Научная статья на тему 'К проблеме контроля уровней владения иностранным языком студентами неязыковых факультетев'

К проблеме контроля уровней владения иностранным языком студентами неязыковых факультетев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королькович Н.П.

Статья рассматривает проблему контроля уровней владения иностранным языком студентами неязыковых факультетов. Вузовский курс иностранного языка для студентов неязыковых специальностей носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер, что вызывает необходимость выделения разных уровней коммуникативной компетенции, выступающих в качестве объектов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королькович Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reports on the problem of assessing the level of the English language knowledge with the students of non-linguistic departments. The university course of English for students of non-linguistic departments is of a communicative and profession-aimed character. This therefore requires distinguishing between different levels of communicative competence that represent the objects of assessment.

Текст научной работы на тему «К проблеме контроля уровней владения иностранным языком студентами неязыковых факультетев»

Н.П.КОРОЛЬКОВИЧ

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург

К ПРОБЛЕМЕ КОНТРОЛЯ УРОВНЕЙ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ

ФАКУЛЬТЕТОВ

Статья рассматривает проблему контроля уровней владения иностранным языком студентами неязыковых факультетов. Вузовский курс иностранного языка для студентов неязыковых специальностей носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер, что вызывает необходимость выделения разных уровней коммуникативной компетенции, выступающих в качестве объектов контроля.

This article reports on the problem of assessing the level of the English language knowledge with the students of non-linguistic departments. The university course of English for students of non-linguistic departments is of a communicative and profession-aimed character. This therefore requires distinguishing between different levels of communicative competence that represent the objects of assessment.

Важнейшим условием управления процессом профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (ИЯ) студентов неязыковых факультетов является научно обоснованная и методически грамотная организация контроля уровней владения иностранным языком обучающимися.

Под уровнем владения ИЯ понимается степень сформированности коммуникативной компетенции, обеспечивающая возможность решать на ИЯ задачи общения в соответствии с условиями коммуникации и с использованием необходимых для этого языковых знаний, речевых навыков и умений. Разработанная в 1990-е гг. в рамках Совета Европы «Шкала уровней владения языком» послужила основой для определения минимума обязательных требований к целям и содержанию обучения на каждом уровне. Конечной целью овладения ИЯ при этом является формирование коммуникативной компетенции как совокупности ряда компетенций: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, стратегической, компенсаторной .

* Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие М., 2006.

В качестве критериев для выделения разных уровней владения ИЯ рассматриваются: 1) задачи, которые могут быть решены средствами изучаемого языка; 2) сферы, темы общения, в рамках которых эти задачи решаются; 3) лингвистическая и экстралингвистическая корректность решения поставленных задач общения. Условиями успешности продвижения от одного уровня к другому в ходе обучения являются: 1) сложность изучения ИЯ; 2) количество часов, отводимое на его изучение; 3) способность обучающихся к овладению ИЯ.

Одним из наиболее эффективных средств контроля уровней ИЯ считается тест. Тест всегда имеет теоретическое обоснование: в нём чётко определено, что ожидается от тестируемого и как эти учебные действия будут интерпретированы и оценены. Требования, предъявляемые к тесту как измерительному инструменту, а именно обеспечение надёжности измерения и ва-лидности его интерпретации, являются определяющими. Тест будет выполнен успешно, если будет создана благоприятная психологическая обстановка, преподаватель будет доброжелателен по отношению к студентам, тестовые задания будут отвечать

- 89

Санкт-Петербург. 2008

возрастным особенностям и интересам обучающегося, а интерпретация результатов не будет выходить за границы, установленные его целью.

В соответствии с новейшими работами в области тестирования вообще и в методике обучения ИЯ в частности, тесты и тестовые задания, предназначенные для определения уровня сформированности речевых умений, являются моделью проверяемых речевых умений в чтении, говорении, аудировании и письме. Подобная модель должна: 1) отражать случаи использования языка в реальной жизни; 2) интегрировать умения (в чтении и устной речи); 3) принимать во внимание взаимосвязь контекста общения и цели общения; 4) быть аутентичной как в плане текстов, так и в отношении заданий; 5) инициировать достаточно обширный речевой продукт, чтобы позволить проверяемому выдать определённое содержание или развернуть устно-речевую ситуацию, предложив индивидуальный уникальный способ решения коммуникативной задачи.

Вузовский курс ИЯ для студентов неязыковых специальностей носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер. Цель курса -формирование у студентов неязыковых специальностей коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать ИЯ как в профессиональной деятельности, так и для целей самообразования. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения ИЯ, вызвало необходимость выделения разных уровней коммуникативной компетенции, выступающих в качестве объектов контроля.

Тесты позволяют с первого года обучения ориентироваться на планируемые результаты. Осуществлять контроль без чётко-

го видения планируемого результата обучения на каждом этапе учебного процесса непродуктивно, ибо контроль должен быть

* тэ

адекватен ему . В ходе тестирования студенты неязыковых факультетов должны наличие коммуникативной компетенции, необходимой для иноязычной деятельности по изучению и творческому осмыслению зарубежного опыта в профилирующей и смежных областях науки и техники, а также для делового профессионального общения.

Студенты должны понимать на слух сообщение профессионального характера; участвовать в диалоге и беседе, решать проблемную задачу (сопровождаемую дискуссией), строя сообщение в форме монологического высказывания профессионального характера; понимать основное содержание текста, с извлечением определённой информации из текста и с полным пониманием текстов функционального характера (при этом предполагается умение использовать справочную литературу, в частности словарь); написать письмо, заполнить анкету, аннотировать, составлять план или тезисы прочитанного/прослушанного текста.

Для тестов и тестовых заданий, рассчитанных на выявление итогового уровня успешности овладения обучающимися ИЯ за весь курс обучения, главным критерием должно быть их соответствие конечному набору речевых умений и уровню их сфор-мированности, зафиксированных в Программе обучения ИЯ (в вузах неязыковых специальностей), а также чёткое определение критериев оценивания, позволяющих считать, что итоговые требования достигнуты. Авторы программы: Е.В.Мусницкая, НИ.Гез, НМ.Громова, Е.Ю.Долматовская, Л.П.Зайцева, Л.П.Смирнова. - Москва: ГНИИ ИТТ «Информика» (Интернет публикация), 2000. - Режим доступа: http://www. edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.01.01.htm

* Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие / Под ред. А.А.Миролюбова. Обнинск, 1999.

90 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.