Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИОФОБИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КРИТЕРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИОФОБИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КРИТЕРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / РЕАКТИВНАЯ (СИТУАЦИОННАЯ) ТРЕВОЖНОСТЬ / СОЦИОФОБИЯ / СТРАХ / АГЕНТЫ СТРАХА / ТЕХНИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIAL ANXIETY / PERSONAL ANXIETY / REACTIVE (SITUATIONAL) ANXIETY / SOCIAL PHOBIA / FEAR / FEAR AGENTS / SELF-REGULATION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Николаевна, Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

Статья посвящена проблеме изучения психологических особенностей проявления социальной тревожности, социофобии у студентов Ставропольского государственного педагогического института как одного из критериев безопасности образовательном пространстве. Проанализированы представления учащихся о безопасном образовательном пространстве. Представлены результаты исследования ситуационной и личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергера). Даны оценки уровня социофобии учащихся по шкалам Лейбовича. Намечены основные мероприятия по оптимизации эмоциональной устойчивости будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Елена Николаевна, Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SOCIAL ANXIETY, SOCIOPHOBIA IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A CRITERION OF COMPREHENSIVE SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the problem of studying the psychological features of social anxiety, social phobia in students of the Stavropol pedagogical Institute as one of the criteria of the safety of the educational environment. Students ' perceptions of a safe educational institution are analyzed. The results of situational and personal anxiety study(C.H. Spielberger) are presented. The level of social phobia of students on the Leibovich scale are given. The main measures to optimize the emotional stability of future teachers are outlined.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИОФОБИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КРИТЕРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 512 с.

2. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", 2009. - 271 с.

3. Дорошина И.Г. Детский коллектив, его специфика, этапы становления и развития. Социальная сеть работников образования, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/detskiy-kollektiv-ego-spetsifiki-etapov- stanovleniya

4. Иванченко И.В. Как рождается микрогруппа? Методическое пособие. - ВДЦ «Орлёнок». -2010. - 84 с.

5. Ковалев В.П., Леснов А.А. Методическая работа как педагогическое условие обеспечения эффективности воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014 - С. 67-76.

6. Козер Л.А. Функции социального конфликта // М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. - 205 с.

7. Козлов Н.И. Активное слушание. ПСИХОЛОГОС, 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe.

8. Романов Д.А., Романова М.Л., Яковлева И.П. Диагностика конфликтологической компетентности студентов в структуре психолого- педагогического мониторинга // Научный журнал КубГАУ. -108 (04). - 2015.

9. Сепиашвили Е.Н. Подготовка студентов для работы вожатыми в детском оздоровительном лагере //Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика. - СПб., 2010.

10. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3. - С. 67

11. Царёва Н.П. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере. - СПб, 2013. - 120 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики

лингвистического образования и межкультурной коммуникации Кузнецова Елена Николаевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИОФОБИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КРИТЕРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения психологических особенностей проявления социальной тревожности, социофобии у студентов Ставропольского государственного педагогического института как одного из критериев безопасности образовательном пространстве. Проанализированы представления учащихся о безопасном образовательном пространстве. Представлены результаты исследования ситуационной и личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергера). Даны оценки уровня социофобии учащихся по шкалам Лейбовича. Намечены основные мероприятия по оптимизации эмоциональной устойчивости будущих педагогов.

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, социальная тревожность, личностная тревожность, реактивная (ситуационная) тревожность, социофобия, страх, агенты страха, техники саморегуляции.

Annotation. The article is devoted to the problem of studying the psychological features of social anxiety, social phobia in students of the Stavropol pedagogical Institute as one of the criteria of the safety of the educational environment. Students ' perceptions of a safe educational institution are analyzed. The results of situational and personal anxiety study(C.H. Spielberger) are presented. The level of social phobia of students on the Leibovich scale are given. The main measures to optimize the emotional stability of future teachers are outlined.

Keywords: safety of the educational environment, social anxiety, personal anxiety, reactive (situational) anxiety, social phobia, fear,fear agents, self-regulation techniques.

Введение. По определению федерального государственного образовательного стандарта, образовательная среда — это сложное многоуровневое понятие, которое включает в себя сам образовательный процесс, особенности его организации, а также его программно-методическое, учебно-материальное, материально-техническое, психолого-педагогическое, медико-социальное обеспечение [7].

Образовательную среду часто называют образовательным пространством,и определенный акцент ставится в понятии образовательной среды на понимании ее как сферы общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. И именно в рамках образовательного пространства происходит формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала общества и страны в целом [2]. И, следовательно, если возникает угроза образовательному пространству и его участникам, возникает угроза целостности самого государства, которое несет ответственность за качество образования.

Под образовательным процессом, как основным компонентом образовательной среды, мы понимаем целенаправленное и последовательное взаимодействие педагога и обучающегося направленное на решение определенных образовательных задач. И здесь необходимо отметить значение оптимальных психолого-педагогических условий проведения учебных и воспитательных занятий, так как от особенностей

межличностных отношений, которые складываются между всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися, родителями, администрацией школы), от которых будет зависеть психологический комфорт в школе и в классах, толерантное отношение к детям разных культур и детям с особенностями психического и физического здоровья.

Изложение основного материала статьи. В 2019-2020 учебном году на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» был проведен психодиагностический опрос студентов 1-5 курсов на тему:

• Что такое хороший институт?

• Что такое хороший преподаватель?

• Что такое хорошее образование?

• Что такое хорошая работа?

Данный опросник был разработан Волковой Е.Н., и апробирован на студентах Нижегородского педагогического института. Результаты исследования были представлены на заседании Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по теме «Безопасность образовательных учреждений» доктором психологических наук Волковой Е.Н. [3]. Кузнецова Е.Н. и Хилько О.В. применили данный опросник в 2019-2020 учебном году для изучения мнения студентов ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». В нашем исследовании участвовало 123 человека с первых по пятые курсы, обучающихся на уровне бакалавриата. В процессе исследований было проведено 317 человекоизмерений.

Цель опроса - выявить основное содержание, которое учащиеся педагогического института вкладывают в безопасность образовательной среды.

В опроснике были затронуты все три составляющие, компоненты образовательной среды: пространственно- предметный - Что такое хороший институт?; информационно-образовательный - Что такое хорошее образование? Что такое хорошая работа?; социально-психологический - Что такое хороший преподаватель?

По первому вопросу 70% студентов-первокурсников ответили, что хороший институт - это прежде всего: красивое здание, приятное местоположение, это чистота, дисциплина, хорошая столовая и библиотека. Наряду с желанием находиться в комфортном и безопасном здании, отмечается и желание заниматься под руководством преподавателей, которые дают качественные знания.

У 20% опрошенных были выявлены среди основных представлений о безопасности - надежная охрана (вежливые и профессиональные охранники), отсутствие коррупции.

У 10% опрошенных с хорошим институтом ассоциируется интересные мероприятия, сплоченный коллектив преподавателей.

Хотелось бы отметить, что студенты 5 курса отвечая на вопрос о том, что такое хороший институт, на первый план выдвигают: выпускает специалистов высокого класса, четкая организация учебного процесса, хорошие знания, востребованные выпускники, отношение к студенту как к взрослому, хорошая стипендия. А внешний вид здания и чистота отмечены как основные показатели у меньшинства студентов выпускного курса.

На вопрос «что такое хороший преподаватель?», 90% студентов 1 курса назвали такие качества как: улыбчивый, добрый, умеет найти общий язык со студентами, учитель-помощник, наставник, умеющий выслушать и поддержать, преподаватель веселый, с чувством юмора, улыбчивый. Далее учащиеся отметили (около 50%), хорошие знания у идеального преподавателя и способность мотивировать к изучению своего предмета. Менее половины студентов обратили внимание на внешний вид педагога, ухоженный, опрятный, как основные качества хорошего педагога. Около 20% студентов выделили адекватность педагога: «тот, кого я не боюсь».

Студенты 5 курса на первый план ставят такие качества хорошего преподавателя, как: пунктуальный, ответственный, высокий уровень знаний, разносторонний, трудолюбивый; далее выделяются качества: коммуникативный, умеет установить контакт со студентами, психологический климат и менее всех отметили внешний вид преподавателя.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что для первокурсников важно иметь преподавателя -друга, помощника, наставника. На первый план выступают личностные качества преподавателя. Первокурсникам, еще не привыкшим к новым условиям жизни и учебы, очень нужна от преподавателя психологическая поддержка.Тогда как студенты выпускного курса отмечают профессиональные качества преподавателя, его компетентность и коммуникабельность, как основные.

Рассматривая вопрос «Что такое хорошая работа?», можно отметить, что как студенты 1 курса, так и студенты выпускного курса основным условием хорошей работы назвали деятельность, которая приносит удовольствие, работа, где тебя ценят и уважают, не унижают, работа - это место, куда хочется идти, комфортно находиться. Заработок для большей части учащихся педагогического вуза выступает вторым условием успешной работы. Психологическая составляющая является приоритетной.

На вопрос «Что такое хорошее образование?» 90% опрошенных студентов 1 курса отметили, что это хорошая работа, знания, хорошая специальность, уверенность в себе и только потом - хорошая зарплата.

Учащиеся 5 курса отметили, что хорошее образование - это образование без коррупции, справедливые оценки, то, что пригодится в будущей жизни и поможет приспособиться к новым условиям жизни.

Материальная заинтересованность не выходит на первый план для большинства студентов. Важным условием остается психологический комфорт, самореализация, успешное взаимодействие в коллективе.

Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации требует особого внимания и анализа. Среди основных угроз психологической безопасности в образовательной организации выступают внутренние угрозы, а именно: насилие в межличностном взаимодействии, проявление страха и агрессии одного человека по отношению к другому, ксенофобия и экстремизм, различные формы саморазрушающего поведения. И, как следствие, эмоциональный дискомфорт как учащихся, так и преподавателей, утрата доверия к окружающим, тревожность, беспокойство, нежелание общаться, игнорирование личных проблем, отказ от помощи специалистов. А в более масштабном смысле - нестабильность образовательной среды, напряженность в отношениях всех участников образовательного процесса.

Хотелось бы отметить, что деструктивные страхи и тревожность в современном обществе стали всепроникающим и глубинным явлением [5; 6]. Это связано со многими социальными, экономическими и экологическими проблемами современного мира. При этом, каждый человек отмечает не только явные причины, вызывающие страх и тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, природные катаклизмы, политические и экономические перемены, эпидемии, радикальные изменения в геополитической политике государств, человек видит и менее очевидные, однако более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Среди них: отсутствие согласия человека с сами собой, отсутствие психологических ориентиров и общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

С учетом современных угроз здоровью и жизни людей, (распространение СОУГО-19) появились новые тревоги и страхи и, как следствие, новые случаи психических расстройств, которые происходят с тревожными людьми. По данным СМИ появился термин «коронафобия», а рост числа людей с невротическими расстройствами отмечают по всему миру. Условия карантина, дистанционный режим работы и учебы, неутешительные прогнозы распространения инфекции и статистика летальных исходов вызывает у людей панику, дистресс, тревожность, паранойю и депрессивное состояние [9].

Согласно общепринятому определению, страх - это эмоция, возникающая в ситуации реальной угрозы биологическому или социальному существованию индивида. Тревога - это неопределенное мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности. При этом, развитие страха и тревоги определяется биологическими, психологическими и социальными факторами.

Во всех современных обществах интеллигенция, к которой относятся педагоги высшего профессионального образования и педагоги основного общего образования, принадлежат к группе активных агентов страха и личностной тревожности. Они создают общественное мнение и влияют на оценку действительности, и, имея непосредственный доступ к учащейся молодежи, которая итак по субъективным причинам способна преувеличивать грозящую человеку опасность, в результате (тревожные педагоги) создают угрозу безопасности образовательного процесса в целом. Это становится особенно важным, так как переживание страха как базовой эмоции является главным организующим фактором самосознания и основой избирательности и целенаправленности поведения человека.

По мнению Баевой И.А., психологическая безопасность образовательной среды обеспечивается именно педагогическим коллективом, и создание и поддержание благоприятного психологического климата в учебном коллективе должно стать приоритетным направлением [1].

Таким образом, задача исследования психологических особенностей проявления страха и тревожности у представителей педагогической профессии является актуальным, поскольку даст возможность поиска более эффективных путей преодоления иррациональных, деструктивных страхов - с одной стороны и с другой, оптимизации адаптивных страхов у конкретных людей, обладающих индивидуальным опытом профессиональной деятельности, своим видением мира и людей.

Для решения поставленной задачи нами применялся метод Ч.Д. Спилбергера [10] по исследованию ситуационной и личностной тревожности, математические методы количественной и качественной обработки эмпирических данных, шкалы Лейбовича [11] для оценки реакции человека в различных социальных ситуациях и в ситуациях выступления, а также для выявления социофобии.

Базой исследования послужил Ставропольский государственный педагогический институт. Возраст испытуемых студентов 17-20 лет. В тестировании принимали участие студенты факультета психологии и дефектологии и факультета педагогики.

Результаты применения Шкалы Лейбовича показали у 79% испытуемых слабовыраженную или отсутствующую социофобию, у 12% испытуемых достаточно выраженную социофобию, у 0,4% испытуемых - сильную социофобию, у 0,2% испытуемых - очень сильную социофобию.

Таким образом, большая часть студентов не имеет существенных проблем в общении и сказывающегося на процессе общения выраженного психотравмирующего опыта. Им не свойственно бояться выступления перед аудиторией и испытывать серьезные вегетативные нарушения. Таким образом, можно говорить о сформировавшихся коммуникативных качествах и навыках, связанных с эмоциональной саморегуляцией будущего педагога. Студенты педагогического института легко идут на контакт, способны выступать перед аудиторией, не испытывают деструктивного стресса (дистресса).

Только у 0,6% студентов отмечена сильная и очень сильная социофобия, и они нуждаются в психологическом сопровождении для решения эмоциональных проблем и для адаптации в профессии. Эти 0,6 % студентов имеют наибольшие риски не адаптироваться в роли педагога.

В результате психодиагностики с использованием шкалы тревоги и тревожности по Ч.Д. Спилбергеру, мы получили данные по ситуационной и личностной тревожности.

По показателям личностной тревожности, которая используется для обозначения относительно устойчивых личностных свойств испытуемых, мы получили следующие результаты. Личностная тревожность как качество находится на высоком уровне у 60% испытуемых, у 39% она умеренная, у 4% низкая. Таким образом, большая часть реципиентов обладает выраженной тревожностью как чертой характера, как способом взаимодействия с миром и отклика на его воздействия. Эти студенты во многих ситуациях склонны видеть угрозу своей жизни, здоровью, благополучию и самооценке. Они чаще других испытывают неуверенность в своих профессиональных и личностных качествах, компетенциях и особенно переживают по поводу оценки своих достижений со стороны авторитетных людей.

В результате изучения реактивной (ситуационной) тревожности мы отметили, что у 30% испытуемых она высокая, у 65 % она умеренно выражена, у 10 % на низком уровне. Данные позволяют нам сделать вывод, что большая часть изученных студентов педагогического вуза склонна испытывать излишнее напряжение, дискомфорт и беспокойство при попадании в стрессовую ситуацию. В результате, студенты педагогического вуза предрасположены к эмоциональному выгоранию и имеют острую потребность в обучении техникам эмоциональной саморегуляции [4; 8].

Выводы. Для студентов с высоким уровнем личностной тревожности необходимо организовывать тренинги, направленные на повышение уровня самоконтроля и уверенности в различных сферах жизнедеятельности. Данные виды деятельности позволят обеспечить основной критерий психологической

безопасности образовательной среды, а именно - ее референтную значимость - эмоциональный комфорт, умение реализовать собственную точку зрения, внимательное отношение к ученикам и коллегам.

Для студентов с низким уровнем тревожности необходимо организовать занятия, направленные на повышение активности, мотивации, заинтересованности и ответственности в реализации профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейших исследований в области проявления деструктивных страхов и тревожности у студентов педагогического вуза, кроме вклада в психологию эмоций, позволит подобрать, разработать и использовать техники по повышению уровня самоконтроля, оптимизации навыков достижения эмоциональной устойчивости, по самосовершенствованию и профессиональному развитию.

Результаты исследования послужат разработке критериев комплексной безопасности образовательного пространства.

Литература:

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б., Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. - М.: ЭконИнформ, 2009 - 247 с.

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф... дис. кан. наук. - М., 2006 - 24 с.

3. Волкова Е.Н. Проблемы насилия в образовательном учреждении // Телевизионная версия Всероссийской научно-практической конференции по теме «Психологические проблемы безопасности в образовании» 2012 г. https://www.youtube.com/watch?v=70fY2576170 (дата обращения: 18.10.2020).

4. Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. Применение йоги айенгара как средства сохранения психического здоровья студентов педагогического вуза. - Мир науки, культуры, образования - 2018. №4 (71) - C. 338-340.

5. Изард Кэрол Э. Психология эмоций. - СПб., 2006. - 460 с.

6. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/ (дата обращения: 21.10.2020).

8. Хилько О.В., Долганина В.В. Профилактика нарушения психологического здоровья обучающихся и педагогов. - Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2019. - 291 с.

9. https://www.pravmir.ru/https://www.pravmir.ru/(дата обращения: 18.10.2020).

10. https://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina (дата обращения: 18.10.2020).

11. https://psycabi.net/testy/34654-test-na-sotsiofobiyu-shkala-lejbovicha-dlya-diagnostiki-priznakov-sotsialnoj-fobi(дата обращения: 18.10.2020).

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Курунов Виктор Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); старший преподаватель Самигуллин Ринат Рафильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); ассистент Айнулина Нина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В

КОНТЕКСТЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ

Аннотация. В статье представлены результаты разработки и апробации методики, позволяющей диагностировать профессиональные интересы абитуриентов. Авторы описывают процедуру стандартизации методики, а также проверки ее психометрических данных.

Ключевые слова: психодиагностическая методика, профессиональные интересы, профотбор, надежность, валидность.

Annotation. The article presents the results of the development and testing of a methodology that allows diagnosing the professional interests of applicants. The authors describe the procedure for standardizing the technique, as well as checking its psychometric data.

Keywords: psychodiagnostic technique, professional interests, professional selection, reliability, validity.

Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования Республики Башкортостан «Разработка и реализация модели отбора одаренных детей и последующей работы с ними, в том числе для подготовки к различным олимпиадам» (Договор № 06-15 от 20 декабря 2017 г.)

Введение. Сегодня учебным учреждениям высшего профессионального образования важен не просто абитуриент, важен «качественный» абитуриент. Абитуриент, который знает, чего хочет, знает, для чего он получает образование именно по выбранной специальности, каковы его карьерные ориентации, какие у него слабые и сильные стороны. Особую актуальность проблема «качественного» абитуриента приобретает для педагогических вузов. Обусловлено это падением престижа профессии учителя, большим количеством требований к личностным и профессиональным компетенциям учителя на фоне низкой оплаты труда, большого количества отчётно-учётной документации и т.п. Все это привело к тому, что в последние годы в педагогический университет приходит «случайный» абитуриент, для которого основная цель - это иметь документ о высшем образовании, а не получить профессию учителя и работать по ней. Немаловажную роль в выборе профессии в России по традиции играют родители абитуриента (Е.А. Кострюкова [6], Т.П. Маслевич, Н.Б. Сафронова, Н.Л. Минаева [9] и др.). Зарубежные исследователи учитывали несколько другой аспект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.