Научная статья на тему 'Протестантизм на конфессиональном поле Восточного Забайкалья'

Протестантизм на конфессиональном поле Восточного Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
394
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGION / PROTESTANTISM / PROTESTANT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондакова Наталья Сергеевна

Представлена проблема развития протестантизма на территории Забайкальского края. Особое внимание уделено основным периодам появления протестантизма в Забайкалье. Также представлены результаты исследований протестантских церквей в Забайкалье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protestantism in East Zabaikalie

The author addresses Protestantism as it emerged and developed in Transbaikalie and exemplifies her research of the Protestant organizations in the region

Текст научной работы на тему «Протестантизм на конфессиональном поле Восточного Забайкалья»

УДК 130.2 (517.54/55)

Кондакова Наталья Сергеевна Natalia Kondakova

ПРОТЕСТАНТИЗМ НА КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ

PROTESTANTISM IN EAST ZABAIKALIE

Представлена проблема развития протестантизма на территории Забайкальского края. Особое внимание уделено основным периодам появления протестантизма в Забайкалье. Также представлены результаты исследований протестантских церквей в Забайкалье

Ключевые слова: религия, протестантизм, протестантские организации

The author addresses Protestantism as it emerged and developed in Transbaikalie and exemplifies her research of the Protestant organizations in the region

Key words: religion, Protestantism, Protestant organizations

Существует необходимость в более детальном изучении, анализе и характеристике протестантских организаций на территории Забайкалья. Это обусловлено тем, что часть организаций, особенно «позднего» протестантизма, ведут активную миссионерскую деятельность в регионе, и это приводит к негативному отношению со стороны населения и общественных институтов к данным организациям. Кроме этого, сохраняется возможность столкновений на религиозной почве с традиционными в данном регионе верованиями.

Представляется логичным на основании трудов С. Боудэна, О.В. Волковой,

А.О. Баринова, H.H. Константиновой [см., наир., 1; 3; 5; 9] разделить историю протестантизма в регионе на следующие периоды: первое появление протестантизма в Забайкалье приходится на начало XVII в. На территории края появляются немецкие поселенцы, а вместе с ними — и лютеранство. «Первые российские немцы в Забайкалье появились в составе правительственных экспедиций» [4; С. 49]. Как и в целом по России, лютеранство выступает этнической религией и, как правило, распространяется среди немецкого населения.

Далее следует отметить появление на территории соседней Бурятии Лондонского миссионерского общества, что стало вторым периодом появления протестантизма в Забайкалье. С 1814 г. Лондонское миссионерское общество начало свою работу по Сибири с целью достижения Китая и Монголии через Бурятию [5; 3]. «Миссия среди бурят, монгольского племени, живущего иод властью России, была начата Э. Ста-либрассом и В. Сваном, которые покинули Англию в 1817-1818 гг. Поначалу миссия была основана в Селенгинске» [3; С. 54]. К 1842 г., благодаря стараниям Русской православной церкви, работа миссионеров прекращена и не принесла ощутимых результатов [5, 3].

Следующий этап проникновения протестантизма обусловлен изменением политики государства по отношению к религии. После царского Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего принцип веротерпимости, в Забайкальской области появился баптизм и адвентизм [1;С. 200].

В. Секерин предполагает, что появление данного религиозного течения в Забайкалье, возможно, связано с началом первой мировой войны. Первое разрешенное богослу-

жебное собрание последователей адвентнз-масостоялось 19 мая 1914 г. вЧите [6; 6].

Дальнейшее развитие и распространение протестантизм получает во времена Советской власти. В Забайкалье он переживает те же тенденции, что и на всей территории СССР: первоначальную лояльность, затем период репрессий и возрождение. К моменту возникновения СССР уже существующие в данном регионе баптизм и адвентизм продолжают свое развитие: в 40-50-е гг. XX в. в результате репрессивной политики государства в Забайкалье появляются Свидетели Иеговы. Рассматривая историю самого многочисленного на сегодняшний день протестантского движения на территории края — пятидесятничества, необходимо отметить, что его официальное появление связывается с 90-ми гг. XX в. Однако в некоторых публикациях есть упоминание о существовании отдельных раздробленных общин в период Советской власти [10]. На 80-е гг. приходится период активизации деятельности некоторых протестантских организаций. А. Бородин следующим образом характеризует религиозную ситуацию к 1984 г. по Читинской области: «В Железнодорожном районе зарегистрирован молитвенный дом евангельских христиан-баптистов, где также свободно собираются верующие. За последние два года зарегистрировались группы баптистов в Шилкинском и Чернышевском районах, адвентисты седьмого дня на Чите первой. Не возражает против регистрации читинская группа свидетелей Иеговы, возглавляемая H.A. Пеньковым» [2; 3]. Несмотря на некоторое потепление в отношениях между религиозными объединениями и властями, наблюдающееся в этот период, верующие по-прежнему не доверяли государству.

Пятый период формирования протестантизма в Забайкалье начинается с 90-х гг. XX в., он характеризуется резким увеличением числа конфессий на территории РФ. Прежде всего, этот процесс был вызван складыванием рынка, ориентированного на удовлетворение духовных запросов и нужд россиян, интенсивным потоком зарубежных миссионеров, очередным рас-

колом в православии и появлением новых религий российского и зарубежного происхождения. В это время продолжают свою деятельность уже известные в области организации: баптисты, адвентисты, Свидетели Иеговы, которые проходят регистрацию в государственных органах. На этот период приходится расцвет пятидесятнического движения.

В мае 1993 г. в Забайкалье появляется еще одна христианская религиозная организация, именуемая Новоапостольской церковью. Согласно официальным данным, среди зарегистрированных протестантских организаций последней была Лютеранская община, хотя лютеране самыми первыми появились на забайкальской земле. Она прошла регистрацию в 2000 г. [7; С. 23]. На наш взгляд, этот факт показывает, что данная религия имеет здесь свои этнические корни и поэтому не ставит перед собой задач активной евангелизации населения, оставаясь, в основном, религией для россиян, имеющих далекие западные корни. Однако современная ситуация с лютеранской общиной достаточно сложная, что обусловлено противоречиями внутри самой организации.

В целом, к началу XXI в. в Читинской области было представлено шесть направлений протестантизма, типологически основная часть относится к «позднему» протестантизму, который представлен на территории региона следующими направлениями: пятидесятничество, баптизм,

Новоапостольская церковь, адвентизм, Свидетели Иеговы. Из течений «раннего» протестантизма представлено только лютеранство[8; С. 64].

Широкое распространение влияния протестантизма и неуклонный рост численности последователей ставит на повестку дня вопрос о том, насколько приемлемо в обществе присутствие протестантов. С целью изучения протестантских организаций Забайкалья было предпринято исследование методами интервьюирования, анкетирования и наблюдения. В 2006-2009 гг. исследованы пятидесятническая церковь «Спасение в Иисусе», баптистская церковь

«Антиохия», Новоапостольская церковь, Организация Свидетелей Иеговы. В целом было опрошено 155 человек.

Для анализа использовались категории, предложенные Богардусом для измерения социальной, религиозной, этнической дистанции. Наиболее важной сферой взаимодействия, по мнению Богардуса, является семья. В нашем исследовании был задан вопрос «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой религии», ответы на который показывают следующее: среди всех верующих 38,7 % ответили «нет, это неизбежно вызовет конфликты в семье»; 7,3 % ответили «нет, так как не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора религии»; 4 % ответили «нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же религиозной принадлежности, что и я»; 2 % «нет, так как не могу нарушить семейные традиции»; 1,3 % отметили два ответа «нет, это неизбежно вызовет конфликты в семье» и «нет, так как не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора религии»; 14 % ответили, что «религия супруга не имеет значения» и лишь 2,7 % ответили «да, так как это обогатит наше духовное общение и будет полезно для воспитания детей». Кроме того, 25,3 % привели свой вариант ответа: «библия запрещает»; «нет, так как подрывается собственная вера в единого бога», «желательно быть одной веры».

Таким образом, большинство опрошенных относятся к браку с представителями другой религии отрицательно, что показывает важность данной сферы для респондентов и нежелание допускать в нее неблизких духовно людей. Однако это показывает и некую нетерпимость в отношении к представителям другой религии, невозможность близкого взаимодействия у людей различных религиозных традиций, что, как правило, приводит к разладу в семье, когда один из супругов обращается в протестантскую веру, часто именно за это упрекают протестантские организации и называют их сектами. Некоторые протестантские религиозные организации более ревностно относятся к данной сфере отно-

шений и не терпят никакого отступления от принятых догм. Однако к какой бы религиозной организации человек не принадлежал, семейная сфера всегда попадает под влияние религии и именно ей уделяется большее внимание.

Следующий вопрос направлен на исследование мнения опрашиваемых в отношении такой сферы отношений как дружба: «Считаете ли вы для себя возможным вхождение в круг ваших друзей представителей других религиозных убеждений». Были приведены следующие ответы: 64,7 % среди всех опрошенных ответили «да, я допускаю такую возможность»; 30 % ответили «при выборе друзей религия не имеет для меня принципиального значения» и лишь 4 % «исключают такую возможность».

Таким образом, сфера дружеского общения и дружеских интересов не имеет столь сакрального значения как семья и поэтому большая часть респондентов готовы вступать в дружеские отношения с представителями других религиозных убеждений.

Следующие категории — коллега, сосед, используемые в шкале Богардуса, получили примерно одинаковое распределение ответов. На вопрос «Как бы вы отнеслись к тому, чтобы Вашим коллегой стал представитель другой религии?» ответы распределились следующим образом: 56,7 % всех опрошенных ответили «положительно»; 34 % отметили, что «мне все равно»; 6 % ответили «отрицательно».

На вопрос «Как бы вы отнеслись к тому что Вашим соседом стал представитель другой религии?»: 54,7 % ответили «положительно»; 38,7 % высказали мнение «мне все равно»; 4 % отметили«отрицательно».

Таким образом, из приведенного анализа видно, что для протестантов наиболее значимой является сфера личного, а именно

— семья, поскольку именно там создается духовный климат личности, формируются ее основные качества, сохраняются традиции.

Лояльное отношение ко всем остальным категориям показывает не только толерантность протестантов, но и взаимодействие с представителями других религиозных убеждений, что позволяет распространять

свое вероучение на другие группы, тем самым привлекая их в ряды той или иной организации.

Для уяснения места культуры Забайкалья в жизни организации и наоборот был задан вопрос: «Насколько важна для вашей организации культура Забайкалья?», на который были даны следующие ответы: «Не важна, организация существует вне зависимости от культуры Забайкалья» —16,7 %; «Не очень важна, но оказывает влияние на организацию» — 14,7 %; «Очень важна, поскольку мы все живем в культурном пространстве Забайкалья» — 66 %. Как видно, большинство опрошенных отмечают особенности культурного пространства Забайкалья и осознают ее важность для организации, соответственно учитывают особенности региональной культуры. Один из респондентов обобщил все сказанное: «Любая религия не просто часть, а основа культуры какого-либо народа. Забайкалье — многонациональный край. Любая религия, а значит, религиозная организация очень важна в организации и развитии культуры Забайкалья, как и развитие истории и культуры Забайкалья важны для каждой религиозной организации».

Следует отметить, что представители различных организаций по-разному оценивали степень важности для своей организации культуры Забайкалья: среди баптистов первое утверждение и последнее получили примерно равное количество ответов (38,5 и 33,3 % соответственно), а второй ответ получил 25,6 %; среди пятидесятников 75 % ответили, что «очень важна»; 13% отметили второй ответ и 8,7 % — первый; среди Новоапостольской церкви 84 % респондентов ответили «очень важна» и 10,5 % — «не важна».

На наш взгляд, данное положение объясняется тем, что Новоапостольская церковь и пятидесятники, достаточно молодые религиозные течения для данного региона и соответственно их приверженцы еще не окунулись полностью в вероучение организации и сохраняют свою взаимосвязь с традиционной культурой края.

Следующий вопрос о том «Насколько

важна для Вас лично культура Забайкалья» подтверждает выдвинутый тезис, ответы распределились следующим образом: «очень важна, поскольку родился и вырос в этой культуре» — 54,7 %; «важна отчасти» — 39,3%; «абсолютно не важна» — 4%.

Среди верующих разных религиозных организаций данные о важности лично для них культуры Забайкалья распределяются следующим образом. Среди пятидесятников больший процент людей считают ее важной, поскольку родились и выросли в этой культуре — 56,5 % и 36,9 % считают ее важной лишь отчасти; в то время как в баптистской организации 64,1 % считают ее важной отчасти и лишь 28,2 % очень важной, поскольку родились и выросли в данной культуре. В Новоапостольской церкви все считают ее очень важной, поскольку родились и выросли в этой культуре.

Пятидесятники и Новоапостольская церковь тесно связаны с культурой Забайкалья и считают крайне важным факт принадлежности к данной культуре; баптисты, в свою очередь, не относят ее к разряду важных факторов жизни человека. На наш взгляд, это подтверждает следующий тезис: чем меньше существует протестантская организация на территории региона, тем более важна традиционная забайкальская культура для ее последователей и наоборот, чем больше время существования организации в регионе, тем менее важна культура Забайкалья как в целом для организации, так и для ее отдельных представителей.

Подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы выявить некоторые особенности забайкальского протестантизма:

— во-первых, протестантизм, попав в культурное и конфессиональное поле Забайкалья, вынужден был приспосабливаться;

— во-вторых, наиболее активную и весомую позицию занимают движения позднего протестантизма, особенно пятидесятники, причем в большей степени за счет широкого набора средств, поскольку те организации протестантизма, которые не имеют финансовой поддержки из-за рубежа и собственной этнической основы в регионе, выживают достаточно сложно и

являются объектами для присоединения к более крупным религиозным организациям (лютеране — католики; Новоапостольская церковь, адвентисты — пятидесятники);

— в-третьих, часть организаций возникает изначально на периферии, а затем появляется в центре (Свидетели Иеговы (г. Балей — г. Чита); пятидесятники (Дуль-дурга — Чита);

— в-четвертых, большое значение для малых религиозных объединений играет приезд проповедников, и именно тогда прихожане активизируются, а затем движение вновь идет на спад.

Следует отметить, что конфессиональное поле Забайкалья многообразно, протестантские организации существуют здесь достаточно давно, они мирно сосуществуют с традиционными для региона конфессиями и ведут активную деятельность. Однако потенциальные проблемы заложены, на наш взгляд, в следующем:

Литература

1. Баринов А.О., Фомина М.Н., Константинова H.H. Религии // Энциклопедия Забайкалья. Т. 1. — Чита, 2000. — 440 с.

2. БородинА. Свободасовестиизаконность // Забайкальскийрабочий, 07.09. 1984. — С. 3.

3. Bawden C.R. Shamans, Lamas and Evangelicals. The English missionaries in Siberia / C.R. Bawden. — Norfolk, Great Britain — 1985. — 260 p.

4. Вагнер В. Немцы в Забайкалье // Забайкалье. — Чита, 2004. — №2, — С. 49.

5. ВолковаО.А. Авторефератдис. канд. филос. наук.

6. Дженсен Б.Б. Огни в пути (биографическая повесть). — Христианское издательство, 1990. — 62 с.

7. Жуков A.B., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко A.B. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. — Чита, 2003. — 160с.

8. Иваненко С. И. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://religion. sova-center.ru/pablications/4C5458F/4DCEF40 (24.01.2005).

9. Константинова H.A. Важно, что мы встречаемся, что нас объединяет любовь к Богу. — Забайкалье: наука, культура, жизнь. — №2,— Чита, 2004. — С. 22-26.

10. Комаров В.А. Правда о дарасунских пятидесятниках // Забайкальский рабочий. — 1957.

— 11 апр.

11. Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. — Чита, 1995. — 80с.

— противостояние с православной церковью;

— исчезновение малых религиозных объединений.

Таким образом, протестантизм в Забайкалье прошел длительную историю развития и успешно развивается. Как в целом по стране, так и в Забайкалье, в частности, он старается адаптироваться к тем условиям, историческим реалиям и культурному пространству, в которое попадает. Он мимикрирует под окружающую его среду, постепенно трансформируя ее иод свою идеологию. Как было замечено на нескольких богослужениях в протестантских церквях, они стараются не отрываться от тех проблем, которые волнуют регион в целом, несмотря на то, что большая часть проповедников — это люди, приехавшие в Забайкалье и не являющиеся носителями традиций [11; С. 24].

Коротко об авторе Briefly about the author

Кондакова Н.С., ст. преподаватель, Читинский N. Kondakova, senior teacher, Chita State University

государственныйуниверситет (ЧитГУ)

Служ. тел.: (3022) 26-22-29

Научные интересы: религия, конфессиональное Research area: Religion, religious area, Protestant-

поле, протестантизм ism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.