4. Карпушкина Н.В, Агафонова А.Б Особенности межличностного восприятия подростков с задержкой психического развития в системе «ребенок-родитель» // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-9. - С. 266-274.
5. Карпушкина Н.В, Конева И.А Особенности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67-3. - С. 265-258.
6. Карпушкина Н.В, Конева И.А Особенности восприятия родителей подростками с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2017. - №2. - С. 1-14.
7. Оконечникова Л.В Исследование межличностного восприятия в детско-родительских отношениях // Демографические процессы на постсоветском пространстве. - 2015. - С. 189-194.
Психология
УДК 159.9
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Корлякова Светлана Георгиевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); аспирант кафедры общей и практической психологии и социальной работы Проскурин Николай Николаевич
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Аннотация. Содержание статьи посвящено теоретико-эмпирическому исследованию конфликтологической компетентности вожатых. Помимо краткого анализа специфики конфликтологической компетентности вожатых в русле их работы в детских оздоровительных лагерях, в статье представлены результаты экспериментального исследования развития конфликтологической компетентности вожатых в условиях психологического тренинга, который основан, с одной стороны, на развитии значимых для коммуникативной компетентности параметров и, с другой стороны, обучению медиативным технологиям.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатые, психолого-педагогическая подготовка, конфликтологическая компетентность, медиация, медиативные технологии.
Annotation. The content of the article is devoted to theoretical and empirical research of conflict competence of counselors. In addition to a brief analysis of the specifics of conflictological competence of counselors in line with their work in children's recreation camps, the article presents the results of an experimental study of the development of conflictological competence of counselors in terms of psychological training, which is based from one side on the development of important for communicative competence parameters and the other learning mediation techniques.
Keywords: children's health camps, counselors, psychological and pedagogical training, conflict-management competence, mediation, mediation technologies.
Введение. В рамках современной системы образования возрастает потребность в медиации как процессе урегулирования конфликтных ситуаций путём переговорного процесса. Это связано с увеличением количества межличностных конфликтов в образовательных учреждениях [4]. Анализ данных показателей указывает на то, что школьники находятся в постоянном состоянии стресса, не имея возможности снятия внутреннего напряжения через активную деятельность. В связи с этим возрастает роль летних каникул как длительного промежутка времени, направленного на восстановление сил перед новым учебным годом. Попадая во временный детский коллектив (ВДК), ребёнок проходит этап адаптации, легкость протекания которой зависит от личностных особенностей детей [4]. По мнению психолога Е.Н. Сепиашвили, одним детям потребуется пара дней, чтобы привыкнуть, другим - неделя, а есть дети, которые категорически не могут жить вне дома, но в силу некоторых обстоятельств вынуждены оставаться в лагере [9].
В тоже время детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) обладает специфическими особенностями, такими, как отдалённость от дома и семьи, режимность, ограниченность передвижений (вакуум) и необходимость вступления в различные отношения с большим количеством новых людей. Набор данных характеристик делает среду ДОЛ очень стрессовой и конфликтной [11]. Тем самым можно обозначить проблему нашего исследования: является ли психологический тренинг эффективным условием развития конфликтологической компетентности будущих вожатых? Данная проблема определяет необходимость в разработке научно обоснованной программы повышения конфликтологической компетентности педагогов ДОЛ посредством обучения их медиативным технологиям в условиях психологического тренинга.
Изложение основного материала статьи. Анализ любого конфликта начинается с выявления его структурных элементов. Согласно схематическому представлению конфликтной ситуации А.Я. Анцупова мы можем выделить конфликтующие стороны и их группы поддержки, интересы каждого из его участников, объект и предмет конфликта [1]. Однако даже внутри одной ситуации в процессе динамики конфликта все структурные элементы могут подлежать изменению. Наиболее устойчивым компонентом структуры конфликта, который мы можем зафиксировать и изучить, является его среда. По мнению Н.П. Царева, среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику [11]. В рамках нашего исследования средой выступает детский оздоровительный лагерь как совокупность общественно-психологических условий межличностного и межгруппового взаимодействия на микроуровне [11]. При ответственном и компетентном отношении к конфликтной ситуации, согласно концепции позитивно-функционального конфликта Л.А Козера, конфликт может выполнять не только разрушительные, но и созидательные функции для каждого из участников конфликтного взаимодействия [6]. В детских оздоровительных лагерях участниками конфликтов могут выступать дети, родители, вожатые, администрация и обслуживающий персонал. Н.И. Козлов предлагает разбить их на три системы взаимоотношений, внутри каждой из которых могут возникать различные группы причин возникновения конфликтов [19].
Анализ конфликта как феномена позволяет сделать вывод о том, что конфликт является неотъемлемой
частью образовательной системы, и все её субъекты могут стать участниками конфликта. Уровень деструктивного влияния конфликта на его участников зависит от такой черты характера личности, как конфликтность, которая есть в одних детях, но нет в других, а также готовности или неготовности ребенка и взрослого к урегулированию возникающих противоречий каждого из участников конфликта. Это наблюдение является очень важной деталью для нашего исследования.
Необходимо изучить такой элемент ДОЛ, как временный детский коллектив, который может выступать и как отдельная микросреда конфликта, и как его участник.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. Детский коллектив отличается от других видов коллектива тем, что для детей всё происходящее вокруг является значимым, это их первый опыт работы в команде, который скажется на их поведении и отношении к другим людям в их дальнейшей жизни [5].
Любой коллектив, в том числе детский, имеет свой жизненный цикл от зарождения (создания) до распада. Наибольший интерес представляет для нас временный детский коллектив, жизненный цикл которого равен одной лагерной смене. Временный детский коллектив (ВДК) - малая группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря [3]. За короткий промежуток времени ВДК должен успеть пройти все стадии развития, которые обычный коллектив может проходить в течение нескольких месяцев и даже нескольких лет. Поэтому все процессы во ВДК протекают в несколько раз быстрее, что делает его более конфликтным [2]. Для того, чтобы вовремя предотвратить конфликтную ситуацию или простимулировать коллектив для более качественного совместного результата, нужно знать стадии развития ВДК и свойственные для каждой стадии характеристики процессов, происходящих во временном детском коллективе.
Таблица 1
Стадии развития временного детского коллектива [7]
Название стадии ВДК Характеристика стадии ВДК
«Песчаная россыпь» Каждый сам по себе. На этом этапе почти невозможно понять, что представляет из себя каждый из детей, но в любом детском коллективе найдётся 2-3 ребёнка, которые быстрее всех остальных преодолеют смущение и начнут вступать в контакт с другими детьми.
«Мягкая глина» Каждый выдвигает свои интересы и цели и прислушивается к целям и интересам других детей. На этом этапе проходит первая «свечка», где дети знакомятся друг с другом и озвучивают свои мечты и планы на эту смену.
«Мерцающий маяк» Каждый пытается найти своё место в группе: начинают выделяться лидеры и тихони, хулиганы и жертвы, творческие личности и люмпены (дети, которых практически невозможно чем-то завлечь).
«Алый парус» Происходит укрепление коллектива, «я» превращается в «мы»: «мой отряд» становится «нашим отрядом». Участвуя в мероприятиях, дети стараются быть одним целым. Если кто-то выбивается из коллектива, то велика вероятность возникновения личностно-группового конфликта.
«Горящий факел» Наивысшая степень активности. Открытость друг другу и вожатым. Дети разбиваются на группы по интересам, выбирают свой круг общения. На этом этапе начинают происходить конфликты как внутригрупповые, так и межгрупповые.
Каждый этап формирования временного детского коллектива задаёт определённые характеристики поведения детей, которые помогают нам отслеживать процесс адаптации и социализации ребёнка в группе и позволяют объективно оценивать его эмоциональное состояние.
Как и жизненный цикл временного детского коллектива, вся смена в детском лагере делится на три периода, на каждом из которых возникают определённые эмоциональные кризисы у детей [6].
Таблица 2
Периодизация смены и межпериодные кризисы в детском оздоровительном лагере
Период Кризис
Организационный период (1-3 день) — это адаптация ребёнка к новым условиям, становление коллектива Кризис неоправданных ожиданий (3-4 день) - чувство новизны проходит, наступает неудовлетворённость и агрессивность, появляется желание уехать домой.
Основной период (4-18 день) -формирование и развитие детского коллектива, самореализация его участников Кризис привыкания (10-11 день) - дети привыкают к режиму и к правилам лагеря, друг к другу и к своим вожатым, поэтому возникает чувство однообразия, апатия по отношению к мероприятиям. Начинается выяснение отношений друг с другом и прояснение позиции каждого члена коллектива, его места и роли в нём.
Заключительный период (19-21 день) -подведение итогов Кризис «старичка» (19-21 день) - нежелание уезжать домой и прощаться с друзьями, вожатыми и лагерем. Особенно сильно он ощущается в день перед отъездом, когда дети собирают вещи, на последней линейке опускается флаг, загорается прощальный костёр.
Как и во взрослом коллективе, в ВДК могут встречаться конфликтные личности, вносящие атмосферу напряженности в отряд особенностями своего поведения. Важной задачей вожатых на этапе формирования ВДК является вычленение конфликтных личностей с целью дальнейшего осуществления контроля над их
стилем общения с другими детьми.
Для поддержания благоприятного климата в отряде вожатому необходимы следующие навыки:
- владение механизмами профилактики, прогнозирования, анализа, урегулирования и решения различных конфликтов в ДОЛ;
- умение выявлять детей с предрасположенностью к конфликтному поведению и подбор стратегий и технологий для работы с ними;
- умение проводить упражнения для снятия общего напряжения и усталости у детей в ВДК;
- умение применять на практике технику проектирования, искусственного создания одной конфликтной ситуации для решения другой, оценивать возможность применения данного метода в конкретном случае и осуществлять непрерывный контроль для достижения необходимого эффекта. Для достижения вышеописанного необходима развитая конфликтологическая компетентность. Далее представлены компоненты конфликтологической компетентности, которые явились основой нашего исследования [8].
Таблица 3
Компоненты конфликтологической компетентности вожатого
Компонент Компетенция
Операционный Нормативно-правовая; когнитивная
Эмоционально-волевой Психолого-педагогическая; коммуникативная
Мотивационно-ценностный Диагностико-прогностическая; просветительская
Поведенческий Организаторская; миротворческая
Регулятивный Проективно-аналитическая; регулятивная
В исследовании, проведенном в Ставропольском государственном педагогическом институте, мы ориентировались на пять предложенных компонентов. Диагностика каждого из них позволяет сформировать общее представление о конфликтологической компетентности вожатого. Следующая задача исследования -подобрать упражнения, способствующие развитию каждого из компонентов по отдельности, что, согласно нашей гипотезе, повлечет за собой повышение конфликтологической компетентности будущих вожатых ДОЛ в целом. В качестве инструмента, способствующего повышению конфликтологической компетентности вожатого, были реализованы медиативные технологии в формате психологического тренинга. Медиативные технологии представляют собой технологии разрешения конфликтных ситуаций различного типа в различных, в том числе стрессогенных, условиях. Тренинг имел стандартную структуру, вводную, основную и заключительную части, однако помимо упражнений на развитие параметров, связанных с указанными компонентами когфликтологической компетентности, в него были включены сюжетно-ролевые игры для освоения медиативных технологий.
В исследовании приняло участие 10 студентов - будущих вожатых, имеющих опыт работы в ДОЛ. Программа повышения уровня конфликтологической компетентности вожатых апробировалась на протяжении пяти месяцев. Участники программы прошли отбор, построенный на многомерном личностном опроснике «Адаптивность», позволившем отсеять часть претендентов с низкой адаптивностью и отсутствием мотивации к участию в программе.
Конфликтологическая компетентность вожатого замерялась психодиагностическими методиками, подобранными для пяти компонентов её структуры: операционный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, поведенческий и рефлексивный. Комплексная диагностика позволила изучить каждый компонент в индивидуальном порядке и выявить уязвимые места в конфликтологической компетентности вожатых, что дало общее представление о ней как о недостаточно высокой (в диапазоне значений «средний»). С учётом полученных данных были внесены корректировки в обучающую программу с целью повышения эффективности каждого компонента.
Рассмотрим более детально результаты контрольного этапа проведенного исследования.
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования
Компоненты конфликтологической компетентности Констатирующий этап, среднее значение Контрольный этап, среднее значение
Операционный 42,6 61,8
Эмоционально-волевой 27,6 64,2
Мотивационно-ценностный 51,7 78,6
Поведенческий 46,4 68,3
Рефлексивный 32,1 63,2
Результаты по каждой из методик показали:
1) Опросник «Конфликтологическая компетентность вожатого» - диагностика операционного компонента конфликтологической компетентности.
Полученные данные зафиксировали рост всех показателей в положительном значении за исключением шкалы «решение конфликтов». Данная шкала, по сравнению с начальными замерами, претерпела скачок в пользу выгорания вожатых в процессе конфликторазрешения. Отмеченное явление мы связываем с тем, что вожатые находились в условиях эксперимента и неудачно использовали новые для себя медиативные методики, что приводило к излишним энергетическим затратам без положительного результата.
По шкале «техники конфликторазрешения» количество респондентов, выбравших ответ с положительным значением, возросло. Однако большинство вожатых по-прежнему придерживается использования коммуникативных техник в урегулировании конфликтов, несмотря на высокую популярность творческих технологий. Анализ дневников вожатых объясняет данный феномен с точки зрения динамики
конфликта: если конфликт ситуативный, для его разрешения достаточно правильно выстроенной коммуникации, если конфликт затяжной - к его решению подключаются творческие технологии.
В целом рост показателей по данному опроснику свидетельствует об эффективности теоретического аспекта нашей программы.
2) Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности И.А. Усатова - диагностика эмоционально-волевого компонента конфликтологической компетентности.
Анализ результатов диагностики стрессоустойчивости вожатых показал повышение уровня по данному компоненту благодаря комплексу проведённых тренинговых занятий в сочетании с практической деятельностью в ДОЛ. Отсутствуют показатели с отрицательным значением и сократились показатели со средним значением.
3) Измерение мотивации достижения М.Ш. Магомед-Эминова (модификация А. Мехрабиана) -диагностика мотивационно-ценностного компонента конфликтологической компетентности.
Согласно результатам контрольной диагностики мотивации достижения в ходе реализации программы вожатые стали более целеустремлёнными и ориентированными на успех, хотя по-прежнему остаются вожатые, мотивированные на избегание неудач. Несмотря на то, что в рамках исследования мы относим мотивацию на избегание неудач к отрицательному значению, практически доказано, что в некоторых ситуациях мотиватором достижения цели выступает страх совершить ошибку. Возникновение препятствий может способствовать разочарованию в собственных силах и, как следствие, выгоранию вожатого, в то время как страх выступает дополнительным ресурсом к преодолению препятствий и достижению цели.
4) Опросник Томаса-Килмана «Стиль поведения в конфликте» - диагностика поведенческого компонента конфликтологической компетентности.
Контрольная диагностика стилей поведения в конфликте выявила тенденцию к изменению доминирующей стратегии от избегания к компромиссу и сотрудничеству. Данные показатели указывают на уменьшение у вожатых страха перед конфликтными ситуациями, который был выявлен на начальном этапе психологического тренинга, и усиление миротворческой компетентности вожатого. Наблюдается повышение предрасположенности к приспособлению в конфликте, зафиксированное у вожатого, ранее выбиравшего избегание. Несмотря на то, что приспособление мы относим к отрицательному значению, усиление тенденции к урегулированию конфликта, а не к уходу от него, увеличивает шансы на разрешение конфликтной ситуации мирным путём, в то время как избегание переводит активный конфликт в латентную стадию.
5) Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера - диагностика рефлексивного компонента конфликтологической компетентности.
По результатам контрольной диагностики субъективного контроля у вожатых повысилась общая интернальность и интернальность в области достижений. В области неудач показатели сдвинулись в сторону экстернальности, что является положительным показателем, поскольку высокий уровень интернальности по данной шкале свидетельствует о повышенной тревожности личности перед возникновением трудностей. В области межличностных отношений результаты не зафиксировали значительных изменений, благодаря чему зафиксирована устойчивая система межличностного взаимодействия вожатых с окружающими людьми, сформировавшаяся до апробации программы и сохранившая свою целостность в ходе её реализации.
На основании полученных данных мы можем судить об адекватной самооценке вожатых в процессе саморефлексии при заполнении дневника у восьми из десяти вожатых. При анализе записей двух вожатых экстернального типа следует учитывать их предвзятость к оценке собственной деятельности и опору на внешние факторы и обстоятельства.
В целом рефлексивный компонент конфликтологической компетентности вожатых имеет положительную динамику.
Сгруппировав данные по пяти психодиагностическим методикам, мы можем зафиксировать улучшение показателей по всем шкалам. Отрицательное значение полностью отсутствует в операционном и эмоционально-волевом критерии конфликтологической компетентности студентов-вожатых, а также сократился процент ответов, носящих нейтральный характер. Возвращаясь к начальным условиям фиксации уровня конфликтологической компетентности вожатых, можно отметить, что положительное значение увеличилось более чем на 40% по каждому из компонентов, в основной массе достигнув диапазона значений «высокий». Таким образом, мы достигли значительного повышения уровня конфликтологической компетентности вожатых.
Выводы. Изучение особенностей временного детского коллектива является одним из ключевых направлений современной образовательной системы, поскольку от качества организации летнего отдыха детей зависит их дальнейшая социализация в школьном социуме и обществе в целом. Конфликт является неотъемлемой частью ДОЛ, поскольку обладает специфическими особенностями, требующими высокой стрессоустойчивости и адаптивности как у детей временного детского коллектива (ВДК), так и вожатых детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) - студентов педагогического вуза. В первую очередь, вожатый наиболее открыт и близок детям. Он наблюдает, как в ВДК выстраиваются отношения между участниками, как протекают процессы адаптации и социализации детей, есть ли внутри отряда конфликты. Вожатый должен уметь управлять этим процессом, следовательно, он должен быть готов первым оказать конфликтологическую помощь детям, что требует от него высокого уровня конфликтологической компетентности.
Повышение конфликтологической компетентности вожатого являлось главной целью нашего исследования, поскольку в современной системе образования существует противоречие между востребованностью ДОЛ в вожатых, обладающих высокой конфликтологической компетентностью, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по ее формированию и развитию. Из процедуры психологического тренинга мы вычленили ряд медиативных методик, позволяющих предупреждать, регулировать и решать конфликты в ВДК. Данные медиативные технологии легли в основу разработанной нами формирующей программы.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что разработанная программа может применяться при обучении медиативным технологиям вожатых, имеющих опыт работы в ДОЛ. К перспективным разработкам можно отнести модернизацию программы для вожатых без опыта работы, а также для воспитателей с учетом их опыта и стажа работы.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 512 с.
2. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", 2009. - 271 с.
3. Дорошина И.Г. Детский коллектив, его специфика, этапы становления и развития. Социальная сеть работников образования, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/detskiy-kollektiv-ego-spetsifiki-etapov- stanovleniya
4. Иванченко И.В. Как рождается микрогруппа? Методическое пособие. - ВДЦ «Орлёнок». -2010. - 84 с.
5. Ковалев В.П., Леснов А.А. Методическая работа как педагогическое условие обеспечения эффективности воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014 - С. 67-76.
6. Козер Л.А. Функции социального конфликта // М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. - 205 с.
7. Козлов Н.И. Активное слушание. ПСИХОЛОГОС, 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe.
8. Романов Д.А., Романова М.Л., Яковлева И.П. Диагностика конфликтологической компетентности студентов в структуре психолого- педагогического мониторинга // Научный журнал КубГАУ. -108 (04). - 2015.
9. Сепиашвили Е.Н. Подготовка студентов для работы вожатыми в детском оздоровительном лагере //Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика. - СПб., 2010.
10. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3. - С. 67
11. Царёва Н.П. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере. - СПб, 2013. - 120 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики
лингвистического образования и межкультурной коммуникации Кузнецова Елена Николаевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Хилько (Швецова) Ольга Владимировна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИОФОБИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КРИТЕРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения психологических особенностей проявления социальной тревожности, социофобии у студентов Ставропольского государственного педагогического института как одного из критериев безопасности образовательном пространстве. Проанализированы представления учащихся о безопасном образовательном пространстве. Представлены результаты исследования ситуационной и личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергера). Даны оценки уровня социофобии учащихся по шкалам Лейбовича. Намечены основные мероприятия по оптимизации эмоциональной устойчивости будущих педагогов.
Ключевые слова: безопасность образовательной среды, социальная тревожность, личностная тревожность, реактивная (ситуационная) тревожность, социофобия, страх, агенты страха, техники саморегуляции.
Annotation. The article is devoted to the problem of studying the psychological features of social anxiety, social phobia in students of the Stavropol pedagogical Institute as one of the criteria of the safety of the educational environment. Students ' perceptions of a safe educational institution are analyzed. The results of situational and personal anxiety study(C.H. Spielberger) are presented. The level of social phobia of students on the Leibovich scale are given. The main measures to optimize the emotional stability of future teachers are outlined.
Keywords: safety of the educational environment, social anxiety, personal anxiety, reactive (situational) anxiety, social phobia, fear,fear agents, self-regulation techniques.
Введение. По определению федерального государственного образовательного стандарта, образовательная среда — это сложное многоуровневое понятие, которое включает в себя сам образовательный процесс, особенности его организации, а также его программно-методическое, учебно-материальное, материально-техническое, психолого-педагогическое, медико-социальное обеспечение [7].
Образовательную среду часто называют образовательным пространством,и определенный акцент ставится в понятии образовательной среды на понимании ее как сферы общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. И именно в рамках образовательного пространства происходит формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала общества и страны в целом [2]. И, следовательно, если возникает угроза образовательному пространству и его участникам, возникает угроза целостности самого государства, которое несет ответственность за качество образования.
Под образовательным процессом, как основным компонентом образовательной среды, мы понимаем целенаправленное и последовательное взаимодействие педагога и обучающегося направленное на решение определенных образовательных задач. И здесь необходимо отметить значение оптимальных психолого-педагогических условий проведения учебных и воспитательных занятий, так как от особенностей