а также зависимость биологического возраста от социальных факторов (удовлетворенность работой, жилищные условия, количество детей, постоянная физическая активность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of social and biological factors on rates of ageing of teachers

In clause data about influence of various factors on rates of ageing are presented. Results of the lead researches show, that 48% of teachers of comprehensive schools and 25% of teachers of university have the accelerated rates of ageing. High rates of ageing at young teachers, with the experience of pedagogical activity till 10 years are established. Dependence of biological age on social factors (satisfaction by work, living conditions, quantity of children, constant physical activity) is established. Communication of rates with specific features-typological is certain.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных и биологических факторов на темпы старения педагогов»

Е.В. Броздовская, Н.А. Литвинова, О.В. Браун

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТЕМПЫ СТАРЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Представлены данные о влиянии различных факторов на темпы старения. Результаты проведенных исследований показывают, что 48% учителей общеобразовательных школ и 25% педагогов вуза имеют ускоренные темпы старения. Установлены высокие темпы старения у молодых педагогов со стажем педагогической деятельности до 10 лет, а также зависимость биологического возраста от социальных факторов (удовлетворенность работой, жилищные условия, количество детей, постоянная физическая активность).

Характер труда учителей обусловлен недостатком времени, спешкой, высоким ритмом работы, необходимостью выполнять несколько работ, экономическими трудностями, эмоциональным напряжением, высокой служебной ответственностью, что приводит к истощению регуляторных механизмов и развитию утомления и преждевременному старению функциональных систем организма.

Ранняя диагностика процессов функционального состояния позволяет приостановить процессы старения. Как один из высокоинформативных показателей донозологической диагностики в настоящее время рассматривается биологический возраст человека; темпы старения организма могут служить достаточно надежным индикатором возникновения предболезненных состояний, количественно характеризующим эффективность адаптации к условиям профессиональной деятельности [1].

Цель настоящей работы - изучение влияния социальных и биологических факторов на темпы старения педагогов.

Материалы и методы

Было обследовано 562 педагога (277 составили педагоги Кемеровского государственного университета и 285 -учителя среднеобразовательных школ) в возрасте от 25 до 65 лет, имеющих педагогический стаж от 3 до 40 лет.

Определение биологического возраста проводилось по методике Войтенко [2]. В результате подсчитывались следующие характеристики: биологический возраст

(БВ); должный биологический возраст (ДБВ) - характеризует популяционный стандарт темпа старения; темп старения - характеризует, во сколько раз БВ обследуемого больше (со знаком «+») или меньше (со знаком «-»), чем средний биовозраст сверстников.

Исследовались нейродинамические свойства нервной системы (подвижность, сила, уравновешенность) [3]; личностные особенности (адаптированный тест MMPI)

[4], уровень тревожности (тест Спилбергера - Ханина)

[5]; психоэмоциональная сфера (тест Люшера) [6, 7].

Для оценки параметров сердечного ритма использовался кардиоритмологический метод (вариационная пульсометрия по методике Баевского) [8].

Обработка полученного материала проводилась на ЭВМ класса Pentium с помощью статистической программы «Statistica 5.5 for Windows».

Для показателей, имеющих нормальное распределение, использовалась параметрическая статистика (среднее арифметическое (М), ошибка репрезентативности средней (m)). Достоверность различия признаков

(р) в сравниваемых группах измерялась по 1-критерию Стьюдента.

Для показателей, распределение которых отличалось от нормального, использовалась непараметрическая статистика с вычислением П-критерия Манна - Уитни.

Результаты и обсуждение

По темпам старения все преподаватели университета и учителя школ разделены на три группы: 1) педагоги с замедленными темпами старения, у которых БВ меньше ДБВ; 2) педагоги, чей биологический возраст равен ДБВ; 3) педагоги с ускоренными темпами старения, у которых БВ больше ДБВ.

Результаты проведенных исследований показывают, что 48% учителей общеобразовательных школ и 25% педагогов университета имеют ускоренные темпы старения (в среднем на 7-8 лет).

В зависимости от стажа педагогической деятельности все педагоги были разделены на четыре группы: 1-я - до 5 лет; 2-я - от 5 до 10 лет; 3-я - от 10 до 20 лет; 4-я - более 20 лет стажа.

Сравнительный анализ показал, что у учителей в стажевых группах 1, 2 и 4 достоверно преобладают лица с ускоренными темпами старения (р<0,05): в 1-й группе процент таких лиц составил 55%, во 2-й - 58% и в 4-й - 46%. В 3-й стажевой группе (стаж от 10 до 20 лет) процент лиц с ускоренными темпами старения несколько уменьшается и составляет 39%.

Среди педагогов университета наиболее неблагоприятной оказалась 2-я группа (со стажем 5-10 лет) -50% педагогов этой группы имеют ускоренные темпы старения. А у педагогов в других стажевых группах достоверно преобладают лица с замедленными темпами старения (р<0,05): в 1-й группе процент лиц с замедленными темпами старения составил 49%, в 3-й -48% и в 4-й - 55%).

Темпы старения определяются как биологическими, так и социальными факторами. В табл. 1 представлены наиболее значимые социальные факторы: удовлетворенность работой, жилищные условия, количество детей, категория, а также постоянная физическая активность.

Для изучения этой зависимости нами была отобрана группа преподавателей с одинаковым стажем педагогической деятельности. Среди педагогов с замедленными темпами старения 56% удовлетворены своей работой, 44% имеют высшую категорию и 45% всех преподавателей имеют постоянные физические нагрузки. Среди педагогов, у которых БВ значительно превышает соответствующий популяционный стандарт степени

старения, 15% преподавателей не удовлетворены своей работой, 82% имеют 2 и более детей, 34% проживают в частном секторе и всего 5% имеют постоянные физические нагрузки.

В табл. 2 представлены достоверные морфофункциональные и психофизиологические особенности педагогов с ускоренными и замедленными темпами старения.

У педагогов с ускоренными темпами старения достоверно выше масса тела, у них высокий уровень пси-

Социальные факторы, вл

хосоматических заболеваний, судя по самооценке здоровья (СОЗ), повышенное артериальное давление (систолическое, диастолическое и пульсовое), снижены функциональные возможности организма (ухудшаются показатели статической балансировки и задержки дыхания на вдохе). У педагогов данной группы увеличивается уровень тревожности, ипохондрии, депрессии, истерии, а судя по тесту Люшера, у таких преподавателей достоверно уменьшается работоспособность.

Т а б л и ц а 1

ющие на темпы старения

Социальные факторы БВ<ДБВ, % БВ>ДБВ, %

Не удовлетворены работой 0* 15,7*

Удовлетворены работой 56,0* 32,7*

Высшая категория 44,0** 8,8**

Имеют 2 и более детей 68,0* 82,7*

Проживание в частном секторе 12,3* 34,6*

Постоянная физическая активность 45,5** 5,7**

Примечание. * - достоверность между группами при уровне значимости р < 0,05; ** - достоверность между группами при уровне значимости р < 0,01.

Т а б л и ц а 2

Морфофункциональные и психофизиологические особенности педагогов с ускоренными и замедленными темпами старения

Показатели I группа БВ<ДБВ II группа БВ>ДБВ Достоверность

Темп старения (года) -8,6±0,4 7,5±0,4

СОЗ (балл) 8,3±0,5 11,4±0,9

Вес (кг) 63,5±1,2 71,2±1,7

АД сист. (мм рт. ст.) 117,2±1,6 129,2±3,1

АД диаст. (мм рт. ст.) 75,6±1,0 80,2±1,9

АД пульс (мм рт. ст.) 41,4±0,9 46,9±1,9

Задержка дыхания (с) 57,0±3,2 45,6±2,7

Статическая балансировка (с) 49,3 ±4,4 21,8±3,9

Тревожность личностная (балл) 39,1±1,7 49,7±2,9

Ипохондрия (балл) 46,1±1,2 54,6±2,8

Депрессия(балл) 41,7±1,5 49,2±1,4

Истерия (балл) 44,8±1,3 52,1±1,3

РДО (торможение) (мс) 666,7±67,8 898,9±81,3

УФП (с) 75,7±2,9 82,8±1,7

Амплитуда моды (%) орто 48,1+2,9 61,4±5,2

Работоспособность (балл) по Люшеру 11,4+0,3 8,2±1,2

С увеличением темпа старения ухудшаются нейро-динамические показатели - снижается уровень подвижности нервных процессов за счет увеличения тормозных процессов в ЦНС.

У педагогов с ускоренными темпами старения достоверно увеличивается показатель амплитуды моды (доля кардиоинтервалов, соответствующая значению моды) при проведении ортопробы, который отражает стабилизирующий эффект централизации управления ритмом сердца и обусловлен в основном степенью активации симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Функциональный биологический возраст не является константой, а отражает динамику физиологических функций и функциональных резервов и поэтому может существенно меняться. Так как на биологический возраст существенное влияние оказывают уровень тревожности и психоэмоциональное напряжение, то из группы с ускоренными темпами старения были выбраны лица высоким уровнем тревожности, которым в течение 10-

20 дней проводили сеансы психоразгрузки (аутотренинг, медитация, дыхательная и восточная гимнастика, а также арома- и музыкотерапия). Группа коррекции составила 142 человека. После реабилитации у них достоверно уменьшилась реактивная и личностная тревожность, также уменьшился уровень депрессии, истерии, парано-яльности и психастении, уменьшились тормозные процессы в ЦНС. Это накладывает отпечаток на темп старения, биологический (функциональный) возраст в целом у этой группы приблизился к ДБВ. Причем через год после проведенной реабилитации у данной группы темп старения остался на прежнем уровне и также не повысился уровень личностной тревожности.

Профилактика, таким образом, должна строиться в широком смысле на определении биологического возраста, на знании развития преждевременного старения. А разработка средств предупреждения преждевременно старения может улучшить «качество» и увеличить «количество» жизни лиц умственного труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войтенко В.П. Биологический возраст. Физиологические механизмы старения. Л.: Наука, 1982.

2. Войтенко В.П., Токарь А.В., Полюхов А.М. Методика определения биологического возраста человека // Геронтология и гериатрия. 1984.

Ежегодник. Биологический возраст. Наследственность и старение. Киев, 1984. С. 133-137.

3. Иванов В.И., Литвинова Н.А., Березина М.Г. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функ-

ционального состояния организма «Статус ПФ» // Валеология. 2004. № 4. С. 70-73.

4. СобчикЛ.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000. 219 с.

5. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИТЕК, 1976.

6. Аминев Г.А. Математические методы в инженерной психологии: Учеб. пособие. Уфа: БГУ, 1982. С. 19-24.

7. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2000. 219 с.

8. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М., 2000. Статья поступила в редакцию журнала 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.