Научная статья на тему 'К проблеме формирования межвузовского кампуса в городе Новосибирске'

К проблеме формирования межвузовского кампуса в городе Новосибирске Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ КАМПУС / КОМПЛЕКС / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / STUDENT CAMPUS / COMPLEX / EDUCATION / DEVELOPMENT / ARCHITECTURAL AND SPATIAL ENVIRONMENT / COMMUNICATION / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Елизавета Алексеевна

Реализация масштабной государственной программы «Академгородок 2.0» включает в себя развитие образовательного кластера на базе динамичного развития научно-исследовательских и научно-производственных функций крупнейшего научного центра. В этой связи на уровне региона прорабатывается создание в Новосибирске межвузовского кампуса. В статье рассматриваются задачи и условия организации межвузовского студенческого кампуса в центральной зоне Новосибирска. Материал обзора служит формированию теоретической базы для определения следующих этапов исследования проблемы в рамках магистерской диссертации и апробации результатов в ходе моделирования концепции разрабатываемого объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMING AN INTER-UNIVERSITY CAMPUS IN NOVOSIBIRSK

The implementation of the large-scale state program “Akademgorodok 2.0" includes the development of an educational cluster based on the dynamic development of research and production functions of the largest scientific center. In this regard, the creation of an inter-University campus in Novosibirsk is being worked out at the regional level. The article deals with the tasks and conditions of organizing an interuniversity student campus in the Central zone of the city of Novosibirsk. The material of this review serves as a theoretical basis for determining the next stages of research of the problem in the framework of a master's thesis and testing the results in the course of modeling the concept of the object being developed.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования межвузовского кампуса в городе Новосибирске»

Е.А. Кудрявцева, магистрант Г.Н. Туманик, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

E. Kudryavtseva, MA student Scientific advisor G. Tumanik, Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

К проблеме формирования межвузовского кампуса в городе Новосибирске

To the problem of forming an inter-university campus in Novosibirsk

Реализация масштабной государственной программы «Академгородок 2.0» включает в себя развитие образовательного кластера на базе динамичного развития научно-исследовательских и научно-производственных функций крупнейшего научного центра. В этой связи на уровне региона прорабатывается создание в Новосибирске межвузовского кампуса. В статье рассматриваются задачи и условия организации межвузовского студенческого кампуса в центральной зоне Новосибирска. Материал обзора служит формированию теоретической базы для определения следующих этапов исследования проблемы в рамках магистерской диссертации и апробации результатов в ходе моделирования концепции разрабатываемого объекта.

Ключевые слова: студенческий кампус, комплекс, образование, развитие, архитектурно-пространственная среда, коммуникация, инфраструктура

The implementation of the large-scale state program "Akademgorodok 2.0" includes the development of an educational cluster based on the dynamic development of research and production functions of the largest scientific center. In this regard, the creation of an inter-University campus in Novosibirsk is being worked out at the regional level. The article deals with the tasks and conditions of organizing an interuniversity student campus in the Central zone of the city of Novosibirsk. The material of this review serves as a theoretical basis for determining the next stages of research of the problem in the framework of a master's thesis and testing the results in the course of modeling the concept of the object being developed.

Keywords: student campus, complex, education, development, architectural and spatial environment, communication, infrastructure

Новосибирск как один из крупнейших отечественных научных и образовательных центров включает в себя большое количество средних специальных и высших учебных заведений, большинство из которых объединяет общая проблема нехватки различных элементов внутренней инфраструктуры, таких как общежития, лектории, спортивные комплексы, столовые и другие.

Создание межвузовских комплексов (кампусов) в определённой степени может решить эту отраслевую проблему. Кроме того, создание функционально наполненного фрагмента городской среды этого комплекса, ориентированной на образование, воспитание, физическое и духовное развитие молодого поколения, создаёт прецедент для дальнейшего совершенствования функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации городских общественных территорий, что также является весьма актуальной градостроительной задачей. Необходимость определения функциональной значимости и градостроительной роли вузов в городской среде связана с тем, что, как правило, отсутствует системность в их размещении, затруднены перспективы территориального развития, далеко не всегда использованы градо-формирующие возможности вузовских комплексов. Кроме того, в центральной части городов кроме вузов размещены научные и довузовские учреждения, имеющие немало общих интересов в своей деятельности, что представляется особенно важным в совершенствовании и учебно-воспитательного процесса, развитии научной базы вузов [1]. Успешная интеграция в городское пространство развитых архитектурных комплексов образовательных (и сопутствующих им) учреждений является одним из факторов, влияющих на успешность социально-экономического роста города, сопутствует, в длительной перспективе, стабилизации прироста квалифицированных сотрудников в сферах труда, а также, с некоторой долей вероятности, решения демографических проблем. К сожалению, в большинстве городов страны данный вопрос чаще всего не рассматривается в соответствии с темпом роста потребностей в его решении.

В современном мире образование является важной и неотъемлемой частью жизни человека. Чаще всего именно в период студенческой жизни человек начинает вести наиболее социально активную жизнь, расширяет круг своих знакомств и интересов, получает специализацию, а также информационный багаж для развития в будущем. Во всём мире, и в России в частности, существует огромное количество университетов, постепенно формирующихся в объединённые центры. Это позволяет увеличить уровень взаимодействия обучающихся и профессорско-преподавательского состава и повысить квалификацию на базе междисциплинарной деятельности, где, как правило, происходят крупные научные открытия, научно-производственные достижения.

Для конкретизации терминологии обозначим, что, употребляя слово «кампус», мы будем ориентироваться на наиболее часто встречаемое в профильной литературе определение: «Кампус (лат. campus) — университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д.» [2], а также на определение, употребляемое в работе М.А. Чичикиной: «Кампус — это архитектурно-градостроительный комплекс, объединённый общей глобальной функцией» [3].

Строительство университетских кампусов давно успешно практикуется в зарубежных странах и постепенно начинает развиваться в России. Однако в российских городах, особенно в периферийных, существует дефицит в до-

Е.А. Кудрявцева. К проблеме формирования межвузовского кампуса в городе Новосибирске

статочно комфортной в функционально-планировочном и архитектурно-пространственном отношении городской среды, что является одной из проблем полноценного функционирования и взаимодействия вузов и других образовательных учреждений между собой в условиях дисперсного, как правило, бессистемного, размещения в городской структуре. Рассматривая некоторые крупные города Западной Сибири, можно сказать, что таких объектов, как межвузовские студенческие кампусы, которые бы работали в полную силу и выполняли свою функцию, пока нет. Есть, конечно, университеты, которые пытаются ввести в свой функционал что-то новое и создать определённую среду для этого, но по большей части вузовские комплексы так и остаются раздробленными.

Территория любого университета или колледжа (кампуса) является важным и специфическим объектом архитектурно-ландшафтной среды любой городской территории, планировочная и организационная структура которого требует отдельного подхода и особого отношения. Данное пространство формирует идентичность организации. Внимание к собственным культурным ценностям оказывает очень сильное влияние на облик этого пространства.

В зависимости от функциональной направленности кампусов формируются и принципы их проектирования. Для любого университета характерно стремление создать обособленные территориальные образования, которые будут обеспечивать стабильное развитие, отражать в себе культуру и ценности конкретных учебных заведений.

В последние несколько лет можно отметить тенденцию роста актуальности организации и модернизации пространства кампусов. Проектирование территории вузов является достаточно многогранной темой. Сущность планирования заключается в пошаговой доступности ко всем услугам вуза и едином стилевом решении территории. То же можно сказать о межвузовском студенческом кампусе, который призван в специфических условиях разбросанности учебных комплексов в структуре города решать насущные проблемы инфраструктурного развития. Основным подходом, используемым при проектировании образовательной среды, является системно-ландшафтный и экологический.

Между собой кампусы отличаются своей структурной организацией. Мы будем опираться на классификацию, предложенную К. Холгером: «Кампусы можно классифицировать по их градостроительным особенностям, существует три основных вида:

- городские распределительные комплексы;

- городские интегрированные комплексы;

- пригородные (загородные) локальные комплексы» [4].

В связи со строительством и реализацией Новосибирского научного центра будут необходимы новые кадры в лице сотрудников, студентов и других специалистов. Стоит также отметить тенденцию увеличения мобильности молодёжи и большой приток иногородних студентов, нуждающихся в общежитиях. Кроме того, министерство науки и высшего образования утвердило закон,

направленный на установление льготных условий для осуществления трудовой деятельности в РФ иностранным студентам, а также на создание дополнительных благоприятных возможностей для обучения в стране иностранных трудящихся-мигрантов.

Сама идея развития в городе межвузовского кампуса, согласно информации в СМИ, была выдвинута в администрации области ещё в 2011 году. Более детально проект был представлен недавно: в рамках выставки «Учебная Сибирь-2019». Как видно, заинтересованность административных органов в данном вопросе присутствует, что позволяет более уверенно выдвигать идеи и пожелания студентов и преподавателей, касаемые реализации проекта кампуса.

Таким образом, можно с достаточной определённостью сказать, что строительство межвузовского студенческого кампуса значительно повлияет на формирование полноценной городской среды и обеспечит возможность интернационального сотрудничества и обмена опытом студентов разных специальностей, открывая перспективы для развития смежных областей наук. С учётом текущей застройки районов и нагрузки транспортных сетей, для города Новосибирска актуальна, по-видимому, модель интегрированного комплекса.

Интегрированный кампус — территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер (научно-образовательный, интонационно-образовательный, научно-производственный и т. д.). Согласно мнению Р.В. Приходько, под образовательным кластером понимается: «... система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки» [5].

В учебной литературе университетские кампусы также делят по видам, согласно их масштабам и размерам (количеству обучающихся в данном учебном заведении), университетские кампусы бывают нескольких видов:

- микрокампус в городской среде. Предполагает концентрацию всех минимально необходимых функций комплекса в одном объекте;

- миникампус — такой тип характерен для классических университетов и новых университетов;

- классический исторический кампус — с системой молов и колледжей. Характерный пример — Оксфорд. Колледж представляет собой историческую пространственную схему: центром композиции был четырёхугольный двор, как правило, квадратной или прямоугольной формы, вокруг которого формировались все функциональные объёмы;

- макрокампус — с большой плотностью застройки и сложной структурой, обычно неоднократно реконструируемый и перестраиваемый под влиянием расширения и развития университета;

- мегакампус, этот тип состоит из нескольких университетов с общей социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой [6].

Для ситуации Новосибирска более подходящей является модель мегакам-пуса с его размещением в центральной зоне города. Если посмотреть на истори-

Е.А. Кудрявцева. К проблеме формирования межвузовского кампуса в городе Новосибирске

чески сложившиеся университетские городки, можно отметить, что ландшафт играет одну из главных ролей в характере студенческого городка. Он является основой, которая выступает связующим элементом между человеком и архитектурой. Сочетание ландшафта и архитектурных построек является визитной карточкой каждого университета или колледжа. Практически вся центральная зона Новосибирска плотно застроена, поэтому, наиболее подходящим местоположением для межвузовского кампуса по территориальным, ландшафтным и транспортным характеристикам является левобережная пойма реки Оби. Однако в дальнейшей работе над темой необходимо рассмотреть и другие варианты.

Для формирования концепции будущего межвузовского студенческого кампуса и его внутренней инфраструктуры необходимо выявить и учесть все особенности и потребности различных вузов города и городские условия развития.

Вывод

В ходе исследования были рассмотрены классификации кампусов по градостроительным особенностям и по видам согласно их размерам. Было выявлено, что для города Новосибирска более актуальной является модель интегрированного комплекса, учитывая текущую застройку районов и нагрузку транспортных сетей. Для размещения кампуса наиболее перспективна центральная зона города и модель мегакампуса.

Заключение

Необходимость создания чётко организованного, современного межвузовского кампуса — одна из важных задач в перспективе социально-экономического развития города. Пространственные ресурсы города позволяют подойти к решению вопроса с широким спектром возможностей. Строительство и развитие межвузовских студенческих кампусов, применение новых решений в создании единой среды обитания, должно развиваться в Западной Сибири, и, в частности, в Новосибирске. Это позволит выйти на более высокий уровень развития науки и других областей исследований, так как объединение является основным двигателем прогресса в наше время.

Список литературы

1. Дудина Т.С. Историческое развитие сети высших учебных заведений и теоретическая модель формирования градостроительной системы вузов в крупном городе Западной Сибири: На примере Томска и Новосибирска: дисс ... канд. архитектуры. Новосибирск, 2002.

2. Кампус. Журнал «Стрелка» — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.strelka.com/ru/magazine/2015/01/06/vocabulary-campus.

3. Чичикина М.А., Осипова И.В., Долгополова К.А. Кампусы университетов [Электронный ресурс]. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d03/s22/ s22_046.pdf.

4. Holger K. Unternehmen, Universitaen und die Stadt: Der Campus als Motor fur Kretivitat, Innovation und Urbanitat, Transformation (Vom Werk im Wedding

zum globalen Pharmaquarter Berlin). Berlin: Kulturkreis der deutschen Wirtschaft im BDI mit Bayer Schering Pharama AG, 2009.

5. Приходько Р.В. Создание образовательных кластеров как фактор повышения инновационного потенциала регионов / Институт бизнеса и права — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibl.ru/konf/061212/ sozd anie-ob razovate l nyh - kl a ste rov.html.

6. Горохов В.А., Лунц Л.Б., Расторгуев О.С. Инженерное благоустройство городских территорий: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Д.С. Самойлова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1971.

References

1. Dudina T.S. Istoricheskoye razvitiye seti vysshikh uchebnykh zavedeniy i te-oreticheskaya model' formirovaniya gradostroitel'noy sistemy vuzov v krupnom gorode Zapadnoy Sibiri: Na primere Tomska i Novosibirska [The historical development of the network of higher educational institutions and the theoretical model for the formation of the urban planning system of universities in the large city of Western Siberia: On the example of Tomsk and Novosibirsk]. Cand Diss Thesis. Novosibirsk, 2002.

2. Kampus. Zhurnal «Strelka» [Campus. The Strelka magazine] Avialable at: http://www.strelka.com/en/magazine/2015/01/06/vocabulary-campus.

3. Chichikina M.A., Osipova I.V., Dolgopolova K.A. Kampusy universitetov [University campuses]. Avialable at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d03/s22/ s22_046.pdf.

4. Holger K. Unternehmen, Universitaen und die Stadt: Campus als Motor für Kretivitat, Innovation und Urbanitat, Transformation (Vom Werk im Wedding zum globalen Pharmaquarter Berlin). Berlin: Kulturkreis der deutschen Wirtschaft im BDI mit Bayer Schering Pharama AG, 2009.

5. Prikhod'ko R.V. Sozdaniye obrazovatel'nykh klasterov kak faktor pov-ysheniya innovatsionnogo potentsiala regionov [The creation of educational clusters as a factor in increasing the innovation potential of the regions]. Avialable at: http://www.ibl.ru/konf/061212/sozdanie-obrazovatelnyh-klasterov.html.

6. Gorokhov V.A., Lunts L.B., Rastorguyev O.S. Inzhenernoye blagoustroystvo gorodskikh territoriy: Ucheb. posobiye dlya vuzov [Urban Improvement Engineering: Textbook. manual for universities]. Moscow, 1971.

Кудрявцева Елизавета Алексеевна, магистрант 2 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: kuroiaida@list.ru

Туманик Геннадий Николаевич, доктор архитектуры, профессор кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: g.tumanik@yandex.ru

Для цитирования | For citation:

Кудрявцева Е.А. К проблеме формирования межвузовского кампуса в городе Новосибирске // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 2. — С. 237-242.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 01.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.