Научная статья на тему 'К проблеме организации самостоятельной работы студента в современном образовательном процессе'

К проблеме организации самостоятельной работы студента в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН / БАКАЛАВР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / BACHELOR’S DEGREE / INDEPENDENT WORK / INDIVIDUAL PLAN / PROFESSIONAL EDUCATION / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов, осваивающих основные образовательные программы бакалавриата. Представлены результаты разработки модели организации такой работы в вузе. Автором представлен опыт работы по данному направлению учебно-методической деятельности в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Student’s Independent Work Organization in Modern Educational Process

The article addresses the issues of organizing independent work of students completing major undergraduate programmes. The results of developing a model of such work organization in a higher education institution are given. The author presents her work experience in this branch of academic activities in North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

Текст научной работы на тему «К проблеме организации самостоятельной работы студента в современном образовательном процессе»

Колодезникова С. И. К проблеме организации самостоятельной работы студента в современном образовательном процессе / С. И. Колодезникова // Научный диалог. - 2013. -№ 2(14) : Педагогика. - С. 70-75.

УДК 371.385:378.146+ 37.014.15

К проблеме организации самостоятельной работы студента в современном образовательном процессе

С. И. Колодезникова

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов, осваивающих основные образовательные программы бакалавриата. Представлены результаты разработки модели организации такой работы в вузе. Автором представлен опыт работы по данному направлению учебно-методической деятельности в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова.

Ключевые слова: самостоятельная работа; индивидуальный план; бакалавр; профессиональное образование; структурно-функциональная модель.

Сегодня высшее профессиональное образование (ВПО) претерпевает кардинальные изменения. В частности, значительные перемены в Северо-Восточном федеральном университете касаются не только его структуры, организации, но и методологии, технологии построения образовательного процесса, поскольку стратегическим ориентиром становится личность студента. Правовой основой этого процесса выступили федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО), в которых одно из обязательных требований к основным образовательным программам (ООП) ново-

го поколения состоит в ориентации на результаты обучения. Данная установка нашла выражение в том, что, во-первых, требования к результатам освоения ООП должны быть сформулированы в форме компетенций, во-вторых, расчет трудоемкости всех компонентов ООП должен осуществляться в зачетных единицах. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 034300.62 Физическая культура указано, что бакалавр должен овладеть такими компетенциями, как «владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения» (ОК-1), «стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства» (ОК-8), «владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией» (ОК-16) и т. д. [Архив...].

С 2010 года в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова разработана, введена в действие и эффективно функционирует внутривузовская система менеджмента качества (СМК) образования, которая призвана содействовать достижению целей и решению основных задач, поставленных перед вузом и включенных в Программу развития СВФУ. Миссией СВФУ является взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России. С этой целью в СВФУ было уделено специальное внимание вопросам организации самостоятельной работы студентов. Управлением качества СВФУ разработано общее «Положение о самостоятельной работе студентов» [Положение., 2011].

Не секрет, что, например, студенты-спортсмены зачастую выбиваются из общего ритма образовательного процесса, поскольку обучаются по индивидуальному графику и вынуждены пропускать значительную часть занятий [Ценаев, 2007]. Специфика подготовки бакалавров по физической культуре состоит в том, что значительная часть студентов мотивирована на продолжение спортивной деятельности и достижение высоких спортивных результатов, поэтому самостоятельная работа учащихся приобретает особое значение.

Самостоятельная работа может быть эффективной только при условии, если она проводится планомерно и систематически. Несомненно, перед педагогами учреждений профессионального образования стоит задача такой организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности учащихся, во-вторых, создание условий для приобретения ими устойчивых навыков информационной культуры, необходимой при осуществлении разных видов деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах.

Анализ научной литературы и сложившейся практики вузовского процесса обучения, а также собственный педагогический опыт позволили нам систематизировать основные понятия, связанные с организацией самостоятельной работы студентов-бакалавров, и представить концепцию в виде структурно-функциональной модели (рис. 1).

Описанная модель организации процесса формирования компетенций у студентов-бакалавров позволяет, на наш взгляд, внести необходимые коррективы в учебные планы, рабочие программы, тем самым способствуя выпуску специалистов, квалификация которых отвечает современным требованиям к профессиональной деятельности в новых социальных условиях.

Нормативная база самостоятельной работы бакалавров:

- Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями);

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации;

- Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 27.11.2002 № 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений;

- Устав СВФУ;

- Положение СМК-ОПД-4.2.3-09-11 «Об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц»;

- Положение СМК-ОПД-4.2.3-10-11 «О балльно-рейтинговой системе в СВФУ»;

- Положение СМК-ОПД-4.2.3-015-11 «О кредитно-модульной организации учебного процесса в СВФУ»;

- Рабочая инструкция СМК-РИ-11 «Порядок разработки рабочей программы дисциплины (модуля)».

- Накопительная оценка самостоятельной работы бакалавров: кредитная система оценивания; балльно-рейтинговая система; модель рейтинговой формулы;

- Текущий и итоговый контроль; индивидуализированный контроль

- Планирование самостоятельной работы бакалавров в тематическом планировании дисциплины;

- Дифференциация содержания учебного материала в соответствии с группами профессиональных задач, с повышением уровня сложности предлагаемых заданий внутри курса, с многообразием видов деятельности.

V

Организация условий самостоятельной работы:

Позиция преподавателя

Мотивация студентов-бакалавров

>

Согласование индивидуальных планов самостоятельной работы

(виды и темы заданий, сроки представления результатов)

<

Рис. 1. Структурно-функциональная модель организации самостоятельной работы студентов

Литература

1. Архив файлов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Российское образование : Федеральный портал. - Режим доступа : http:// www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

2. Положение о самостоятельной работе студентов в СВФУ : версия 1.0. - Якутск, 2011. - 13 с.

© Колодезникова С. И., 2013

On Student's Independent Work Organization in Modern Educational Process

S. Kolodeznikova

The article addresses the issues of organizing independent work of students completing major undergraduate programmes. The results of developing a model of such work organization in a higher education institution are given. The author presents her work experience in this branch of academic activities in North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

Key words: independent work; individual plan; bachelor's degree; professional education; structural-functional model.

Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивных единоборств, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (Якутск), kolsar@mail.ru.

Kolodeznikova, S., PhD in Pedagogy, associate professor, Department of Combat Sports, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Yakutsk), kolsar@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.