Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев Сергей Яковлевич, Мазуров Игорь Евгеньевич, Пиманов Анатолий Константинович

В статье представлен опыт дистанционного обучения студентов в условиях пандемии, а также анализ онлайн-занятий. Подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC ENVIRONMENT

The article presents the experience of distance learning of students in the context of the pandemic, as well as an analysis of online classes. The selected course materials, based on the goals and objectives of training and the characteristics of the educational process in an online environment, provided students with an educational result, and the teacher with positive feedback.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021 -1-122-125

© Казанцев С.Я., Мазуров И.Е., Пиманов А.К. 2021

ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC ENVIRONMENT

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Sergei Ya. Kazantsev,

Professor of Department of Criminalistics at Kazan Law Institute of MIA of Russia, Honored Lawyerof Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor 35 Magistralnaya str., Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420108

Сергей Яковлевич Казанцев,

профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, заслуженный юрист России, доктор педагогических наук, профессор 420108, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Магистральная, 35

Egor E. Mazurov,

associate Professor of chair of legal disciplines of the Academy of civil defence Emercom of Russia, Candidate of Legal Sciences

141435, Moscow region, Khimki, MD. Novogorsk Anatoly K Pimanov,

Teacher of Chair of Legal Disciplines of the Academy of Civil Defence of the Ministry of Emergency Situations of Russia 141435, Moscow region, Khimki, MD. Novogorsk

Игорь Евгеньевич Мазуров,

доцент кафедры юридических дисциплин Академии гражданской защиты МЧС России, кандидат юридических наук 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск

Анатолий Константинович Пиманов,

преподаватель кафедры юридических дисциплин Академии гражданской защиты МЧС России 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск

Для цитирования: Казанцев С.Я., Мазуров И.Е., Пиманов А.К. Организация дистанционного обучения в условиях пандемии. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 122-125.

Научная специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Abstract. The article presents the experience of distance learning of students in the context of the pandemic, as well as an analysis of online classes. The selected course materials, based on the goals and objectives of training and the characteristics of the educational process in an online environment, provided students with an educational result, and the teacher with positive feedback.

Keywords: distance learning, pandemic, education system.

Аннотация. В статье представлен опыт дистанционного обучения студентов в условиях пандемии, а также анализ онлайн-занятий. Подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, система образования.

В связи с масштабным распространением пандемии по территории Российской Федерации (так называемой «второй волны») большинство учебных учреждений средней и высшей школы в ноябре 2020 года приняли решение о переходе на дистанционную систему обучения.

Следует отметить, что дистанционное обучение значительно отличается от онлайн-обучения на основе массовых открытых онлайн-курсов и образовательные учреждения должны осознавать эту разницу при оценке эффективности онлайн-обуче-ния с применением дистанционных образовательных технологий.

По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Миноб-рнауки) с началом второй «волны» пандемии только 55 процентов вузов работают на полном дистанционном обучении, в то время как в весеннюю «волну» пандемии их было 100 процентов. [1]

Перевод обучения на дистанционное обучение - это вынужденная мера, и, следует отметить, не все образовательные учреждения оказались готовыми к переходу на новую систему обучения исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными

ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе. Как отметил заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, «.. .в 44 университетах не хватает даже базовых цифровых ресурсов. Сейчас реализуется программа финансирования и «доцифровизации» этих вузов, чтобы они могли придерживаться минимальных требований к цифровому образовательному процессу. К счастью, есть и группа вузов-лидеров, которые в авангарде, с налаженной системой электронных ресурсов, с преподавателями и студентами, которые во всем этом прекрасно разбираются» [1].

Исследования, проведенные Минобрнауки России совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС показали, что вузовские преподаватели принимают государственную политику противодействия коронави-русу и большинство из них имеют навыки и умения работы в онлайн-среде. «Серьезной» считают текущую ситуацию в стране 77 % респондентов. Также 83 % преподавателей заявили, что практически постоянно находятся в онлайн-среде посредством мобильных и стационарных устройств, 75 % оценивают свою компетенцию в компьютерных технологиях в целом выше, чем у коллег [2]. Данные показатели свидетельствуют, что преподаватели вузов уверенно пользуются интернетом и чувствуют себя уверенно в онлайн-среде.

Кроме того, исследователи выяснили, 96,2 % преподавателей лично перешли на дистанционный формат образования, 91,0 % преподавателей считают достаточными меры, принимаемые в их учебных заведениях, 87,8 % преподавателей считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате, 67,0 % преподавателей не соглашаются с тем, что большинство лекций и семинаров через год будут переведены в онлайн формат, 53,2 % преподавателей проходили за последний месяц курсы по ведению онлайн обучения [2].

Использование технологий онлайн-обуче-ния в образовательной деятельности

Онлайн-обучение - это новая форма обучения, которая отличается от привычных нам форм очного или заочного обучения. Дистанционное обучение предполагает совершенно иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия не только преподавателя и студента, но и обучающихся между собой. Но при этом любая форма обучения, так же как и любая система обучения имеет тот же компонентный состав: 1) цели; 2) содержание; 3) методы, организационные формы, средства обучения.

Такие три компонента как методы, организационные формы и средства обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой, кейс-технологией, пр.)

Применение технологий дистанционного обучения позволяет расширить возможности обучения по многим критериям: 1) становится возможна организация обучения одновременно для обучающихся разного профиля, специализации и направления; 2) повышается профессионализм и компетентность учащихся посредством использования информации в рамках дисциплины в «домашних» условиях; 3) формируется единое информационное пространство; 4) для работающих студентов появляется возможность обучения без отрыва от рабочего процесса; 5) снижаются расходы на материальные ресурсы - аренду помещения, электричество, оплата часов преподавателя.

Онлайн-обучение как образовательная технология

Большинство исследований, проведенных в области образовательных технологий, пришли к единому выводу: в основе онлайн-обучения лежит тщательно спроектированный и спланированный учебный процесс в электронной информационно-образовательной среде, который поддерживается методически обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих достижение результатов обучения в формате исключительно электронного обучения. Определяющим в этих выводах является наличие педагогического дизайна как инструмента проектирования онлайн-курса.

Часть зарубежных авторов предлагают учитывать девять параметров при проектировании онлайн-курса: модель обучения, темп освоения, количество обучаемых, педагогические технологии, цель оценивания, роль преподавателя, роль студента, синхронизация взаимодействия и обратная связь [3, 8]. Аналогичные параметры используются и некоторыми отечественными авторами онлайн-курсов, которые в своей практике используют смешанное обучение [5].

По нашему мнению наиболее полно варианты педагогического дизайна при проектировании онлайн-курса отражены в электронной книге «Learning Online: What Research Tells Us About Whether, When and How», Barbara Means, Marianne Bakia, Robert Murphy [8]. Авторами данного издания предложены девять основных параметров, ко-

торые необходимо учитывать при проектировании курса, с альтернативными вариантами реализации онлайн-обучения:

1) модель обучения (исключительно электронное обучение, смешанное обучение с различным соотношением очного и онлайн-форматов, электронное обучение с включением вебинаров);

2) темп освоения (освоение в любом удобном темпе, заданный преподавателем темп освоения, заданный темп освоения с возможностью прохождения части курса в произвольном темпе);

3) количество обучающихся (до 35 человек, от 36 до 99 человек, от 100 до 999 человек, более 1000 человек);

4) педагогическая технология (объясняющий курс, практико-ориентированный курс, исследовательский курс, курс для организации совместной коллективной деятельности);

5) цель оценивания в курсе (определение степени готовности обучающегося к новому материалу, организация адаптивного обучения, диагностика достигнутых результатов обучения, накопительная система оценок, выявление отстающих обучающихся);

6) роль преподавателя (активное взаимодействие со студентами онлайн, незначительное он-лайн-присутствие, отсутствие преподавателя в он-лайн-среде);

7) роль студента (читает и слушает; решает задачи и отвечает на вопросы, активное экспериментирование через симуляторы и другие инструменты, взаимодействие с другими обучающимися);

8) синхронизация взаимодействия (только асинхронное, только синхронное, смешанный формат взаимодействия)

9) обратная связь (автоматизированная со стороны системы, от преподавателя, от других обучающихся).

От этих параметров в значительной степени зависит дизайн онлайн-курса: 1) формы представления контента, 2) выбор контрольно-измерительных инструментов, 3) использование тех или иных сервисов коммуникации, 4) проведение процедуры итоговой аттестации по курсу.

Исходя из целей и задач обучения, а также характеристик учебного процесса в онлайн-среде, правильно подобранные материалы курса обеспечат обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь.

Следует учитывать тот факт, что онлайн-обуче-ние требует социальной поддержки обучающихся. В очном обучении эту роль выполняют материальные и ресурсы учебного заведения и преподаватели, задействованные в учебном процессе.

Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения в современных реалиях

Сторонники дистанционного образования отмечают следующие его преимущества [4; 5; 6]:

- спад мотивации студентов к обучению;

- недостаточность навыков у студентов для поддержания самодисциплины и усердия;

- эмоциональные срывы, как у студентов, так и у преподавателей;

- рост нагрузки на преподавателей;

- невозможность контролировать уровень знаний;

- ограничение в ряде направлений на дистанционную передачу знаний;

- формализация процессов образования;

- склонность к шаблонным решениям.

К негативным сторонам дистанционного обучения можно также отнести то, что большую часть учебного материала студент должен освоить самостоятельно, что значительно увеличивает риск неадекватности его усилий и некачественного обучения.

Следует отметить, что те преподаватели и студенты, кто позитивно относится к переходу на дистанционное обучение, видят будущее высшего образования как сферу свободных и индивидуальных форматов передачи знаний.

К выбору современных средств обучения необходимо подходить весьма основательно, так как это важный момент преподавательской деятельности. Применяемая в работе педагогическая технология направлена на решение определенных дидактических задач. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и знать, где ее лучше применить.

Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Библиографический список

1. Российская газета. Столичный выпуск. № 280(8334) от 10.12.2020 г.

2. РИА Новости. URL: https://na.ria. ru/20200520/1571718017.html (дата обращения: 24.12.2020).

3. Дистанционное обучение в экстремальных условиях. URL: https://academia.interfax. ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения: 26.12.2020).

4. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. URL: https://edmarket.digital. (дата обращения: 25.12.2020).

5. Малинин Ю.В. Информационные технологии и будущее образования в России / Ю.В. Малинин // Федеральный справочник. «Связь и массовые коммуникации в России». 2010. Т. 8. C. 86-94.

6. Маслакова Е.С. История развития дистанционного обучения в России / Е.С. Маслакова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 29-32. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249. (дата обращения: 28.12.2020).

7. Проектирование учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде. URL: https://etutorium.ru/etutor/proektirovanie-uchebnogo-processa-v-eios/ (дата обращения: 22.12.2020).

8. Learning Online: What Research Tells Us About Whether, When and How, Barbara Means, Marianne Bakia, & Robert Murphy, New York: Routledge, March 26th, 2014, 1st Edition, 232 pages, ISBN-13: 978-0415630290.

References

1. Rossiyskaya gazeta. Capital issue. No. 280 (8334) of 10.12.2020.

2. RIA Novosti. URL: https://na.ria.ru/20200520/ 1571718017.html (accessed: 24.12.2020).

3. Distance learning in extreme conditions. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/re-search/4491/ (accessed: 26.12.2020).

4. Research of the Russian market of online education and educational technologies. URL: https://ed-market.digital. (accessed: 25.12.2020).

5. Malinin Yu. V. Information technologies and the future of education in Russia / Yu. V. Malinin // Federal Directory. "Communications and mass communications in Russia". 2010. Vol. 8. P. 86-94.

6. Maslakova E. S. History of the development of distance learning in Russia / E. S. Maslakova // Theory and practice of education in the modern world: materials of the VIII century. International Scientific Conference (St. Petersburg, December 2015). St. Petersburg : Svoie publishing House, 2015. pp. 29-32. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249. (accessed: 28.12.2020).

7. Design of the educational process in the electronic information and educational environment. URL: https://etutorium.ru/etutor/proekti-rovanie-uchebnogo-processa-v-eios/ (accessed: 22.12.2020).

8. Learning Online: What Research Tells Us About Whether, When and How, Barbara Means, Marianne Bakia, & Robert Murphy, New York: Routledge, March 26, 2014, 1st edition, 232 pages, ISBN-13: 978-0415630290.

I. И. PvtfkHll

МЕТОДОЛОГИЯ

НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Руза-вин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 287 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник".

Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наибольший интерес для будущих исследователей.

Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.