И.И. ХАЛИКОВ
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРОВОЙ ПРИРОДЫ ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Ключевые слова: мадхия, марсия, хитап, мактуб, Шигабутдин Марджани, Мифтахетдин Акмулла, Гали Чокрый, Газиза Самитова
Прослеживаются истоки формирования новой общественно-идейной функции жанров мадхии, марсии в татарской поэзии второй половины XIX в. Анализируется процесс эволюции новых жанров, а также влияние их на развитие новых стилевых процессов.
1.1. KHALIKOV
TO THE PROBLEMS OF INVESTIGATION OF GENRE NATURE OF TATAR POETRY OF THE SECOND HALF OFXIX CENTURY
The issue describes sources of forming new public high minded function of genre ode (madhiya), elegies (marsiya) in tatar poetry of the second half of XIX century. The process of evolution of new genres is analyzed and also shown its influence on the developing of new style processes.
Как известно, историю развития литературы нельзя писать, не исследовав её отдельных узловых проблем. Одной из таких, на наш взгляд, является изучение жанровой природы произведений.
Данная проблема усложняется ещё и тем, что исследование категорий жанра в литературоведении всегда становилось предметом острых споров учёных.
В силу своей универсальности и в то же время конкретности жанр с трудом поддаётся систематизации и классификации. В широком смысле жанр это категория, в которой «отражаются черты самых разнообразных художественных методов, школ и направлений» [7, с. 3]. В узком смысле жанр понимается как выделяемая в рамках родов литератур категория, которая «обладает определённым комплексом устойчивых свойств» [8, с. 333].
Необходимо также отметить, что возникновение и развитие жанров тесно взаимосвязано с формированием литературного стиля. Вообще «развитие жанров и формирование и обогащение стилей есть теснейшим образом связанные между собой художественные явления, составляющие по сути двуединый процесс» [1, с.4].
Доказательством вышесказанного может послужить пример развития татарской поэзии второй половины XIX в. Поэзия, будучи наиболее древней и развитой формой национальной литературы, в этот период стала своеобразным глашатаем идей просвещения. Но, как заметил Р. Ахметов, по мере усиления борьбы за обновления татарского общества, перевода его на рельсы просвещения и прогресса росла потребность в массовых органах печати [3, с. 157]. Отсутствие таковых компенсировалось оживлением своеобразных письменных жанров поэзии, таких как мадхия (ода), марсия (элегия-некролог), хитап (поэтическое обращение), мактуб (стихотворное послание) и др.
Получившие свою вторую жизнь жанры мадхии, марсии, хитапа и мактуба в плане содержания существенно отличались от средневековых образцов. Так, если в одах, написанных в условиях феодального общества, идеализируется и воспевается бог, пророки или различные государи, то во второй половине XIX в., как подметил Ш. Садретдинов, ведётся интенсивный процесс исканий и пропаганды просвещённого героя. Одним из таких героев того времени, как известно, становится просветитель и учёный-историк татарского народа Шигабутдин Марджани.
Из многочисленных од, посвящённых деятельности Марджани, особо стоит выделить произведение М. Акмуллы «Памяти Шигабутдина Марджани». Изначально автор задумывал написать оду в честь известного учёного, но известие о его скоропостижной кончине заставило поэта добавить в своё произведе-
ние главу, которая больше напоминает марсию. Хотя название произведения и предполагает оплакивание, уместнее было её бы назвать одой. Так как произведение целиком построено на восхвалении заслуг Шигабутдина Марджани. Таким образом, получился некий синтез двух жанров. Именно это произведение наиболее ярко отразило процесс формирования новой общественноидейной функции жанра мадхии в татарской поэзии конца XIX в. Поэт, отказываясь от идей суфизма, которые главным образом пропагандировали отказ от земных благ, героем своей оды сделал человека земного и просвещённого. «Поэт выдвинул совершенно новую концепцию личности - концепцию активного, деятельного человека» [6, с. 51].
Стоит также отметить, что М. Акмулла смог традиционную структуру своей оды дополнить новым содержанием и тем самым добиться некоего синтеза традиционного и новаторского. Так, в духе восточной поэзии он «берёт какое-нибудь качество своего героя и изображает его с помощью множества различных сравнений и метафор» [6. с. 51]. Например, Акмулла сравнивает Марджани со сверкающим алмазом, ныряльщиком, который достаёт «со дна моря истины», драгоценные жемчужины. В то же время автор нарушает каноны и торжественный стиль традиционной мадхии, внося в оду едкую сатиру и конкретноземные изображения.
Обновление жанра мадхии было также связано с ростом национального самосознания татар и возникшим интересом к великому прошлому родного народа. В этой связи необходимо отметить произведение «Хвала Казани», принадлежащее перу замечательного поэта конца XIX в. Гали Чокрыю. Поэт в своём произведении сумел создать возвышенный образ города Казани. И здесь с уверенностью можно сказать, что он «возродил на новой национальной основе некогда популярный на Востоке жанр фадагиль» [3, с. 153].
Большинство произведений Г. Чокрыя написаны в жанре марсии. Его перу принадлежат около двухсот стихотворных произведений, написанных в этом жанре. Главный герой его элегий-некрологов реальный человек с его конкретными делами и заслугами. Так, в марсие, посвящённой своему учителю Нигма-тулле хазрату, поэт восхваляет заботу, которую тот проявил по отношению к простым людям, построив водопровод, который облегчил жизнь сельских жителей. У Г. Чокрыя жанр марсии теряет свою первоначальную функцию - оплакивания и причитания. Марсии поэта отличаются патетикой, которая больше свойственна одам.
Вообще поэзии этого периода свойственны синтезы нескольких жанров, стирание границ традиционных жанров, а также постепенное разрушение «незыблемых» канонов, господствовавших в течение нескольких веков. С уверенностью можно сказать, что происходит трансформация жанров.
Ко всему сказанному стоит также добавить, что в конце XIX в. усиливаются связи с передовой русской культурой. В результате в татарскую литературу начинают проникать новые жанры. Доказательством вышесказанного является процесс эволюции жанра элегии в творчестве Г. Самитовой.
Поэтессе удалось перенести древний жанр античной литературы на национальную почву, обогатить её новыми образами, сюжетами и мотивами. Бытовавший в эпоху литератур классицизма и романтизма, которые сформировали её новые признаки, жанр элегии оказался в совершенно новой для себя среде - просветительского реализма.
Необходимо отметить, что татарская поэзия конца XIX в., развивавшаяся в русле просветительского реализма, ощутила на себе влияние двух культур: восточной и западной. С одной стороны, живучесть литературных традиций средневекового Востока, с другой - тесная связь с русской культурой и литературой, а также знакомство с её передовыми идеями сформировали своеобраз-
ный и неповторимый стиль татарской поэзии конца XIX столетия, который можно охарактеризовать как национальный и демократичный.
Действительно, передовые идеи просвещения раскрепостили, в буквальном смысле этого слова, поэтов и писателей, дав им возможность писать, не подчиняясь строгим канонам и устоявшимся нормам, а исключительно по зову сердца.
Демократизация литературы приводит к тому, что возрастает интерес к изображению реальной действительности. Поэтому во второй половине XIX в. заметно расширяется круг изображаемых тем, а также наблюдается процесс усвоения новых поэтических образов. Всё вышесказанное даёт нам возможность говорить о развитии новых стилевых процессов в татарской поэзии конца XIX в., сопровождавшихся обновлением жанров традиционной поэзии.
Литература
1. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе. Литературоведческая монография / А. Вахитов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. 350 с.
2. Гайнуллин М.Х Татарская литература XIX века / М.Х. Гайнуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. 307 с.
3. История татарской литературы нового времени (XIX - начало XX в.) / рук. авт. кол. и науч. ред. Г. М Халитов. Казань: Фикер, 2003. 417 с.
4. Мифтахетдин Акмулла. Шигырьлэр / тез., кереш сYз авт. Ф. Яхин. Казан: ТДГИ нэшр., 2001. 96 б.
5. Поэт-просветитель Акмулла: мат. юбил. торжеств и науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рожд. / сост.: М.А. Усманов, Ш.Н. Асылгареев, Н.Г. Юзеев, Р.А. Ахметов. Казань, 1983. 200 с.
6. Садретдинов Ш.А. Образ Ш. Марджани в свете эстетического идеала Акмуллы / Ш.А. Садретдинов // Поэт-просветитель Акмулла: матер. юбил. торжеств. и науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рожд., Казань, 1983. С. 44-53.
7. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы / Н.П. Утехин. Л.: Наука, 1982. 185 с.
8. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. 4-е изд., испр. и доп. / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 2005. 405 с.
ХАЛИКОВ ИЛЬГИЗ ИЛЬДАРОВИЧ родился в 1983 г. Окончил Стерлитамакскую государственную педагогическую академию. Аспирант института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (г. Казань). Область научных интересов - татарская поэзия XIX в., теория литературы. Автор 15 научных публикаций.