Психология
УДК 378.15
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Шашаева Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье отражены результаты теоретического анализа закономерностей формирования межличностного восприятия в системе родитель - ребенок у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: межличностное восприятие, задержка психического развития (ЗПР), младшие школьники.
Annotation. The article reflects the results of a theoretical analysis of the consistent pattern of formation of interpersonal perception in the in the parent - child system by young schoolchildren with mental retardation.
Keywords: interpersonal perception, mental retardation (MR), junior high school students.
Введение. Общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. В развитии человеческой психики и в формировании сознательного и культурного поведения - общение имеет важную роль. Обязательной составляющей общения является межличностное восприятие. От восприятия, понимания, и оценивания людей друг друга зависит степень готовности характера и результатов взаимодействия.
Известные исследователи Г.М. Андреева и А.Н. Леонтьев [1] описывают восприятие «как процесс принятия решений по отбору, организации и интерпретации чувственных данных». В научной литературе термин «межличностное восприятие» рассматривается как «межличностное познание», «восприятие другого человека» или же «межличностная перцепция».
В своих исследованиях А.А. Бодалев объясняет процесс межличностного восприятия как «познание и понимание другого человека». Не менее двух человек должны быть включены в процесс межличностного восприятия, поэтому в данной работе мы выявим особенности восприятия в системе родитель - ребенок у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) [3].
Именно поэтому, следует рассмотреть отличия в воспитании образов матери и отца, и наряду с этим провести исследование межличностного восприятия во всевозможных категориях семей.
Изложение основного материала статьи. Формирование межличностного восприятия младшими школьниками родителей осложняется наличием ЗПР. Процесс изучения межличностного восприятия в системе «родитель-ребенок» представляет собой важный компонент для понимания обстоятельств, воздействующих на становление личности ребенка. Благополучие ребенка в семье рассматривается как одна из важнейших функций - сознание условий для воспитания здоровой личности.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка образа жизни ребенка: игровая деятельность сменяется учебной, усиливается коммуникация в системе родитель - ребенок.
Восприятие возникает как активный процесс, при котором чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации зависят от внешней среды, но в действительности имеет значение то, как мы принимаем данный мир.
Термин «межличностное восприятие» считается изолированным случаем понятия «социальная перцепция» и наблюдается в тех условиях, когда субъектом восприятия выступает индивид, а объектом другой индивид, относящий себя к «своей» или «чужой» группе по отношению к воспринимающему [3].
Словосочетание «межличностное восприятие» рассматривается как метод восприятия, интерпретации и оценки между людьми. Под особенностью данного восприятия считают достаточную склонность, проявляющуюся в совокупности эмоциональных и познавательных компонентов, а также в особо ярко демонстрирующих оценочных свойств, в непосредственной зависимости представлений о другом человеке, от мотивационно - смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
Самая важная особенность межличностного восприятия заключается в меньшей степени восприятия качеств человека, сколько во взаимодействии его во взаимоотношениях с обществом.
Выделяются социально - перцептивные механизмы, с их помощью люди интерпретируют, чувствуют и дают оценку другим людям:
• Сенсорное восприятие поведенческих эффектов объекта и его внешнего образа.
• Внутреннее восприятие образа объекта, а именно его совокупность социально-психологических компонентов [3].
От качеств субъекта и объекта восприятия, которые имеют единую взаимосвязь, заключенную в определенное взаимодействие, обладающее двумя сторонами: оценивание один другого и преобразование каких - то характеристик друг друга при помощи результата личного присутствия.
Определяются следующие системы, без которых межличностное восприятие невозможно представить:
• идентификация - отождествление себя с другим индивидуумом путем сравнения себя с ним;
• социально-психологическая рефлексия - понимание и оценка другого посредством мышления вместо него;
• эмпатия - сопереживание данному эмоциональному состоянию другого человека;
• стереотипизация - восприятие другого человека с учетом выработанной группы стереотипов.
Восприятие детей отличается неполнотой, недостаточной разделенностью, а также связью
невербального общения другого человека. Детям свойственно выборочное восприятие в отношении невербальных поведенческих реакций, которые устойчиво присутствуют в их субъективном переживании.
У большинства детей с ЗПР несформированны перцептивные действия, что связано в большинстве случаев с истощаемостью психических функций.
Такие дети успешно чувствуют и опознают только конкретные эмоции. Эмоции, изображенные на картинках, опознаются детьми лучше, чем простые собственные эмоциональные состояния.
Обнаруживаются сложности в понимании эмоций вследствие несформированности соответствующих образов - представлений и проявления незрелости личности, нарушения критического отношения к собственному поведению, а также явления эгоцентрических позиций на оценочные суждения.
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития прежде всего воспринимают тех, кто ближе и приятен ребенку. Эгоцентрический взгляд присутствует по отношению ко всему происходящему, то есть ребенок смотрит на окружающий мир лишь только со своей «единственной правильной» позиции, сообщает то, о чем думает в данный период времени, не интересуясь слушают ли его и какая точка зрения у собеседника.
Как показывают научные работы Л.М. Беткер [2] «исследования психологических особенностей восприятия эмоций другого человека по паралингвистическим характеристикам речи младших школьников с ЗПР», можно сделать вывод: нормальное и отклоняющееся развитие происходит на основе общих закономерностей. Развития способностей верно идентифицировать эмоции другого индивидуума по паралингвистическим характеристикам речи у младших школьников с задержкой психического развития осуществляется по аналогичным принципам, что и у сверстников с нормальным уровнем развития.
Правильно определили эмоциональный настрой радости, печали, страха по паралингвистическим характеристикам речи - девочки. А правильность опознания эмоций гнева определили преимущественно мальчикам.
Обратимся к характеристикам обобщенности эмоциональных процессов младших школьников с ЗПР:
• предопределенность содержания мировоззренческой установки индивидуальным эмоциональным переживанием, взаимоотношениям и ситуациями их межличностного воздействия;
• спад динамичного словесного описания эмоций у младших школьников с ЗПР в отличие от их сверстников с нормальным уровнем развития;
• бедность эмоционального запаса слов, который служит способом изложения и оценивания эмоциональных состояний;
• повышенная агрессия.
Как показывают исследования Н.В. Карпушкиной, И.А. Коневой, при обследовании эмоционального интеллекта у младших школьников с задержкой психического развития [5], у детей наблюдается концентрированная оценка сверстников, уровень эмоционального интеллекта находится всего лишь на раннем возрастном этапе. Так же исследователи указывают на надобность проведения коррекционной работы, направленную на повышение эффективности процессов развития способностей распознавать эмоции и межличностного восприятия [5].
Н.В. Карпушкина, И.А. Конева [6] в своей работе по определению особенностей восприятия родителей подростками с задержкой психического развития, обращают внимание на то, что специфичность представления родителей у подростков с ЗПР проявляется в низких коммуникативных, интеллектуальных и нравственных качественных характеристик отца, которые могут привести к его непризнанию, а также к высокой эмоциональной зависимости ребенка от матери. Важно отметить, что подростки с ЗПР испытывают сильную привязанность к матери, нежели к отцу.
Исследуя межличностное восприятие младших подростков в детско - родительских отношениях Л.В. Оконечникова [7] диагностировала особые черты межличностного понимания во взаимоотношениях подростков с родителями.
Личностные качества, такие как взрослость и самостоятельность наблюдаются в представлении подростков о самом себе. Большое количество младших подростков не желают быть подобными отцу и матери, в большинстве случаев они не ориентированы на нормативные ожидания родителей.
Как указывает Л.В. Оконечникова, «подростки склонны оценивать своих родителей более принимающими его, чем те воспринимают себя таковыми» [7]. Различия образов восприятия матери и отца существенны. Сходство с отцом встречается реже, чем сходство с матерью.
По мнению подростков, матери безошибочно воспринимают их личностные черты, в отличие от отцов. При описании образа отца младшие подростки применяют негативные прилагательные: необщительный, высокомерный, суровый. В представлении матери подростки оценивают в первую очередь творческую личность. Полученные результаты демонстрируют большую эмоциональную близость подростков с матерями, что объясняется большим участием матери в воспитании ребенка.
H.В. Карпушкина, А.Б. Агафонова в своем исследовании «Особенности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» [4], писали, что дети определяют отца как агрессивного, конфликтного, презирающего, не адекватно их воспринимающего, не проявляющего заинтересованности к ребенку, поощряющим и более наказывающим. Подростки испытывают необходимость в поддержке и помощи матери [4].
Выводы. В результате проведенного теоретического анализа закономерностей межличностного восприятия в системе родитель - ребенок младших школьников с задержкой психического развития мы обращаем внимание на то, что младшие школьники с ЗПР и их сверстники с нормальным развитием проходят схожие возрастные периоды развития межличностного восприятия. Но в тоже время, в силу своего дефекта восприятие детей с задержкой психического развития выборочно, недостаточно разделено, включая и отношение невербальных характеристик другого человека.
Литература:
I. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Беткер Л.М. Психологические особенности восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характеристикам речи младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст]: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.10: защищена 09.04.2009: / Беткер Людмила Михайловна.- Нижний Новгород., 2009.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком // Издательство Московского университета: М. - 1982. - 200 с.
4. Карпушкина Н.В, Агафонова А.Б Особенности межличностного восприятия подростков с задержкой психического развития в системе «ребенок-родитель» // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-9. - С. 266-274.
5. Карпушкина Н.В, Конева И.А Особенности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67-3. - С. 265-258.
6. Карпушкина Н.В, Конева И.А Особенности восприятия родителей подростками с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2017. - №2. - С. 1-14.
7. Оконечникова Л.В Исследование межличностного восприятия в детско-родительских отношениях // Демографические процессы на постсоветском пространстве. - 2015. - С. 189-194.
Психология
УДК 159.9
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Корлякова Светлана Георгиевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); аспирант кафедры общей и практической психологии и социальной работы Проскурин Николай Николаевич
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Аннотация. Содержание статьи посвящено теоретико-эмпирическому исследованию конфликтологической компетентности вожатых. Помимо краткого анализа специфики конфликтологической компетентности вожатых в русле их работы в детских оздоровительных лагерях, в статье представлены результаты экспериментального исследования развития конфликтологической компетентности вожатых в условиях психологического тренинга, который основан, с одной стороны, на развитии значимых для коммуникативной компетентности параметров и, с другой стороны, обучению медиативным технологиям.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатые, психолого-педагогическая подготовка, конфликтологическая компетентность, медиация, медиативные технологии.
Annotation. The content of the article is devoted to theoretical and empirical research of conflict competence of counselors. In addition to a brief analysis of the specifics of conflictological competence of counselors in line with their work in children's recreation camps, the article presents the results of an experimental study of the development of conflictological competence of counselors in terms of psychological training, which is based from one side on the development of important for communicative competence parameters and the other learning mediation techniques.
Keywords: children's health camps, counselors, psychological and pedagogical training, conflict-management competence, mediation, mediation technologies.
Введение. В рамках современной системы образования возрастает потребность в медиации как процессе урегулирования конфликтных ситуаций путём переговорного процесса. Это связано с увеличением количества межличностных конфликтов в образовательных учреждениях [4]. Анализ данных показателей указывает на то, что школьники находятся в постоянном состоянии стресса, не имея возможности снятия внутреннего напряжения через активную деятельность. В связи с этим возрастает роль летних каникул как длительного промежутка времени, направленного на восстановление сил перед новым учебным годом. Попадая во временный детский коллектив (ВДК), ребёнок проходит этап адаптации, легкость протекания которой зависит от личностных особенностей детей [4]. По мнению психолога Е.Н. Сепиашвили, одним детям потребуется пара дней, чтобы привыкнуть, другим - неделя, а есть дети, которые категорически не могут жить вне дома, но в силу некоторых обстоятельств вынуждены оставаться в лагере [9].
В тоже время детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) обладает специфическими особенностями, такими, как отдалённость от дома и семьи, режимность, ограниченность передвижений (вакуум) и необходимость вступления в различные отношения с большим количеством новых людей. Набор данных характеристик делает среду ДОЛ очень стрессовой и конфликтной [11]. Тем самым можно обозначить проблему нашего исследования: является ли психологический тренинг эффективным условием развития конфликтологической компетентности будущих вожатых? Данная проблема определяет необходимость в разработке научно обоснованной программы повышения конфликтологической компетентности педагогов ДОЛ посредством обучения их медиативным технологиям в условиях психологического тренинга.
Изложение основного материала статьи. Анализ любого конфликта начинается с выявления его структурных элементов. Согласно схематическому представлению конфликтной ситуации А.Я. Анцупова мы можем выделить конфликтующие стороны и их группы поддержки, интересы каждого из его участников, объект и предмет конфликта [1]. Однако даже внутри одной ситуации в процессе динамики конфликта все структурные элементы могут подлежать изменению. Наиболее устойчивым компонентом структуры конфликта, который мы можем зафиксировать и изучить, является его среда. По мнению Н.П. Царева, среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику [11]. В рамках нашего исследования средой выступает детский оздоровительный лагерь как совокупность общественно-психологических условий межличностного и межгруппового взаимодействия на микроуровне [11]. При ответственном и компетентном отношении к конфликтной ситуации, согласно концепции позитивно-функционального конфликта Л.А Козера, конфликт может выполнять не только разрушительные, но и созидательные функции для каждого из участников конфликтного взаимодействия [6]. В детских оздоровительных лагерях участниками конфликтов могут выступать дети, родители, вожатые, администрация и обслуживающий персонал. Н.И. Козлов предлагает разбить их на три системы взаимоотношений, внутри каждой из которых могут возникать различные группы причин возникновения конфликтов [19].
Анализ конфликта как феномена позволяет сделать вывод о том, что конфликт является неотъемлемой