Научная статья на тему 'К проблеме изучения протестантизма на территории Читинской области'

К проблеме изучения протестантизма на территории Читинской области Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
564
32
Поделиться
Ключевые слова
изучение протестантизма / протестантизм / религия / протестантские организации / религиозное направление

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Зубакова Н. С.

В статье анализируется само понятие протестантизма и протестантских организации. Особое внимание в статье уделяется анализу публикаций в СМИ по теме протестантизма. Подробно рассматриваются работы ученых в Забайкалье, занимающихся вопросами религии.

The concepts of Protestantism and Protestant organizations are analyzed in the article. Special attention is paid to the analysis of publications in the mass media on the theme of Protestantism. The works of the scientists in Zabaikal"ye, engaged in the questions of religion, are examined in details.

Текст научной работы на тему «К проблеме изучения протестантизма на территории Читинской области»

Н. С. Зубакова

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа представлена кафедрой социальной антропологии, культурологии и философии Читинского государственного университета. Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент А. В. Жуков

В статье анализируется само понятие протестантизма и протестантских организации. Особое внимание в статье уделяется анализу публикаций в СМИ по теме протестантизма. Подробно рассматриваются работы ученых в Забайкалье, занимающихся вопросами религии.

The concepts of Protestantism and Protestant organizations are analysed in the article. Special attention is paid to the analysis of publications in the mass media on the theme of Protestantism. The works of the scientists in Zabaikal'ye, engaged in the questions of religion, are examined in details.

Касаясь определения термина «протестантизм», необходимо подчеркнуть неоднозначность трактовки данного термина учеными-религиоведами на территории России. С. Н. Иваненко, анализируя современные исследования в области протестантизма, подчеркивает следующее: «И религиоведы, и сами протестанты, и представители органов государственной власти, и религиозные деятели, участвующие в межрелигиозных связях и контактах, различным образом представляют "границы" протестантизма. Бесспорно, возможны самые разные типологии протестантизма как в "мировом масштабе", так и применительно к российским условиям...». В нашем исследовании протестантизм определяется как совокупность многочисленных и самосто-

ятельных конфессий, связанных своим происхождением с Реформацией, и подразделяется по хронологическому принципу на первоначальные формы (лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитариан-ство и социанианство, анабаптизм и мено-нитство, англиканство) и «поздний протестантизм» (баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, Армия спасения, Христианская наука, пятидесятники и др.).

Подходя к исследованию протестантизма в Забайкалье первоначально необходимо проанализировать конфессиональное поле. В Читинской области на 7 апреля 2005 г. зарегистрировано 94 религиозных организаций: Русская православная церковь - 45 религиозных организаций; пятидесятники -

21; баптисты - 4; русская православная старообрядческая церковь - 4; иудаизм - 4; ислам - 4; буддизм - 2; Свидетели Иеговы - 2; Евангелическо-лютеранская церковь -2; Римско-католическая церковь - 1; Новоапостольская церковь - 1; Адвентисты Седьмого Дня - 1; Церковь Полного Евангелия - 1; Веры Бахай - 1; вайшнавизм (кришнаиты) - 1'. Кроме того, действуют такие организации, как Саентологическая церковь Рона Хаббарда, Церковь Объединения (мунистов), последователи Шри Чин Моя, Белое братство, сатанисты, последователи «Церкви Последнего Завета» (Виссариона). По данным, приводимым Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, на территории Читинской области представлены различные направления как «раннего», так и «позднего» протестантизма: Свидетели Иеговы, Евангелическо-люте-ранская церковь, Римско-католическая церковь, Новоапостольская церковь, Адвентисты Седьмого Дня, Церковь Полного Евангелия, пятидесятники, баптисты. В Республике Бурятия протестантское направление представлено следующими религиозными организациями: Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь, Финская лютеранская миссия, Римско-католическая церковь, баптисты, пятидесятники, пресвитериане,

адвентисты, Новоапостольская церковь, 2

Свидетели Иеговы .

Обращаясь к теме исследований протестантизма на территории Забайкалья, необходимо отметить, что достаточно активное исследование и изучение данной проблематики предпринято в прессе, где можно встретить как объективное описание данной проблематики, так и достаточно критические статьи. В советский период статьи носят более критический характер и направлены на развенчивание религиозной веры как в целом к различным конфессиям, так и протестантским направлениям. Наряду с публикациями в СМИ по религиозной проблематике выходили и книги-брошюры, посвященные критике религиоз-

ной организации и пропаганде атеистического мировосприятия, такую категорию составляли как работы ученых, так и воспоминания самих членов религиозных организаций, порвавших с деятельностью организации, например: Г. Е. Доду. «Я ушел от сектантов», С. Н. Виноградов. «Кто такие сектанты». Таким образом, можно сделать вывод, что как на территории России в целом, так и на территории Забайкалья в силу идеологического давления невозможно было объективное изучение протестантских организаций.

Исследования по протестантским организациям, проводимые на территории Забайкалья после распада СССР, отражены как в СМИ, так и в научных трудах ученых Читинской области и Республики Бурятия. Необходимо отметить, что статьи, выходящие в последние годы, направлены в большей степени на изучение истории, анализ деятельности и вероучений организаций, хотя единого мнения по отношению к протестантским организациям и их деятельности нет. Организации «раннего» протестантизма, как правило, вызывают большую симпатию, чем течения «позднего» протестантизма, последние часто относятся к сектам и говорят об их негативном влиянии на жизнь общества.

Важным для исследования изучения протестантизма в Забайкалье выступают

3

работы В. П. Секерина , где можно проследить достаточно лояльное отношение к протестантским организациям как «раннего», так и «позднего» протестантизма. Хотя сам автор не ставит задачи деления протестантских организаций по какому-либо признаку и, лишь анализируя вероучения организаций, в той или иной мере высказывает мнения по поводу близости того или иного религиозного течения к другим религиям, например, он подчеркивает, что баптизм ближе всего к православию: «Убежден, что из всех протестантских церквей Читинской области баптисты по своему пониманию христианства и по многим важным практическим вопросам ближе других стоят к Православию», но, несмот-

К проблеме изучения протестантизма на территории Читинской области

ря на анализ отдельных вероучительных позиций, автор не проводит четкой типологии и градации протестантских течений ни по хронологическому критерию, ни по отношению к другим религиозным организациям, ни внутри самого протестантизма.

Осмыслением современной религиозной ситуации в области занимаются такие

исследователи, как А. В. Жуков, А. О. Ба-

4

ринов, А. Г. Янков, А. В. Дроботушенко , наряду с публикацией собственных исследований эта группа ученых выпустила работу, посвященную современной религиозной ситуации, в которой они попытались систематизировать историю появления и развития различных религиозных организаций на территории Забайкалья и оценить их вклад в развитие региона. Необходимо отметить, что коллектив авторов рассматривает религиозные организации в едином русле протестантизма, тоже не ставя перед собой задачи подразделения религиозных организации по хронологическому критерию на «ранний» и «поздний».

Кроме того, необходимо отметить, что на протяжении последних нескольких лет проводятся социологические опросы, направленные на изучение религиозной ситуации, выявление уровня религиозности населения, оценки отношения населения к различным религиозным группам на территории Забайкалья.

Последнее из исследований, проведенных в области конфессионального пространства, - работа И. А. Арзуманова «Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-

XXI вв.): комплексно-методологические ас-5 в

пекты исследования» . В ней автор придерживается деления религиозных организаций на протестантизм и постпротестантизм, причем постпротестантские организации рассматриваются как секты, представляющие угрозу экспансии. По его мнению, деятельность миссий исторически носила социополитический характер и может рассматриваться как процесс внедрения мировоззренческих ценностей, транслируемых посредством функционирования ре-

лигиозно-обусловленых инноваций в со-циокушлурном пространстве субъектов международного права. Что касается западных миссий, то политический характер этих процессов подчеркивается и тем, что проходят они не только в нехристианских странах, но и в границах конфессионального поля России и других традиционно православных стран (Грузии, Бо.1ларии, Украины).

Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы вновь обратиться к самому понятию протестантизма, в работе это понятие было проанализировано достаточно подробно, необходимо сказать, что в результате осмысления различных трактовок можно выделить рад черт, объединяющих приведенные определения:

• это течение, возникшее в результате Реформации в Европе в XVI в.;

• оно является достаточно крупным в христианским течением и занимает свое положение наряду с православием и католичеством;

• является антикатолическим;

• объединяет ряд церквей и религиозных объединений в разных странах, имеющих сходные черны вероучения.

На наш взгляд, важным в исследовании протестантизма является его классификация, проанализировав позиции различных российских авторов, мы приходим к выводу, что большинство исследователей делят протестантские организации по хронологическому признаку, по нашему мнению, такое деление является правомерным и наиболее аргументированным.

Проанализировав деятельность исследователей Забайкалья по изучению религиозной ситуации в целом и освещению протестантских организаций, мы можем сделать вывод, что единого мнения по деятельности организаций на территории нет, можно выделить несколько наиболее общих позиций, высказываемых в исследованиях:

• отсутствие деления протестантских организаций по какому-либо признаку;

• выводы о высокой тенденции к развитию и распространению религиозного экстремизма на территории Забайкалья;

• выводы об угрозе со стороны протестантских миссий на территории Забайкалья.

На наш взгляд, существует необходимость в типологизации и изучении протестантских организаций на территории Забайкалья, поскольку часть организаций, особенно «позднего» протестантизма, ведут достаточно активную миссионерскую дея-

тельность в регионе, что приводит как к негативному отношению со стороны населения к данным организациям, особенно тем, которые во времена СССР были причислены к «опасным антигосударственным сектам», так и сохраняется возможность столкновений на религиозной почве с традиционными в данном регионе верованиями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По информации Главного управления Федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО на территории Читинской области.

Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. С. 83-88.

Секерин В. П. Религии на карте Забайкалья; Секерин В. П. Свидетели Иеговы // Забайкаль-скийрабочий. 1993.31 августа.

Жуков А. В. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье / А. В. Жуков, А. Г. Янков, А. О. Баринов, А. В. Дроботушенко. Чита: Читинский областной краеведческий музей им. А. К. Кузнецова, 2003.

АрзумановИ. А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования. Иркутск: Иркутский университет, 2006.