Научная статья на тему 'К проблеме определения целей и сущности гражданского воспитания в современной школе: методологические подходы'

К проблеме определения целей и сущности гражданского воспитания в современной школе: методологические подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чулкова Римма Григорьевна

В статье поднимаются проблемы определения целей и сущности гражданского воспитания в современной школе, выявляются методологические подходы к определению целей и сущности гражданского воспитания школьников в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения целей и сущности гражданского воспитания в современной школе: методологические подходы»

Государственное и муниципальное управление

УДК 37.0

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Чулкова Римма Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

В статье поднимаются проблемы определения целей и сущности гражданского воспитания в современной школе, выявляются методологические подходы к определению целей и сущности гражданского воспитания школьников в современной школе.

Ключевые слова: школьники, методологические подходы, современная школа, гражданское воспитание.

В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания.

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что «обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни» [1].

В связи с этим особую актуальность приобретают исследования в области истории, теории и практики гражданского воспитания, которые бы позволили не только критически переосмыслить опыт гражданского воспитания, но и, теоретически осмыслив его, выделив основные методологические подходы, закономерности и принципы его реализации, определить перспективы развития системы гражданского воспитания на современном этапе.

Цель данной работы - выявление методологических подходов к определению целей и сущности гражданского воспитания школьников в современной школе. Основными методами работы являются сравнительно-исторический анализ научно-педагогической литературы по проблемам гражданского воспитания, обобщение и систематизация теоретического материала.

Раскрытие сущности процесса гражданского воспитания в большинстве современных исследований происходит через определение его как формирование гражданственности - интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Сравнительно-исторический анализ научно-

педагогической литературы по проблемам гражданского воспитания позволяет утверждать, что цели, содержание и методы гражданского воспитания обуславливаются политическими, социальными и экономическими условиями жизни общества и зависят от господствующей в нем идеологии. В современных исследованиях, посвященных истории гражданского воспитания (С. И. Зеленцова, И. В. Суколенов), в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии» [4], выделены два основных подхода к проблеме взаимодействия государства с личностью гражданина: подчинение личности государству (античность, средние века, тоталитарные режимы ХХ века) и признание личности в ее равном отношении к государству (эпоха Возрождения, французское Просвещение, общественнопатриотическое движение Х1Х века, приоритет личностного подхода к воспитанию гражданина в 90-е годы ХХ века).

На современном этапе гражданское воспитание отнесено к числу стратегических направлений развития образовательных систем.

В соответствии с действующими документами целями гражданского образования и воспитания являются:

84

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Чулкова Р. Г.

- создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;

- развитие у учащейся молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовнонравственных и социальных ценностей;

- формирование законопослушного и критического правосознания, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в качестве избирателя, налогоплательщика и защитника Отечества;

- подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе, правовая социализация личности.

Для достижения этих целей требуется выполнение следующих основных задач: проведение научно обоснованной управленческой, организаторской, образовательной и воспитательной деятельности для эффективного гражданского образования учащихся; утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России; создание эффективной системы гражданского образования, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащейся молодежи верности Родине, готовности к достойному служению обществу, честному выполнению своих конституционных обязанностей; создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданского образования молодежи, а также условий, в которых возможно проявление гражданской активности.

Все сказанное определило тот факт, что проблемы гражданского воспитания молодого поколения стали занимать приоритетное место в исследованиях отечественных педагогов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Появились работы не только с научно-теоретическим содержанием (А. В. Беляев, Т. В. Болотина, А. С. Гаязов, Р. Д. Гера, Н. А. Жильцов, Е. В. Ростовцева, И. В. Су-коленов, Ю. А. Танюхин, И. Д. Фрумин), но и связанные с практическим внедрением идей гражданского воспитания (В. О. Антонов, А. М. Бабаев, А. Р. Балаганов, Л. Н. Банникова, М. В. Богомаз, Г. И. Васильев, Н. А. Вахрушева, В. Н. Власова, Н. М. Воскресенская, Д. В. Лышников, Т. В. Русина, Н. А. Савотина, А. В. Усова).

Благодаря перечисленным исследованиям, сложился категориальный аппарат теории гражданского воспитания, были сформулированы ее основные методологические положения, закономерности и принципы. Все они базируются на основных идеях современной гуманистической парадигмы российского образования.

К числу ведущих методологических подходов определяющих закономерности и принципы конструи-

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

рования системы гражданского воспитания можно отнести аксиологический, антропологический, культурологический, деятельностный, компетентностный.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Аксиологический подход в гражданском воспитании был обоснован в работах Т. К. Ахаян, З. И. Васильевой, А. В. Зоси-мовского, В. А. Кирьяковой, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинского, Г. Н. Филонова, В. Франкла, В. А. Ядова и др. По определению Г. Н. Филонова, гражданские ценности «составляет весь фиксированный в культуре опыт предшествующих поколений народа в области государственного строительства, сохранения и укрепления своего государства как важнейшей функциональной структуры общества» [5]. При этом исследователь отмечает, что эти ценности «покрывают весь опыт человеческой личности во всех аспектах ее жизнедеятельности».

Ценностные ориентации в гражданском воспитании обусловлены системой общественных отношений, содержанием образования и воспитания, условиями развития, особенностями жизненного опыта и характера личности.

Антропологический подход предполагает учет достижений всех наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о его развитии и саморазвитии как члена социума. По определению современных исследователей, в настоящее время реализация антропологического подхода рассматривается, прежде всего, как преломление в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии. С позиции этого подхода человек определятся как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социальноэкономической и духовной сфере жизни, наивысшего развития конкретной человеческой личности.

Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель гражданского образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании - это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.

Культурологический подход в организации гражданского воспитания позволяет рассматривать его как целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них культуры гражданственности

85

Государственное и муниципальное управление

(гражданской культуры). Идеи о необходимости воспитания гражданина России с учетом национальных и культурно-исторических традиций сформулированы в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева,

В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В современных исследованиях (А. М. Бабаев, А. В. Беляев, К. Н. Волков, Б. С. Гершунский, Б. Ф. Павлов, Т. Н. Петрова, И. А. Чуриков и др.) указывается на важность оптимального сочетания общечеловеческих и национальных ценностей в системе гражданского воспитания, признается необходимость учета этнокультурных и социально-экономических особенностей региона при выстраивании системы гражданского воспитания.

Содержание культуры (ценности, социальные программы, способы деятельности и общения, символический язык и другие) развивалось исторически, по мере того, как возникали новые потребности и формы бытия людей, их отношение друг к другу, обществу, природе, новые способы преобразовательной деятельности, социального опыта.

Культуросообразность гражданского образования взаимосвязана с национальными традициями развития общественного сознания. Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопе-дагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Поликультурные особенности Республики Марий Эл позволяют использовать в гражданском воспитании опыт не только русского и марийского народов, но и татар, чувашей и других национальностей, проживающих на территории региона. Этнопедагогизация системы школьного воспитания рассматривается как важнейшее условие обеспечения гражданского воспитания школьников как представителей конкретного этноса, наполняет социальную, культурно-просветительную, воспитательную и психологическую функцию гражданского образования новым звучанием [7, с. 14].

Деятельностный подход в реализации целей гражданского воспитания - основа, средство и решающее условие формирования гражданственности личности. Чтобы сформировать у учащихся гражданское самосознание, подготовить их к самостоятельной жизни и гражданскому самоопределению, к активному включению в общественную жизнь и деятельность на пользу общества, необходимо организовать в образовательном пространстве школы полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. Общепризнанно, что «активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социальноэкономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения» [3, с. 47].

86

Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т. п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению детей от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Опыт показывает, что нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы.

И. Фрумин считает, что в России исторически сложились две концепции гражданского воспитания: дисциплинарная и деятельностная [6]. При этом под дисциплинарным подходом к структурированию системы гражданского воспитания понимается акцент на знаниях, деятельностный же подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность (прежде всего путем школьного самоуправления и взаимодействия со средой).

На наш взгляд, деятельностному направлению в гражданском воспитании созвучен компетентностный подход, который является инновационным для педагогической методологии в области гражданского воспитания и только начинает внедряться в школьную практику. Данный подход имеет множество плюсов: переход от передачи знаний к их освоению, высокая мотивация деятельности по реализации этих знаний на практике, личностно-ориентированный характер гражданского воспитания. Компетентностный подход, не отрицая знаниевой составляющей гражданского воспитания, стремится представить знания в такой форме, которая приведет к их личностной самоактуализации и реализации их в опыте гражданского поведения. Однако реализация этого подхода сопряжена с определенными сложностями, т. к. он предполагает осуществление процесса гражданского воспитания через введение учебных задач - ситуаций, активное использование проблемного обучения и социального проектирования без ущерба знаниевой составляющей.

В связи с этим многие исследователи (В. А. Болотов, Г. Я. Гревцева, В. В. Сериков) предлагают в системе гражданского воспитания не замену дисциплинарной модели гражданского образования на деятельностную, но их сосуществование. Так, в исследовании Г. Я. Гревцевой основным средством процесса воспитания гражданственности старшеклассников являются общественные дисциплины, а комплекс педагогических условий объединяет использование форм и методов интегрированного, личностно-ориентированного и модульного обучения [2].

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Чулкова Р. Г.

На наш взгляд, предметный (или дисциплинарный) подход вполне совместим с деятельностным. Если в рамках учебного предмета будет уделяться внимание активным методам обучения, мотивации, интеллектуальным умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, будет достигнут необходимый баланс в развитии гражданских компетентностей. Использование активных и интерактивных методов обучения ради них самих (как это иногда происходит) не приведет к полноценному результату. Лишь основываясь при дискуссии, ролевой игре и других активных формах деятельности на изучении основных понятий и принципов демократии, можно воспитать информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина. Таким образом, деятельностное направление в гражданском воспитании направлено на развитие гражданской компетентности личности как совокупности готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. Соответственно, в рамках демократических теорий целесообразно говорить не о формировании каких-либо заданных качеств личности, а о создании условий для становления каких-либо компетенций.

Поскольку современная школа не является единственным фактором гражданского образования и воспитания, то особое значение при реализации гражданского воспитания приобретает средовой подход, который включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, микросоциумом, внеучебными объединениями, в которые включен учащийся), которая весьма противоречива. Учебное заведение не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего ок-

ружения, превращая школу в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме.

Таким образом, современная система гражданского воспитания должна строиться с учетом диалектики гуманизации целостного педагогического процесса и основываться на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов гражданского воспитания к личности учащегося при сочетании с их ориентацией на определенные императивы; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения по отношению к своим гражданским правам и обязанностям.

Литература

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 23 с.

2. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание учащихся: учеб.-метод. пособие. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2003. 115 с.

3. Павлов Б. Ф. Воспитание патриота: учеб. пособие для высш. и ср. учеб. заведений. Казань: ТаРИХ, 2004. 319 с.

4. Суколенов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждения России (историкопедагогические аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 22 с.

5. Филонов Г. Н. Гражданственность в структуре самосознания личности // Воспитание школьников. 2004. № 6. С. 2-5.

6. Фрумин И. Д. Гражданское образование: спорные моменты и возможные тенденции // Директор школы. 1997. № 5. С. 57-58.

7. Чуриков И. А. Этнопедагогика народа мари. М.: Академический проект, 2005. 304 с.

R. G. Chulkova

TO THE PROBLEM OF DEFINITION OF OBJECTIVES AND SCOPE OF CITIZENSHIP'S EDUCATION AT MODERN SCHOOL: METHODOLOGICAL APPROACHES

In the article the problem of determining the purposes and scope of citizenship's education at modern school are raised, methodological approaches to defining the objectives and scope of citizenship's education of pupils are identified at modern school.

Key words: pupils, methodological approaches, modern school, citizenship's education.

CHULKOVA Rimma Grigorievna - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of the Legal Support of Public and Municipal Administration, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

87

Государственное и муниципальное управление

УДК 338.31

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Швецова Наталья Кимовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

В свете развивающихся событий, связанных с введением санкций в отношении ряда секторов российской экономики, появляется необходимость новой индустриализации России, развитие как собственного производства, так и собственного рынка сбыта. В связи с этим возникают вопросы осуществления новой экономической политики и перспективы реиндустриализации, каким образом можно стимулировать российскую экономику, как преодолеть кризис в социальной сфере и возродить отечественную промышленность.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, глобализация экономики, управление бизнесом, финансовые риски, финансовое состояние предприятия, финансы, экономические циклы, государственное воздействие на экономику.

Одной из самых важных задач, стоящих перед российскими предприятиями в современных условиях, является повышение их финансовой устойчивости. К ее решению активно подключились органы государственной власти.

Однако, несмотря на свою практическую значимость, проблема управления финансовой устойчивостью предприятия с целью снижения рисков его деятельности еще не решена даже в теоретическом плане. Ее исследованию посвящены работы многих зарубежных и отечественных авторов. Применительно к особенностям мирового экономического кризиса в условиях транснационализации и глобализации экономики проблема оценки и управления финансовой устойчивостью предприятия разработана не полностью и, как правило, без увязки со стратегией его посткризисного развития. Кроме того, существуют большие различия в концептуальных и методологических подходах к ее исследованию. Это предопределяет значительные расхождения в выводах и методических рекомендациях относительно методов оценки и управления финансовой устойчивостью предприятия, классификации факторов, влияющих на нее, способов снижения финансовых рисков, нормативной базы регулирования финансовой деятельности и т. д.

Управление финансовой устойчивостью предприятия должно рассматриваться как целенаправленное воздействие на финансовое положение предприятия в определенном направлении для достижения его целей при наименьших затратах. Оно значительно снижает риски деятельности предприятия, т. к. финансовую устойчивость можно рассматривать как допустимый интервал колебаний показателей, оценивающих его финансовое состояние в условиях изменчивости внешней среды. При таком подходе финансовая устойчивость предприятия позволяет оценить вероятность нарушения обязательств по расчетам и отражает уровень риска его деятельности в зависимости от величины заемного капитала. Чаще всего данная характеристика финансовой устойчивости применяется

для тех хозяйствующих субъектов, для которых рисковая среда и есть предметная область деятельности (страховые компании и предприятия реального сектора экономики), а также в кризисных условиях развития экономики, например, в настоящее время.

При управлении финансовой устойчивостью исходным звеном принятия обоснованных управленческих решений является ее анализ. По нашему мнению, совершенствование анализа финансовой устойчивости предприятия должно заключаться в том, что его необходимо превратить из средства последовательного описания (фиксации) финансовой устойчивости в активный инструмент регулирования финансовых процессов и обоснования стратегии развития предприятия.

Развитие аналитической работы в области финансовой устойчивости предприятия должно выражаться в придании ей более четкой управленческой направленности, т. е. уточнении сложившихся методик анализа с целью более тесной увязки стратегического и тактического аспектов анализа. Это обеспечит не только объективную оценку финансового состояния предприятия, но и позволит использовать его как эффективный инструментарий оценки возможностей и риска развития каждого предприятия. Изменение направленности оценки финансовой устойчивости предприятия (от последующего к перспективному анализу) предполагает ускоренное развитие таких его методов, как стратегический, функционально-

стоимостной и др., а также изменение объектов анализа, эталонов сравнения и оценки полученных результатов. При проведении перспективного анализа финансовой устойчивости предприятия необходимо, по нашему мнению, использовать методы стратегического анализа и оценки влияния внешней среды для решения стоящих перед ними задач и выбора наиболее экономичных методов достижения целей при ограниченных финансовых ресурсах. Направленность финансовой устойчивости на конечные результаты требует увязки показателей ее оценки с возможностя-

88

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.