Научная статья на тему 'К проблеме организации инновационного образовательного пространства (центр развития интегративного гуманитарного знания)'

К проблеме организации инновационного образовательного пространства (центр развития интегративного гуманитарного знания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горина Анна Владимировна, Герасимов Юрий Викторович, Зарубин Андрей Алексеевич

В статье рассматривается альтернатива традиционной модели образования, предлагаются варианты организации образовательного пространства, способствующего интеграции и развитию гуманитарного знания современного человека. Авторы обосновывают необходимость создания особого инновационного образовательного пространства Центра развития интегративного гуманитарного знания (ЦРИГЗ) в качестве высокотехнологичного и многофункционального здания, открытого и доступного для всех субъектов образования. Акцентируется внимание на высоком педагогическом потенциале проектируемой дидактической среды в рамках системы непрерывного образования. Подчеркивается универсальный характер ЦРИГЗ и его возможность «трансформироваться» под образовательные потребности каждого посетителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горина Анна Владимировна, Герасимов Юрий Викторович, Зарубин Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the innovative educational space organization problem (the integrative humanities development center)

The article considers the alternative for traditional model of education, variants are offered to organize educational space that promotes humanitarian knowledge integration and development of modern man. The authors substantiate the need to create a special innovative educational space The Integrative Humanities Development Center (IHDC) as high-tech and multi-purpose building openly available and accessible for all subjects of education. Attention is accented to high pedagogical potential of the designed didactical environment within the system of continuous education. The universal nature of IHDC and one's ability to "transform" under the educational needs of every visitor are emphasized.

Текст научной работы на тему «К проблеме организации инновационного образовательного пространства (центр развития интегративного гуманитарного знания)»

РАЗДЕЛ V

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 930.85:72.01

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ)

А. В. Горина1, Ю.В. Герасимов2, А. А. Зарубин1 1ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск;

2ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», (Первый казачий университет), филиал в г. Омске, Россия, г. Омск

Аннотация. В статье рассматривается альтернатива традиционной модели образования, предлагаются варианты организации образовательного пространства, способствующего интеграции и развитию гуманитарного знания современного человека. Авторы обосновывают необходимость создания особого инновационного образовательного пространства - Центра развития интегративного гуманитарного знания (ЦРИГЗ) - в качестве высокотехнологичного и многофункционального здания, открытого и доступного для всех субъектов образования. Акцентируется внимание на высоком педагогическом потенциале проектируемой дидактической среды в рамках системы непрерывного образования. Подчеркивается универсальный характер ЦРИГЗ и его возможность «трансформироваться» под образовательные потребности каждого посетителя.

Ключевые слова: интеграция, информация, образование, интегративное гуманитарное знание, образовательное пространство.

Введение

Сегодняшнее общество характеризуют как информационное, что накладывает определенную специфику на образовательную систему. Для современной социокультурной ситуации характерна открытость

информационных потоков: библиотеки, СМИ, Internet, - это все каналы открытого доступа, которые создают информационный фон эпохи. Любой желающий имеет возможность из него получать данные практически любого свойства, качества и содержания, включая, разумеется, и специализированную - по тем же самым гуманитарным учебным дисциплинам. Но дискретность образовательного пространства гуманитарных дисциплин не способствует превращению информации в прочный фундамент мировоззрения личности.

Интеграция гуманитарного знания в контексте развития системы непрерывного образования: проблема и пути ее решения

Современное высшее образование -массовое, а не элитарное. Оно нуждается в иной модели, ориентированной не на передачу информационного багажа различных гуманитарных наук, а на формирование

целостного гуманитарного знания. Его можно обозначить как интегративное, т.е. знание о человеке во всем многообразии его связей с внешним и внутренним миром. Именно такое знание способно стать основой дискурсивных практик, позволяющих человеку не только понимать происходящие в обществе процессы, но и выступать в роли сознательного актора [см. подробнее 1, 2,5,14].

Выявленное противоречие, между сложившейся ситуацией в сфере высшего образования (дискретность гуманитарных дисциплин) и недостаточными

возможностями самой образовательной системы способствовать формированию интегративного гуманитарного знания студентов, определило проблему данного исследования - организация инновационного образовательного пространства в системе непрерывного образования.

Рассматривая концепт интегративного гуманитарного знания в контексте идей постмодернизма, можно отметить, что если раньше знание было детерминировано эпистемой, то теперь оно возникает в поле дискурсивной практики. При этом последние

не совпадают с конкретными науками и дисциплинами, а «проходят» через них, придавая им единство. В этих условиях одной из основных задач образовательного процесса должно стать формирование субъективно окрашенного знания

рефлексивного характера, имеющего личную значимость для познающего субъекта. Иными словами, система высшего образования должна способствовать не только приобретению безличного знания, но и ценностно-смысловому пониманию,

соотнесенному с личностным знанием понимающего субъекта (такое понимание включается в сам процесс постижения мира) [7, с. 532]. Следует переместить основной акцент с усвоения знаний на развитие самостоятельного рефлексивного мышления, овладение опытом самопознания, самореализации, приобретение умений и способов интеллектуальной и практической деятельности. Выпускник высшей школы, будущий специалист, должен уметь работать с любой информацией, овладеть навыками критического отношения к принятым постулатам, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях, видеть и правильно формулировать проблемы, свободно обсуждать и самостоятельно решать их [3].

Как нам представляется, для решения этой задачи необходимо создание и внедрение в учебный процесс коммуникации особого типа, которая позволяет познающему субъекту реализовывать дискурсивные практики, опираясь на ключевые проблемные вопросы, требующие для своего разрешения «снятия» разрозненных сведений всех гуманитарных наук воедино. Речь идет о необходимости проектирования особой педагогической (а скорее социально-педагогической) технологии, способствующей формированию интегративного

гуманитарного знания, близкой по смыслу «технологии развития познавательной активности» [12].

В свою очередь, реализация этого проекта требует специально

сконструированного пространства, в котором такое интегрирование будет происходить, и механизма его осуществления. Классическая аудитория таким пространством стать не может [подробнее см. 1,2]. Механизмом реализации этой идеи могут быть интегративные семинары, проводимые преподавателями нескольких дисциплин [3]. Предлагаемая форма проведения занятия

является достаточно перспективной с точки зрения пробуждения интереса и творческой инициативы студенческой аудитории, но в то же время содержит ряд существенных проблем. Прежде всего, это необходимость увязки учебных графиков разных групп и нагрузки преподавателей. Отсутствует пока и эффективная система оценки студенческой работы в рамках подобной модели.

Еще одним вариантом решения заявленной проблемы может стать построение виртуального образовательного пространства в сети Internet в виде создания форума, открытого для посещения студентам ВУЗа, модераторами которого является коллектив преподавателей. В таком случае студент может принять участие в форуме в любое время, что позволяет ему планировать свою учебную работу с учетом требований профессиональной и иной деятельности (для заочников, особенно работающих, эта проблема достаточно актуальна). Не привязан к определенному времени и преподаватель, однако проводимая им работа каким-то образом должна учитываться и включаться в нагрузку [о проекте подобного форума для дисциплин социогуманитарного цикла см. подробнее 3].

В качестве альтернативы виртуальному образовательному пространству в сети Internet (в виде создания вышеупомянутого форума),- с целью организации образовательного пространства,

способствующего интеграции и развитию гуманитарного знания современного человека, предлагаем рассмотреть моделируемое общественное здание, его особый тип - культурно-просветительное учреждение «Центр развития интегративного гуманитарного знания (ЦРИГЗ)» [см. подробнее 3].

Современному миру известны «умные дома», созданные с целью экономить ресурсы нашей планеты и соответственно меньше потреблять электроэнергии и т.п. И наличие таких зданий - ответ на вызовы глобальных проблем, связанных с нехваткой ресурсов на планет. Если же мы говорим о такой проблеме, как необходимость современного человека постоянно обучаться («образование не на всю жизнь, а через всю жизнь»), постоянно «пребывать» в системе непрерывного образования [6], то хочется спросить: каким будет «ответ» на данный «вызов»?

Как современному человеку «успеть» познать, синтезировать поступающие из

самых разных источников информационные потоки? где взять время и силы, а самое главное - уверенность, что при поиске ответа на очередной вопрос используются всевозможные источники информации? Иными словами, как помочь человеку в процессе познания и работы с огромными объемами информации?

С одной стороны, современные педагогические приемы и технологии несомненно способствуют более

качественному и эффективному усвоению того или иного материала (кейс-метод, технология проектов, технология развития критического мышления через чтение и письмо и т.п.). С другой стороны, современный студент в своем распоряжении обладает многими технологическими средствами обучения (благодаря активному внедрению компьютерных технологий в процесс обучения). Все это, конечно же, облегчает работу с информацией. Но существующая дискретность в образовании (разделение всего процесса обучения на отдельные дисциплины; разбивка связанных между собой курсов на несколько лет обучения) зачастую приводят к тому, что у человека в сознании многие пласты полученного знания «сосуществуют» разрозненно. Не будучи освоенными рефлексивно, они «не работают» на своего хозяина, не являются его личностным достоянием...не выступают в качестве основы осознанной гражданской позиции. Особенно это ярко проявляется по отношению к знанию социо-гуманитарного цикла дисциплин. Такие (общие для всех) дисциплины, как «Философия», «История», «Психология», «Педагогика», «Культурология» - находятся на самой периферии студенческого сознания -особенно у студентов технических специальностей. Как должно выглядеть здание, каким должен быть «умный дом», способствующий более эффективному и своевременному познанию современного человека? Иными словами, можно ли создать такое пространство, общественное здание, которое бы «помогало» человеку интегрировать разрозненные,

дифференцированные знания в кратчайшие временные сроки?

Проект ЦРИГЗ, о котором пойдет речь ниже, - это попытка повлить на сложившуюся ситуацию в сфере образования. Учитывая же, что образование становится самой глобальной сферой человеческой деятельности (при этом говорят об эдукологизации нынешнего мирового

общества), можно заключить, что в данном случае предпринимается попытка не просто повлиять на разрешение некой частной, узкой проблемы, - скорее речь идет о попытке построить некий мост между двумя областями знания - Педагогикой и Архитектурой. Предпринимается попытка создать особое образовательное (обучающее) пространство (ЦРИГЗ), погружаясь в которое, познающий субъект (например, студент) смог бы сэкономить свое время и силы на тернистом пути познания. Авторы предлагают решать данную проблему с привлечением инновационных технологий как педагогических, так и строительных (в частности, в области архитектуры). Авторы проекта не исключают, что существуют и альтернативные способы решения заявленной проблемы (-интеграция гуманитарного знания). По задумке авторов проектируемое здание ЦРИГЗ должно способствовать интеграции гуманитарного знания за счет современных мультимедийных технологий, встраиваемых в интерьер здания и за счет особой организации внутреннего пространства «ЦРИГЗ». Иными словами, ЦРИГЗ - это прообраз огромной флешки с большим количеством файлов - по темам гуманитарного цикла наук. Прогуляться внутри такой флешки не только познавательно, но и полезно - здание спроектировано таким образом, чтобы посетитель не «застаивался» на одном месте, а постоянно двигался вперед, вверх -на смотровую площадку на крыше.

Само здание предназначено для проведения экскурсий, лекционных, практических занятий, а так же его можно использовать как выставочный павильон, мобильную библиотеку, музей. При этом, включая ЦРИГЗ в свою образовательную среду, та или иная образовательная организация расширяет возможности для самореализации личности учащегося, развития его субъектности и мобильности -за счет предоставления учащимся разнообразных ресурсов, информационных источников, контент-знаний, которые содержит ЦРИГЗ. Например, один из наболевших вопросов в педагогической среде - вопрос свободного доступа в интернет («WI-FI»), - решается сам собой: ЦРИГЗ представляет собой совокупность информационных источников, доступных к использованию как педагогами, так и учащимися (перечень источников, естественно, «отфильтрован» от рекламы и так называемого «спама»).

ЦРИГЗ можно рассматривать в качестве дополнительной реальности, созданной специально для того, чтобы процесс познания и работа с информацией в современном мире были бы более эффективны, менее энергозатратны и комфортабельны для познающего субъекта. Таким образом, любой посетитель ЦРИГЗ получает возможность «войти в историю»: а именно, каждый человек сможет пройти весь комплекс, начиная с самого нижнего этажа (каждый этаж символизирует ту или иную историческую эпоху), при этом использовать окружающую обучающую среду комплекса, ориентируясь на свои познавательные интересы. Дойдя до самого верхнего этажа комплекса (который символизирует 21 век), посетитель понимает, что «все только начинается...». С террасы, расположенной на крыше ЦРИГЗ, перед ним открывается панорамный вид на город Омск (см. рис. 1, 2).

Рис. 2. Разрез ЦРИГЗ

При наличии ЦРИГЗ в городе, студенту (или школьнику) не придется постоянно сидеть за компьютером, он сможет сам погрузиться в особым образом спроектированное информационное

пространство - ЦРИГЗ. Придя в ЦРИГЗ, он сможет «собрать» всю необходимую информацию, при этом он сможет обсудить найденные материалы непосредственно с теми, кто составил ему компанию в данном походе (преподаватели, родители, сокурсники). Стоит отметить, что данное обстоятельство «работает» на идею здоровьесбережения учащихся в процессе обучения: смена видов деятельности, отсутствие часовых просиживаний за компьютером, формирование социальных компетенций в процессе взаимодействия и др., - все это возможно, когда студент (или школьник) ощущает себя полноправным субъектом собственного самообразования, а педагоги осуществляют лишь

координирующую роль - роль тьютора, консультанта. По мнению авторов, проектируемое образовательное

пространство (с включением ЦРИГЗ в систему непрерывного образования) представляет собой совокупность возможностей для оказания психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках их индивидуального

образовательного маршрута [см. 4, 9,10, 11]. При этом сам процесс обучения (самообучения) в ЦРИГЗ - за счет большей «эмоциональной раскрепощенности»

субъектов образования - будет способствовать улучшению показателей психического здоровья учащихся [см. 8,13]. Предполагается, что в рамках обучения в ЦРИГЗ взаимодействие педагогов и учащихся будет выстраиваться на уровне «партнерских отношений», когда авторитарность, так часто встречающаяся в профессионально-педагогическом общении, уступает место настоящему сотрудничеству в поиске решения на ту или иную образовательную проблему, задачу - на условиях открытого, эмоционально позитивного отношения друг к другу. Стоит отметить, что такой стиль общения возможен, если учебная деятельность организована не в форме разделения труда, а в форме «сознательно организованного сотрудничества». В таком случае образовательная среда выступает как «область социокультурного взаимодействия, выдвигающая на первый план такие характеристики образовательной среды, как

коммуникативное взаимодействие, как общность обучающихся и преподавателей» (Н.В. Бордовская, С.И. Розум).

Заключение

Итак, основная идея проекта заключается в том, чтобы «погрузить» познающего субъекта (школьника, студента) - не только умственно, но и физически - в проектируемое пространство «умного здания» - ЦРИГЗ, а также сделать процесс познания более привлекательным за счет продуманного (с позиции теории интеграции гуманитарного знания) расположения информационных контентов в интерьере. Таким образом, ЦРИГЗ как здание - уникально и многофункционально. Проектируемое здание должно способствовать интеграции гуманитарного знания за счет современных мультимедийных технологий, встраиваемых в интерьер здания и за счет особой организации внутреннего пространства «ЦРИГЗ». Благодаря тому, что здание ЦРИГЗ моделируется универсальным и

многофункциональным, в данном комплексе возможно будет как проведение экскурсий, так и лекций, семинаров. Соответственно - в контексте развития системы непрерывного образования - данный проект становится особо значимым и актуальным: ЦРИГЗ -благодаря специальному «обучающему» интерьеру - будет способно «подстраиваться» под «запросы» посетителя любого возраста (таким образом, это здание возможно будет посещать и в школьные годы, и во время студенчества и т.д. - в зависимости от образовательных

потребностей). Так проект ЦРИГЗ реализует один из ведущих принципов современной образовательной парадигмы: «образование через всю жизнь».

Библиографический список

1. Горина, А. В., Гуманитарное образование в культурном пространстве современности / А. В. Горина, Ю. В. Герасимов // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том VII. Ч. 2. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. Режим доступа: URL: http://www.sibsu.ru./Materily conference.htm (дата обращения: 22.12.2013).

2. Горина, А. В., Моделирование механизма формирования интегративного гуманитарного знания как основы профессиональной культуры специалиста / А. В. Горина, Ю. В. Герасимов // Профессиональное образование: двухуровневое и модульное обучение, кредитные системы, компетентностный подход: материалы юбилейной

межвузовской научно-методической конференции. Омск: СибАДИ, 2010. - С.21-24.

3. Горина, А. В. Моделирование центра развития интегративного гуманитарного знания / А. В. Горина, А. А. Зарубин, Е. А. Суворова // Сборник научных трудов молодых ученых по материалам Международной научно-практической конференции Инновационное лидерство строительной и транспортной отрасли глазами молодых ученых: научное издание / СибАДИ; ред.

B. Ю. Кирничный [и др.]. - Омск: СибАДИ, 2014. -

C. 161-164.

4. Дамдинов, А. В. Об уровнях и видах педагогического сопровождения / А. В. Дамдинов, Г. Ц. Молонов // Вестник Восточно-сибирской государственной академии образования. - 2011. -№ 15. - С. 125 - 128.

5. Демкин, В. П. Гуманитарное образование в информационном обществе / В. П. Демкин, Г. В. Можаева // МЭЖ Гуманитарная информатика, вып. 6. - Режим доступа: URL: http://huminf.tsu.ru/e-¡urnal/magazine/1/demkin.htm (дата обращения: 22.12.2013).

6. Жигадло, А. П. Формирование социально-профессиональной мобильности обучающихся в системе непрерывного образования «школа -колледж - вуз» / А. П. Жигадло, Т. П. Хохлова // Сборник материалов и докладов Международной конференции г. Екатеринбург РГППУ. - 2014. - С. 152-157.

7. Знаков, В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии / В. В. Знаков - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 479 с.

8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под ред. И.А. Баевой. -СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

9. Казанская, В. Г. О психолого-педагогическом сопровождении самоактуализации личности в образовательном пространстве / В. Г. Казанская, А. Н. Колпакова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - Том 5 (№ 3). - С. 28 - 37.

10. Кленин, Д. А. Индивидуальная образовательная траектория, как составляющая современного образования / Кленин, Д. А., Сальников, В. А., Ешкова, Ю. А., Ревенко, Е. М. // Вестник СибАДИ. - 2013. - № 6 (34). - С. 176-182.

11. Лоренц, В. В. Основы проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента: учебно-методическое пособие к курсу «Практическая педагогика» / Лоренц В. В. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. -157 с.

12. Пашкевич, А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: учебно-методическое пособие. / Пашкевич, А. В. - Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. - 80с.

13. Якубенко, О. В. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов как фактор успешной адаптации студентов к вузу / О. В. Якубенко, А. П. Жигадло, // Вестник СибАДИ. - 2012. - № 6 (28). - С. 165 - 171.

14. Якушкина, М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как механизм

развития образовательного пространства / М. С. Якушкина // Человек и образование. - 2010. - №1. - С.34 - 38.

TO THE PROBLEM OF ORGANIZING INNOVATIVE

EDUCATIONAL SPACE (THE CENTER FOR

DEVELOPING INTEGRATIVE HUMANITIES KNOWLEDGE)

A. V. Gorina, Y. V. Gerasimov, A. A. Zarubin

Abstract. The article dwells upon the alternative for traditional model of education, variants for organization of educational space, contributing to integration and development of a modern man's humanitarian knowledge. The authors substantiate the need of creating a special innovative educational space - The center for developing integrative humanities knowledge, CDIHK- as a high-tech and multi-purpose building available for all subjects of education. The attention is focused on the high pedagogical potential of the projectable didactic environment within the system of continuous education. There is emphasized the universality of CDIHK and its ability to adjust to educational needs of every attendee.

Keywords: Integration, information, education, integrative humanitarian knowledge, educational space.

References

1. Gorina A. V., Gerasimov Y. V. Gumanitarnoe obrazovanie v kul'turnom prostranstve sovremennosti [Liberal education in the cultural space of modernity]. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki i obrazovanija. Obshhestvennye nauki: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tom VII. Ch. 2. Ufa: RIC BashGU, 2010. Available at: URL: http://www.sibsu.ru./Materily_conference.htm (accessed 22.12.2013).

2. Gorina A. V., Gerasimov Y. V. Modelirovanie mehanizma formirovanija integrativnogo gumanitarnogo znanija kak osnovy professional'noj kul'tury specialista [Modeling mechanism of forming integrative humanitarian knoledge as the basis of professional culture of a specialist]. Professional'noe obrazovanie: dvuhurovnevoe i modul'noe obuchenie, kreditnye sistemy, kompetentnostnyj podhod: materialy jubilejnoj mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Omsk: SibADI, 2010. pp. 21-24.

3. Gorina A. V., Zarubin A. A., Suvorova E. A. Modelirovanie centra razvitija integrativnogo gumanitarnogo znanija [Modeling center of developing integrative humanities knowledge]. Sbornik nauchnyh trudov molodyh uchenyh po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Innovacionnoe liderstvo stroitel'noj i transportnoj otrasli glazami molodyh uchenyh: nauchnoe izdanie / SibADI; red. V. Ju. Kirnichnyj [i dr.]. Omsk: SibADI, 2014. pp. 161-164.

4. Damdinov, A. B., Molonov, G. T. Ob urovnjah i vidah pedagogicheskogo soprovozhdenija [On levels and types of pedagogical support]. Vestnik

Vostochno-sibirskoj gosudarstvennoj akademii obrazovanija, no 15. pp. 125 - 128.

5. Demkin V.P., Mojaeva G.V. Gumanitarnoe obrazovanie v informacionnom obshhestve [Liberal education in the information-oriented society]. IEJ Humanitarian informatics, iss. 6. Available at: URL: http://huminf.tsu.rU/e-jurnal/magazine/1/demkin.htm (accessyB 22.12.2013)

6. Zhigadlo A. P., Hohlova T. P. Formirovanie social'no-professional'noj mobil'nosti obuchajushhihsja v sisteme nepreryvnogo obrazovanija «shkola -kolledzh - vuz» [Formation of students' social and professional mobility within the system of continuous education "school - college - university"]. Sbornik materialov i dokladov Mezhdunarodnoj konferencii g. Ekaterinburg RGPPU2014.pp. 152-157.

7. Znakov V. V. Ponimanie v myshlenii, obshhenii, chelovecheskom bytii [Understanding at thinking, communication, human existence]. Moscow, Izd-vo Institut psihologii RAN, 2007. 479 p.

8. Obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo [Ensuring psychological safety at educational institution: practical guide]. ed. by I.A. Baeva. St. Petersbur, Rech', 2006. 288 p.

9. Kazanskaya V. G., Kolpakova, A. N. O psihologo-pedagogicheskom soprovozhdenii samoaktualizacii lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve [On psychological and pedagogical support of personal self-actualization in educational process]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina, 2013, Vol. 5 (no 3). pp. 28 - 37.

10. Klenin D. A., Salnikov V. A., Eshkova J. A., Revenko E. M. Individual'naja obrazovatel'naja traektorija, kak sostavljajushhaja sovremennogo obrazovanija [Individual educational trajectory, as a component of modern education]. Vestnik SIBADI, 2013, no 6 (34). pp. 176 - 182.

11. Lorenz, V. V. Osnovy proektirovanija individual'no-obrazovatel'nogo marshruta studenta: uchebno-metodicheskoe posobie k kursu «Prakticheskaja pedagogika [Basics of designing individual and educational route of a student: the educational-methodical manual for the course of Practical pedagogy]. Omsk: OmSPU, 2006, 157 p.

12. Pashkevich, A. V. Osnovy proektirovanija pedagogicheskoj tehnologii. Vzaimosvjaz' teorii i praktiki: uchebno-metodicheskoe posobie [Basics of designing pedagogical technology. Interrelation of theory and practice: the educational-methodical manual]. Tobolsk, TGSPA name D.I. Mendeleeva, 2009. 80 p.

13. Yakubenko, O. V., Zhigadlo, A. P. Pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberezhenija studentov kak faktor uspeshnoj adaptacii studentov k vuzu [Pedagogical support of students' health as a factor of successful adaptation of students to university]. Vestnik SIBADI, 2012, no 6 (28). pp. 165 - 171.

14. Yakushkina, M. S. Vzaimodejstvie sociokul'turnyh institutov kak mehanizm razvitija obrazovatel'nogo prostranstva [Interaction of socio-cultural institutions as a mechanism of educational space's development]. Chelovek i obrazovanie, 2010, no 1. pp. 34 - 38.

Горина Анна Владимировна (Россия, г. Омск) -кандидат философских наук, доцент кафедры Инженерная педагогика ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: anna2012gorina@gmail. com)

Герасимов Юрий Викторович (Россия, г. Омск) - кандидат исторических наук, доцент кафедры Экономических и гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет), филиал в г. Омске (644010, г. Омск, улица Пушкина, 63, e-mail: ngajapti@yandex.ru)

Зарубин Андрей Алексеевич (Россия, г. Омск) -студент ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: zarubinandrey@inbox.ru)

УДК 378

Gorina Anna Vladimirovna (Russia, Omsk) -candidate of philosophical sciences, associate professor of the department "Engineering pedagogics", The Siberian state automobile and highway academy (SibADI). (644080, Omsk, Mira Ave., 5, e-mail: anna2012gorina@gmail.com)

Gerasimov Yuriy Viktorovich (Russia, Omsk) -candidate of historical sciences, associate professor of the department "Economic and humanitarian sciences" of "MGUTU named after K.G. Razumovskiy" (The first Cossack university), branch in Omsk (644010, Omsk, Pushkin str., 63, e-mail: ngajapti@yandex.ru)

Zarubin Andrey Alekseevich (Russia, Omsk) -student of the Siberian state automobile and highway academy (SibADI). (644080, Omsk, Mira Ave, 5, email: zarubinandrey@inbox. ru)

ЭЛЕКТРОННЫЙ КЕЙС-БУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

А. П. Жигадло1, И. В. Осипова2, Н. Н. Ульяшина2 1ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск;

2Российский государственный профессионально-педагогический университет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, г. Екатеринбург

Аннотация: В статье рассмотрены особенности процесса подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе. Авторами предложены подходы разработки дидактико-технологического обеспечения для моделирования процесса подготовки производственно-технологического компонента в профессионально-педагогической деятельности на примере электронного кейс-бука.

Ключевые слова: дидактико-технологическое обеспечение, профессионально-педагогическая деятельность, электронный кейс-бук, подготовка студентов.

Введение

Вхождение России в мировую экономику выявили оппозицию профессионального образования реальным инновационным запросам общества, вскрыли его системные недостатки - консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на вызовы внешней среды, на стремительные изменения в экономике и социальной сфере.

В настоящее время в системе подготовки рабочих существует ряд основных проблем:

Первая проблема связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Дефицит квалифицированных рабочих кадров становится непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Вторая проблема заключается в отсталой и статичной материально-технологической базе большинства учреждений СПО, не отражающей динамику

инновационных изменений в отечественном и мировом производстве.

Третья проблема заключается в крайнем отставании содержания профессионального образования от потребностей

инновационного развития страны и запросов рынка труда, от тенденций мирового социально-экономического развития. По мнению Д. А. Медведева это означает, что «налицо рассогласованность действий системы образования, с одной стороны, и производства, то есть позиции работодателей, с другой стороны».

Четвертая проблема связана с текущим состоянием кадрового ресурса системы профессионального образования, к основным тенденциям которого можно отнести: снижение общего числа преподавателей в учреждениях СПО; увеличение в структуре преподавательского состава учреждений СПО преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства и не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.