УДК 159. 922
соотношение восприятия эмоционального состояния другого человека по голосу со степенью обобщенности эмоциональных представлений у младших школьников с задержкой психического развития
Л.М. Беткер (Ханты-Мансийск)
Аннотация. Представлены результаты экспериментального изучения психологических особенностей взаимосвязи восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характеристикам речи со степенью обобщенности эмоциональных представлений у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормой.
ключевые слова: голос; паралингвистические характеристики речи; эмоциональные состояния; обобщенность эмоциональных представлений; младшие школьники.
Исследование особенностей процесса восприятия и интерпретации экспрессивных признаков эмоциональных состояний другого человека по голосу - один из способов выявления внутреннего содержания эмоциональных представлений, субъективных факторов нарушений развития социально-перцептивной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР), учет и развитие которой важно в решении вопросов качества их социализации. При оказании психолого-педагогической помощи младшему школьнику с ЗПР в школе большое значение приобретает формирование у него адекватного восприятия эмоциональных состояний другого человека по паралингвистическим характеристикам речи [2, 6].
Эта проблема выступила в качестве центральной в психолого-педагогических исследованиях (О.К. Ага-веляна, М.Г. Агавелян, Т.А. Власовой, Н.И. Кинстлер, Н.Б. Шевченко). Авторы отмечают, что адекватное восприятие индивидуально-психологических характеристик другого человека по невербальному поведению позволит учащимся ориентироваться в полифункциональном процессе межличностных взаимоотношений [1].
Современная возрастная и коррекционная психология располагают рядом исследовательских работ, рассматривающих различные аспекты проблемы особенностей восприятия невербальной коммуникации [3, 4, 7]. Так, в психологических исследованиях акцент делается в основном на смысловую нагруженность мимики, физического облика и внешности (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Ж.И. Намазбаева, Т.З. Стернина); кине-стического поведения (О.С. Гольдфарб, Н.А. Першина); голоса и интонационной установки (Н.В. Шевченко, Л.М. Якушева); походки, т.е. в создании образа партнера по общению (Н.И. Кинстлер). Кроме того, исследователи делают вывод, что опознание эмоций зависит от их места в личном опыте, от особенностей вербальных и графических описаний. В исследованиях указывается на зависимость понимания эмоций от сформирован-ности соответствующих образов-представлений, опыта эмоциональных переживаний детей, эмпатических реакций, словаря эмоций (Г.М. Бреслав, Т.Н. Гаврилова, Т.В. Корнеева, и др.).
Однако в литературе по данной проблеме существует явный акцент на результативную идентификацию определенных элементов невербальной коммуникации, при этом неполно рассматривается восприятие голоса, паралингвистических характеристик речи, несущих информацию об эмоциональном состоянии человека, во взаимосвязи с индивидуальным опытом, содержанием эмоциональных представлений, сложившихся в процессе взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками. Мало изучены особенности эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР, а специфика восприятия эмоционального состояния по паралингвистическим характеристикам речи в связи с особенностями личного опыта и способностью его структурирования и обобщения в определенной системе еще не стала предметом пристального внимания ученых и затронута лишь в отдельных исследованиях (М.Г. Агавелян, Т.З. Стернина, Т.И. Гаврилко). Мы полагаем, что без решения этой задачи невозможно формирование личности, способной к правильной интерпретации поведения другого человека по внешней экспрессии, актуализации и обобщению социального опыта, принятию самостоятельных решений в различных ситуациях.
Целью нашего исследования стало изучение психологических особенностей взаимосвязи адекватного восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характеристикам речи со степенью обобщенности эмоциональных представлений у младших школьников с ЗПР в сравнении со сверстниками с нормальным уровнем развития (НУР). В психологическом исследовании участвовало 96 младших школьников с НУР и 95 с ЗПР [2].
При организации исследования были использованы: 1) методика на определение степени развития эмоционального слуха (В.П. Морозов); 2) беседа «Объяснение эмоционального состояния»; 3) программный пакет «SPSS for Windows Version» по Пирсону.
Методика на определение степени развития эмоционального слуха позволила оценить способность адекватно различать эмоции другого человека по голосу на основе актерского моделирования эмоционального
35
№ 37
Сибирский психологический журнал
2010 г.
состояния (изолированное предъявление эмоционально окрашенных фрагментов речи). Детям предлагалось распознать эмоциональное состояние (радость, печаль, страх, гнев, нейтральное звучание), моделируемое актером. После прослушивания аудиозаписи фраз участники исследования должны были опознать их эмоциональные контексты.
Целью беседы «Объяснение эмоционального состояния» было изучение структуры знаний об эмоциях у младших школьников с ЗПР и НУР. При составлении вопросов беседы мы придерживались принятого в психологии положения теории деятельности А.Н. Леонтьева о системной организации знаний об эмоциях и опирались на следующие понятийные признаки эмоциональных состояний (ЭС):
- обозначение ЭС (Как ты думаешь, что чувствует этот человек?);
- причины ЭС (Почему он чувствует эту эмоцию?);
- вербализованное описание внешнего выражения ЭС (Опиши, как он при этом выглядит?);
- последствия ЭС (Что делает, каковы действия человека, испытывающего данные эмоции?).
Необходимо отметить, что такая организация вопросов содержала некоторую помощь по структурированию ребенком знаний о признаках эмоции, что дало нам возможность зафиксировать их в определенной логической последовательности и оценить степень обобщенности эмоциональных представлений у младших школьников с ЗПР в сравнении с НУР.
Результаты теста В.П. Морозова показали, что средняя точность опознания всей совокупности эмоций -радости, печали, страха, гнева, нейтрального состояния - по паралингвистическим характеристикам речи у младших школьников с ЗПР ниже среднестатистической
Т ак, наибольшее количество лексем младшими школьникам с ЗПР используется при описании гнева (553) и печали (506), меньше - при интерпретации страха (431) и нейтрального состояния (425), минимальное количество - при интерпретации эмоции радости (401). В ответах младших школьников с НУР на первом месте находится объяснение радости (801 описание), на втором месте -объяснение печали (744 высказывания), на третьем - объяснение нейтрального состояния (664 описания), затем описание страха (653 высказывания) и на последнем месте - объяснение эмоции гнева (603 описания).
Наиболее структурированным у младших школьников с ЗПР является объяснение эмоции радости.
нормы (В.П. Морозов), т.е. 55,6±11,8. Анализ экспериментальных данных показал, что большинство младших школьников с ЗПР легче всего опознают эмоцию радости (81,27%), в меньшей степени адекватно - эмоцию гнева (55,14%), затем эмоцию печали (54,85%) и эмоцию страха (51,28%), в наименьшей степени - нейтральное состояние (35,62%). Выявлена неадекватность восприятия младшими школьниками с ЗПР эмоциональных контекстов гнева, печали, страха, нейтрального состояния в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Индивидуальные показатели объема адекватного распознания эмоций разных модальностей у них ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, адекватно распознают одну-две эмоции (48,5%).
Результаты беседы «Объяснение эмоционального состояния» позволили нам выявить психологические особенности структурирования и обобщения знаний об эмоциях. Анализу подвергнуты количество словоупотреблений; содержание эмоциональных представлений; глагольность (агрессивность); степень обобщенности эмоциональных представлений.
Содержательный анализ ответов испытуемых позволил выявить объем речевой продукции при интерпретации эмоциональных состояний по паралингвистическим характеристикам речи, который у младших школьников с ЗПР меньше (2316 лексем), чем у младших школьников с НУР (3465 лексемы). Это свидетельствует о различиях в словарном запасе, бедности эмотивной лексики, служащей средством оценки и объяснения эмоций у младших школьников с ЗПР.
Особенности субъективного опыта младших школьников с ЗПР и НУР нашли свое отражение в преобладании словоупотребления одних эмоций над другими (таблица).
Структура признаков эмоционального состояния достаточно упорядоченная. Например: «Он почувствовал радость, - потому, что он получил хорошую оценку, - у него было улыбчивое лицо, показал оценку в дневнике маме» (Таня Э., ЗПР, 2-й кл).
Менее структурированными у младших школьников с ЗПР стали объяснения эмоций гнева, страха, печали, нейтрального состояния. Качественный анализ описания эмоции гнева показал, что при описании данного контекста они чаще указывают на следствия, реже - на причины гнева (например, «бил», «дрался»), что свидетельствует о смешении испытуемыми причин возникновения эмоциональных состояний со
Частота употребления лексем младшими школьниками, использованных при восприятии эмоций, кол-во раз
Признаки эмоцион. состояний Радость Гнев Страх Печаль Нейтрал.
ЗПР НУР ЗПР НУР ЗПР НУР ЗПР НУР ЗПР НУР
Обозначение 96 103 83 99 86 106 96 98 109 129
Причины 132 219 105 197 108 226 212 323 188 270
Выражение 49 123 90 139 81 160 70 155 56 89
Следствия 124 356 275 168 156 161 128 168 72 176
Всего 401 801 553 603 431 653 506 744 425 664
36
Клиническая психология. Психология здоровья
следствиями переживания этих эмоций. Отмечаются варианты изменения испытуемыми своих определений эмоционального состояния по ходу его объяснения. Например: «Она почувствовала грусть - скучает по бабушке, которая живет в другом городе; почувствовала злость - у нее был плохой вид - она заплакала» (Валя К., ЗПР, 2-й кл.). Структура ответов младших школьников с НУР точно отражала в общих чертах обозначенные признаки эмоциональных состояний.
К глаголам и глагольным формам (деепричастия, причастия), используемым при описании гнева и наиболее часто встречающимся в описаниях группы детей с ЗПР, применялся расчет коэффициента глагольности, позволивший нам выявить агрессивные тенденции в обследуемых группах.
Расчет агрессивных тенденций в поведении младших школьников с ЗПР показал высокие результаты (63%). В большей степени у них преобладают черты деструктивно-агрессивного характера (63%), например: «орет», «дерется», «бьет», «кусается», «психует», «ногами топает» и т.п.; в меньшей степени - глаголы и глагольные формы, описывающие недеструктивно-агрессивное поведение (37%), например: «его кто-то довел», «злится от того, что его ругают», что свидетельствует о защитном характере поведения в ситуации угрозы.
У большинства младших школьников с НУР преобладают глаголы и глагольные формы, описывающие недеструктивно-агрессивное поведение (69%), в меньшей степени - деструктивно-агрессивное (31%). У части детей (31%), использующих высказывания агрессивного характера, при описании человека, испытывающего гнев, в ответах присутствовали такие лексемы, как: «кричит», «ругается», «хлопнул дверью», «забежал к себе в комнату».
Таким образом, содержание представлений младших школьников с ЗПР об эмоциональных состояниях обусловлено индивидуальным житейским опытом, отношениями, ситуациями сферы их межличностного взаимодействия.
На основании различий в качестве знаний, проявляемых в структуре описаний эмоциональных состояний у младших школьников с ЗПР и НУР, выявлены степени обобщенности эмоциональных представлений.
У большинства младших школьников с ЗПР (51,05%) доминирует средняя степень обобщенности эмоциональных представлений, в меньшей мере отмечается низкая (30,2%) и в минимальной - высокая (18,75%).
Большинство младших школьников с НУР продемонстрировали высокую степень обобщенности житейских представлений об эмоциях (72,63%), в меньшей мере -среднюю (26,31%), в наименьшей - низкую (1,06%).
Для младших школьников с ЗПР (51,04%) и части детей с НУР (26,04%) со средней степенью обобщенности эмоциональных представлений характерна фрагментарная структура знаний об эмоциональных состояниях. Дети склонны к целостному обобщению
лишь 1-2 эмоциональных состояний. Не сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, в то же время наблюдаются трудность вербального описания, бедность словарного запаса. Установлена преимущественная фиксация опыта детей лишь на следствиях эмоциональных состояний, представления об эмоциях сформированы частично, снижен порог чувствительности.
При интерпретации эмоциональных состояний младшие школьники с ЗПР упор делают на единичные признаки эмоций. Характерны трудности в определении причин эмоциональных состояний, в то время как младшие школьники с НУР могут привести несколько причин, обусловливающих то или иное эмоциональное состояние.
Низкая степень обобщенности эмоциональных представлений характерна для 30,2% младших школьников с ЗПР и лишь для 1,06% младших школьников с НУР. Этим детям присущи следующие черты: низкая чувствительность к эталонам-образцам эмоциональных состояний, слабая дифференцированность признаков эмоций, ясного представления об эмоциях не сформировано, житейский опыт еще не концентрируется вокруг словесного обозначения, вербализируется в непроизвольном порядке.
У наименьшей части младших школьников с ЗПР с высокой степенью обобщенности (18,75%) и большей части младших школьников с НУР (72,63%) описание эмоций более дифференцированное, подробное. В объяснениях, кроме четкого и адекватного определения (например, страх, гнев, радость и т.п.), ясными и описанными становятся причины их возникновения эмоций (например: печаль, потому, что хомяк пропал, и т.п.). Выделяются характерные особенности внешних проявлений эмоций (например, сжал кулаки, гневный голос, улыбался, плакал и т.п.), а последствия их отчетливо соотносятся с особенностями предмета эмоции.
Таким образом, обобщение эмоциональных представлений у младших школьников с ЗПР имеет существенные особенности, которые проявляются в недостаточной целостности обобщения эмоционального состояния другого человека, трудностях выстраивания иерархизованных структур знаний об эмоциях человека и углубления этих структур. В связи с этим представления младших школьников с ЗПР о внутреннем мире людей, о реальности эмоциональных переживаний долгое время остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации. Это приводит к дальнейшему замедлению темпа формирования четко структурированной, иерархизованной системы знаний об эмоциональных состояниях человека.
Для выявления взаимосвязи особенностей адекватного опознания эмоций по паралингвистическим характеристикам речи и степени обобщения эмоциональных состояний использовался коэффициент корреляции Браве Пирсона. Расчет коэффициента линейной корреляции показал, что у младших школьников с ЗПР степень обобщенности представлений об эмоциях свя-
37
№ 37
Сибирский психологический журнал
2010 г.
зана с вероятностью адекватного опознания эмоций радости (r = 0,885, р < 0,01), гнева (r = 0,492, р < 0,01), печали (r = 0,611, р < 0,01), страха (r = 0,481, р < 0,01) и нейтрального состояния (r = 0,491, р < 0,01). Наличие значимой корреляционной взаимосвязи между степенью обобщения и адекватностью распознавания эмоционального состояния радости, гнева, печали, страха (r = 0,661, р < 0,01; r = 0,626, р < 0,01; r = 0,456, р < 0,01; r = 0,332, р < 0,01) установлено и у младших школьников с НУР, что доказывает зависимость восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характеристикам речи от способности к обобщению при интерпретации эмоций. Данная связь подтверждает отмеченное в [4] мнение о реальном значении житейских представлений в интерпретации эмоционального состояния другого человека.
Таким образом, полученные данные позволили установить, что способность к адекватному восприятию
эмоциональных состояний по паралингвистическим характеристикам речи у младших школьников с ЗПР связана со способностью к обобщению эмоциональных представлений. Сниженная способность к опознанию эмоциональных состояний другого человека по паралингвистическим характеристикам речи у младших школьников с ЗПР обусловлена нарушениями в обобщении субъективного эмоционального опыта, его бедностью и фрагментарностью.
Полученные данные позволили определить содержание коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия эмоционального состояния другого человека на основании паралингвистических характеристик речи у младших школьников с ЗПР. Базовым положением выступила опора на субъективный социальный опыт детей с ЗПР, определяющий содержание восприятия и понимания ими эмоциональных состояний, его расширение и углубление.
Литература
1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск: Лурье, 1999. 357 с.
2. Беткер Л.М. Психологические особенности восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характери-
стикам речи у младших школьников с ЗПР: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009. 21 с.
3. Морозов В.П. Невербальные коммуникации: эксперимент, теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993. № 1.
С. 18-32.
4. ПашинаА.Х. К проблеме распознания эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 88-95.
5. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособие / Под ред. О.А. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с.
6. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие. М.:
Академия, 2002. 175 с.
7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. СПб.: Речь, 2009. 128 с.
CORRELATION OF EMOTIONAL STATE PERCEPTION OF ANOTHER PERSON BY VOICE WITH AN INTEGRATED DEGREE OF EMOTIONAL IMAGINATIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION Betker L.M. (Khanty-Mansiysk)
Summary. The article touches upon psychological features of interconnection of emotional state perception of another person by paralinguistic characteristics of enunciation with an integrated degree of emotional imaginations of younger schoolchildren with mental retardation in comparison with the norm. The article also deals with experimental research results of emotional sphere development of younger schoolchildren with mental retardation according to the model of different emotional states recognition by intonation paralinguistic characteristics of enunciation.
Key words: voice; paralinguistic characteristics of enunciation; emotional states; integrated emotional imaginations; younger schoolchildren.
38