О. С. Юрченко
КОНСТИТУИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ: КОНЕЦ 60-х - НАЧАЛО 90-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Работа представлена кафедрой истории и теории РГПУ им. А. И. Герцена.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В. Г. Лукьянов
В статье автор выявляет особенности научно-исследовательской работы в области социологии музыки конца 60-х - начала 90-х гг. ХХ в. и обозначает приоритетные проблемы конституирования самостоятельной социологической дисциплины.
Ключевые слова: конституирование, социология музыки, предметное поле науки, теоретический и эмпирический уровни социологического исследования, теория субкультурной стратификации общества.
O. Yurchenko
MORPHOLOGY OF RUSSIAN SOCIOLOGY OF MUSIC: LATE 1960S - EARLY 1990S
The author of the publication identifies the distinctive features of the research in sociology of music of the late 1960s - early 1990s and sets out the priorities in the definition of this independent sociological discipline.
Key words: morphology, sociology of music, scope of science, theoretical and empirical levels of sociological research, theory of the sub-cultural stratification of society.
На сегодняшний день отечественная со- исследовательской работы в области социология музыки - одна из наиболее интен- циологии музыки конца 60-х - начала 90-х гг. сивно развивающихся отраслей гуманитар- ХХ в. и тем самым сформировать представ-ного знания. Однако конституирование ее ление о приоритетных проблемах становле-как самостоятельной социологической дис- ния молодой науки.
циплины до сих пор не завершено. Конституирование любой специальной
В настоящей статье предпринимается социологической дисциплины предполага-попытка раскрыть особенности научно- ет наличие у нее специфического предмет-
ного поля, разрабатываемого одновременно как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Говоря о развитии социологии музыки, необходимо отметить, что отличительной чертой рассматриваемого периода являлось отсутствие связи между двумя вышеобозначенными уровнями социологического познания музыкальной действительности. При этом усилия большинства ученых были сконцентрированы на конкретно-социологических исследованиях, в качестве основных направлений которых можно обозначить:
• формирование и развитие массовых музыкальных вкусов;
• социологические проблемы концертной жизни;
• социологические особенности музыкального восприятия;
• соотношение музыкального искусства и средств массовой информации.
Классическим образцом изучения закономерностей формирования и развития массовых музыкальных вкусов можно считать труд В. С. Цукермана «Музыка и слушатель» [13]. В нем нашли отражение результаты исследования сектора социологии духовной жизни советского общества Уральского научного центра Академии наук СССР, посвященного вопросу функционирования музыки в крупном индустриальном центре нашей страны (на примере Свердловска и Челябинска). Значение этой работы не вызывает сомнений. В ней:
• излагается обширный фактический материал об ориентации отдельных категорий населения на те или иные виды искусства, об общем их отношении к разным музыкальным жанрам;
• раскрывается содержание таких теоретических понятий, как художественный, в частности музыкальный, вкус;
• вырабатываются критерии оценки уровня художественного - музыкального -вкуса;
• предлагаются практические рекомендации по организации музыкальной жизни страны.
Наибольший вклад в совершенствование методики исследования музыкальных вкусов
внесли Э. Е. Алексеев, П. Ф. Андрукович и Г. Л. Головинский, входившие в состав группы социологии музыки Московского отделения Союза композиторов РСФСР. Именно они впервые в отечественной научной практике в ходе конкретно-социологического исследования «Музыкальные вкусы молодежи Москвы» (1976-1977 гг.) наряду с традиционным опросом использовали метод «звучащей анкеты», предложенный чехословацкими учеными В. Карбусицким и И. Казаном в 1963 г. [1].
Объектом исследований рассматриваемого направления, как правило, выступала учащаяся молодежь. Как отмечает Ю. У. Фохт-Бабушкин, «многим тогда казалось, что, опрашивая классы, да еще и на уроках, можно без особого труда получить материал для размышлений. Эта организационная легкость в решении задачи побуждала многих, в том числе и весьма смутно ориентировавшихся в методологии и методике конкретно-социологических исследований, проводить опросы. Ими занимались не только педагоги-исследователи, но и педагоги-практики, а нередко и вовсе случайные люди. Соответственно и публикаций было великое множество, но, естественно, значительная часть не представляла научного интереса. Было, конечно, немало и вполне серьезных работ» [11, с. 127]. Среди них необходимо отметить труды Е. Я. Бурлиной, Т. М. Синец-кой, С. Л. Катаева, М. Е. Илле, исследовательской группы - Г. Б. Зулумян, В. Н. Соловьев, В. И. Шульгин [4].
Следует подчеркнуть, что подобная проблематика получала отражение и в работах, связанных с целостным изучением уровня художественной культуры населения. В качестве примера можно привести исследование «Школьник - 66» коллектива новосибирских ученых под руководством Ю. В. Шарова [14]. Несмотря на то что подобные исследования не дают глубокого анализа процессов формирования, развития и реализации музыкальных вкусов и предпочтений, они тем не менее позволяют сделать выводы о месте музыки среди других видов искусства в художественно-творческой и досуговой деятельности людей, зафиксировать некото-
рые тенденции в развитии интереса к музыкальному искусству.
Выявление социологических особенностей восприятия музыки зачастую осуществлялось одновременно с изучением массовых музыкальных вкусов. Интересные наблюдения относительно социально-типологических закономерностей, особенностей механизмов музыкального восприятия были получены в ходе уже упоминавшихся нами выше конкретно-социологических исследований В. С. Цукер-мана, научного коллектива - Э. Е. Алексеев, П. Ф. Андрукович, Г. Л. Головинский. Определением специфики общественного восприятия музыки также занимались Е. П. Крупник, Г. Панкевич, А. Костюк [8].
Разработке социологических проблем концертной жизни посвящены труды Ю. В. Капустина - «Музыкант и публика», «Музыкант-исполнитель и публика» [6]. В них ученый всесторонне рассматривает социальные функции исполнительства, социальные аспекты взаимодействия музыканта-исполнителя и публики, социально-демографические и многие другие особенности аудитории музыкальных концертов. При этом процесс формирования, функционирования и развития концертной жизни в конкретных социально-исторических условиях (на материале социологических данных обследования Ленинградской филармонии в 60-80-е гг. ХХ в.) он изучает на основе теоретического анализа социальной структуры концерта. Эти вопросы также затрагиваются в ряде работ (Е. В. Дукова, Б. В. Периль, М. Е. Илле, Е. Н. Богатыревой, О. А. Сакмарова, Б. З. Фа-ликова [3]).
Раскрытие специфического характера функционирования музыкального искусства в условиях интенсивного развития средств массовой коммуникации стало сквозной темой музыкально-социологических исследований конца 60-х - начала 90-х гг. ХХ в. В рамках этого направления особое внимание уделялось следующим вопросам:
• социально-культурный аспект функционирования звукозаписи (Е. В. Дуков, Ю. В. Капустин, Э. Е. Алексеев, Г. Л. Головинский, К. Никитина, Г. Коган) [2];
• роль средств массовой коммуникации в формировании массовых музыкальных вкусов (В. С. Цукерман, Э. Е. Алексеев, Г. Л. Головинский, Р. Квелде, Д. Яконюк) [7];
• массовые средства распространения музыки и проблемы современного музыкального исполнительства (Ю. В. Капустин, Н. Корыхалова) [5];
• специфика музыкальной критики в условиях распространения музыки через систему средств массовой коммуникации (А. Э. Клотынь) [9].
В целом приходится констатировать, что конкретно-социологические исследования носили преимущественно описательный характер. Между тем задача эмпирической социологии музыки состоит не только в том, чтобы констатировать, кто какую музыку понимает и любит, но и в том, чтобы на основе полученных данных установить почему. «В действительности социология начинается только там, где мы наряду с вопросом "как" ставим также вопрос "почему" и начинаем теоретически обрабатывать добытые эмпирически факты» [15, б. 12]. Успехи эмпирической социологии, таким образом, напрямую зависят от плодотворной разработки теории.
К сожалению, формированию теоретико-методологических основ социологии музыки в конце 60-х - начале 90-х гг. ХХ в. не уделялось достаточного внимания. А. Н. Сохор был, пожалуй, единственным, кто целенаправленно занимался этим вопросом. В своих трудах он обосновывал систему основных понятий социологии музыки; анализировал социальную природу музыкального мышления; характеризовал виды музыкальной деятельности (и особенно - музыкальное восприятие); определял социальные функции музыки; намечал пути разработки социально-исторических типологий музыкальных культур; выявлял наиболее актуальные проблемы, требующие изучения [10].
Безусловно, ученый внес значительный вклад в развитие социологии музыки. Однако конкретно-социологических исследований Сохор не вел. В результате ряд выдвинутых им положений не подтвердился на практике [11, с. 218-219]. Это еще раз свидетельствует
о том, что без проведения комплексных эмпирически-теоретических исследований невозможно познать и описать природу тех сложных процессов, которые протекают в музыкальной жизни общества.
Итак, анализ научно-исследовательской работы в области социологии музыки конца 60-х - начала 90-х гг. ХХ в. позволяет сделать вывод о том, что приоритетными проблемами конституирования самостоятельной социологической дисциплины являлись:
• отсутствие связи между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования предметной области социологии музыки;
• несоответствие между развитой практической составляющей социологии музыки, значительным эмпирическим базисом и недостаточно развитым и обоснованным теоретико-методологическим знанием о музыкальной жизни.
Несмотря на то что социология музыки продолжает испытывать определенные трудности на современном этапе своего становления, первый шаг на пути их преодоления уже сделан. В настоящее время разработана теория субкультурной стратификации общества, которая может стать серьезным теоретико-методологическим основанием для дальнейшего развития молодой науки [12].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Э. Е., Андрукович П. Ф., Головинский Г. Л. Молодежь и музыка сегодня (По материалам конкретного музыкально-социологического исследования) // Социальные функции искусства и его видов: сб. ст. М.: Наука, 1980. С. 210-248; Они же. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов // Вопросы социологии искусства (Теоретико-методологические проблемы): сб. ст. М.: Наука, 1979. С. 127-193.
2. Андрукович П. Ф., Головинский Г. Л. Звукозапись и молодой слушатель музыки // Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио. М.: Искусство, 1985. С. 21-34; Дуков Е. В. Грампластинка в музыкальной жизни (Социально-культурный аспект функционирования) // Там же. С. 168-175; Капустин Ю. В. Исполнитель - грамзапись - слушатель // Советская музыка. 1970. № 2. С. 65-69; Коган Г. Свет и тени звукозаписи // Советская музыка. 1969. № 5. С. 60-68; Никитина К. Грамзапись: оптимистический прогноз // Контуры будущего. Перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в художественной культуре: сб. ст. М.: Искусство, 1984. С. 145-153.
3. Богатырева Е. Н. Передовой опыт организации филармонической концертной работы в СССР. М.: Информкультура, 1985. 36 с.; Дуков Е. В. Социальные проблемы функционирования концертов симфонической музыки (на материале советской музыкальной жизни 20-х годов) // К вопросу социального функционирования искусства (теоретические и эмпирические аспекты): сб. ст. М.: Б. и., 1982. С. 41-55; ИллеМ. Е., КапустинЮ. В. Опыт исследования аудитории концертов популярной музыки: Науч.-практ. рекомендации. М.: Б. и., 1988. 46 с.; Периль Б. В. Филармоническая музыкальная деятельность в системе современной городской культуры (По материалам социологического исследования аудитории симфонических концертов Ленинграда, Свердловска, Куйбышева, Воронежа, Ростова-на-Дону): материалы к обсуждению. М.: Б. и., 1989. 52 с.; Сакмаров О. А. Проблемы концертов популярной музыки глазами экспертов: Материалы к обсуждению. М.: Б. и., 1988. 46 с.; Фаликов Б. З. Концертное дело в РСФСР в XI пятилетке: статистический обзор. М.: Информкультура, 1986. 47 с.
4. Бурлина Е. Я. О музыкальных интересах современной советской молодежи // Идеологическая борьба в искусстве: сб. трудов. Л.: Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1976. С. 41-52; Зулумян Г. Б., Соловьев В. И., Шульгин В. И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования. 1983. № 4. С. 120-123; Илле М. Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социологические исследования. 1990. № 12. С. 94-102; Катаев С. Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования. 1986. № 1. С. 45-54; Синецкая Т. М. Музыкальная культура учащихся профессионально-технических училищ: информационный бюллетень. Челябинск: Челябинский гос. ин-т искусства и культуры, 1983. 39 с.
5. Капустин Ю. В. Массовые средства распространения музыки и проблемы современного музыкального исполнительства // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. Л.: Музгиз, 1969. Вып. 9.
С. 3-17; Корыхалова Н. Звукозапись и проблемы современного исполнительства // Музыкальное исполнительство: сб. ст. М.: Музыка, 1973. Вып. 8. С. 15-22.
6. Капустин Ю. В. Музыкант и публика. Л.: Знание, 1976. 40 с.; Он же. Музыкант-исполнитель и публика (Социологические проблемы современной концертной жизни). Исследование. Л.: Музыка, 1985. 160 с.
7. Квелде Р. Роль радио в формировании духовных интересов рабочих // Материалы Всесоюзного симпозиума «Ленинизм и проблемы духовной жизни рабочего класса СССР». Свердловск: Искусство, 1968. Ч. III. С. 16-23; Орлова И. Звукозапись и проблемы формирования индивидуальной музыкальной среды // Народное творчество и средства массовой коммуникации: сб. ст. М.; Б. и., 1984. С. 112-125; Яконюк Д. Л. Радио в формировании музыкально-эстетических интересов рабочей молодежи: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: ИСИ, 1982. 15 с.
8. Костюк А. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие: сб. ст. Л.: Наука, 1971. Вып. 1. С. 334-347; Крупник Е. П. К вопросу о диагностике восприятия музыкального произведения старшими школьниками // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: сб. тезисов VI научной конференции, апрель 1982 г., г. Москва. М.: Б. и., 1982. С. 138-145; Панкевич Г. Социально-типологические особенности восприятия музыки // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1973. Вып. 3. С. 95-122.
9. Материалы выступлений советских участников работы шестой секции «Проблемы музыкальной социологии» VII конгресса ММС (Клотынь А.Э.) // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность: Доклады. М.: Советский композитор, 1973. С. 353-354.
10. Сохор А. Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Музыка в социалистическом обществе: сб. ст. Л.: Музыка, 1975. Вып. 2. С. 5-20; Он же. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: Музыка, 1974. С. 59-74; Он же. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. 203 с.
11. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. 556 с.
12. Художественная жизнь современного общества: в 4 т. / гл. ред. А. Я. Рубинштейн. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.
13. Цукерман В. С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. 204 с.
14. Шаров Ю. В. Опыт исследования кругозора и эстетических потребностей школьников // Революция. Прекрасное. Человек. Материалы теоретической конференции 27-29 июня 1967 г. М.: Центр. Совет. ин-т эстет. воспитания, 1969. С. 263-287.
15. Karbusicky V. Zur empirisch - soziologisehen Musikforschung // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1966. N 3 / 4. S. 11-23.
REFERENCES
1. Alekseyev E. E., Andrukovich P. F., Golovinsky G. L. Molodezh' i muzyka segodnya (Po materia-lam konkretnogo muzykal'no-sotsiologicheskogo issledovaniya) // Sotsial'nye funktsii iskusstva i ego vi-dov: sb. st. M.: Nauka, 1980. S. 210-248; Oni zhe. Nekotorye voprosy teorii i praktiki izucheniya mass-ovykh muzykal'nykh vkusov // Voprosy sotsiologii iskusstva (Teoretiko-metodologicheskie problemy): sb. st. M.: Nauka, 1979. S. 127-193.
2. Andrukovich P. F., Golovinsky G. L. Zvukozapis' i molodoy slushatel' muzyki // Rozhdenie zvukovogo obraza: Khudozhestvennye problemy zvukozapisi v ekrannykh iskusstvakh i na radio. M.: Iskusstvo, 1985. S. 21-34; Dukov E. V. Gramplastinka v muzykal'noy zhizni (Sotsial'no-kul'turny aspekt funktsionirovaniya) // Tam zhe. S. 168-175; Kapustin Yu. V. Ispolnitel' - gramzapis' - slushatel' // Sovet-skaya muzyka. 1970. N 2. S. 65-69; Kogan G. Svet i teni zvukozapisi // Sovetskaya muzyka. 1969. N 5. S. 60-68; Nikitina K. Gramzapis': optimisticheskiy prognoz // Kontury budushchego. Perspektivy i ten-dentsii razvitiya sredstv massovoy kommunikatsii v khudozhestvennoy kul'ture: sb. st. M.: Iskusstvo, 1984. S.145-153.
3. Bogatyreva E. N. Peredovoy opyt organizatsii filarmonicheskoy kontsertnoy raboty v SSSR. M.: Informkul'tura, 1985. 36 s.; Dukov E. V. Sotsial'nye problemy funktsionirovaniya kontsertov simfo-
nicheskoy muzyki (na materiale sovetskoy muzykal'noy zhizni 20-kh godov) // K voprosu sotsial'nogo funktsionirovaniya iskusstva (teoreticheskie i empiricheskie aspekty): sb. st. M.: B. i., 1982. S. 41-55; Ille M. E., Kapustin Yu. V. Opyt issledovaniya auditorii kontsertov populyarnoy muzyki: Nauch.-prakt. reko-mendatsii. M.: B. i., 1988. 46 s.; Peril' B. V. Filarmonicheskaya muzykal'naya deyatel'nost' v sisteme sovremennoy gorodskoy kul'tury (Po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya auditorii simfo-nicheskikh kontsertov Leningrada, Sverdlovska, Kuybysheva, Voronezha, Rostova-na-Donu): materialy k obsuzhdeniyu. M.: B. i., 1989. 52 s.; Sakmarov O. A. Problemy kontsertov populyarnoy muzyki glazami ekspertov: Materialy k obsuzhdeniyu. M.: B. i., 1988. 46 s.; Falikov B. Z. Kontsertnoye delo v RSFSR v XI pyatiletke: statisticheskiy obzor. M.: Informkul'tura, 1986. 47 s.
4. Burlina E. Ya. O muzykal'nykh interesakh sovremennoy sovetskoy molodezhi // Ideologiche-skaya bor'ba v iskusstve: sb. trudov. L.: Leningr. in-t teatra, muzyki i kinematografii, 1976. S. 41-52; Zu-lumyan G. B., Solov'yev V. I., Shul'gin V. I. Formirovanie muzykal'noy kul'tury molodezhi // Sotsi-ologicheskie issledovaniya. 1983. N 4. S. 120-123; Ille M. E. Muzykal'nye interesy i dukhovnye potreb-nosti molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1990. N 12. S. 94-102; Katayev S. L. Muzykal'nye vkusy molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1986. N 1. S. 45-54; Sinetskaya T. M. Muzykal'naya kul'tura uchashchikhsya professional'no-tekhnicheskikh uchilishch: informatsionny byulleten'. Chelyabinsk: Chelyabinskiy gos. in-t iskusstva i kul'tury, 1983. 39 s.
5. Kapustin Yu. V. Massovye sredstva rasprostraneniya muzyki i problemy sovremennogo muzykal'nogo ispolnitel'stva // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. L.: Muzgiz, 1969. Vyp. 9. S. 3-17; Korykhalova N. Zvukozapis' i problemy sovremennogo ispolnitel'stva // Muzykal'noye ispolnitel'stvo: sb. st. M.: Muzyka, 1973. Vyp. 8. S. 15-22.
6. Kapustin Yu. V. Muzykant i publika. L.: Znanie, 1976. 40 s.; On zhe. Muzykant-ispolnitel' i pub-lika (Sotsiologicheskie problemy sovremennoy kontsertnoy zhizni). Issledovanie. L.: Muzyka, 1985. 160 s.
7. Kvelde R. Rol' radio v formirovanii dukhovnykh interesov rabochikh // Materialy Vsesoyuznogo simpoziuma «Leninizm i problemy dukhovnoy zhizni rabochego klassa SSSR». Sverdlovsk: Iskusstvo, 1968. Ch. III. S. 16-23; Orlova I. Zvukozapis' i problemy formirovaniya individual'noy muzykal'noy sredy // Narodnoye tvorchestvo i sredstva massovoy kommunikatsii: sb. st. M.; B. i., 1984. S. 112-125; Yakonyuk D. L. Radio v formirovanii muzykal'no-esteticheskikh interesov rabochey molodezhi: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M.: ISI, 1982. 15 s.
8. Kostyuk A. Kul'tura muzykal'nogo vospriyatiya // Khudozhestvennoye vospriyatiye: sb. st. L.: Nauka, 1971. Vyp. 1. S. 334-347; Krupnik E. P. K voprosu o diagnostike vospriyatiya muzykal'nogo pro-izvedeniya starshimi shkol'nikami // Razvitie muzykal'nogo slukha, pevcheskogo golosa i muzykal'no-tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly: sb. tezisov VI nauchnoy kon-ferentsii, aprel' 1982 g., g. Moskva. M.: B. i., 1982. S. 138-145; Pankevich G. Sotsial'no-tipologicheskie osobennosti vospriyatiya muzyki // Esteticheskie ocherki. M.: Muzyka, 1973. Vyp. 3. S. 95-122.
9. Materialy vystupleniy sovetskikh uchastnikov raboty shestoy sektsii «Problemy muzykal'noy sot-siologii» VII kongressa MMS (Klotyn' A.E.) // Muzykal'nye kul'tury narodov. Traditsii i sovremennost': Doklady. M.: Sovetskiy kompozitor, 1973. S. 353-354.
10. Sokhor A. N. Kompozitor i publika v sotsialisticheskom obshchestve // Muzyka v sotsialis-ticheskom obshchestve: sb. st. L.: Muzyka, 1975. Vyp. 2. S. 5-20; On zhe. Sotsial'naya obuslovlennost' muzykal'nogo myshleniya i vospriyatiya // Problemy muzykal'nogo myshleniya: sb. st. M.: Muzyka, 1974. S. 59-74; On zhe. Sotsiologiya i muzykal'naya kul'tura. M.: Sovetskiy kompozitor, 1975. 203 s.
11. Fokht-Babushkin Yu. U. Iskusstvo v zhizni lyudey (Konkretno-sotsiologicheskie issledovaniya iskusstva v Rossii vtoroy poloviny XX veka. Istoriya i metodologiya). SPb.: Aletey'ya, 2001. 556 s.
12. Khudozhestvennaya zhizn' sovremennogo obshchestva: v 4 t. / gl. red. A. Ya. Rubinshteyn. SPb.: Dmitriy Вulanin, 1996.
13. Tsukerman V. S. Muzyka i slushatel'. Opyt sotsiologicheskogo issledovaniya. M.: Muzyka, 1972. 204 s.
14. Sharov Yu. V. Opyt issledovaniya krugozora i esteticheskikh potrebnostey shkol'nikov // Revolyutsiya. Prekrasnoye. Chelovek. Materialy teoreticheskoy konferentsii 27-29 iyunya 1967 g. M.: Tsentr. Sovet. in-t estet. vospitaniya, 1969. S. 263-287.
15. Karbusicky V. Zur empirisch - soziologisehen Musikforschung // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1966. N 3 / 4. S. 11-23.