Научная статья на тему 'Подготовка студентов к осуществлению гражданского воспитания школьников'

Подготовка студентов к осуществлению гражданского воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Ольга Викторовна

В статье анализируются научные подходы к теории и практике гражданского воспитания. Автор выделяет необходимые условия, определяет базовые умения и навы-ки педагога-организатора гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к осуществлению гражданского воспитания школьников»

УДК 378

О.В. Поздеева*

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье анализируются научные подходы к теории и практике гражданского воспитания. Автор выделяет необходимые условия, определяет базовые умения и навыки педагога-организатора гражданского воспитания.

Ключевые слова: педагогика, гражданское воспитание, педагог, подготовка учителей, средняя школа.

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов российского общества проблема гражданского воспитания является одной из приоритетных. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания. Среди них особая роль принадлежит Национальной доктрине образования Российской Федерации, устанавливающей приоритет образования в государственной политике.

В 2001 году Правительством РФ утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой сформулированы основные задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [1]. Особое значение имеет письмо Министерства образования России от 15.01.03. «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» [2]. В этом документе главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе; обозначаются три ступени гражданского образования в школе, а также содержание гражданского воспитания школьников.

Таким образом, анализ содержания государственных документов подтверждает, что гражданское воспитание способствует созданию социальной стабильности, экономического благосостояния страны, ее конкурентоспособности и национальной безопасности.

В последнее десятилетие в педагогике и психологии появляются новые работы, которые направлены на исследование сущности гражданского воспитания, особенностей формирования гражданской позиции студентов на военных кафедрах (А.Ф. Шалич, С.В. Анохин); гражданственности как компонента «Я — концепции» государственного служа-

* © Поздеева О.В., 2008

Поздеева Ольга Викторовна — кафедра педагогики Самарского государственного университета

щего (О.Д. Халгагарова); новых форм подготовки будущего учителя к деятельности по гражданскому воспитанию (Л.В. Лазарева); воспитание патриотизма и гражданственности у будущих учителей (Д.Ю. Мордвин-цев); теоретических основ, ориентиров и идеальных путей гражданского воспитания (И.Ю Синельников); содержания гражданского образования школьников в общеобразовательных учреждениях с полиэтническим составом обучающихся (Т.Ю. Сайпулаева). Таким образом, в педагогической литературе появился ряд исследований, затрагивающих отдельные аспекты гражданского воспитания школьников и намечающих пути анализа его результатов. Отдавая должное проведенным исследованиям, нельзя не признать, что педагогической наукой проанализированы данные, раскрывающие роль и значение гражданского воспитания как фактора социализации. Однако проблема гражданского воспитания по-прежнему в достаточной степени не решена. Основными причинами этого являются:

- отсутствие единой трактовки понятия «гражданское воспитание»;

- недостаточное изучение феномена «гражданская культура»;

- недостаточно полное исследование возможностей теоретико-методологических подходов к гражданскому воспитанию школьников;

- недостаточная разработанность путей и средств интеграции педагогической среды;

- отсутствие стандартов гражданского воспитания школьников;

- недостаточное внимание к поиску новых возможностей для использования отечественного и зарубежного опыта;

- неразработанность проектирования гражданской позиции педагога;

- недостаточное внимание к проблеме управления процессом гражданского воспитания школьников.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку его содержания, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ [3].

Гражданское образование и воспитание направлены на формирование гражданских компетенций личности. Гражданская компетентность личности — совокупность готовности и способностей, позволяющей ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике [3].

Гражданское образование и воспитание представляют собой единый комплекс, стрежнем которого является политическое, правовое, нравственное воспитание, реализуемое посредством учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократи-

ческого уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин и социальной практики [4].

В связи с этим меняется роль педагога, способного решать задачи гражданского воспитания в образовательном учреждении.

Исходя из понимания сущности и приоритетов образования, необходимо определить базовые умения и навыки педагога-организатора гражданского образования.

Учитель должен выступать не в роли инструктора и наставника, его задача — стать организатором образовательной деятельности учащихся. Педагогу должны быть присущи демократический стиль работы и поведения. Ему необходимо знать и понимать сущность, назначение, основные направления гражданского образования, обладать такими качествами, как коммуникативность, искусство педагогической поддержки, владеть основами ораторского искусства. Необходимыми также являются:

- умение осуществлять межпредметный подход в гражданском образовании;

- владение методикой использования активных и интерактивных методов обучения;

- умение предупреждать и разрешать конфликты в области социальной психологии;

- способность к самообучению, умение осуществлять выбор учебных программ, учебников, методического обеспечения учебного процесса;

- владение культурой толерантного поведения, лидерскими умениями, в частности, умением создавать команду, вести дискуссию;

- обладание культурой проектной деятельности, осуществление обучения, ориентированного на личность;

- умение реализовывать возрастной подход в образовании.

В процессе подготовки педагогических кадров для эффективной реализации гражданского образования и воспитания помимо необходимой каждому педагогу специальной, общекультурной и общеценностной суммы знаний принципиальное значение приобретают знания в следующих областях:

- основы теории социализации через гражданское образование;

- основные формы современной организации учебной деятельности учащихся (тренинги, активные и интерактивные методики, проектная деятельность и т.д.);

- основы демократии и прав человека, теории гражданского общества и правового государства;

- современные теории демократизации школы, процесса обучения и управления школой;

- возрастной психологии, особенностей этапов становления личности;

- учебное сотрудничество, основы конструктивных коммуникаций;

- основы конфликтологии (предотвращение, разрешение конфликтов, ведение переговоров);

- основы методики формирования критического мышления и другие.

Обновление образования выдвигает новые требования к развитию личностных качеств самого педагога, ценностных ориентаций его личности, в связи с чем подготовка педагогов должна предусматривать:

- формирование активной позиции педагога;

- ценностное самоопределение личности учителя, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности;

- формирование демократического стиля педагогической деятельности, включающей позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, вовлечение учащихся в планирование и регулирование образовательного процесса;

- развитие коммуникативной культуры педагогов.

В процессе подготовки педагогов принципиальное значение имеет выбор методов обучения. Они должны носить обучающий, интерактивный характер, вовлекать в процесс учебной деятельности.

Также при подготовке студентов к осуществлению гражданского воспитания в школе необходимо поощрять их интерес к знакомству:

- с опытом работы российских педагогов, который представляют региональные и федеральный центры гражданского образования;

- с опытом реализации программ гражданского образования и воспитания в зарубежных странах;

- с основными нормативными документами РФ, международными декларациями и конвенциями в области прав человека, деятельностью и достижениями региональных, общероссийских и международных организаций, занимающихся защитой и поддержкой прав человека, например, путем посещений и ознакомительных поездок;

- с деятельностью детских и молодежных общественных организаций, осуществляющих социальные программы.

Важным фактором успешной реализации задач гражданского воспитания будущим педагогом становится развитие его активной гражданской позиции в период обучения в университете на основе новых методов динамичного обучения при непосредственном участии каждого в этом процессе; изучение принципов и механизмов демократии, включая его участие в процессе принятия решений и деятельности в ассоциациях, общественных организациях студентов и других некоммерческих организациях; участие в разработке и реализации социальных проектов, добровольческих акциях и др.

Гражданское воспитание — вид воспитательной деятельности, направленный на формирование личности, способной реализовывать интересы общества, государства и свои собственные, проявляющиеся в отношении к общественным структурам, государственной власти, общественным ценностям и интересам, к своему положению и роли в обществе [5].

Анализ исторической, философской и психолого-педагогической литературы показал, что гражданское воспитание имеет давние корни, и содержание процесса воспитания менялось в соответствии с изменениями в социальной структуре общества. В соответствии с социальным заказом общества изменялась и подготовка будущих учителей к граж-

данскому воспитанию подрастающего поколения. Подготовка будущих учителей к воспитанию гражданина на современном этапе не должна игнорировать достигнутого, поэтому необходимо анализировать и развивать прогрессивное в теории и практике гражданского воспитания.

В настоящее время происходит дальнейшее углубление и расширение теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной подготовки будущих учителей и формирования их готовности к различным видам деятельности. Использование результатов данных исследований является условием при построении модели профессиональной подготовки будущих учителей к осуществлению гражданского воспитания школьников.

Подготовка будущих учителей к осуществлению гражданского воспитания школьников означает мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, определенных способов и приемов обучения воспитания, необходимых для достижения социально значимых целей, результатов, которые позволяют субъекту педагогической деятельности формировать гражданские качества личности учащихся через развитие их мотивационной сферы, вооружение их теоретическими знаниями, включение школьников в социально значимую деятельность [6].

Воспитание гражданина демократического правового государства общество во многом связывает с личностью учителя, его общей культурой, гражданской воспитанностью, профессионализмом.

Логика нашего исследования потребовала четкого выяснения, что следует понимать под профессиональной готовностью.

В последнее десятилетие появилось немало педагогических исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки и, прежде всего, готовности студентов — будущих учителей к различным видам деятельности.

Понятие «готовность» в справочной литературе определяется как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-то».

Анализ научной литературы и исследований последних лет свидетельствует об отсутствии единой точки зрения ученых относительно сути понятия «готовность». Вместе с тем все многообразие определений можно выделить в два основных подхода к данной проблеме.

Первый подход предполагает оценку состояния готовности как определенного функционального состояния (близко к понятию «оперативного покоя» по А.А. Ухтомскому); «психологическую установку» (Д.Н. Узнадзе, Ф.С. Басслен и др.); «предстартовое состояние» (А.И. Пуни, Н.Д. Левитов и др.); «мобилизационную готовность» (Ф. Генов и др.).

Другой теоретический подход интерпретирует психологическую готовность как подготовленность (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Кру-тецкий, И.С. Марьенко, В.И. Соколов и др.). При этом психологическая подготовленность рассматривается как устойчивая характеристика личности к деятельности, как целостный комплекс, включающий в себя мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и другие переменные, адекватные требованиям содержания и условиям деятельности.

В педагогической и психологической литературе по проблеме формирования готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «готовность», о механизмах формирования и развития готовности будущего учителя к воспитанию и обучению учащихся.

Считаем необходимым обратиться к проблеме готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности, поскольку вопросы, связанные с формированием готовности специального вида, не были предметом специального исследования. Можно говорить о том, что ученые не в полной мере используют междисциплинарный подход к решению данной проблемы, в структуре которого особое значение принадлежит этико-педагогическому аспекту, на который в недостаточной мере обращается внимание в педагогических исследованиях при обосновании практико-ориентированных концепций формирования специальной готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности, что предполагает, во-первых, раскрытие содержания понятия «готовность»; во-вторых, создание модели и определение подходов к ее реализации в целостном педагогическом процессе [7].

Гражданское образование и воспитание становится одним из основных направлений гуманитарного образования Российской Федерации, приобретая черты открытой развивающейся сферы. Формой школьного гражданского образования должны стать образовательные и учебно-воспитательные программы, включающие преподавание специального курса или отдельных тем в рамках гуманитарных предметов: передачу базовых сведений и формирование умений, необходимых гражданину, при обучении негуманитарным предметам; организацию внеучебной деятельности школьников, которая развивает гражданские качества и умения; организацию школьной жизни, где эти качества и умения можно было закрепить на практике в различных ситуациях гражданской активности школьников; т.е. нужно одновременно развивать все четыре формы гражданского образования, уже существующие в России: предметную, межпредметную, воспитательную и институциональную.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 — р.

2. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской федерации. Письмо Министерства образования России от 15января 2003 г. № 13-51-08/13.

3. Гражданское образование в российской школе/ сост. Т.И. Тюляева. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации: монография / Г.Я. Гревцева. — СПб: СМИО-Пресс, Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. университета, 2005.

6. Тулькибаева, Н.Н. Гражданское воспитание учащихся / Н.Н. Тулькибаева, Г.Я. Гревцева // Вестник ЧГПУ. — 2001. — № 5.

7. Амабаева, Л.И. Гражданское воспитание в новых социальных условиях: дис. ...канд. пед. наук / Л.И. Амабаева. — Челябинск, 2002.

8. Мазыр, З.С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе: дис. ... канд. пед. наук / З.С. Мазыр. — Самара, 2005.

O.V. Pozdeeva STUDENTS TRAINING IN CIVIL EDUCATION

The paper is devoted to analysis of approaches to theory and practice of training the students in civil education. Necessary conditions are emphasized, abilities and attainments of civil education pedagogue-organizer are determined.

Key words and phrases: pedagogics, civil education, pedagogue, instructor training, secondary school.

Статья принята в окончательном варианте 27.08.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.