Научная статья на тему 'Воспитание ответственного отношения к здоровью обучающихся'

Воспитание ответственного отношения к здоровью обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГОВ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / THE PROFESSIONAL STANDARD OF TEACHERS / ECOLOGY-ORIENTED EDUCATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубенко Оксана Витальевна

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов педагогов предъявляются новые требования к воспитанию ответственного отношения к здоровью обучающихся как к осознанному выполнению правил здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якубенко Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Responsible Attitude towards Health Education of Students

In the context of the introduction of federal State educational standards and the professional standards of teachers are facing new requirements to the responsible attitude towards health education of students as informed implementation of the rules of healthy and environmentally appropriate lifestyles, safe for humans.

Текст научной работы на тему «Воспитание ответственного отношения к здоровью обучающихся»

Якубенко О.В. Воспитание ответственного отношения к здоровью обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2017/m5-statya-2017-1/747-00277. - ISSN 2413-4066

УДК 373

Якубенко Оксана Витальевна

Кандидат медицинских наук, доцент

ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск j akubenko_ov@mail. ru

Воспитание ответственного отношения к здоровью обучающихся

Аннотация. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов педагогов предъявляются новые требования к воспитанию ответственного отношения к здоровью обучающихся как к осознанному выполнению правил здорового образа жизни.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагогов, эколого-ориентированное воспитание и обучение.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов педагогов предъявляются новые требования к воспитанию ответственного отношения к здоровью обучающихся как к осознанному выполнению правил здорового образа жизни. В соответствии с ФГОС, основная образовательная программа, разрабатываемая образовательным учреждением, должна содержать такие направления, как формирование культуры здорового образа жизни, создавать здоровьесберегающую среду в образовательных учреждениях, формировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни [1,2].

Проблема формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью остается одной из трудно решаемых педагогических задач [3]. В ФГОС при становлении личностных характеристик выпускника предъявляется одно из требований, включающих осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, который безопасен для человека и окружающей среды

ФГОС НОО предусматривают такую форму обучения как внеурочная деятельность [4]. Именно внеурочная деятельность способствует развитию самостоятельных способностей обучающихся через формирование у них проектной деятельности [5]. Через внеурочную деятельность уже с начальной школы можно системно развивать ценностное отношение к здоровью у младших школьников. Внеурочная деятельность имеет большие ресурсы как для развития познавательных потребностей, так и для воспитания целостной личности [6].

Для выявления эффективных средств, требующихся для воспитания ответственного отношения к своему здоровью у обучающихся, мы выделили следующие критерии: мотивационный, который предполагает наличие (или отсутствие) желания участвовать в различных мероприятиях оздоровительной направленности, интереса к своему здоровью; деятельностный критерий предполагает возможность практического осуществления здоровьесберегающей деятельности младших школьников; эмоционально-волевой критерий

1

определяет степень интенсивности эмоциональных переживаний школьников, их особенности, степень волевых усилий в процессе освоения и усвоения здорового образа жизни [7].

Для диагностики воспитания ответственного отношения к своему здоровью использованы следующие методики. «Гармоничность образа жизни школьников» Н. С. Гаркуши позволила выявить мотивационный критерий ответственного отношения к здоровью. Для выявления эмоционально-волевого критерия ответственного отношения к здоровью - анкета Н. С. Гаркуши «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях. Для выявления деятельностного критерия ответственного отношения к здоровью - диагностическая методика «Знания о здоровье». В эксперименте участвовали два класса обучающихся начальной школы Таврического района Омской области.

Результаты эксперимента относительно мотивационного критерия выявили недостаточность как умений, так и навыков в отношении здорового образа жизни - лишь у 47,62 % респондентов достаточно сформированы умения и навыки здорового образа жизни. Анализ ответов показал, что большинство детей принимают здоровье как ценность, но подавляющее большинство респондентов поставили его в шкале жизненных ценностей на 48 место. Данное распределение показателей говорит о том, что здоровье не является ведущей ценностью для обследованных младших школьников.

Для изучения эмоционально-волевого критерия, определяющего возможность прилагать волевые усилия, проявлять самостоятельность в деятельности, направленной на укрепление и сохранение собственного здоровья, был использован метод анкетирования. Данный метод показал, что у 59 % детей экспериментальной и 52 % контрольной выявлены необходимые качества волевой личности. Определённый потенциал для развития недостаточно развитых волевых качеств обнаружен у 32 % экспериментальной и 33 % контрольной групп. Остальные респонденты имеют явное недоразвитие произвольной сферы. Только десятая часть обследованных нами школьников могут заставить себя преодолевать трудности, готовы к целенаправленной деятельности, в том числе направленной и на преобразование собственного здоровья.

Анализ показателей, характеризующий деятельностный критерий, выявил, что 22,7 % детей экспериментальной и 28 % детей контрольной групп ответили, что здоровье вообще не зависит от человека, а связано с влиянием на него внешних обстоятельств.

Полученные нами экспериментальные данные позволяют сделать вывод о том, что у младших школьников недостаточно сформировано представление о собственном здоровье как ценности, сопряжённой с персональной ответственностью за собственное самочувствие. Ограниченное представление о здоровье у них связано только с отсутствием болезненных проявлений.

Полученные экспериментальные данные выявили необходимость целенаправленной работы по воспитанию ответственного отношения к собственному здоровью у младших школьников, которая бы носила системный характер. Следовательно, существует необходимость для разработки программы по воспитанию ответственного отношения к здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности.

На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по воспитанию ответственного отношения к здоровью младших школьников во внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности по воспитанию ответственного отношению к здоровью у младших школьников включала викторины, олимпиады, экскурсии, творческие конкурсы, направленные на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Она была направлена на воспитание ответственного отношению к своему здоровью, способствовала познавательному и эмоциональному развитию ребенка [8].

Программа разработана на один год занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Проведя контрольный этап эксперимента после проведения формирующего этапа эксперимента, в ходе которого была организована систематическая работа по воспитанию ответственного отношения к здоровью среди младших школьников, мы выявили, эффективность данной работы. Рост показателей ярко выражен по мотивационно-потребностному и эмоционально-волевому критерию.

Таким образом, педагогическая деятельность специально организованная для воспитания ответственного отношения к здоровью в экспериментальном классе способствовала формированию интереса младшего школьника к своему здоровью, усвоению знаний относительно сохранения здоровья, создала определенный положительный эмоциональный фон вокруг этого процесса, создала благоприятные возможности для оздоровления в процессе учебной деятельности. В ходе проведения экспериментальной работы по воспитанию ответственного отношения к здоровью мы пришли к выводу, что такая работа будет успешна, если педагог привлекает школьников к внеурочной работе.

Занимаясь проблемой воспитания ответственного отношения к здоровью, мы также пришли к выводу, что наиболее благоприятные условия для такого развития создаются в коллективной деятельности детей. Такая деятельность стимулирует у младших школьников интерес, способствует развитию физических качеств, создает благоприятный эмоциональный фон, формирует отношение к здоровью как ценности [9].

Таким образом, проанализировав проделанную экспериментальную работу по воспитанию ответственного отношения к здоровью, мы можем утверждать, что работа педагога по данной проблеме в рамках внеучебной деятельности должна носить системный характер, опираясь на организацию внеклассных мероприятий оздоровительной направленности. Кроме того необходимы разнообразные формы такой работы. Систематическая работа позволяют привить умения и навыки здорового образа жизни, событийные же мероприятия (праздники, соревнования, игровые программы) создают ситуации успеха для обучающихся, что становится средством формирования мотивации и желания продолжать работу в данном направлении. Важным условием организации работы по воспитанию ответственного отношения к здоровью является создания положительного эмоционального настроя.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения: 23.09.2016).

2. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://advocatshmelev.narod.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (дата обращения: 23.09.2016).

3. Ожогова, Е.Г. Успешность профессионального педагогического общения с родителями (семинар-тренинг) / Е.Г. Ожогова, Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. -2012. - № 11. - С. 81-87.

4. Чердынцева, Е.В. Особенности формирования внутренней позиции школьника у первоклассников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева// Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 103-105.

5. Чердынцева, Е.В. Технология организации внеурочной деятельности в начальной школе / Е.В. Чердынцева // Научный потенциал. - 2014. - № 1 (14). - С. 88-91.

6. Чердынцева, Е.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к реализации профессионального стандарта педагога / Е.В. Чердынцева //Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Н. Новгород, Изд-во Мининского университета, 2016. - С. 209-214.

7. Четверикова, Т.Ю. Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья как ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования / Т.Ю. Четверикова // Детство, открытое миру Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, изд-во Омского государственного педагогического университета, 2016. - С. 221-225.

8. Фролова, П.И. Адаптация людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности посредством тьюторской деятельности / П.И. Фролова // Социальное образование в России: история, проблемы, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета социальной работы КГМУ. - Курск: КГМУ, 2016. - С. 85-89.

9. Шеерман, А.В. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни студентов / А.В. Шеерман // Студент: наука, профессия, жизнь: Материалы III всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. - Омск: ОмГУПС, 2016. - С. 42-46.

Оxana Jakubenko

Candidate of medical sciences, Associate Professor Omsk state pedagogical university, Omsk

A Responsible Attitude towards Health Education of Students

Abstract. In the context of the introduction of federal State educational standards and the professional standards of teachers are facing new requirements to the responsible attitude towards health education of students as informed implementation of the rules of healthy and environmentally appropriate lifestyles, safe for humans.

Keywords: Federal State educational standard, the professional standard of teachers, ecology-oriented education and training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.