УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
УДК 372.8:78
С. В. Горобец
К проблеме формирования музыкальных интересов учащихся
Статья посвящена проблеме формирования музыкальных интересов учащихся в современной социокультурной ситуации, где классическая музыка зачастую остается за пределами их внимания. Приводится типология слушателя. Уделено внимание роли семьи как главной направляющей в данной ситуации.
The article is devoted to the problem of students ' musical interests in contemporary socio-cultural situation, where classical music, often remained outside their attention. Is the typology of the listener. Attention is paid to the role of the family as the primary guide in this situation.
Ключевые слова: активный интерес, музыкальная педагогика, творческие способности, музыкальное просвещение.
Key words: active interest, music pedagogy, creativity, musical education.
Одна из насущих проблем современного музыкального образования - это поиск новых форм и методов приобщения детей к духовным ценностям высокого искусства. А, как известно, интерес к высокому искусству, в частности к музыке, (как в прочем и к математике, и к литературе) зарождается обычно в раннем детском возрасте. Широко известно, что научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального уха даже самая прекрасная музыка лишена смысла. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры учащихся.
Эти вопросы ещё три-четыре десятилетия назад ставились в науке. Достаточно вспомнить труды Э.Е. Алексеева, П.Ф. Андруковича, Г.Л. Головинского, В.Н. Максимова, Г.Г. Дадамяна, Д.Б. Дондурея, А.Н. Сохора и других [2; 6; 10]. Достаточна изучена категория «музыкальный интерес» в работах Е.Я. Бурлиной, А.Г. Здравомыслова, Д.Л. Яконюка и других авторов. Музыкальный интерес рассматривается как часть эстетической деятельности на уровне сознания индивида. Интерес связывается с деятельностью, осуществляемой под воздействием целого ряда факторов, в единстве с потребностями и способностями, во взаимодействии с которыми и оказывается музыкальный интерес. А.Г. Здравомыслов определяет интерес как осознанную потребность, рассматривая потребность как основной стимул любой деятельности [7, c.164]. Интерес можно рассматривать как объективное явление, как субъективное или как явление, имеющее объективно-субъективную природу.
© Горобец С. В., 2013
Заметно усиливается наметившаяся на рубеже 1970-80-х гг. тенденция «изживания» музыки как живого вида искусства во всех трех элементах художественной коммуникации: создании - исполнении -восприятии. Это отмечали С.Ю. Румянцев, Е.Я. Бурлина, Ю.В. Перов и др. [5; 8; 9]. Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, музыкальная наука подчеркивает, что оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности. Одна из таких форм - слушание музыки, которое Б. В. Асафьев считал необходимым использовать для «гимнастики» музыкального чувства и сознательного восприятия музыки. «Музыкальная культура нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе» [3, с. 90]. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие музыки начиналось как можно раньше. Развиваемая с ранних лет способность чувствовать и понимать музыку, любовь к ней сохраняются затем на всю жизнь, влияя на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, почти невозможно наверстать в зрелые годы», - предупреждал В.А.Сухомлинский [12].
Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Стройная система воспитания слушателя продолжает совершенствоваться, о чем свидетельствует опыт многих педагогов и музыкальных деятелей (В. Брайнин, В. Соловьев и др.) Согласно работе крупного немецкого философа и социолога Теодора Адорно слушательскую аудиторию можно разделить по видам восприятия на несколько типов [1, с. 11-26]:
Первый тип - тип эксперта. Эксперт - это вполне сознательный слушатель, от внимания которого ничего не ускользает и который в каждый конкретный момент отдает себе отчёт в том, что слышит. Он отчётливо воспринимает сложную гармонию и многоголосие, понимает то, что слышит. Его слух думает вместе с музыкой. Этот тип крайне малочислен, сегодня ограничен, преимущественно, кругом профессиональных музыкантов.
Второй тип - тип хорошего слушателя. Такой слушатель слышит не только отдельные музыкальные детали, но и образует связи между ними, высказывает обоснованные суждения - судит не только по категориям престижа. Он понимает музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, - ничего не зная или зная мало о грамматике и синтаксисе, - неосознанно владея имманентной музыкальной логикой. Хороший слушатель встречается теперь все реже. Долю вины за это несут механическое репродуцирование музыки и давление средств массовой коммуникации.
Третий тип - потребитель культуры. Такой тип много слушает, иногда ненасытно, хорошо информирован, собирает записи. Он уважает музыку как культурное достояние, иногда как нечто такое, что нужно
знать для того, чтоб повысить свой вес в обществе. Этот тип, в основном, держатели абонементов в оперные театры и филармонии, обладает знанием обширной литературы, но выражает это только тем, что насвистывает красивые темы известных мелодий.
Четвертый тип - тип эмоционального слушателя. Его отношение к музыке не такое неподвижное и стороннее, как у потребителя культуры. Слушание музыки становится для него по существу средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации, часто источником иррациональности. Представители этого типа особенно охотно обращаются к чувственной, эмоциональной музыке. Непосредственность реакции подчас сочетается с упорным непониманием самой вещи, на которую он реагирует.
Можно выделить ещё один тип - развлекающийся слушатель, количественно самый значительный из всех типов, которые расценивают музыку как развлечение, и только. На тип развлекающегося слушателя рассчитана индустрия культуры. Развлекательный тип исторически подготовлен типом потребителя культуры, музыка для него не смысловое целое, а источник раздражителей. Здесь играют роль элементы эмоционального и спортивного слушания. Развлекающийся слушатель может быть только в связи с такими массовыми средствами информации, как радио и телевидение. Психологически ему присуще слабость личности. Он скептически относится к тому, что принуждает его мыслить, готов согласиться с оценкой как потребитель.
Можно сказать ещё о типе людей равнодушных к музыке. Немузыкальных и антимузыкальных. Причина здесь - не отсутствие естественных задатков, а процессы, происшедшие в раннем детстве.
Очевидно, что данной типологии свойственен определённый схематизм. Каждый тип слушателя следует понимать как «эскизные портреты». Типологические группы слушателей в «чистом» виде не встречаются. Они находятся в постоянной динамике, взаимовлиянии и взаимопроникновении. В реальной художественной практике механизм формирования различных типологических групп слушателей основан, прежде всего, на их общей и музыкальной культуре.
Сложившаяся система массового художественно-эстетического образования и воспитания фактически исключает у слушателя «умение слушать музыку как определенный тип художественного мышления, имеющий свою специфику и обусловленный в своём историческом развитии» [2, с. 210]. Отсутствует у нас планомерная, последовательная, методическая работа системы воспитания слушателя. Необходимо больше контактов, ведь произведения искусства как художественная ценность, способны удовлетворить высокие социальные потребности.
Разработка новой теоретической концепции процесса музыкального развития должна вскрыть сущность этого феномена, выявив факторы на него влияющие и их диалектические взаимосвязи. К таковым, безусловно, относятся вопросы взаимодействия семьи и школы, разработка ори-
гинальных форм внеклассной работы, включая систематическое посещение музыкальных театров и филармонических концертов с родителями, лекционно-просветительскую работу в школах и т.п.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становлении характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни.
Несколько десятилетий назад ребёнок развивался в основном в условиях малого или определённого социума. Это семья, класс, ближайшее окружение, когда была чёткая привязанность к конкретному взрослому. Сегодня ребёнок поставлен в принципиально иную ситуацию. Начиная уже с дошкольного, младшего школьного возраста он находится в огромном развёрнутом социальном пространстве, где на его сознание давит хаотический поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Дети начинают ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы «ниоткуда». Возникает проблема воздействия на психическое и психофизиологическое развитие ребёнка.
Наше время характеризуется развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, да и поток музыкальной информации практически безграничен. Такая форма общения с искусством не может заменить равноценно прямой контакт с музыкальным произведением. «Живое» исполнение является творческим процессом, вызывает сопереживание воспринимающего его слушателя, как ни одна, пусть самая высококачественная запись. Однако не вызывает сомнений, что именно технические средства звукозаписи открывают огромные возможности в прослушивании выдающихся произведений музыкального искусства в исполнении великих музыкантов или известных коллективов, что по объективным причинам далеко не всегда предлагается в концертных программах. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса. Можно смело утверждать, что только целостная система знаний, стоящая на фундаменте культуры и науки, даёт свободу мысли, превращая «человека толпы» в личность.
Сейчас доступность музыки не означает, что она имеет высокую художественную ценность. Экранная зависимость приводит к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов,
гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Им уже становится трудно воспринимать, слышать и читать, понимать слова и предложения. Дети, зачастую, теряют способность и желание чем-то занять себя, они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Отсюда вытекают и изменения ценностных ориентаций учащихся. На первый план выдвигается настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, презентабельная внешность становится особенно значимым для детей, а последние места занимают чуткость, терпимость, умение сопереживать, эмоциональные и нравственные ценности. Наблюдается негативная динамика культурных общественных ценностных ориентаций. Наступает обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что незамедлительно сказывается на духовном развитии личности.
Таким образом, вся тяжесть вопросов формирования музыкальной аудитории филармонических концертов и музыкальных театров ложится на музыкально-образовательные учреждения начального звена, в ряду которых наиболее профессиональными и относительно доступными оказываются Детские музыкальные школы и школы искусств. Не умоляя достоинств данных школ и не желая принизить сложный труд преподавателей, порой талантливых специалистов, решающих в учебном процессе множество сложнейших задач, данный тип учреждений имеет музыкально-просветительскую направленность. Подготовка слушателей академических жанров - приоритетная (хотя бы на бумаге) цель детской музыкальной школы. На самом деле эти цели далеки от реалий. Им противоречит содержание существующих программ и методов обучения. Музыкально-образовательные учреждения начального звена обнаруживают малую эффективность в формировании музыкальных вкусов того абсолютного большинства своих выпускников, для которых в дальнейшем музыка не станет профессией. Любителем музыки может стать каждый, профессионалами - не все. Педагогика массового образования -всеобщее благо. Подготовка профессиональных музыкантов - особая наука, ориентированная на специфический человеческий материал.
Этот тезис находит подтверждение у Г.М. Цыпина - профессора Московского педагогического университета, и, кстати, члена Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии - который отмечает, что в работе с учеником Детская музыкальная школа должна делать упор на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие. Приблизить учащегося к миру классической музыки, сформировать у него вкус, пробудить интерес и влечение к музыкально-прекрасному. «Музыкально-исполнительскому искусству нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Без второго теряет всякий смысл деятельность первых» [12, с. 4].
Умение воспринимать произведение музыкального искусства не может возникнуть само собой, ему нужно учиться. Формирование высоких духовных потребностей в музыкальных ценностях, как и в искусстве в целом, не происходит стихийно, а требует продуманных форм и методов обучения с раннего возраста. Учить - значит просвещать, воспитывать способности восприятия и переживания прекрасного, вслушиваться и услышать, воспитывать потребность услышать, понять и почувствовать - вот истинный смысл работы педагога-музыканта. Уместно вспомнить слова Д.Д. Шостаковича «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» и А.Н. Серова «Не всем быть художниками - но любить и понимать искусство могут и должны все». Главное, чтоб учащиеся имели контакт с ценностями музыкальной культуры, с «художественной музыкой»1 в «живом» исполнении, так как ни что иное не заменяет адекватного восприятия музыкальной «классики» (в широком смысле этого понятия) в условиях реального исполнения. Вместе с тем, «живое» исполнение и непосредственное участие в творческом процессе активного слушания музыки - это не только театр и концертный зал. Богатейшие примеры отечественной культуры, в том числе и музыкальной, включает в себя ценнейший пласт любительского музицирования.
На фоне очевидных проблем общества наметившаяся ранее, но усилившаяся в последние годы тенденция потери слушателя филармонического концерта и музыкального театра, обеспечивающих непосредственное общение публики с произведениями искусства. Снижение слушательского интереса к академической музыке в концертных залах, повлиять на этот процесс можно лишь в результате реального общения с музыкой.
Нельзя не учитывать воздействия целого ряда внемузыкальных факторов, отрицательно влияющих на показатели посетительской активности театрально-концертных залов города, а именно: удаленное место жительства от культурных центров, и в связи с этим транспортные трудности, даже для большого любителя музыки порой становятся препятствием; участившиеся, особенно в последние годы, террористические акты, и, зачастую, достаточно высокая стоимость билета. Естественно, с подобными проблемами слушатель не сталкивается в сфере музыкальных записей, обращение к которым возможно в «любую минуту». Как было сказано выше, реальное общение с музыкой возможно лишь при условии вполне сложившейся системы духовных потребностей субъекта (слушателя).
Сейчас перед системой начального музыкального образования стоит проблема не только инновационных методов преподавания, но и не менее важная - воспитание подлинных ценителей музыки, то есть музыкально-эстетическое просвещение. Чтобы сделать процесс обуче-
1 Термин Б.В. Асафьева. См.: Асафьев Б.В. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. С. 23-24.
ния музыке интересным для ребёнка и наиболее эффективным, важно постоянно совершенствовать методы обучения в соответствии с растущими требованиями времени, которое ставит новые, более сложные задачи. Девиз сегодняшнего времени можно определить как «от школы навыков - к школе развития». На первый план встает задача гармоничного воспитания, повышения интеллектуальных интересов, творческих способностей, выработки у учащихся навыков самообразования. Развивающее обучение содействует воспитанию человека, способного к самостоятельному пополнению знаний, умеющего ориентироваться в огромном объеме информации, принимать решения в нестандартных условиях.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод:
• в числе задач музыкальной педагогики, по-прежнему остается сделать достоянием слушателя достижения музыкальной классики и современного творческого процесса;
• «живое» общение с искусством, в частности с музыкой, является творческим процессом, вызывает сопереживание воспринимающего его слушателя, как ни одна, пусть самая высококачественная запись;
• ничто не может заменить музыкальное воспитание и развитие средствами активного исполнительства на доступном для начального освоения музыкальном инструменте, особенно на народном инструменте;
• необходим новый ракурс подхода к вопросам массового музыкального образования, а именно введение в общеобразовательных школах обязательным предметом обучение игре на музыкальном инструменте.
Поиск путей приобщения к культурным ценностям - сложнейшая проблема современной музыкальной педагогики несёт в себе больше вопросов, чем ответов и практических решений. Представляется, однако, важным поставить её в ряду актуальных для современной педагогической науки.
Список литературы
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М., СПб.: Университетская книга, 1998.
2. Алексеев Э.Е., Андрукович П.Ф., Головинский Г. Л. Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980.
3. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., Музыка, 1973.
4. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунанбае-ва. - Л.: Музыка, 1987.
5. Бурлина Е.А. Структура музыкального интереса // Сов. музыка. - 1983.-
№4.
6. Восприятие музыки: сб. ст./ ред.-сост. В.Н. Максимов. - М.,1980.
7. Здравомыслов А. Г. Интерес как категория исторического материализма // Вестник ЛГУ.- 1959. -№17.
8. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. - Л., 1980.
9. Румянцев С.Ю. Место в культуре - место в практике // Советская музыка. - 1984. - №10.
10. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М., 1975.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1972.
12. Цыпин Г.М. Главное, чтобы ребенку было интересно // Педагогика искусства. - 2012. - №2.