Научная статья на тему 'К проблеме государственного регулирования трудовой миграции в Крыму'

К проблеме государственного регулирования трудовой миграции в Крыму Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / MIGRANTS / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гросфельд Е. В., Дихтемиров М. С.

В данной статье рассматривается проблема государственного регулирования трудовой миграции в Крыму. Анализируется эффективность функционирования Федеральной целевой программы на крымском полуострове. Раскрыта сущность и цель государственного регулирования вопросов, связанных с миграционной политикой. Выявлена миграционная привлекательность Крыма для трудовых мигрантов как с материковой России, так и из-за за рубежа по причине довольно большого инвестирования правительством РФ Республики Крым и Севастополя. Определены сложности интеграции трудовых мигрантов: проблемы с оформлением различного рода документов, стоимости патента, уровня их профессионализма и т. д. На основании проведенного исследования авторы предлагают следующие примеры решений данной проблемы: активизировать процессы совершенствования системы управления миграционными процессами на территории Республики Крым; ускорить процесс создания Единого центра по работе с мигрантами на территории Крыма; улучшить эффективность социально-культурной адаптации мигрантов в регионе с привлечением как органов власти, так и бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the State Regulation of Labor Migration in Crimea

The article deals with the problem of the government control of labor migration in the Crimea. It analyzes the efficiency of the Federal Targeted Programme on the Crimean peninsula. The insight into the governmental regulation of issues related to migration policy had been provided. It should be noted that due to the fact of quite a large investment by the Russian Government of the Crimean Republic and Sevastopol was identified the migration attractiveness of the Crimea to labor migrants both from mainland Russia and from abroad. Also have been determined complexities of integration to migrant workers: the problems with processing papers, the cost of the patent, their level of professionalism, etc. Based on the study the authors propose the following examples of solutions to this problem: activation of the processes on improving migration management system in the Republic of Crimea; acceleration of the process of creating a single center on work with migrants on the territory of Crimea; improving the efficiency of the socio-cultural adaptation of migrants in the region, involving both government and business structures.

Текст научной работы на тему «К проблеме государственного регулирования трудовой миграции в Крыму»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). 2015. № 4. С. 24-30.

УДК 331. 556

К ПРОБЛЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ

МИГРАЦИИ В КРЫМУ

Гросфельд Е. В., ДихтемировМ. С.

В данной статье рассматривается проблема государственного регулирования трудовой миграции в Крыму. Анализируется эффективность функционирования Федеральной целевой программы на крымском полуострове. Раскрыта сущность и цель государственного регулирования вопросов, связанных с миграционной политикой. Выявлена миграционная привлекательность Крыма для трудовых мигрантов как с материковой России, так и из-за за рубежа по причине довольно большого инвестирования правительством РФ Республики Крым и Севастополя. Определены сложности интеграции трудовых мигрантов: проблемы с оформлением различного рода документов, стоимости патента, уровня их профессионализма и т. д. На основании проведенного исследования авторы предлагают следующие примеры решений данной проблемы: активизировать процессы совершенствования системы управления миграционными процессами на территории Республики Крым; ускорить процесс создания Единого центра по работе с мигрантами на территории Крыма; улучшить эффективность социально-культурной адаптации мигрантов в регионе с привлечением как органов власти, так и бизнес-структур. Ключевые слова: мигранты, трудовая миграция, государственное регулирование, миграционная политика.

Цель статьи - проанализировать проблемы государственного регулирования трудовой миграции в Крыму с учетом факторов и тенденций социально-экономического развития региона.

Новизна заключается в теоретико-концептуальном подходе к разработке рекомендаций и практических предложений по совершенствованию и повышению эффективности государственного регулирования трудовой миграции в Крыму.

В августе 2014 года Правительством РФ была одобрена федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя до 2020 года. ФЦП должна обеспечить динамичное развитие Крымского федерального округа, модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона, способствовать развитию приоритетных для округа секторов экономики, повышению качества жизни населения [7]. Активное внедрение в жизнь проектов в рамках федеральной целевой программы развития

24

региона в Крыму ожидается уже в 2016 году. Очевидно, одним из результатов работы станет приток трудовых мигрантов в республику. Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Президентом РФ в июне 2012 года, новая миграционная политика должна выстраиваться с учетом значимых внутри- и внешнеполитических целей государства. При этом в документе были отмечены несовершенство действующей миграционной законодательной базы, системы управления миграционными процессами, а также его разработанность на основе отечественного и международного управленческого опыта [4].

Степень научной разработанности проблем трудовой миграции как в нашей стране, так и за рубежом определяется тем, что в их исследовании принимают участие известные политологи, юристы, экономисты, социологи, демографы, географы и др. Ими были разработаны подходы к решению миграционных проблем с учетом изменяющейся социально-экономической обстановки в стране и мире, выдвинуты различные концепции в данной сфере, учитывающие международный опыт стран с различным социально-экономическим развитием.

Проблемы трудовой миграции как социально-политического явления освещены в работах таких исследователей как Г. Витковская, А. Вишневская, Ж. Зайончковская, В. Мукомель, В. Рощин, Л. Рыбаковский и др. Проблемы рисков миграционной политики, связанной с изменением этнического состава принимающего общества, рассматриваются в работах Р. Абдулатипова, Ю. Бромлея, А. Коробова, Э. Паина, В. Тишкова и др. Вопросам реализации государством своих властных функций в сфере управления трудовой миграцией посвящены исследования Е. Егоровой, М. Макаровой, Т. Мочаловой, К. Ромодановского, А. Ястребовой и др.

Таким образом, социально-гуманитарные науки накопили достаточный объем информации, которым исследователи пользуются в настоящее время. Однако зачастую используемая методология не отвечает социальному заказу ни граждан, ни управленческих кадров, искажая результаты эмпирических исследований. В целом значимость государственного управления миграционными процессами определяется развитием межкультурных и межэтнических отношений, минимизацией социальной напряженности, обеспечением национальной безопасности. Необходимость анализа государственного регулирования трудовой миграции в современных условиях также обусловлена рядом причин, создающих различные дополнительные риски: нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов и др.

Негативное восприятие обществом политики государства в сфере трудовой миграции базируется на допущенных системных ошибках государственного управления миграционными процессами. Политологический подход к пониманию процессов миграционной политики позволяет выработать новые формы выявления и профилактики рисков трудовой миграции, а также является одним из основных механизмов совершенствования контроля со стороны не только органов

25

государственной власти, но и различных институтов гражданского общества в целях сохранения стабильности политической системы.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Многоуровневость, многосубъектность и многоаспектность государственного регулирования обусловливает необходимость разработки и внедрения новых технологий, способствующих адаптации и интеграции мигрантов в социум.

Согласно результатам исследований, в 2015 году Крым вошел в шестерку наиболее пользующихся спросом направлений, по которым движутся трудовые мигранты-россияне. При этом экономически активное местное население в Крыму составляет порядка 922 тыс., из них занятых - около 840 тыс., а безработных - 83 тыс. В регионе также был поднят прожиточный минимум (на 500 рублей) и составил 8883 руб., а также средняя заработная плата (на 1000 руб.) - 24462 рубля. С начала 2015 г. значительную часть прироста населения в Крыму и Севастополе обеспечила миграция. Так, к июлю Крым пополнился 24598 жителями, в Севастополе приток составил 13 645 чел. [5]. Общие итоги миграции в Крыму за 2014 - 2015 год представлены в таблице 1.

Таблица 1 Общие итоги миграции [3]

Январь - ноябрь

2015 г. 2014 г.

число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), убыль (-) число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), убыль (-)

Миграция - всего 38827 23724 +15103 20998 7114 +13884

в том числе: в пределах России 22680 23560 -880 13012 5505 +7507

из неё: внутрирегиональная 9266 9266 - 5119 5119 -

межрегиональная 13414 14294 -880 7893 386 +7507

международная 16147 164 +15983 7986 1609 +6377

из неё: со странами СНГ 15603 142 +15461 7702 1487 +6215

с другими зарубежными странами 544 22 +522 284 122 +162

Внешняя для республики миграция 29561 14458 +15103 15879 1995 +13884

26

Трудовая миграция является одним из важнейших элементов рынка труда в Республике Крым. Так, в 2015 году 25 443 иностранных гражданина, поставленных на миграционный учет на территории Республики Крым, прибыли с целью осуществления трудовой деятельности. Стоит отметить, что количество граждан Украины, поставленных на миграционный учет с целью визита «работа», составляет 21 622 человек, или 85 % от общего количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет с заявленной целью въезда. В то же время имеется ряд существенных особенностей, влияющих на полноту охвата и корректность исчисления показателей. Существует версия, что в связи с отменой преференций для пребывания граждан Украины на территории Российской Федерации вышеуказанные граждане видят один из способов легализации своего пребывания на территории Российской Федерации в получении разрешительных документов для трудоустройства, а также в указании при постановке на миграционный учет цели визита «работа», однако не все граждане обращаются за получением патента [3].

Объяснить миграцию в направлении полуострова можно рядом причин. Одна из них - инвестирование Республики Крым и Севастополя правительством РФ и активное преобразование и строительство в регионе. Так, например, Керченский мост, по предварительным оценкам, будут строить десятки тысяч рабочих, в связи с чем ожидается большой приток трудовых мигрантов. «По предварительным оценкам ожидается, что на строительстве Керченского моста будет работать порядка 50 тысяч строителей. В связи с этим мы ожидаем большой поток трудовых мигрантов. Мы уже готовы к этому и будем вести мониторинг при тесном сотрудничестве с силовыми структурами» [6]. Заместитель полномочного представителя президента России в Крыму Сергей Нешетенко отметил, что сейчас в Крыму существует социальное напряжение из-за большого количество нелегальных трудовых мигрантов. «Рынок дешевой рабочей силы приводит к социальной напряженности из-за цены труда мигрантов. По сути, они вытесняют крымчан, которые за свою работу ставят более высокие цены», - заявил заместитель полпреда президента России в Крыму. По словам Фоменко, ведомство будет постоянно проверять рабочих, которые устраиваются на работу для строительства Керченского моста. По его данным, в этом году по всей России было проведено 400 тысяч мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства, а также составлено 110 тысяч административных протоколов и выписано штрафов на 540 миллионов рублей [6].

Также крымские предприниматели просят ввести на год мораторий на штрафы за отсутствие у иностранцев трудовых патентов, так как многим гастарбайтерам не удается своевременно их оформить. А местные жители в летний сезон не удовлетворяют потребность предприятий в рабочей силе. В теплое время года регион нуждается в строителях, работниках санаторно-курортной и сельскохозяйственной отраслей. «В настоящее время число желающих получить патент на работу в Крыму и Севастополе, по нашим оценкам, не меньше 100 тысяч человек, - говорит директор ООО завод "Светозар" Олег Свешников. -Предприниматели опасаются возможных штрафов со стороны контрольных

27

органов, ФМС. Предприятия Севастополя с такими штрафами уже столкнулись. Они не соизмеримы с доходностью крымского и севастопольского бизнеса - от 400 до 800 тысяч рублей за одного выявленного ФМС нелегального сотрудника. А если таких рабочих 10 - 20, что характерно для строительной отрасли, то штрафы очень большие. Предприниматели будут вынуждены увольнять людей: либо де-юре, оставляя бюджет без уплаты налогов, либо де-факто, сокращая объемы производства [2].

Актуальным в настоящее время является вопрос первоначальной стоимости услуг при оформлении патента. Стоимость патента и сбор документов на работу без учета услуг организаций обходится иностранному гражданину около 17 850 рублей и ежемесячный авансовый платеж 2 500 руб., который в 2016 году увеличится до 2 895, 80 руб. По состоянию на 31.12.2015 г. количество оформленных патентов на работу составило 8 509, из них фактически выдано - 8 341. Отказано в выдаче патентов за период 2015 года - 32. Аннулировано патентов за период 2015 года -29. Разрешения на работу оформлены 54 иностранным гражданам, фактически выдано 49. Отказано в выдаче - 3. Оформлено и выдано разрешений на работу для иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме - 3 чел. [3].

В Республике востребованы и высококвалифицированные специалисты из иностранных государств. В текущем году численность иностранных граждан -высококвалифицированных специалистов, привлекаемых на территорию Российской Федерации в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), на которых квоты не распространяются, составила 37 человек.

Из них: Турция - 23 чел., Азербайджан - 3 чел., Украина - 3 чел., Италия - 1 чел., Литва - 1 чел., Молдова - 2 чел., Сербия - 2 чел, Австрия - 1 чел., Германия -1 чел. Аннулировано 8 разрешений на работу высококвалифицированным специалистам, прибывших в визовом порядке.

В Республике Крым по состоянию на 31.12.2015 г. задействовано иностранных граждан на основании разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и предметов личного пользования - 1258 чел., в области гостиниц и ресторанов - 1 074 чел., в области строительства - 502 чел., операций с недвижимым имуществом, аренда - 370, обрабатывающее производство - 251 чел., в области здравоохранения - 97, в области образования - 73 чел., в области транспорта и связи - 44 чел., предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг - 38, в отрасли сельского хозяйства 34 чел., производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 21 чел., в области финансовой деятельности - 15 чел., добыча полезных ископаемых - 14 чел. и прочие [3].

Стоит добавить, что с начала т. г. по материалам сотрудников органов внутренних дел возбуждено 11 уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ст.322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении РФ). Несколько так

28

называемых «резиновых квартир», в которых жители Крыма прописывали мигрантов за вознаграждение без фактического предоставления помещения для проживания, выявлены правоохранителями в Раздольненском, Джанкойском, Белогорском районах, в г. Алуште и г. Армянске [1].

Таким образом, эти и другие проблемы в миграционной сфере должны быть незамедлительно урегулированы с помощью адекватных и эффективных мер со стороны органов государственной власти.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Требуют активизации процессы совершенствования системы управления миграционными процессами на территории Республики Крым: необходимо обозначить приоритеты решения миграционных проблем, указать основные направления их разрешения в условиях переходного периода, подготовить программы по регулированию миграционных процессов, а также уточнить социально-экономическую стабильность планируемых долгосрочных перспектив для возможности стабильного развития региона.

2. Необходимо ускорить создание Единого центра по работе с мигрантами на территории Крыма, который позволит снизить социальную напряженность в обществе и усовершенствовать систему управления миграционными процессами. С помощью нового проекта мигранты также смогут сэкономить время при получении необходимых документов. Создать механизм стимулирования иностранных рабочих, которые востребованы на российском рынке труда, чтобы они заключали длительные рабочие договоры и получали статус постоянно проживающих на территории РФ. Создание такого центра также позволит упростить трудоустройство украинцев в Крыму, реализовать программы адаптации для мигрантов и увеличить поток трудовых мигрантов из Украины, переезжающих в Крым на постоянное место жительства вместе со своими семьями. Все это, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых сборов, а также к заполнению трудовых вакансий.

3. В ускорении социально-культурной адаптации мигрантов в регионе должны принимать участие как органы власти, так и бизнес-структуры, предприниматели, использующие труд иностранных работников. Реализация инновационных программ, проектов по адаптации мигрантов (например, с помощью социальной рекламы) позволит укрепить как имидж социально-ответственных предпринимателей, так и повысить доверие к органам власти.

Список литературы

1. В Республике Крым обсудили вопросы усовершенствования системы управления миграционными процессами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://82.mvd.ru/news/item/6934696/7prirtF1.

2. Гусакова Е. Бизнес Крыма попросил не лишать его украинских гастарбайтеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/04/02/reg-kfo/gastarbaitery.html.

3. Доклад «О миграционной ситуации в субъекте Российской Федерации и основных результатах деятельности УФМС России по Республике Крым за 1 полугодие 2015 г.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://82.fms.gov.ru/upload/site87/document_file/_2015_1_Лосх

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402320/#ixzz43YLqbnA2

29

5. Трудовая миграция россиян в Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.giscrimea.com/Ыog/?id=1191.

6. ФМС: Керченский мост будут строить 50 тысяч человек, включая мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20150917/1257868067.html.

7. ФЦП: Программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/F cp/ViewFcp/View/2017/429

Grosfeld E. V., Dihtemirov M. S. On the Issue of the State Regulation of Labor Migration in Crimea

// Scientific Notes of Crimea Federal V. I. Vernadsky University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2015. - Vol. 1 (67). - № 4. - P. 24 - 30.

The article deals with the problem of the government control of labor migration in the Crimea. It analyzes the efficiency of the Federal Targeted Programme on the Crimean peninsula. The insight into the governmental regulation of issues related to migration policy had been provided. It should be noted that due to the fact of quite a large investment by the Russian Government of the Crimean Republic and Sevastopol was identified the migration attractiveness of the Crimea to labor migrants both from mainland Russia and from abroad. Also have been determined complexities of integration to migrant workers: the problems with processing papers, the cost of the patent, their level of professionalism, etc. Based on the study the authors propose the following examples of solutions to this problem: activation of the processes on improving migration management system in the Republic of Crimea; acceleration of the process of creating a single center on work with migrants on the territory of Crimea; improving the efficiency of the socio-cultural adaptation of migrants in the region, involving both government and business structures. Key words: migrants, labor migration, state regulation, migration policy.

References

1. Issues on migration management system's development have been discussed in the Republic of Crimea

[electronic resource]. - Access mode: https://82.mvd.ru/news/item/6934696/?print=1.

2. E. Gusakova Crimean business asked not to deprive it of the Ukrainian migrant workers [electronic resource]. - Access mode: http://rg.ru/2015/04/02/reg-kfo/gastarbaitery.html.

3. Report "On the migration situation in the constituent of the Russian Federation and the main results of the Directorate of the Federal Migration Service of Russia work in the Republic of Crimea for the 1 st half of 2015" [electronic resource]. - Access mode: https://82.fms.gov.ru/upload/site87/document_file/_2.

4. The concept of the Russian Federation's state migration policy for the period through to 2025 (Approved by the President of the Russian Federation dated on June 13, 2012) [electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402320/#ixzz43YLq.

5. Labor migration of the Russians into Crimea [electronic resource]. - Access mode: http://www.giscrimea.com/blog/?id=1191.

6. FMS: 50 thousand people, including migrants will build the Kerch bridge [electronic resource]. - Access mode: http://ria.ru/economy/20150917/1257868067.html.

7. Federal Targeted Programme: Programme "Social and economic development of the Crimean Republic and Sevastopol until 2020" [electronic resource]. - Access mode: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Vie.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.