Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОБЕЗЛИЧЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

К ПРОБЛЕМЕ ОБЕЗЛИЧЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЕЗЛИЧЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / МОТИВАЦИЯ / ЧУВСТВО ИЗОЛЯЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Марина Владимировна, Течиева Виктория Заурбековна

В статье обозначено, что дистанционное обучение, внедряемое в практику российского образования и реализуемое в основном за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, представляет собой косвенное и не полностью опосредованное взаимодействие между преподавателями и обучающимися. В работе представлен анализ достоинств и недостатков дистанционного обучения в высшей школе, а также особенности его организации, приведены информационные и телекоммуникационные ресурсы, которые можно эффективно использовать в дистанционном обучении студентов. Представлен анализ обезличенного информационными технологиями общения преподавателя со студентами, трудностей, возникающих у обучающихся дистанционно, отсутствия обратной связи и его последствий в образовательном процессе. Особое внимание в статье уделено рассмотрению приемов, усиливающих обратную связь в образовательном процессе в режиме онлайн, уменьшению чувства изоляции у студентов и повышению мотивации учения посредством организации ситуаций взаимодействия и сотрудничества в режиме онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верещагина Марина Владимировна, Течиева Виктория Заурбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF IMPERSONAL COMMUNICATION IN A DISTANCE LEARNING FORMAT FOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

The paper indicates that distance learning, introduced into the practice of Russian educational system and implemented mainly through the use of information and telecommunications technologies, is an indirect and not completely mediated interaction between teachers and students. The paper presents the analysis of the advantages and disadvantages of distance learning in higher education, as well as the features of its organization, provides information and telecommunications resources that can be effectively used in distance learning for students. The work presents the analysis of the teacher's communication with students depersonalized by information technologies, the difficulties encountered by students remotely, the lack of feedback and its consequences in the educational process. Special attention is paid to the methods that enhance feedback in the online educational process, reduce the feeling of isolation among students, and increase the motivation of learning by organizing situations of interaction and cooperation online.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОБЕЗЛИЧЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 316.772.2-057.875

Верещагина Марина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного педагогического института

Течиева Виктория Заурбековна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного педагогического института

К ПРОБЛЕМЕ ОБЕЗЛИЧЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Vereshchagina Marina Vladimirovna

PhD in Psychology, Associate Professor, Pedagogy and Psychology Department, North Ossetian State Pedagogical Institute

Techiyeva Victoria Zaurbekovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Pedagogy and Psychology Department, North Ossetian State Pedagogical Institute

ON THE PROBLEM OF IMPERSONAL COMMUNICATION IN A DISTANCE LEARNING FORMAT FOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация:

В статье обозначено, что дистанционное обучение, внедряемое в практику российского образования и реализуемое в основном за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, представляет собой косвенное и не полностью опосредованное взаимодействие между преподавателями и обучающимися. В работе представлен анализ достоинств и недостатков дистанционного обучения в высшей школе, а также особенности его организации, приведены информационные и телекоммуникационные ресурсы, которые можно эффективно использовать в дистанционном обучении студентов. Представлен анализ обезличенного информационными технологиями общения преподавателя со студентами, трудностей, возникающих у обучающихся дистанционно, отсутствия обратной связи и его последствий в образовательном процессе. Особое внимание в ста-тье уделено рассмотрению приемов, усиливающих обратную связь в образовательном процессе в режиме онлайн, уменьшению чувства изоляции у студентов и повышению мотивации учения посредством организации ситуаций взаимодействия и со-трудничества в режиме онлайн.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, обезличенное общение, онлайн-обучение, обучение в дистанционном режиме, обратная связь, мотивация, чувство изоляции, информационные и телекоммуникационные ресурсы

Summary:

The paper indicates that distance learning, introduced into the practice of Russian educational system and implemented mainly through the use of information and telecommunications technologies, is an indirect and not completely mediated interaction between teachers and students. The paper presents the analysis of the advantages and disadvantages of distance learning in higher education, as well as the features of its organization, provides information and telecommunications resources that can be effectively used in distance learning for students. The work presents the analysis of the teacher's communication with students depersonalized by information technologies, the difficulties encountered by students remotely, the lack of feedback and its consequences in the educational process. Special attention is paid to the methods that enhance feedback in the online educational process, reduce the feeling of isolation among students, and increase the motivation of learning by organizing situations of interaction and cooperation online.

Keywords:

distance learning, depersonalized communication, online learning, remote learning, feedback, motivation, sense of isolation, information and telecommunications resources

Современная ситуация российского образования характеризуется внедрением программ обучения и образовательных технологий, реализуемых в дистанционном формате с помощью информационно-телекоммуникативных систем [1].

Как отмечают Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова, в условиях высшего образования «фундаментом образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая, усиленная самостоятельная работа студентов. Они могут учиться в удобном для них месте по своему личному расписанию, иметь набор специальных учебных пособий и иметь возможность пользоваться телефоном, электронной почтой и связаться с учителем по обычной почте» [2, с.87]. С помощью различных информационных и телекоммуникационных ресурсов, таких как электронная почта, электронные журналы, веб-конференции [3], специальные программы, сервисы для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и др. можно решать организационные и образовательные задачи дистанционного обучения.

Безусловно, обучение в дистанционном формате с использованием электронных, информационно-коммуникативных технологий может способствовать повышению профессионального уровня студентов, качественному улучшению перспектив их последующего трудоустройства и реализации имеющегося потенциала. Во-первых, дистанционный формат обучения позволяет увеличивать количество студентов без необходимости их размещения в стенах вуза. Во-вторых, делает доступным получение высшего образования для студентов, находящихся в неблагоприятных географических и социальных условиях жизнедеятельности. Другими словами, дистанционное обучение позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех и образование на протяжении всей жизни [4, с. 14].

Проблема организации дистанционного обучения рассматривалась Н. Крофт, Дж. Уолл, К. Парк, Е.В. Власовой, И.В. Тихомировой, А.В. Хуторским и другими исследователями [5, с. 232]. Особое внимание учеными уделяется вопросам, связанным с затруднениями обучающихся дистанционно.

П.М. Зекиева, В.А. Керимов, И.Ю. Елькина, З.П. Оказова [6] и др. в своих работах приводят преимущества дистанционного обучения, среди которых отметим:

- гибкость в получении учебного материала,

- модульность программы дистанционного обучения,

- возможность совмещения основной профессиональной деятельности с обучением,

- возможность удаленного обучения,

- асинхронность, позволяющая внедрять дистанционные технологии вне зависимости от времени,

- масштабность, рентабельность,

- возможность использования новых информационных технологий,

- освоение новых ролей преподавателем (наставник, организатор, тьютор и пр.).

Но, несмотря на видимые преимущества дистанционного обучения, организация образования в данном формате характеризуется и рядом существенных недостатков [7]. Так, в условиях временных и пространственных ограничений дистанционного обучения возрастают требования к студентам в самостоятельном освоении учебного материала: «Коммуникация педагога и студентов осуществляется с помощью информационных технологий, студенты самостоятельно определяют порядок изучения материала, выбирают методы осмысления и усвоения учебной информации, регулируют скорость и уровень сложности выполняемых заданий» [8]. При этом подчеркнем, что для эффективной реализации дистанционного обучения студенты должны обладать навыками самоорганизации, трудолюбием и, конечно, определенным уровнем вводного образования, т. е. должны уметь самостоятельно обретать и усваивать учебный материал, а также характеризоваться сформированной внутренней мотивацией учебной деятельности.

В педагогической практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда из-за отсутствия опыта использования системы дистанционного обучения и сложностей, касающихся мотивации учения студентов, некоторые из них «выпадают» из образовательного процесса.

Как показывает теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогическая практика, наиболее распространенными трудностями являются те, что связаны с обменом информацией между преподавателями и студентами в условиях реализации дистанционных образовательных технологий:

- отсутствие своевременного доступа к преподавателю со стороны студентов и наоборот;

- отсутствие соответствующей техники или ресурсов у субъектов образовательного процесса, а также нестабильность интернет-соединений;

- консерватизм педагогических работников и их противодействие инновациям;

- сложности с пониманием пользовательского интерфейса дистанционных технологий;

- неравномерное распределение учебной нагрузки, возникающее при несформированно-сти навыков самостоятельной работы, самоорганизации и самодисциплины студентов и пр.

Помимо вышеуказанных обстоятельств, на наш взгляд, препятствием эффективности образовательного процесса в дистанционном формате выступает и отсутствие взаимодействия, позволяющего обсуждать учебный материал и сам образовательный процесс со студентами.

Отметим, что внедрение дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия преподавателя и студента. В отличие от традиционной системы обучения, где непосредственное общение между преподавателями и студентами выступает главным элементом образовательного процесса, данный формат взаимодействия и общения носит опосредованный характер и не предусматривает личный контакт субъектов образовательного процесса.

При этом общение между преподавателем и студентами представляется, с одной стороны, профессиональной потребностью, а с другой, учебной деятельностью, осуществление которой

невозможно без взаимодействия. Общение выступает основой обучения и воспитания, регулируя поведение и действия субъектов образовательного процесса, позволяя оценивать и рефлексировать совместную учебно-воспитательную деятельность, способствует преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения.

По мнению И.Ю. Елькиной, отсутствие устойчивой мотивации учебной деятельности студентов не только препятствует успешному достижению учебных целей, но и снижает интенсивность и регулярность образовательной деятельности [9].

Обезличенное информационными технологиями общение между преподавателями и студентами снижает и возможности «совместного добывания знаний», сотворчества и сотрудничества, повышается вероятность неоднозначного восприятия информации, как со стороны преподавателя, так и студента [10], что обусловлено:

- снижением возможности воспринимать невербальные сигналы собеседника, содержащие не менее важную информацию, чем вербальные сообщения;

- актуализацией коммуникативных барьеров в общении с преподавателями и студентами в онлайн-режиме;

- получением обратной связи в образовательном процессе [11]: своевременная обратная связь от преподавателей имеет очень большое значение как в получении учебной информации студентами, так и в продуктивной обратной связи о достоинствах и недостатках выполненных студентами заданий;

- чувством изоляции, возникающим в ситуации невозможности взаимодействовать с субъектами образовательного процесса (преподавателем и студентами).

Так, чувство изоляции формируется вследствие депривации базовых социальных потребностей человека - в причастности и принадлежности, что выражается в:

- невозможности в полной мере ощущать свою принадлежность к образовательному учреждению, учебной группе;

- ограничении времени и пространственном разделении [12], приводящим к снижению возможностей обсуждения, уточнения, высказывания своего мнения и пр.;

- снижении актуализации мотивов взаимодействия (конкуренции и кооперации) в учебной группе, что оказывает негативное влияние на мотивационный фактор успешности учебной деятельности;

- снижении возможности оказать непосредственную поддержку со стороны преподавателя, что также обладает мотивационно-стимулирующим ресурсом в обучении студентов и удовлетворяет потребность в признании и уважении;

- снижении рефлексивных взаимодействий с преподавателем и другими студентами.

Все вышеперечисленные проблемы дистанционного обучения, особенно в случае преобладания внешней учебной мотивации над внутренней, могут привести к чувству изоляции обучающихся, что сопровождается скукой и разочарованием.

В данной работе отметим, что с целью снижения негативного влияния чувства изоляции в учебной деятельности со студентами, осуществляемой в дистанционном формате, преподавателям необходимо создавать ситуации социального взаимодействия и общения в режиме онлайн, используя апробированные средства:

- для проведения видео-конференций - Skype, ICQ, Zoom и др.;

- инструменты совместной работы над документами - Google Classroom и Google Docs;

- образовательные платформы с готовым контентом для самостоятельной работы студентов - Яндекс.Учебник, Юрайт и др., которые дают возможность принимать участие в онлайн обсуждениях и вебинарах.

Организация совместной деятельности студентов способствует более полному раскрытию их личностного потенциала, а также максимальной активизации их внутренних резервов. К примеру, обсуждение со студентами изучаемого материала в режиме онлайн способствует снижению чувства изоляции, преодолению трудностей дистанционного обучения, развитию чувства принадлежности и причастности к образовательному процессу, учреждению и учебной группе.

Как показывает практика, студенты предпочитают синхронную учебную коммуникацию, которая предоставляет возможность обмена идеями, принимать непосредственное участие в процессе «добывания» знаний и обсуждении учебной проблемы с разных сторон [13].

Для организации взаимодействия и общения студентов, используя веб-конференции и он-лайн-лекции, можно работать с проблемными вопросами, создавать интерактивные форумы и совместные проекты. В процессе совместной деятельности студенты содействуют коллективному рассуждению и совместному принятию решений. «Цифровые системы предоставляют и другие возможности совместной деятельности: использование цифровых дискуссионных досок, обмен мгновенными сообщениями, ведение блогов, обмен материалами по электронной почте и т. п.» [14].

Для усиления включенности студентов в образовательный процесс в дистанционном формате, преподаватель может использовать приемы, уменьшающие чувство изоляции:

- предоставлять регулярную и своевременную обратную связь мотивировать студентов,

- в связи с ограничением восприятия невербальных показателей усвоения учебного материала прояснять и уточнять длительное молчание или непонятные взгляды сразу после подачи материала, вводить контрольные вопросы для оценки степени понимания информации;

- стимулировать дискуссии между студентами в режиме онлайн, с помощью веб-конференций, онлайн-лекций и обсуждений;

- организовывать групповое решение учебных задач, разбор учебных ситуаций, обсуждение и разработку совместных проектов;

- поддерживать и повышать самооценку студентов, проявляющих неуверенность в своих возможностях достижения успеха в условиях дефицита времени и ограниченности пространства;

- осуществлять совместный анализ промежуточных результатов обучения студентов, предоставляя качественную обратную связь, поощряя качественное выполнение заданий;

- организовывать регулярный контроль за выполнением самостоятельной работы студентами, способствуя повышению смысла и ценности самостоятельного выполнения работы, что особенно важно для первокурсников, которые еще не адаптировались к условиям вузовского обучения и новым требованиям;

- давать возможность студентам сравнить результаты собственной деятельности с результатами однокурсников, свои достижения с достижениями других обучающихся. С этой целью необходимо обозначать критерии оценки уровня знаний, приобретаемых в условиях дистанционного обучения;

- отмечать возможности практического использования полученных знаний или результатов учебной деятельности, так как осознание результативности труда порождает удовлетворенность студентов, мотивируя их;

- намечать пути саморазвития и самосовершенствования студентов.

Таким образом, современное образование школы характеризуется внедрением дистанционных образовательных программ и дистанционных технологий [15]. И если основным содержанием дистанционного обучения является создание электронных курсов, развитие педагогической основы дистанционного обучения и подготовка учителей-координаторов, то необходимо особое внимание уделять возникающим противоречиям между традиционным обучением и обучением в ди-станте, а также организации образовательного процесса со студентами в режиме онлайн. Так, студенты, обучающиеся посредством дистанционных технологий, нуждаются в руководстве и поддержке в процессе обучения. Они располагают небольшим количеством времени, чтобы ознакомиться и освоить принципиально новый способ обучения на расстоянии, поэтому дистанционная система обучения должна учитывать необходимость повышения мотивации студентов и удовлетворение их потребностей не только в плане содержания, но и в плане предоставления возможности взаимодействовать с другими студентами и преподавателями. Отсутствие обратной связи и непосредственного контакта с преподавателями и другими студентами может повлиять не только на качество передачи информации, но и на появление чувства изоляции, снижающее не только учебную мотивацию, но и уровень удовлетворенности учебной деятельностью. Исходя из этого, необходимо своевременно определять возможные трудности, возникающие в процессе дистанционного обучения и разрабатывать способы их предотвращения и минимизации.

Ссылки:

1. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. М., 2014. 416 с.; Owens J. Learning From a Distance: The Experience of Remote Students / Owens J., Hard-castle L., Richardson B. // Journal of Distance Education Revue de L'éducation a Distance. 2009. Vol. 23, no. 3. Р. 53-74.

2. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий: методологические аспекты. М., 2015. 220 с.

3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. 336 с.

4. Варганова И.В. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2010. Вып., 8. С. 288-291.

5. Педагогическая деятельность как творческий процесс: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2020. 639 с.

6. Там же.

7. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 466-469.

8. Елькина И.Ю. К вопросу о повышении учебной мотивации студентов дистанционного обучения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30). С. 43-48. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2020-1-43-48.

9. Там же.

10. Berge Z. Barriers to communication in distance education // Turkish Online Journal of Distance Education. 2013. 14 (1). Р. 374-388.

11. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. 111 с.

12. Демкин В.П., Можаева Г.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2013. №2 (10). С. 5-8.

13. Кондратьева С.Г. Критерии оценки качества образования и эффективность дистанционного образования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики. Кемерово. 2019. С. 172-174.

14. Никитенко Е.И., Никитенко А.И. Мобильное дистанционное образование как часть современного образования // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы. Уфа. 2018. С. 46-49.

15. Кобзев М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя. М., 2018. 217 с.

Редактор: Мамлиева Лилия Нурихановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.