УДК 332.1
JEL: J01, J08, J6, E02
DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.3.18.27
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ
РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Евгений Данилович Катульский 1
1 НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», Москва, Российская Федерация 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, 32
1 Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры экономики и управления народным хозяйством E-mail: prepod@muh.ru
Поступила в редакцию: 25.06.2015 Одобрена: 27.08.2015
Аннотация. В статье рассматриваются тенденции трудовой миграции в Российскую Федерацию. Проанализированы миграционные связи России за 1-й квартал 2014 и 2015 гг. Рассматриваются вопросы влияния усиливающихся миграционных потоков граждан Украины на состояние рынка рабочей силы России. Сторонники миграционной открытости считают, что усиление миграционных процессов - один из путей решения демографической проблемы России и проблемы пополнения рынка рабочей силы. Их оппоненты полагают, что иммиграция создает избыточное предложение на рынке труда, позволяя работодателям постоянно снижать уровень оплаты труда и социальных гарантий, ухудшать условия труда. Ключевые слова: рынок труда, Российская Федерация, миграционные процессы, трудовые ресурсы.
Для ссылки: Катульский Е. Д. Состояние и тенденции развития миграционных процессов в России. Влияние миграционных процессов на состояние рынка рабочей силы //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 18-27. ОС!: 10.18184/2079-4665.2015.6.3.18.27
Миграционные проблемы являются характерными для всех стран мира. А за последние два десятилетия с этими проблемами столкнулась и Россия.
В результате распада СССР государственно-политическая и социально-экономическая системы разрушились, вместе с этим разрушился и централизованный механизм регулирования демографических процессов, что привело к массовому перемещению людей. В 1990-е годы основными миграционными потоками в Российскую Федерацию были беженцы и вынужденные переселенцы. В 2000-е годы основным миграционным потоком в Российскую Федерацию стали трудовые мигранты 1.
С учетом демографической ситуации миграция стала одним из основных и реальных источников восполнения нехватки трудовых ресурсов.
На сегодняшний день под миграцией населения подразумевается любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением
как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих 2.
Основной причиной перемещения населения служит стремление к более высокому заработку и комфортным условиям труда и жизни. Трудовые мигранты составляют большинство иммигрантов, причём их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособного населения).
1 Сухов А.Н. Миграция в Европе и ее последствия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Н. Сухов, С.А. Трыканова. 2-е изд., стереотип. М.: Флинта: МПСИ, 2011. 216 с. //http://znan¡um.com/bookread.phpгbook=409928
2 Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова; под ред. Н.И. Захарова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 288 с. //http://znan¡um.com/bookread.phpгbook=426926
ж
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Россия на сегодняшний день остается крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии и уступает по величине миграционных потоков только США. В настоящее время российский рынок труда является очень привлекательным для трудоспособного населения из ряда сопредельных стран. Иностранная рабочая сила прибывает более чем из 100 государств, но главными ее экспортерами всегда были страны бывшего СССР, прежде всего Таджикистан, Украина, Молдова.
Основными странами-поставщиками иностранных высококвалифицированных специалистов стали Китай, Турция, Германия, Великобритания, США и некоторые другие. Этот миграционный поток включает, как правило, высокооплачиваемые категории мигрантов в иностранные компании, работающие в России.
Иностранная рабочая сила привлекается в Россию из самых разных государств мира. Крупнейшими поставщиками иностранных рабочих являются следующие пять стран: Узбекистан, Таджикистан, Украина, Китай и Киргизия. В первую десятку стран также входят Молдова, Армения, Турция, КНДР и Азербайджан. С данными государствами у России сложились устойчивые миграционные связи на протяжении 1990-2010-х годов.
Официальная политика занятости в Российской Федерации ориентирована на приоритетное трудоустройство российских граждан. Однако фактически на российском рынке труда сложилась ситуация, когда преимуществом при трудоустройстве у работодателей пользуются рабочие-мигранты, готовые работать за меньшую заработную плату и в худших условиях труда, жить в некомфортных бытовых условиях. В общественном и политическом дискурсе распространено мнение, что российские граждане не хотят занимать рабочие места, на которых работают трудовые мигранты, по причине непрестижности рабочих мест. Отраслевая структура занятости населения России постепенно трансформируется в сторону преобладания сферы услуг, которая включает транспорт, связь, торговлю, общественное питание, здравоохранение, образование, государственное управление, культуру и науку. Отраслевое распределение иностранной рабочей силы отличается преобладанием строительства как сектора, где требуется значительный объем тяжелого низко квалифици-
рованного труда. Национальные работники, получающие возможность выбора в условиях трудового дефицита и ориентированности экономики на инновационный путь развития, не соглашаются на работы, которые в мире определяются как «работы Эй» (тяжелые, грязные, непрестижные) 1.
В.А. Ионцев и И.В. Ивахнюк считают, что трудовые мигранты играют роль «буфера» на российском рынке труда, поскольку оказываются в первую очередь уволенными при ухудшении экономической ситуации и сокращении спроса на рабочую силу 2. В 2008-2009 годах многие российские работодатели не только прибегли к увольнениям работников, в том числе иностранных, но также изменили тактику поведения на рынке труда, расширив практику нерегистрируемой занятости.
Теневые схемы найма работников, прежде всего иностранных, потому что они в меньшей степени склонны отстаивать свои права и менее защищены, использовались российскими работодателями в стремлении сохранить конкурентоспособность в условиях сокращающегося спроса, несмотря на существующие внушительные суммы штрафов 3.
Исследования показывают, что труд рабочих-мигрантов из различных стран широко распространен в разных секторах экономики России, их труд применяется практически повсеместно. Во многих отраслях экономики сложился механизм, когда на предприятиях официально числятся российские работники, а фактически работают иностранные рабочие-мигранты. Поскольку оплата труда последних обходится гораздо дешевле, разница между этими затратами представляет собой чистую прибыль владельцев предприятий. Существует серьезный социальный, или гуманитарный, аспект проблемы. Рабочие-мигранты живут в плохих условиях, получают гораздо меньшую заработную плату, подвергаются эксплуатации со стороны работодателей, повсеместно нарушаются их трудовые и человеческие права. Фактически можно говорить о формировании сегмента принудительного труда в некоторых отраслях российской экономики. Из-за демпинга цены на труд часть местных работников не хотят искать работу в этой отрасли, а работодатели теряют интерес к их найму.
Миграционные процессы в России носят неоднозначный характер. С одной стороны, в Россию
1 Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: теория и политика. М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова; МАКС-Пресс, 2008. С. 36.
2 Ионцев В.А., Ивахнюк И.В. Роль международной трудовой миграции для экономического развития России: Научно-исследовательский отчет КАРИМ-Восток RR 2012/28. Флоренция: Центр миграционной политики, 2012. С. 21.
3 Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОМ, 2009. С. 35.
стремятся огромные потоки иммигрантов из СНГ, все ещё не поддающиеся регулированию, с другой стороны, существуют эмиграционные потоки в развитые страны. Таким образом, теряя высококвалифицированные кадры и принимая неквалифицированные, страна утрачивает качественные трудовые ресурсы, на смену которым приходят ресурсы из стран СНГ, изменяющие этнический состав государства.
Миграционный прирост России в долгосрочной миграции 1 за 10 месяцев 2014 г. составил 227,3 тыс. человек 2, уменьшившись на 10 п.п. по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Снижение произошло в первую очередь за счет роста выбытий из России. «Вклад» Крыма в миграционный прирост России в 2013 г. составил около 7 тыс. человек 3, 40% его приходится на обмен с Украиной. Однако пока вынужденные мигранты из Украины, претендующие на получение убежища в России, в эту статистику не попали.
Как и в предыдущие годы, не менее 90% миграционного прироста России обеспечивалось за счет миграционных отношений со странами СНГ. Обмен с ними в 2014 г. также сократился примерно на 10 п.п., однако это снижение вряд ли следует однозначно приписывать влиянию экономического кризиса и изменению внешнеполитической обстановки. Подобного рода скачки, как в сторону повышения, так и понижения, наблюдались и ранее. «Лаг» отставания между реакцией мигрантов, которые имеют намерение переехать в другую страну на постоянное место жительства, и текущими политическими и экономическими событиями в принимающей стране, как правило, достаточно велик. Он меньше, если миграция идет в первую очередь по выталкивающим из страны исхода обстоятельствам. Кроме того, в 2014 г. в статистику долгосрочной миграции могли попасть в том числе
* ДЗ- дальнее зарубежье, включая Грузию и страны Балтии. Источник: Росстат, 2014.
Рис. 1. Миграционные связи России со странами СНГ и дальнего зарубежья, январь-апрель2013, 2014 гг., тыс. человек
и те, кто переезжал в предыдущем году. Кризис на Украине, хотя и сказался на росте миграционного притока из этой страны (рис. 1), нашел отражение не только в параметрах долгосрочной миграции, но и в других миграционных институциях - выдаче разрешений на временное проживание, оформление патентов, разрешений на работу. Кроме Украины рост прибытий наблюдался также из Узбекистана и Казахстана.
Однако из-за роста выбытий из России по большинству направлений миграционный прирост увеличился только в обмене с Украиной (в 1,9 раза) и Белоруссией (во столько же) и резко сократился с главными миграционными донорами России последних лет - республиками Средней Азии, в первую очередь с Узбекистаном (в 1,8 раза). Следует отметить, что в целом увеличение числа выбывших связано с изменением с 2011 г. порядка учета долгосрочной миграции, в соответствии с которым в число мигрантов включены лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев
1 Долгосрочная миграция (переселение) - международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (более 1 года) и сопровождается сменой постоянного места жительства. См.: http://www.fms.gov.ru/documentation/865/ deta¡ls/49505/2/
2 С изменением с 2011 г. порядка учета долгосрочной миграции в число мигрантов включены лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Подробнее об этом см.: Карачурина Л. Миграционная политика и миграционные процессы // Российская экономика в 2013 г. Тенденции и перспективы. (Выпуск 35). М.: Институт Гайдара, 2014. Гл. 5.2. С. 333-349.
3 Рассчитано по сопоставлению данных за январь-октябрь2013 г. с Крымом (Социально-экономическое положение России-2014. Росстат, 2014) и без Крыма (Социально-экономическое положение России-2013. Росстат, 2013).
и более. В результате в настоящее время в число выбывших попадают мигранты, срок пребывания которых (по дате окончания регистрации в листе статистического учета прибытия) закончился.
В 2014 г. российское законодательство в области миграции пополнилось несколькими новыми документами, а также поправками к существующим, которые были ориентированы на: урегулирование ситуации с беженцами из Украины; ужесточение порядка депортации и въезда для мигрантов, нарушивших правила пребывания и трудоустройства в России; распространение патентирования на категорию иностранных трудовых мигрантов, работающих у юридических лиц, и др.
1. Революционным изменением, принятым в 2014 г. и вступившим в силу с 1 января 2015 г., стала отмена квотирования трудовых мигрантов. В нынешнем виде квотирование существовало с 2007 г. и был одним из самых критикуемых положений миграционной реформы того же года. Оно было негибким и непрозрачным и не было способно выполнять как функцию оперативного регулирования численности мигрантов на российском рынке труда, так и функцию защиты самого рынка труда, при этом обладало высокой потенциальной коррупциогенностью на самых разных уровнях.
В соответствии с поправками в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 1 с 2015 г. мигранты (работающие как у физических лиц, так и у юридических, и индивидуальных предпринимателей) будут обязаны покупать разрешительный патент со сроком действия от одного месяца до одного года 2 в соответствии с установленной Федеральным законом стоимостью 1568,4 руб. в месяц или с повышающим региональным коэффициентом 3.
Конечно, это увеличит численность официальных трудовых мигрантов в России. Однако не решает фундаментальной проблемы - остается неизвестной реальная потребность в иностранной рабочей силе в стране, тем более с учетом внутренних резервов. Следует отметить, что в России практически не используются внутренние трудовые резервы (внутрироссийская трудовая миграция, переобучение и трудоустройство безработного населения, привлечение на рынок пенсионеров
и молодежи и прочее). Только в 2009 году Федеральная служба по труду и занятости ввела в действие единый банк данных по вакансиям в масштабах всей страны. Хотя достаточно очевидно, что более эффективное использование национальных трудовых ресурсов могло бы несколько снизить потребности и зависимость российской экономики от иностранной рабочей силы.
2. Существенным изменением в миграционном законодательстве РФ, вступившем в силу также с 1 января 2015 г., следует считать введение обязательного въезда в Россию по загранпаспортам для граждан СНГ. При этом для граждан Украины сделано исключение.
Прежние постановления, согласно которым это можно было сделать только по внутреннему паспорту или свидетельству о рождении, признаны утратившими силу. Ожидается, что мера поможет введению единого порядка пересечения государственной границы Российской Федерации и контролю над миграционными процессами.
Право пересечения границы по внутреннему паспорту или свидетельству о рождении остаётся у граждан стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства: Казахстана и Белоруссии. А в будущем возможность свободного въезда в Россию и выезда из страны получат Киргизия и Армения, чьи правительства сегодня усиленно работают над вступлением в ТС.
3. Приняты законодательные акты между Россией и отдельными странами СНГ, которые ориентируют миграционную политику на «страновую персонификацию». Так, в апреле 2014 г. был подписан Федеральный закон от 02.04.2014 №43-ФЗ о ратификации «Протокола о внесении изменения в Соглашение между правительствами Таджикистана и России о трудовой деятельности и защите прав граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации», согласно которому граждане Таджикистана теперь могут получать разрешение на работу в России сроком до 3 лет.
4. Дальнейшее ужесточение миграционной политики в части выдворения и депортации иностранных мигрантов, нарушивших правила пребывания и трудоустройства в России 4. За-
1 Федеральный закон от 24.11.2014 г. №357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ».
2 До 2015 г. максимальный срок действия патента для работы у физических лиц составлял 3 месяца.
3 К примеру, в Москве и Московской области это 4000 руб., в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) - 6629 руб., а в Орловской области - 2038,92 руб.
4 Соответствующие федеральные законы были приняты в 2013 г.
конопроект, согласно которому мигрантам - нарушителям срока пребывания могут запретить въезд на территорию РФ сроком до10 лет, был одобрен в октябре 2014 г. Госдумой РФ и вступил в действие с 10 января 2015 г. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, в конце 2014 г. на территории России находилось более 734 тыс. иностранных граждан с нарушением срока пребывания на 270-360 дней, которые подпадают под запрет приезжать в РФ сроком на 5 лет, еще 1,28 млн человек - с нарушением более 360 дней (для них предусмотрен 10-летний запрет) 1.
5. Расширение перечня иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение российского гражданства в упрощенном порядке (т.е. без соблюдения условий о сроке проживания) 2.
6. Отдельная законотворческая инициатива коснулась внутренней миграции. Она связана как с реализацией «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», так и с высказанной в Послании президента РФ Федеральному собранию в декабре 2013 г. идеей создания территорий опережающего развития (ТОР). В 2014 г. правительством РФ был внесен в Госдуму законопроект о создании ТОР на Дальнем Востоке 3, в котором сделана попытка прописать управленческие шаги по экономической стимуляции развития этих территорий.
После стабилизации объемов фиксируемой статистикой миграции в 2014 г., в I кв. 2015 г. вновь отмечен ее рост: общее число перемещений увеличилось с 928,5 тыс. в январе-марте 2014 г. до 1035,6 тыс. за аналогичный период 2015 г. Внутренняя миграция увеличилась с 822,1 тыс. до 904,7 тыс. человек (на 10%). Числа прибывших из других стран в I кв. возросли с 106,4 тыс. до 130,9 тыс. соответственно, выбытия увеличились с 65,8 тыс. в 2014 г. до 88,4 тыс. в 2015 г. Увеличение миграции лишь в малой степени может быть связано с включением данных по Крымскому ФО, так как численность прибывших в него в 2015 г. составила 9,1 тыс., выбывших - 7,3 тыс. человек.
Причина продолжающегося роста масштабов миграции не вполне понятна: эффект изменения методики учета, предпринятый Росстатом в 2011 г. (была начата разработка данных не только о мигрантах, зарегистрированных по месту жительства, но и по месту пребывания на срок, превышающий 9 месяцев) должен был уже исчерпать себя. В I кв. 2015 г. увеличилась как численность зарегистрированных на новом месте жительства, составив 541,6 тыс. человек против 489,0 тыс. в I кв. 2014 г., так и численность зарегистрированных по месту пребывания на разный срок.
В международной миграции по сравнению с I кв. 2014 г. произошли существенные изменения (табл. 1).
Увеличились объемы как прибытий, так и выбытий, причем последние увеличились в большей мере. Миграционный прирост изменился мало, но поменялись его составляющие. Возобновился небольшой миграционный отток в страны дальнего зарубежья, но что более странно - в России отмечена миграционная убыль с Узбекистаном и Таджикистаном. Прибытия из этих стран, а также из Киргизии и Белоруссии, сократились, а выбытия выросли. Предположительно, рост числа выбывших - последствие быстрого роста числа прибывших в предшествующие годы, регистрирующихся по месту пребывания на срок от 1 до 3 лет. В 2015 году у этих людей заканчивается регистрация, и они автоматически попадают в число выбывших из страны. Сократилась численность регистрирующихся на срок от 9 месяцев до 1 года (на этот срок обычно регистрируются временные мигранты), в то же время, число зарегистрированных по месту жительства практически не изменилась.
В 2015 г. в сравнении с 2014 г. отмечен резкий рост прибытий из Украины, миграция с которой обеспечивает теперь большую часть миграционного прироста России. По числу прибывших Украина обогнала страны Средней Азии, взятые вместе. В I кв. 2015 г. 58,8 тыс. человек получили в России временное убежище, почти все они - из Украины. Всего на начало апреля 2015 г. более 330 тыс. получили временное убежище, еще 180 тыс. - разрешение на временное проживание 4.
1 Серегин В., Солопов М. Бегство мигрантов: в январе их приток снизился на 70% //РБК, 9.01.2015 г. http://top.rbc.ru/own_business /09/01/2015/549b0d579а79472285e29848
2 Федеральный закон от 23.06.2014 г. №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
3 Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока».
4 Интерфакс, 23 апреля 2015 г.
Таблица 1
Миграционные связи России, 2014 и 2015 гг., I кв., тыс. человек
Прибыло Выбыло Миграционный прирост (убыль)
2014 2015 2015 к 2014, % 2014 2015 2015 к 2014, % 2014 2015
Международная миграция, всего 106,4 130,9 123,0 65,8 88,4 134,3 40,6 42,5
миграция со странами СНГ 95,5 119,6 125,2 57,3 76,8 134,0 38,2 42,8
Азербайджан 5,8 5,2 89,7 2,9 3,5 120,7 2,9 1,7
Армения 9 10,6 117,8 5,2 6,2 119,2 3,8 4,4
Белоруссия 4,7 4,5 95,7 2,2 3,9 177,3 2,5 0,7
Казахстан 11,7 14,5 123,9 3,1 6,2 200,0 8,6 8,2
Киргизия 6,2 5,5 88,7 3,1 4,3 138,7 3,1 1,2
Молдавия 5,9 7,3 123,7 3,1 4,1 132,3 2,8 3,2
Таджикистан 10,3 9,2 89,3 7,6 10,2 134,2 2,7 -1,0
Туркменистан 0,9 1,1 122,2 0,3 0,5 166,7 0,6 0,6
Узбекистан 28,1 17,8 63,3 22,3 28,6 128,3 5,8 -10,8
Украина 12,9 43,9 340,3 7,4 9,4 127,0 5,5 34,5
Миграция с другими странами 10,9 11,3 103,7 8,5 11,6 136,5 2,4 -0,3
Примечание: данные за 2014 г. не включают Крымский ФО. Источник: Росстат, текущий учет.
В начале 2015 г. направления миграционный потоков в пределах России не претерпели изменений. Наиболее притягательными для мигрантов остаются г. Москва, Московская область и Краснодарский край, а также Крымский ФО, Тюменская и Новосибирская области. Продолжают терять население в результате миграции Приволжский, Северо-Кавказский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
С 1 января 2015 г. вновь существенно изменился порядок привлечения трудовых мигрантов из «безвизовых» стран в России. Для иностранцев, занятых у юридических лиц, отменены разрешения на работу и введены, как ранее для занятых у физических лиц, патенты. Переход к патентам рассматривался аналитиками как инструмент, который поможет упростить легализационные практики и станет антикоррупционной мерой. Однако, как это бывает, его введение сопровождалось процедурной непродуманностью, и подключением ряда дополнительных механизмов и условий 1.
В частности, обязательным теперь является не только наличие полиса добровольного медицинского страхования и справки об отсутствии заболеваний, но и сертификата, подтверждающего знание русского языка, истории России и основ законодательства 2.
Экзаменационные тесты разделены по уровням сложности: с более низким числом правильных ответов - для мигрантов, покупающих патент, и с более высокими требованиями - для претендентов на вид на жительство или разрешение на временное проживание. Прохождение комплексного экзамена на знание истории, права и русского языка обойдется мигранту в 4,5 тыс. руб. При этом сертификат, который получат мигранты после сдачи экзамена, будет действителен на протяжении 5 лет, затем его надо будет получать заново. Избежать проверки знаний смогут только ограниченно дееспособные и недееспособные лица, подростки до 18 лет, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, а также участники Госпрограммы переселения соотечественников,
1 Карачурина Л. Миграционные процессы // Экономическое развитие России. 2015. № 7. С. 45.
2 А также миграционной карты, где целью въезда указана «Работа», заявление, регистрация по месту пребывания. Итого общий перечень насчитывает, включая обязательный теперь загранпаспорт, 8 позиций.
высококвалифицированные специалисты и студенты очной формы обучения.
Если с необходимостью покупки медполиса сталкиваются мигранты во многих европейских странах и эта мера является попыткой защитить бюджеты регионов от оказания бесплатной медпомощи мигрантам и одновременно дать им некие социальные гарантии, то экзамен на знание русского языка для мигрантов 1, не претендующих на длительное проживание и натурализацию (разрешение на временное проживание, вид на жительство или гражданство), представляется избыточным требованием, тем более что условия для массового обучения иностранцев языку в стране не созданы.
В целом «навешивание» на покупку патента такого количества дополнительных документов способно и этому механизму придать все ту же коррупцио-генную основу, превратить его в неповоротливый и полузапретительный. Кроме того, поскольку работодателю придется платить за мигранта взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, это увеличит стоимость мигранта для работодателя при официальном найме.
Ежемесячная цена патента сильно разнится от региона к региону:
• часть субъектов РФ не устанавливала региональных коэффициентов и в них действует установленная федеральным законом стоимость (1568,4 руб.) - как правило, так поступили в регионах, не пользующихся популярностью у мигрантов (Ивановская, Костромская, Курганская области, Забайкальский край, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия и пр., всего 34 региона);
• стоимость патента в остальных находится в границах от 2038,92 руб. в Орловской области до 7056,2 руб. в Республике Саха и 8000 руб. в Сахалинской области;
• в Москве и Московской области патент стоит 4000 руб., в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 3000 руб. Представляется, что установлением такой планки - не низкой, но и далекой от максимального - власти дают сигнал о своем понимании того факта, что столичным регионам без мигрантов в определенных секторах экономики не обойтись.
Общая единовременная цена легализации в Москве, по подсчетам специалистов, составляет от 16 до 20 тыс. руб., далее по 4 тыс. руб. - ежеме-
сячно. В условиях инфляции, падения курса доллара, снижения доходов мигрантов из-за кризиса, а также предшествовавшего общего ужесточения миграционного контроля, по-видимому, все большее количество мигрантов из стран СНГ будет задумываться об экономической целесообразности работы в России.
В течение января-февраля 2015 г. этому дополнительно способствовала неразбериха с выдачей сертификатов, а также действенность выданных в 2014 г. патентов. ФЗ № 56 «О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющий продлевать действие «старых» патентов, был подписан только в начале марта. Согласно закону, руководитель субъекта РФ, в котором в 2014 г. было выдано более 300 тыс. патентов, имеет право обратиться в ФМС России с просьбой продлить срок действия патентов, выданных в 2014 г., на период, за который патент будет оплачен, но не более 12 месяцев со дня выдачи трудовому мигранту такого документа. Таким образом, закон был направлен в первую очередь на упорядочивание ситуации в Москве, где единственный миграционный центр (Сахарово), оформляющий разрешительные документы, начиная с начала года не справлялся с потоком мигрантов.
Общее число мигрантов, работающих по патентам, за пять месяцев 2015 г. сократилось по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 16,6 п.п. и составило 857,7 тыс. Учитывая, что в 2014 году к этому моменту еще 555,5 тыс. работали по разрешениям на работу (ныне они остались в действии только для мигрантов из визовых стран, их 104,3 тыс.), общее падение числа легальных мигрантов, работающих по патентам и разрешениям на работу, составило почти 40 п.п. Почти такая же ситуация - с разрешениями на работу высококвалифицированным и квалифицированным специалистам. Опции же, рассчитанные на более длительный или постоянный формат пребывания в России (разрешение на временной проживание, вид на жительство, гражданство), были стабильны или показали даже положительную динамику. На наш взгляд, это в первую очередь связано с тем, что документы, попадающие сейчас в статистическую отчетность, начали оформляться много раньше, в 2014 г., и в них есть украинская «составляющая» 1.
1 Освобождены от экзамена высококвалифицированные специалисты, те, кто окончил школу до 1 сентября 1991 года и студенты, приезжающие в Россию учиться и желающие параллельно подрабатывать. Срок действия сертификата - 5 лет.
2 Карачурина Л.Б. Миграционные процессы Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 36). / [В. Мау и др.; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), Радыгина А.Д.]; Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. М.: изд-во Ин-та Гайдара, 2015. Раздел 5.2. С. 315-331.
не бюджетам стран, а непосредственно семьям, и в первую очередь направляется на текущие расходы домохозяйств 3.
Источник: Данные Центрального Банка РФ.
Рис. 2. Перечисления средств из России в страны СНГ по статистике трансграничных операций физических лиц, I кв. 2006 - I кв. 2015 гг.
Сравнивая два кризиса - 2009-2010 гг. и нынешний, необходимо отметить, что в условиях нынешнего ужесточения миграционного законодательства в части выдворения и депортации иностранных мигрантов, нарушивших правила пребывания и трудоустройства в России 1, на величину снижения миграционного потока нынешний подействовал более существенно: численность иностранной рабочей силы в России в 2009 г. упала по отношению к 2008 г. на 8,3 п.п., только из стран СНГ - на 7,6 п.п.; в 2010 г. по отношению к 2009 г. - на 26,2 и 24,2 п.п. соответственно. За 5 месяцев 2015 года размер падения составил для всех категорий иностранных работников 39,4 п.п.
Значительно снизился и объем трансфертов, отправляемых из России. В I кв. текущего года по отношению к I кв. 2014 г. в страны СНГ было переведено почти в 2 раза меньше средств, средняя сумма операции впервые за период с 2006 г. упала ниже отметки в 200 долл. (рис. 2).
Изменение курса валют и сжатие трансфертных возможностей стало серьезным ударом по экономике зависимых стран, в первую очередь Таджикистана, Киргизии и Молдавии. Согласно данным Всемирного банка, денежные переводы работающих за рубежом резидентов составляют 52% ВВП Таджикистана, 31% ВВП Киргизии, 25% ВВП Молдавии 2. При этом трансферты - это помощь
Таким образом, тревожная общественно-политическая и экономическая ситуация на миграционные процессы в России существенным образом еще не повлияла (по крайней мере, это однозначно не видно из тех статистических показателей, которые доступны для анализа). Масштабные изменения в законодательстве, которые готовились и разрабатывались в течение всего 2014 г., начинают действовать в 2015 г.
Фундаментальной основой для формирования политики Российской Федерации в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе внутри страны. Они должны быть основаны, прежде всего, на экономических и геополитических интересах России. Прежде чем определять политику в отношении привлечения иностранных трудовых мигрантов, необходимо представлять размеры этих потребностей и непосредственно увязывать их с перспективами социально-экономического развития государства.
С одной стороны, можно увеличивать численность занятого населения; с другой стороны, можно и нужно повышать производительность труда, обновлять оборудование и развивать передовые технологии, стимулируя налоговыми инструментами предпринимателей, вкладывающих средства в модернизацию производства 4.
Усиление миграционного потока с Украины создаст значительную напряженность на российском рынке труда. Конкуренция за рабочие места между местными гражданами и гражданами Украины может обостриться. В связи со сложной политической и экономической ситуацией на Украине, кандидаты из Украины готовы демпинговать в заработной плате. Следовательно, возможны вспышки недовольства среди граждан России. Если в Евро-
1 Соответствующие федеральные законы были приняты в2013 году.
2 Migration and Development Brief. The World Bank. April 11. 2014. Р. 3.
3 Согласно данным анкетирования физических лиц, осуществляющих денежные переводы, проведенного кредитными организациями при посредничестве Центрального банка РФ в феврале 2014 г. около 68% переводов направляется на текущие расходы домохозяйств. Центральный банк РФ. http:// www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_17101#CheckedItem
4 Рязанцев С.В., Скоробогатова В.И. Иностранные трудовые мигранты на российском рынке труда и новые подходы к миграционной политике // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 4. С. 21-29.
пе удел большей части соискателей из Украины -низовые должности, то в России есть возможность претендовать на более привлекательные вакансии. Уровень зарплат украинских мигрантов в России в среднем на 25-30% превышал заработную плату работников аналогичных специальностей из Узбекистана и Таджикистана.
На российский рынок труда массовый приток украинских граждан может сказаться как положительно, так и отрицательно. Во многом это будет завить от политики, которую выберет наше правительство относительно мигрантов и беженцев из Украины.
Впрочем, если российские бизнесмены положительно отреагируют на призыв Министерства экономического развития РФ о вложении в инвест-проекты на территории Крыма, то есть шанс, что часть трудового потока направится в этот регион. Приток мигрантов и беженцев из Украины может быть выгоден для экономики России, при их грамотном расселении по городам РФ, где существует нехватка кадров и есть инфраструктура (жилые дома, больницы, школы, детские сады), необходимая для их расселения.
Список литературы
1. Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОМ, 2009. С. 35.
2. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова; под ред. Н.И. Захарова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 288 с.
3. Дудин М.Н. Региональная миграционная политика в системе национальной и экономической безопасности России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 44. С. 2-13.
4. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 43 (280). С. 2-11.
5. Рязанцев С. В. Трудовая иммиграция в России: старые проблемы и новые подходы к решению // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Выпуск 1. № 1, 2014.
6. Карачурина Л. Миграционная политика и миграционные процессы// Российская экономика в
2013 г. Тенденции и перспективы. (Выпуск 35). М.: Институт Гайдара, 2014. Гл. 5.2. С. 333-349.
7. Карачурина Л. Миграционные процессы // Экономическое развитие России. 2015. № 7. С. 45.
8. Карачурина Л.Б. Миграционные процессы Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 36). / [В. Мау и др.; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), Радыги-на А.Д.]; Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. Москва: изд-во Ин-та Гайдара, 2015. Раздел 5.2. С. 315-331.
9. Сухов А.Н. Миграция в Европе и ее последствия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Н. Сухов, С.А. Трыканова. 2-е изд., стереотип. М.: Флинта: МПСИ, 2011. 216 с.
10. Трансграничные операции физических лиц и личные переводы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cbr.ru/statistics/?Pr tid=svs&ch=Par_17101#CheckedItem
11. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fms. gov.ru/documentation/865/details/49505/2/
12. Плисецкий Е.Л. Современные миграционные процессы в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://geo.1september. ru/2003/37/4.htm
13. Россия - магнит для мигрантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/ economics/2008-03-21/6_migranty.html
14. В Россию в 2014 году приехали почти 700 тысяч беженцев из Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/03/02/begentsi-anons.htm
15. Щипанова Д.Г. Современный рынок рабочей силы. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 15. С. 26-30.
16. The Impact of the Global Crisis on Migration, The IOM Policy Brief, Memorandum 1, IOM, 2009, January 12 (http://www.iom.int/jahia/ webdav/shared/shared/mainsite/policy_and_ research/po licy_documents/p olicy_brief_ jan2009.pdf) [Дата обращения: 05 июля 2015 года].
1 7. Migration and Development Brief. The World Bank. April 11. 2014. Р. 3.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) MODERNIZATION
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS OF MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA. THE INFLUENCE OF MIGRATION PROCESSES ON THE STATE OF THE LABOUR MARKET
E. D. Katulskij
Abstract
The article examines trends in labour migration in the Russian Federation. Analyzed the migration of communications of Russia in the 1st quarter 2014 and 2015, Examines the impact of increasing migration flows of citizens of Ukraine on the state of the labour market of Russia. Supporters of immigration openness believe that increased migration is one of the ways of solving demographic problems of Russia and problems of replenishment of the labour market. Their opponents believe that immigration creates excess supply in the labor market by allowing employers to permanently reduce the level of remuneration and social guarantees, worsen working conditions. Keywords: labour market, Russian Federation, migration processes, labour.
Correspondence: Katulskij E. D., Modern University for the Humanities (32-4, Nizhegorodskaja street, Moscow, 109029), Russian Federation, prepod@muh.ru
Reference: Katulskij E. D. Status and development trends of migration processes in Russia. The influence of migration processes on the state of the labour market. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 18-27. DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.3.18.27
References
1. The impact of the economic crisis on migration trends and migration policy in the Russian Federation and Eastern Europe and Central Asia. Moscow: IOM, 2009. P. 35.
2. State and municipal management: Textbook / V.D. Popov, V.A. Esin, J.Y. Shitov; ed. by N. Zakharova. M.: NIC INFRA-M, 2014. 288 p.
3. Dudin M.N. Regional migration policy in the national and economic security of Russia. Regional economy: theory and practice, 2014.№44. P. 2-13.
4. Dudin M.N., Lyasnikov N.V. The development of Russia's economy in the face of economic sanctions: national interests and security. National interests: priorities and security, 2014, № 43 (280), P. 2-11.
5. Ryazantsev S. V. Labor immigration in Russia: old problems and new approaches. Vestnik St. Petersburg University, Series 5, Issue 1, no. 1, 2014.
6. Saracuruna L. Migration policy and migration processes. Russian economy in 2013 Trends and prospects. (Issue 35) Moscow: Gaidar Institute, 2014. CH. 5.2. P. 333-349.
7. Saracuruna L. Migration processes. Russian Economic developments, 2015, № 7, P. 45.
8. Saracuruna L. B. Migration processes in the Russian economy in 2014. Trends and prospects. (Vol. 36). / [V. Mau, etc.; ed. Sinelnikov-Murylev case S. G. (ed), Radygina A. D.]; Inst. of Econ. policy them. Gaidar. Moscow: Izd-vo in-TA Gaidar, 2015. Section 5.2. P. 315-331.
9. Sukhov A.N. Migration in Europe and its consequences [Electronic resource]: proc. manual / A. N. Sukhov, S. A.
Trukhanov. 2-e Izd., stereotype. Moscow: Flinta: MPSI, 2011. 216 p.
10. Cross-border transactions of individuals and personal remittances [Electronic resource]. Access mode: http:// www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_17101#Che ckedltem
11. The concept of state migration policy of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http:// www.fms.gov.ru/documentation/865/details/49505/2/
12. Plisetsky E.L. Modern migration processes in Russia [Electronic resource]. Access mode: http:// geo.1september.ru/2003/37/4.htm
13. Russia is a magnet for migrants [Electronic resource]. Access mode: http://www.ng.ru/ economics/2008-03-21/6_migranty.html
14. In Russia V year came pocti of thousands of refugees from Ukraine [Electronic resource]. Access mode: http://www.rg.ru/2014/03/02/begentsi-anons.htm
15. Shchipanova D. G. Today the global labor market. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2013, no. 15, pp. 26-30 (In Russ.).
16. The Impact of the Global Crisis on Migration, The IOM Policy Brief, Memorandum 1, IOM, 2009, January 12 (http://www.iom.int/jahia/webdav/shared/shared/ mainsite/policy_and_research/po licy_documents/p olicy_brief_jan2009.pdf) [accessed on 05 July 2015].
17. Migration and Development Brief. The World Bank. April 11. 2014. P. 3.