Научная статья на тему 'К проблеме изучения психологических механизмов формирования правосознания'

К проблеме изучения психологических механизмов формирования правосознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / MENTAL PERSONALITY TRAITS / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIO-LEGAL BEHAVIOR / OF LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стуканов Виталий Григорьевич

Рассмотрены психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы формирования правосознания, а также методологические основания изучения процесса образования психических свойств личности, детерминирующих отражение социально-правовой действительности и социально-правовое поведение индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of study psychological mechanisms of formation of legal consciousness

The article describes the psychological and pedagogical approaches to the problem of formation of legal sense, as well as methodological grounds study of the formation of mental personality traits that determine the reflection of the socio-legal reality and socio-legal behavior of the individual.

Текст научной работы на тему «К проблеме изучения психологических механизмов формирования правосознания»



8. Bogatyreva O.O. Personal factors of professonalny self-realization: yew. ... edging. loony. sciences: 19.00.01 / Bogatyreva Olga Olegovna. M., 2009. 25 p.

9. Pergamenshchik L.A. Crisis psychology: course of lectures / L.A. Pergamenshchik. Mh.: Vysheyshy school, 2004. 240 p.

10. Alekseeva E.V. Manifestation of responsibility of teenagers in a sovladaniye with vital problems: yew. ... edging. loony. sciences: 19.00.13 / Alekseeva Elena Vyacheslavovna. SPb., 2002. 187 p.

11. Podymov N.A. Psychological barriers in professional activity of the teacher: yew. ... Dr.s loony. sciences: 19.00.07 / Podymov Nikolay Anatolyevich. -M, 1999. 390 p.

12. Vasilyeva O.S. Studying of the main characteristics of vital strategy of the person /

O.S. Vasilyeva, E.A. Demchenko // psychology Questions. 2002. No. 4. P. 74—85.

13. Frankl V. Chelovek in search of sense / V. Frankl. M.: Progress, 1990. 368 pages.

14. Sheyn E.H. Organizational culture and leadership / E.H. Shein; the lane with English under the editorship of V. A. Spivak. SPb.: St. Petersburg, 2002. 336 p.

15. Gordiyenko VN.Udovletvorennost professional activity as psychological criterion of personal and professional development of the teacher: yew. ... edging. loony. sciences: 19.00.07 / Gordiyenko Valery Nikolaevich. Irkutsk, 2004. 150 p.

16. Nyutten Zh. Motivation, action and prospect of the future / Zh. Nyutten; under the editorship of D.A. Leontyev. M.: Sense. 608 pages.

УДК 159.9.07 ББК 88

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТУКАНОВ,

докторант Санкт-Петербургского университета МВД Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент,

полковник милиции (Республика Беларусь) Е-mail: Stukanoff@tut. by Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы формирования правосознания, а также методологические основания изучения процесса образования психических свойств личности, детерминирующих отражение социально-правовой действительности и социально-правовое поведение индивида.

Ключевые слова: правосознание, психические свойства личности, социально-правовое поведение.

Annotation. The article describes the psychological and pedagogical approaches to the problem of formation of legal sense, as well as methodological grounds study of the formation of mental personality traits that determine the reflection of the socio-legal reality and socio-legal behavior of the individual.

Keywords: of legal consciousness, mental personality traits, socio-legal behavior.

Научно-практическая проблема формирования педагогические аспекты становления правосозна-правосознания личности исследуется в основном в ния у несовершеннолетних и молодежи, специали-рамках педагогики и психологии; глубоко изучены стов и обучающихся в среднеспециальных и выс-

ших учебных заведениях (будущих специалистов). Серьезную проработку получили вопросы формирования правосознания в рамках психологических исследований при изучении психологических предпосылок преступного поведения. Так, трансформации (деформации) ценностных ориентаций, ценностно-смысловой сферы, обусловливающие противоправное поведение, изучали Ю.М. Анто-нян, Ю.А. Васильева, В.П. Голубев, М.И. Еникеев, И.И. Карпец, И.В. Михеева, А.С. Михлин, А.Р. Ра-тинова, А.А. Реан, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков и др.; концепцию образа жизни, Я-образ, социально-правовые ожидания, личностные нормы и принципы поведения — А.Н. Пастушеня; жизненные планы как личностные предпосылки преступного поведения — В.Г. Деев, А.В. Наприс; образ права как смысловой уровень правосознания и его особенности у преступников — А.Г. Белобородов. Отдельные работы (И.А. Кудрявцев, Г.Б. Морозова, А.С. Потнин) посвящены изучению механизмов восприятия и оценки правовых явлений как детерминантов отношения к правовой действительности.

Вместе с тем, в современной науке не достаточно работ, посвященных изучению психологических механизмов формирования правосознания личности, под которым мы понимаем систему психологических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека. К этим свойствам, в первую очередь, необходимо отнести отношения, ценностные ориентации, представления, личностные принципы и нормы, знания, убеждения, ожидания, оценочные эталоны. Процесс образования и изменения данной совокупности свойств личности представляет собой явления, развивающиеся во времени. Методологическим основанием их раскрытия являются положения принципа развития. Общими философскими положениями принципа развития, имеющими важное значение для исследования психологических механизмов формирования правосознания, являются: появление нового качества в процессе развития (возможно как скачкообразно, так и постепенно) [14, С. 65]; определенная направленность изменений, их качественный характер и необратимость [3, С. 25—26]; интегральный характер изменений; пре-

емственность между этапами; целостность; относительная завершенность; структурность [12, С. 153]; разные уровни процесса — центр, представляющий основные области прогресса, и периферия, где прогресс выражен слабо [13, С. 100]; качественные изменения объекта в процессе развития, связанные с изменениями его структуры [8, С. 178]. Принцип развития получил конкретно-научную разработку в исследованиях движущих сил и закономерностей развития психики и психических явлений. Отдельные результаты данных исследований, в частности изучения сознания, имеют непосредственное значение для исследования психологических механизмов формирования правосознания. Так, ключевой психологической аксиомой принципа развития является признание преемственности преобразований психических качеств личности [4, С. 200]. Л.С. Выготский в рамках культурно-исторической теории делает вывод об общественной детерминации развития сознания человека, главная закономерность которой заключается в интериоризации структуры внешней социально-символической деятельности [6, С. 52]. С.Л. Рубинштейн устанавливает зависимость развития сознания и личности от генеральной линии жизни индивида [20, С. 348—374]. С.Л. Рубинштейн [19, С. 156—190], А.Н. Леонтьев [10, С. 280—385] и А.В. Запорожец [7, С. 11—17] исследуют роль деятельности как основного способа и условия психического развития, а Б.Г. Ананьев [1, С. 238—279] и Б.Ф. Ломов [11, С. 289—342] — единство деятельности и общественных отношений в детерминации развития личности.

Полученные отечественной психологией фундаментальные результаты исследования психического развития, включая и развитие сознания, являются теоретико-методологическим основанием к изучению закономерностей формирования (образования и изменения) правосознания личности.

При исследовании психологических механизмов формирования правосознания необходимо также рассмотреть положения, объясняющие закономерности процесса образования и изменения свойств личности, детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека. К этим свойством необходимо отнести, в первую очередь,

оценочные отношения и ценности. В.Н. Мясищев рассматривал отношения в качестве внутреннего поведенческого регулятора, как состояние, предшествующее поступкам человека. Интегрируясь речевым аппаратом, отношения выражаются в конкретно-эмоциональных состояниях любви, боязни, вражды. Отношения, выражаясь в потребности, обусловливают не только содержательную, но и функциональную сторону активности, которая, развиваясь, в свою очередь, обусловливает создание нового отношения как развивающегося стремления [15, С. 214—215]. Данное В.Н. Мясищевым объяснение формирования отношений личности можно принять как общую схему генезиса возникновения иных свойств, детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека. Мотивообразующие функции ценностей — важнейших психологических свойств личности — раскрыл Ф.Е. Василюк. Автор указывал, что в ходе развития личности ценности претерпевают определенную эволюцию, изменяясь не только по содержанию, но и по своему мотивационному статусу, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. При этом на каждом этапе ценность обогащается новым мо-тивационным качеством, не утрачивая предыдущих [5, С. 123].

Учитывая, что микроразвитие способно порождать макроразвитие, формирование или изменение свойств личности может осуществляться путем формирования (изменения) необходимых характеристик отдельных компонентов этих свойств (когнитивного, эмоционального и т.д.). В то же время, точно отмечает А.Н. Пастушеня, формирование необходимых содержательных характеристик отдельных свойств не может происходить вне изменения интегративных личностных образований, адекватно новому способу решения жизненных задач. В качестве таких образований А.Н. Пастушеня выделяет Я-образ, личностную концепцию жизнедеятельности (образа жизни), структуру социальных ролей личности и др. Преобразование содержательных характеристик свойств может быть связано с изменением их функционально-динамических параметров, которое может выражаться в изменении интенсивности потребностей, волевых усилий и эмоциональных реакций и т.д. [16, С. 79—80].

Правосознание формируется по механизмам формирования других свойств, соответственно предметом изучения должны стать такие базовые механизмы, как подражание, идентификация, интериоризация и интернализация. Важнейшим механизмом формирования правосознания выступает подражание. Как указывал И.Ф. Покровский, многое зависит от того, кто является объектом подражания. В одних случаях подражание, наряду с другими формами общения, может послужить основой формирования таких качеств личности, которые обеспечивают соблюдение действующих норм права, выработку привычки соблюдать закон, в других — привести к совершению правонарушения (особенно у детей и подростков) [17, С. 99]. Если у детей превалирует слепое подражание старшим, то для подростков характерно произвольное копирование поведения личностных идеалов, а для взрослых подражание является вспомогательным способом усвоения нравственных и правовых ценностей и отношений. Идентификация основывается на эмоциональной привлекательности объекта подражания, когда человек отождествляет себя с идеалом на основе глубоких позитивных отношений, принимая как собственные нормы и правила поведения, мировоззренческие ценности других людей либо группы. При этом идентификация выступает высшей формой подражания.

Формирование свойств, детерминирующих отражение правовой действительности и социально-правовое поведение, предполагает интериориза-цию социального опыта, т.е. принятие индивидом, перевод во внутренние процессы различных социально-правовых норм, представлений и ценностей, превращение внешних форм коллективной деятельности в формы индивидуальной деятельности. Интериоризация как процесс пронизывает все этапы становления личности. Б.Г. Ананьев писал, что формирование личности путем интериориза-ции есть освоение определенных позиций, ролей и функций, а также ценностей [1, С. 248]. Мы согласны с позицией Б.С. Круглова, который считает, что интериоризация социальных ценностей есть осознанный процесс, он предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы),

а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации [9, С. 12—14]. Близким по содержанию интериоризации выступает интернализация как механизм формирования свойств правосознания, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, т.е. посредством которого восприятия превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру [18, С. 60].

Таким образом, процесс формирования право-послушного правосознания предполагает, с одной стороны, целенаправленное образование в личности новых психологических свойств, детерминирующих законопослушное поведение, с другой стороны, устранение (изменение) тех свойств, которые образуют дефекты правосознания, и выступают внутренними детерминантами противоправного поведения. При этом, «в ходе перевоспитания приходится переделывать не одно изолированное свойство личности, а всю ее организацию» [2, С. 6]. К этим свойствам, в первую очередь, необходимо отнести отношения, ценностные ориентации, представления, личностные принципы и нормы, знания, убеждения, ожидания, оценочные эталоны, а также такие интегративные психические образования, как Я-образ и концепция образа жизни. Методологическим основанием раскрытия процесса образования и изменения данной совокупности свойств личности являются положения принципа развития. Указанные свойства формируется по аналогии образования других свойств; соответственно предметом изучения должны стать такие базовые механизмы, как подражание, идентификация, интериоризация и интернализация.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

3. АнцыфероваЛ.И., ЗавалишинаД.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии МОДЭК, 1996.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.

7. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопр. психологии. 1967. .№ 1. С. 11—17.

8. Кравченко Л.Г. Проблема качества в философии. Мн.: Навука i тэхшка, 1971.

9. Круглов Б.С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989. С. 12—14.

10. Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

12. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Философские основы теории развития. М.: Наука, 1982. С. 153.

13. Методология в сфере теории и практики. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние АН СССР, 1988.

14. Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. М.: Мысль, 1980.

15. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Ин-т практич. Психологии», 1995.

16. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция: Монография / А.Н. Пастушеня. Мн.: Академия МВД, 1998.

17. Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности (вопросы теории и практики) / И.Ф. Покровский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972.

18. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.

20. Рубинштейн С.Л. Человек и мир (Отрывки из рукописи) // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969.

References

1. Ananyev B.G. Chelovek as knowledge subject. L.: Publishing house Leningr. un-that, 1968.

2. Antsyferova ii. To psychology of the personality as the developing system//Psychology of formation and development of the personality. M.: Science, 1981.

3. Antsyferovai.I., ZavalishinaD.N., RibalkoE.F. Kategoriya's Rybalko of development in psychology// Categories of materialistic dialectics in psychology. M.: Science, 1988.

4. Brushlinsky A.V. Subjekt: thinking, doctrine, imagination. M.; Voronezh: Publishing house Ying-that npaKT. MODEK psychology, 1996.

5. Vasilyuk F.E. Psikhologiya of experience (analysis of overcoming of critical situations). M.: Publishing house of MSU, 1984.

6. Vygotsky i.S. Collected works: In 6 t. T. 3. M.: Pedagogics, 1983.

7. Zaporozhets A.V. Development of perception and activity // Vopr. psychology. 1967. No. 1. P. 11—17.

8. Kravchenko i.G. Problem of quality in philosophy. Mh.: Navuka i tekhnika, 1971.

9. Kruglov B.S. Social orientation of the personality // Formation of the identity of the senior. M.: Pedagogics, 1989. P. 12—14.

10. ieontyev A.N. Development of mentality in ontogenesis // the Chosen psychological works: In 2 t. T. 1. M.: Pedagogics, 1983.

11. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology. M.: Science, 1984.

12. Materialistic dialectics as general theory of development: Philosophical bases of the theory of development. M.: Science, 1982. P. 153.

13. Methodology in the sphere of the theory and practice. Novosibirsk: Science, Sib. otd-ny Academy of Sciences of the USSR, 1988.

14. Miklin A.M., Podolsk V.A. Kategoriya of development in Marxist dialectics. M.: Thought, 1980.

15. Myasishchev V.N. Psikhologiya of the relations. Chosen psychological works. M.: Publishing house «Ying t npaKrm. Psychology», 1995.

16. Pastushenya A.N. Criminogenic essence of the identity of the criminal: methodology of knowledge and psychological concept: Monograph / A.N. Pastushenya. Mh.: Ministry of Internal Affairs academy, 1998.

17. Pokrovsky I.F. Formation of sense of justice of the personality (questions of the theory and practice) / I.F. Pokrovsky. L.: Publishing house Leningr. un-that, 1972.

18. Raykroft Ch. Kritichesky dictionary of psychoanalysis. SPb.: East European Institute of Psychoanalysis, 1995.

19. Rubenstein S. L. Fundamentals of the general psychology: In 2 t. T. 1. M.: Pedagogics, 1989.

20. Rubenstein S.L. Chelovek and the world (Fragments from the manuscript) // Methodological and theoretical problems of psychology. M.: Science, 1969.

HP UJb'B

Введение в судебную экспертизу

Введение в судебную экспертизу. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие.

В пособии изложены основные теоретические понятия судебной экспертизы, представлены история развития, система государственных экспертных учреждений в России, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Раскрыты: научные основы судебной экспертизы, включающие в себя криминалистическую идентификацию и диагностику; технология экспертного исследования; содержательная часть заключения эксперта и его доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Уделено внимание информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, а также экспертной этике и экспертным ошибкам. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.