Научная статья на тему 'Типология жанров в поэзии Роберта Миннуллина'

Типология жанров в поэзии Роберта Миннуллина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
621
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXВ / ПОЭЗИЯ Р. МИННУЛЛИНА / ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВ / TATAR LITERATURE OF THE XX-TH CENTURY / GENRE TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насибуллина Нурида Шайдулловна, Хасанова Фарида Фирдавесевна

Рассматриваются проблемы типологии лирических жанров, индивидуальное жанровое начало, своеобразие, характерные черты в поэзии Р. Миннуллина. Проводится анализ творчества поэта, выявляется специфика жанров его произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genres Typology in Robert Minnullin''s Poetry

In this article we consider lyrical genres typology, individual genre beginning, peculiarities and characteristics of R. Minin's poetry. The author analyzes the poet's works, brings to light the specific genre form of his works.

Текст научной работы на тему «Типология жанров в поэзии Роберта Миннуллина»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305).

Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 45-48.

Н. Ш. Насибуллина, Ф. Ф. Хасанова

ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВ В ПОЭЗИИ РОБЕРТА МИННУЛЛИНА

Рассматриваются проблемы типологии лирических жанров, индивидуальное жанровое начало, своеобразие, характерные черты в поэзии Р. Миннуллина. Проводится анализ творчества поэта, выявляется специфика жанров его произведений.

Ключевые слова: татарская литература XXв., поэзия Р. Миннуллина, типология жанров.

Типология изучаемых явлений - одна из важных задач науки. Объект научного познания постоянно изменяется, приобретает разные формы. Наука при этом стремится обнаружить общие свойства во всех его проявлениях, упорядочить многообразие вариаций. Для этого используются различные методы. Первый и наиболее важный из них - классификация. Классификация - это выделение некоторой группы (класса) явлений на основе их тождества между собой и отличия от других явлений. Осуществляется она на эмпирическом уровне, на уровне наблюдаемых свойств явлений. Однако для сложных систем классификация оказывается недостаточной, здесь становится необходим другой метод - типологизация. Типологизация - это причисление изучаемого предмета к какому-либо типу. Типология всегда связана с идеализацией, то есть построением идеальной, абстрактной модели, отвлекающейся от конкретных свойств объектов [3. С. 685]. Классическая типология жанров лирики, основанная на совмещении понятий жанрового и родового содержания, предложена Г. Поспеловым. Исследователь выделяет следующие тематические разновидности лирики: медитативная, медитативно-изобразительная, описательно-изобразительная, персонажная, повествовательная [3. С. 387].

Типология - это совокупность методов научного познания, основанная на делении объектов изучения по определенным признакам, а в последующем их обобщение на основе типовой или идеализированной модели. Типология, как правило, применяется практически во всех науках, где имеется разнородное по составу количество систем, которое требуется упорядочить или систематизировать с помощью каких-то отличительных свойств. При изучении объектов выявляются принципы их сходства и отличия, исследуется строение системы для надежной их идентификации и выявления

ее закономерности, для поиска аналогичных, но неизвестных пока объектов.

Р. Миннуллин - один из татарских поэтов, обогативших и способствовавших развитию татарской литературы, насыщению ее тем и жанров. В творчестве поэта отражаются общественно-политические и исторические события, перемены эпохи, связь поколений, поднимаются нравственные проблемы, затрагивается тема формирования личности.

Поэт, пришедший в начале 70-х гг. XX в. на литературную арену с лирическими стихами, сегодня пишет в самых различных поэтических жанрах и является уже автором свыше 60 сборников. В татарском мире Р. Миннуллин известен как автор стихов многих популярных песен, как замечательный детский поэт, тонкий лирик и горячий публицист. Поэт в равной мере талантливо и самобытно пишет как для детей, так и для взрослых. По его стихам создано более 300 песен, некоторые из них перешли в статус знаковых произведений татарского музыкального искусства. Ныне тиражи книг Р. Миннуллина превысили миллионный рубеж.

В семитомных «Избранных произведениях» автора (Казан, 2007) нами было выбрано 934 стихотворения и определена их жанровая принадлежность. Мы выявили, что поэт в последние годы предпочитает жанр посвящений. В этом жанре написано более 240 стихотворений. Среди них насчитываются 58 мадх, 24 марсии, 19 од. Кроме того, поэт предпочитает писать еще в таких жанрах, как баллада, реквием, элегия, пародия-эпиграмма, стихотворение-реклама, стихотворение-монолог, стихотворение-письмо, стихотворение-побуждение, стихотворение-шутка, этюд, эскиз, стихотворный автограф, которые, в свою очередь, делятся еще на более мелкие формы. Например, стихотворения поздравительного характера включают в себя такие миниатюрные формы

произведений, как веселый тост, поздравления, шутки, рифмы, эпиграммы.

Ф. Хасанова в поэзии Р. Миннуллина обнаружила индивидуальные, свойственные только ему художественные приемы создания юмора и иронии, показала при этом некоторые авторские жанровые особенности панегирических жанров [5. С. 105]. М. Мулюков, изучая деятельность Р. Миннуллина в области литературоведения, тоже отмечает многожанровость его творчества [2. С. 86]. Н. Юсупова находит интересным жанровое воплощение лирики. В работах исследователей подчеркивается большой прогресс в творчестве поэта, доказательно обосновывается усиление философского направления в лирике поэта с каждым новым произведением.

Актуальность темы заключается в том, что творчество поэта Р. Миннуллина за последнее десятилетие (начало XXI в.) приобретает новые качественные изменения, что не в полной мере оценивается в татарской литературоведческой науке. Данное исследование восполняет этот пробел. Р. Миннуллин, занимающий сегодня в татарской поэзии свое особенное место, является одним из самых читаемых поэтов. В целом статей, монографий, отражающих те или иные стороны творчества Р. Миннуллина, освещающих особенности стихов для детей, написано достаточно много. А исследований в направлении жанровой типологии недостаточно.

Р. Миннуллин раскрывает новые функции жанра, обогащая его гражданским содержанием. Из панегирического жанра поэт использует жанры оды (мадхии) и элегии (марсии). Анализируя стихотворения, написанные в жанре оды, хочется отметить, что вдохновение поэт находит в культурных традициях своей нации. Это великое чувство проходит красной нитью в его творчестве. Основная тема од Р. Миннуллина - это воспевание мужества татар в таких стихах, как «Свобода», «Татары Башкортстана», «Наш Идель», «Песня героев». Традиция оды, специфика жанра требуют яркости образных выражений, красочности стиля. Поэт, перечисляя достоинства того или иного лица, описывает их образно. В то же время нельзя недооценивать и определенное идейно-эстетическое значение од Р. Миннуллина. В них поэт открывает путь реалистическим принципам воплощения одической тематики.

В ряду ранних одических произведений Р. Миннуллина особняком стоит стихотворение «О святой дом». Именно здесь наметились

очень важные тенденции в развитии жанра, поэт впервые обращается к традиционно-одическим образным приемам. Стихотворение «О святой дом», опубликованное в 1967 г. в книге «Будьте счастливы», посвящено роддому. Это не просто дом, для поэта это место более свято, чем Мекка: «О святой дом! / Мы приходим к тебе -/ Святость твоя выше Мекки./ Невольно задумываешься здесь/ О святом - о человеке» (здесь и далее пер. авторов). Как видно, лирический герой задумывается о святом образе - о человеке. Новорожденных богатырей он возвышает до богов. Образ младенца, видящего прекрасные сны на руках своей счастливой матери, - центральный образ в стихотворении «Мадхия». Поэт также делает акцент на том, что его ждет впереди большой жизненный путь и борьба. Автор говорит о том, что улыбка матери, светлые звуки младенцев прибавляют Родине счастья; пока они есть на земле, в стране будет спокойствие. В произведении образ матери и младенца символизируют величие, чистоту, светлое будущее. Воспеваются младенец - продолжатель рода человеческого - и Мать, оберегающая и охраняющая его: «Как светлая песня жизни/ Вечно блистает на земле/ Человечности прекрасная женщина -/ С младенцем и светом в руке!».

Последние строчки повторяются в обоих стихах и приобретают символический смысл. Здесь можно наблюдать, что поэт слишком увлекся жанром мадх. Стихотворение «О, святой дом» отражает общую картину развития и взаимодействия лирических жанров в творчестве Р. Миннуллина. Если стихотворение «О святой дом!» посвящено роддому и акушеркам в белых халатах, а «Мадхия» воспевает Мать и младенца, то следующее стихотворение посвящено матерям поэтов. Оно так и называется «Родные матери поэтов». Поэт обращается к матерям поэтов с риторическим вопросом: «Смог бы родиться поэт/ Не услышав вашего великого слова?». Матерей, одаривших поэзией своих сыновей, автор считает достойными песни и сравнивает их с песней. Он гордится тем, что поэты проносят мелодию, данную матерями в стихах: «Вы давно уже стихи, песни и дастаны,/ В душе у вас - поэтические шрамы.../ Как сама поэзия, Вы Матери поэтов -божественны!» - так поет гимн-похвалу поэт Матерям.

Как видно, в отличие от предыдущих стихотворений «О святой дом», «Мадхия», где поэт желал, чтобы матери светлой песней че-

ловечности вечно блистали на земле, в стихотворении «Родные матери поэтов» матери возвеличиваются и сравниваются со стихотворением, песней, дастаном: «Не проронив ни капли вашей мелодии/ Воплотили её в стих ваши поэты сыновья.

Эти стихи, глубоко запав в душу народа, превращаются в песни. Гимном матерей стали песни на стихи Р. Миннуллина - «Мама», «Ты единственная мама», «Всё ещё прекрасна моя мама», «Твои колыбельные», «Стоит мама на берегах Сюня», «Седые волосы матери», «Матери», «Мадхия». Поэт через образ своей Матери передает собирательный образ всех матерей. В творчестве Р. Миннуллина стихотворения-оды переросли в стихи гражданско-публицистические. Здесь отмечен важный момент эволюции оды в лирике поэта, когда восточно-одические традиции скрещиваются с традициями русской гражданско-одической поэзии. В стихах поэта одическое воспевание сочетается с гражданскими чувствами, лирикопублицистическими высказываниями автора, образуя тем самым сложный комплекс лирических переживаний. На зрелом этапе творчества Р. Миннуллин сравнительно часто обращается к жанру оды. Его стихотворения являются образцами одической поэзии в татарской литературе начала XXI в. Прежде всего, обратим внимание на разнообразие стиля и форм од поэта: здесь и традиционный мадх - «Мадхия», и оды-марсии - «Марсия», «Земляку Ансаф Нуретдинову, погибшему в Афганстане».

Стихотворение «Песню невозможно убить» посвящено светлой памяти Р. Вагапова, который подвергся гонениям, репрессиям за свое духовно-религиозное происхождение. По жанру стихотворение в то же время напоминает и мадхию, и марсию. Автор же определяет жанр своего стихотворения как реликвия-клик. В подтверждение тому в тексте присутствует много риторических вопросов, обращений. Посвящения Р. Миннуллина по содержанию и стилю имеют значительный социальный и общественный характер. Поэт не ставит целью просто рассказать о судьбе и творчестве изображаемых личностей, он дает оценку их деятельности, раскрывает причины их популярности.

Примечательно, что в лирике Р. Миннуллина посвящения с подобной тематикой, оды-мад-хии наиболее полно сохранили традиционные изобразительные приемы, поэтические традиции хвалебных од. Замечательным образцом

одической поэзии Р. Миннуллина является стихотворение «Да здравствует моя Казань!». Простота и легкость стиля, органическое сочетание традиционно-романтических образов классической одической лирики и приемов реалистической образности - все эти качества наблюдаются в стихах поэта. В одах Р. Миннуллина можно выделить подобно ораторскому слову три обязательные части: вступление (введение в тему), рассуждение (развитие темы с помощью примеров-образцов), заключение (краткая, но эмоционально-сильная концовка).

Наше исследование было направлено на выявление разнообразия и типологии жанров в поэзии Р. Миннуллина с учетом специфических особенностей и основных подходов поэта при выборе того или иного жанра, определение проблематики и жанровых особенностей стихов поэта. Мы пришли к следующим выводам:

1. Характерная черта поэзии Р. Миннул-лина - это внимание к родному краю, к его особым приметам, к историческим событиям и заветным святыням, к его людям, в судьбах которых поэт видит и свою судьбу, а потому и стремится решить все жизненно важные вопросы вместе с ними.

2. Жанровые формы такой лирики, как послание, посвящение, письмо, характеризуются диалогической интонацией, ситуацией интерперсональной коммуникации и сопутствующей ей лирической эмоциональностью.

3. Жанр гражданской лирики с присущей ему проблематикой и поэтикой стал наиболее адекватным способом воплощения лирики Р. Миннуллина.

4. Для лирики Р. Миннуллина характерно преодоление классических жанровых форм; ярко выраженная фрагментарность стиля его поэзии свидетельствует о напряженных поисках в области новых способов выражения авторского сознания.

5. Жанровая природа песенно-музыкальной лирики Р. Миннуллина определяется, с одной стороны, ориентацией на фольклорную традицию, с другой - влиянием музыкальных жанров на творчество поэта.

Список литературы

1. Мицнуллин, Р. М. Эсэрлэр : 7 томда. Казан, 2007.

2. Мелеков, М. Г. Эдэбият белеменэ Y3 карашы белэн // Хэзерге татар эдэбияты hэм

Роберт Мицнуллин 16 октябрь 2008 г. Казан, 2008. 344 б.

3. Поспелов, Г. Н. Типология литературных родов и жанров // Введение в литературоведение : учеб. пособие / сост. : П. А. Николаев, Е. Г. Руднева, В. Е. Хализев, Л. В. Чернец и др. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 395 с.

4. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М., 1983. 840 с.

5. Хэсэнова, Ф. Ф. Сатира hэм юмор остасы // Хэзерге татар эдэбияты hэм Р. Мицнуллин 16 октябрь 2008 г. Казан, 2008. 344 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.