Якубенко О.В. Особенности подготовки будущих педагогов к реализации эколого-ориентированного образования и воспитания // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль -сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/382-00132. - ISSN 2413-4066
УДК 373
Якубенко Оксана Витальевна
Кандидат медицинских наук, доцент
ФГБОУВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск jakubenko [email protected]
Особенности подготовки будущих педагогов к реализации эколого-ориентированного
образования и воспитания
Аннотация. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов педагогов конкретизируются требования программных документов к воспитателям, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и педагогам начальной школы. Данные документы определяют вектор формирования будущих педагогов и требования к выполнению ими определённых трудовых функций, направленных на реализацию эколого-ориентированного образования и воспитания.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагогов, эколого-ориентированное воспитание и обучение.
В условиях введения ФГОС и профессионального стандарта педагога к учителям средних образовательных учреждений и педагогам высших образовательных учреждений, осуществляющих их подготовку, предъявляются новые требования. Их необходимо учитывать, реализуя Федеральные государственные образовательные стандарты 44.03.01 «Педагогическое образование» [1,2].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы является формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта в экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [3].
Профессиональный стандарт педагога в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании регламентирует трудовые функции и связанные с ними трудовые действия, которыми должен владеть педагог. Общепедагогическая функция предполагает такие трудовые действия, как разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды [4].
Кроме общепедагогических функций, связанных с обучением в рамках основной образовательной программы, педагог обязан реализовывать воспитательную и развивающую деятельность [5,6].
Воспитательная деятельность включает такие трудовые действия, как развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни [7]. Для реализации этого трудового действия необходимы трудовые умения, предполагающие владение методами организации экскурсий, походов, экспедиций. Такие формы работы педагогов с обучающимися реализуют идеи эколого-ориентированного образования и воспитания [8].
Развивающая трудовая функция, определяет формирование у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни [9,10].
Общепедагогическая, воспитательная и развивающая трудовые функции являются основой для реализации эколого-ориентированного образования и воспитания обучающихся. При этом, предметы естественнонаучного цикла очень гармонично сочетают в себе такие возможности как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся.
Эти программные документы определяют направление деятельности педагогов средних школ, учреждений дополнительного образования, а также учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование».
Необходимо выделить ещё один аспект проблемы - взаимосвязь эколого-ориентированного и физического воспитания детей и подростков. При анализе нормативных документов возможно проследить данную взаимосвязь.
Современные научные подходы к оценке целостного и гармоничного развития детей и подростков, предполагают интеграцию экологического образования и воспитания и физического развития человека [11,12].
Экологическое воспитание формирует ценностное отношение к природе и всему живому на планете, бережное отношение к полезным ископаемым, биологическим ресурсам. Одним из таких ресурсов и является здоровье каждого отдельно взятого человека. Физическое воспитание направлено на правильное физическое развитие, тренировку двигательных навыков, закаливание организма, воспитание волевых качеств, повышение работоспособности человека.
Организация физического воспитания осуществляется путём организации физической активности обучающихся в образовательном учреждении, учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, кружках. Кроме того, предполагает соблюдение режимных моментов: продолжительности ночного сна, качество питания, соотношение различных видов деятельности. Таким образом, интегративный принцип рассматривает заботу о собственном здоровье как частность целостного эколого-ориентированного подхода [13].
В последнее время в стране наметились тенденции поддержки развития массового детского спорта. Увеличивается количество детей, посещающих детские и юношеские спортивные школы, спортивные секции, кружки и другие учреждения дополнительного образования, направленные на оздоровление подрастающего поколения, привития им любви к физической активности, спорту, организации досуга, облегчения адаптации к новым условиям [14,15]. Не смотря на очевидную пользу для здоровья, которую несёт массовый спорт, при организации тренировок растущего детского организма необходимо соблюдать определённую осторожность.
Такие виды спорта, как художественная гимнастика, спортивная акробатика и некоторые другие, требуют серьёзной подготовки, начиная с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование опорно-двигательного аппарата ребёнка. Происходит окостенение многих элементов скелета, совершенствуются координационные способности, увеличивается ловкость и гибкость. Значительно увеличивается сила и
быстрота движений за счёт созревания нервных центров, управляющих мышечной координацией. Но необходима специальная организация деятельности ребёнка под руководством тренера. Наиболее эффективно сочетание словесной инструкции, наглядного показа и оказание внешнего воздействия, например при формировании растяжки.
Поэтому при организации занятий с юными спортсменами, педагоги должны строго соблюдать пределы допустимых нагрузок и использовать здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе.
Полученные в системе общего образования знания, умения, навыки в дальнейшем развиваются в условиях высшего профессионального образования. Вне зависимости от вектора будущей профессиональной деятельности, формируют личность выпускника. В будущем они облегчают процесс адаптации на рынке труда в условиях конкуренции молодых специалистов [16,17,18].
Сочетание методических приёмов, направленных на правильное формирование скелета ребёнка, здоровьесберегающих педагогических технологий, мотивации ребёнка к занятиям физкультурой и спорту, здоровому образу жизни, способствуют формированию сильного и здорового поколения российских детей, повышению качества физического воспитания, а, следовательно, способствуют реализации эколого-ориентированного образования и воспитания.
Ссылки на источники:
1. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П. И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
2. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности [Текст] / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. - 2014. - № 5 (39). - С. 125133.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения: 23.09.2016).
4. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://advocatshmelev.narod.ru/trudovoe pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (дата обращения: 23.09.2016).
5. Мурзина, Н.П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. - Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. - 484 с.
6. Фролова, П. И. Психолого-педагогические знания как основа профессионального развития современного специалиста / П. И. Фролова // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: материалы международной конф. - Омск: СибАДИ, 2012. - С. 262-264.
7. Пилипенко В.Б. Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии в работе учителя /В.Б. Пилипенко, О.В. Якубенко //Студент: наука, профессия, жизнь Материалы III всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. С. Г. Шантаренко (отв. редактор); Омский государственный университет путей сообщения. Омск, 2016. С. 59-63.
8. Моисеева Н.А. Компетентностный подход в основе обучения студентов вуза здоровому образу жизни / Н.А. моисеева, О.В. Якубенко//Студент: наука, профессия, жизнь Материалы III всероссийской студенческой научной конференции с международным
участием. С. Г. Шантаренко (отв. редактор). - Омск, изд-во Омского государственного университета путей сообщения, 2016. - С. 55-58.
9. Фролова, П. И. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / П. И. Фролова, А. В. Горина, М.Г. Дубынина. - Омск: СибАДИ, 2015. - 429 с.
10. Фролова, П.И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях: учебное пособие .-Омск, Изд-во «СибАДИ», 2014.- 403 с.
11. Петухова А.Е. Профилактика и медико-психологическая коррекция дезадаптации у школьников /А.Е. Петухова, О.В. Якубенко// Вопросы современной педиатрии. - 2006. -Т. 5. - №1. - С. 463.
12. Якубенко О. В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации у студентов-первокурсников /О.В. Якубенко / Кубанский научный медицинский вестник. - 2009. -№ 3. - С. 149-153.
13. Жигадло, А. П. Психология и педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. П. Жигадло, М. Г. Дубынина, П. И. Фролова. - Омск : СибАДИ, 2016. - 171 с.
14. Якубенко О.В. О некоторых особенностях телосложения у выпускниц школ и их адаптация к учёбе в высших учебных заведениях /О.В. Якубенко, И.Н. Путалова // Казанский медицинский журнал. - 2011. - Т. 92. - № 1.- С. 68-70.
15. Путалова И. Н. Индивидуально-типологический подход в оценке адаптационных способностей 17-летних юношей-первокурсников /И.Н. Путалова, О.В. Якубенко // Сибирский научный медицинский журнал. - 2010. - Т. 30.- № 1. - С. 75-78.
16. Якубенко О.В. Влияние морфофункциональных особенностей юношей на адаптацию к условиям обучения в вузе /О.В. Якубенко, И.Н. Путалова // Сибирский научный медицинский журнал. 2011. Т. 31. № 2. С. 115-120.
17. Якубенко О. В. Исследование взаимосвязи морфофункциональных особенностей и личностных черт 17-летних юношей-студентов // О.В. Якубенко// Кубанский научный медицинский вестник. - 2008. - № 6.- С. 114-117.
18. Якубенко О.В.Влияние типа телосложения 17-летних студентов на их адаптационные способности / О.В. Якубенко, И.Н. Путалова // Морфология. 2010. Т. 137. № 4. С. 161.
Оxana Yakubenko
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk State Pedagogical University, Omsk
Peculiarities of Training of Future Teachers to Implement Environmental-Oriented
Education
Abstract. In the context of the introduction of Federal State educational standards and professional standards specify requirements for teachers programme documents to educators working in pre-school educational institutions and teachers of primary schools. These documents define the vector formation of future teachers and to fulfill certain requirements of labour functions aimed at the realization of ecology-oriented education and upbringing.
Keywords: Federal State educational standard, the professional standard of teachers, ecology-oriented education and training.