DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10105
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «Дом наук о человеке» Франции в рамках научного проекта №18-510-22001,
The reported study was funded by RFBR and FMSH according to the research project №18-510-
22001.
Ю.В. Подопригора - доцент кафедры "Экономика, организация, управление строительством и жилищно-коммунальным комплексом", к.э.н., Томский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected],
Y.V. Podoprigora - associate Professor of the Department "Economics, organization, management of construction and housing and communal complex", Ph. D. in Economics, Tomsk state University of architecture and construction;
Т.В. Захарова - доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории, канд. геол.-минерал. наук, Национальный исследовательский Томский государственный университет, [email protected],
T.V. Zaharova, - associate Professor of the Department of history of the ancient world, the middle ages and the methodology of history, PhD. geol.-mineral. Sciences, National research Tomsk state University;
Д. Кроза - профессор, Университет Монпелье имени Поля Валери, факультет географии, Франция, [email protected],
D. Crozat - professor, Paul Valéry University of Montpellier, Department of Geography.
СОВРЕМЕННЫЕ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КАМПУСЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ MODERN UNIVERSITY CAMPUSS USING GREEN INNOVATIONS: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE
Аннотация. Статья посвящена изучению многообразных особенностей современных университетских кампусов России и мира. Наряду с описанием использования высоких градостроительных технологий сопоставлены также культурные, социальные, коммуникационные и особенно экотехнологические модели. Рассмотрены из европейских комплексов - кампусы Нидерландов, Австрии, Германии, Франции, из азиатских -КНР, из российских - университеты Москвы, Томска, Новосибирска и др. Указываются затрудняющие факторы для быстрого развития экологических инноваций в России, несмотря на наличие запросов по созданию высокого качества жизни, необходимости индустриализации городов и внедрения инноваций, потребности в создании высокооплачиваемых рабочих мест.
Annotation. The article is devoted to the study of the diverse features of modern university campuses in Russia and the world. Along with a description of the use of high urban development technologies, cultural, social, communication, and especially ecotechnological models are also compared. Considered from European complexes - the campuses of the Netherlands, Austria, Germany, France, from Asian - China, from Russian - universities in Moscow, Tomsk, Novosibirsk, etc. The hindering factors for the rapid development of environmental innovations in Russia are indicated, despite the availability of requests to create a high quality of life, the need to industrialize cities and introduce innovations, and the need to create highly paid jobs.
Ключевые слова: университетские кампусы, инновационная активность, устойчивый рост.
Keywords: university campuses, innovative activity, sustainable growth.
Актуальность темы развития университетских кампусов велика, т.к. наличие подобных кампусов в пределах ряда стран дает яркий пример их социально-экономического развития. Вузы становятся катализаторами экономического роста стран, центрами общественной и культурной жизни регионов, связующими элементами между социумом, властью и бизнесом, способствуют озеленению окружающих территорий. Причины этого разнообразны: это и желание правительств и муниципальных властей повысить качество человеческого капитала, улучшить благосостояние своего населения, это и стремление к разработке и внедрению инноваций, также это необходимость инвестировать в экологическую составляющую на своих территориях, т.к. строгое соблюдение экологических нормативов становится всеобщим правилом. Современные вузы активно используют рекреационные территории, создают публичные пространства, интегрируют достижения науки и практики, применяют инновационные технологии устойчивого развития, создают высокое качество архитектурно -пространственной среды, интеграцию в природный ландшафт, бизнес-инкубаторы и старт-ап площадки, музеи, стадионы и концертные залы, места для занятия физкультурой и спортом, безопасность территории и социальный комфорт, также формирование университетских культурных традиций. Значимость университетов в инновационном развитии своего региона, страны в целом, интеграционных группировок и подчас мировой экономики стремительно возрастает. Модели архитектуры отвечают представлению об университете как центре интеллектуальной активности и генераторе научных открытий в области современных экотехнологий. Иными слова-
ми, обустройство университетских комплексов должно вдохновлять ученых на новые перспективные открытия, а обучающимся прививать внимательное отношение к окружающей среде.
Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), промышленному развитию (ЮНИДО), Международной организации труда (МОТ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для достижения целей устойчивого развития предлагают новую индустриализацию, создание высокооплачиваемых рабочих мест, вывод людей из нищеты, справедливое распределение благ, стимулирование инновационной активности (инновационный товар должен быть разработан, реализован и востребован покупателями) и улучшение окружающей среды. Многие страны мира движутся к созданию социально ориентированной рыночной экономики - с явными экологическими приоритетами, возобновляемыми источниками энергии, энергосберегающими технологиями, утилизацией отходов, развитием человеческого капитала, проведением модернизации на основе инноваций. Использован качественный метод экономического анализа, при котором основное внимание уделяется словесному описанию и интерпретации свойств изучаемого объекта. Экономический подход заключается в необходимости решать стоящие задачи в условиях дефицита ресурсов с опорой на многие другие науки. Поиск дополнительной информации помог расширить существующую картину. Большое разнообразие высоких технологий в сфере электроники, цифровизации, генной инженерии, робототехники включает в себя и экологически чистые технологии.
Современная трансформация университетских кампусов тесно связана с очередной промышленной революцией (номер ее от 6 до 4, согласно данным разных авторов). Книга Клауса Шваба [1], например, озаглавлена «Четвертая промышленная революция», она обещает человечеству массу ошеломляющих технологических прорывов: трехмерную печать, нейронные сети, суперкомпьютеры, подключенные дома, «умные» города, автомобили без водителей, искусственный интеллект, робототехнику, причем все перечисленное уже существует и становится обыденностью. Однако весьма актуальными также являются цели устойчивого развития и необходимость их активного внедрения и финансирования. Одну из лидирующих позиций в данном направлении сейчас занимает Китайская Народная Республика [2]. Экономический рост Китая несет издержки и негативные последствия такие как загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и изменение климата. «Зеленые» секторы (чистая энергия, зеленая инфраструктура, очистка воды и загрязнений, сокращение выбросов углерода, восстановление лесов) требуют больших инвестиций. В 2016 г. прошел Саммит G20, который проходил в китайском г. Ханчжоу под председательством Китая и включил экологические финансы в повестку дня [3]. Город Ханчжоу, административный центр провинции Чжэцзян, находится в 180 км от г. Шанхая. Знаменит музеями (есть памятник Марко Поло), парками, офисами тысячи корпораций (в том числе там находится штаб-квартира Alibaba, а основатель корпорации Джек Ма - местный уроженец), город - активный экспортно-ориентированный промышленный центр. Зеленое финансирование - это финансирование мероприятий по противодействию изменению климата, повышению энергоэффективности, управлению проектами и рисками, организации экологически чистых перевозок и предоставлению финансовых услуг в сфере зеленого строительства. Финансирование также распространяется на землепользование, лесное и водное хозяйство, океаническую среду, охрану природы и повышение устойчивости к стихийным бедствиям. Создание зеленой финансовой системы стало национальной стратегией Китая. В марте 2016 г. в Тринадцатом пятилетнем плане экономического и социального развития Китая, принятом Национальным народным конгрессом, было предложено создать зеленую финансовую систему, для чего разработать зеленые кредиты, зеленые ценные бумаги и облигации, создать зеленое страхование и зеленый фонд развития. При этом банки под председательством Народного Банка Китая (аналог Центрального банка России) активно продвигают экологические преобразования и инновации.
Гуанчжоу - третий по величине город Китая, столица провинции Гуандун, процветающий торговый и оживленный транспортный центр. Город имеет храмы, небоскребы, массу достопримечательностей и множество офисов международных компаний [4]. В целом в городе 20 университетов. Китайский мегакампус в Гуанчжоу, расположенный на острове реки Жемчужной, включает 10 университетов различного профиля, которые объединены общей социально-культурной инфраструктурой, транспортной и инженерной системой и являются частью регионального кластера. Кампус мегауниверситета построен в соответствии с концепцией фэн-шуй, восточной аналогией западной концепции устойчивого развития. Это: современные учебные корпуса, исследовательские центры, библиотеки (с бумажными и электронными книгами), стильные здания общежитий, тренировочные залы и территории искусства, использование ландшафтных особенностей, низкая плотность застройки, возобновляемые источники энергии (в крыши многих корпусов вмонтированы солнечные панели), контроль воды, тепла, электричества. Отмечено изобилие красивых пейзажей, газонов и зеленых деревьев. Следует отметить успехи Китая и тот впечатляющий путь, который он проделал за последние десятилетия: Китай стал крупнейшим мировым экспортером, занял 2-е место по объему ВВП, опередил США по промышленному производству. Китай имеет значительные инвестиции в инфраструктуру и устойчивую банковскую систему. Основные детерминанты роста конкурентоспособности китайской промышленности - это относительно низкая стоимость продукции, огромный экспорт продукции (более 50 тыс. наименований), внедрение передовых технологий. Как говорят китайцы: «чтобы корабль рыночной экономики набрал скорость и взял верный курс, нужны не только паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования» [цит. по 5. С. 213]. В планах Китая к 2040 г. достичь ВВП на душу населения 20 тыс. долл., охватить пенсионным и медицинским обслуживанием 100 % населения, увеличить среднюю продолжительность жизни до 80 лет, войти по
индексу развития человеческого потенциала в число 20-ти первых стран мира, наконец, остановить процесс поляризации населения и по слоям и по регионам, а от массового производства недорогих товаров перейти к развитию наукоемких товаров, наносить минимум экологического ущерба, стать государством инновационно ориентированного типа.
Ряд авторов из КНР отмечают невероятно быстрый рост «зеленых» кампусов в стране [6]. Показаны реформы в сфере устойчивого развития и появление таких технологий как энергосбережение, альтернативные источники энергии, озеленение территорий и многое другое. В Индии также идет активное финансирование «зеленых» проектов [7]: финансируется сельское хозяйство, жилье, электромобили, энергетика, транспорт и урбанизация.
В экологическом аспекте университетский кампус должен использовать ресурсосберегающие технологии, придерживаться требований экологических стандартов и санитарно-гигиенических норм. Озеленённые пространства, парковые зоны помогают создать экологическое равновесие и комфорт и являются неотъемлемой частью многих европейских университетов (газоны Оксфордского и Кембриджского университетов в Великобритании) [8, 9, 10]. Территории кампусов ряда европейских городов представляют из себя парки [11, 12]. Например, кампус Вагенингенского университета (ранее сельскохозяйственного института) в Нидерландах -крупный вуз, специализирующийся на естественных науках, представляет собой обширный парк, в котором свободно размещены учебные корпуса, а центральное место занимают водоёмы. Главной осью кампуса Дельфтского технологического университета, Нидерланды, является протяженная озелененная аллея, вдоль которой расположены учебные корпуса. Напротив входа в каждый учебный корпус разбита площадь.
Университетская площадь - важный имиджевый элемент ряда европейских кампусов, это еще и место социальной коммуникации. Площадь-форум Эксетерского университета, Великобритания, графство Девон расположена на крутом рельефе и представляет из себя систему платформ [13], которые соединены каскадом лестниц. Университет окружен очень красивой природой и расположен близко к побережью Ла-Манша.
Благодаря строительству нового кампуса Венского Экономического Университета, Австрия, открытие которого состоялось в 2013 г., окружающая территория города получила импульс для дальнейшего развития [14]. План кампуса Венского экономического университета представляет собой извилистый променад. Вдоль променада расположены учебные корпуса. Центральное место кампуса отведено зданию библиотеки. Перед зданием библиотеки расположена просторная основная площадь. Градостроительное решение кампуса экономического университета позволяет решить проблему удачного взаимодействия с городской средой, кампус «открыт» для города: его объектами могут пользоваться жители района. Основные здания кампуса Венского университета экономики - Центральное здание с библиотекой и учебным центром, главный учебный корпус, студенческий центр, в составе кампуса размещены магазины, кафе, столовые, детский сад, спортивные комплексы. По периметру кампуса высажены деревья, кустарники, разбиты газоны. Кампус был разработан в соответствии с общемировыми тенденциями в области экономии природных ресурсов: для собственного потребления используется геотермальная энергия и другие экотехнологии.
Университет французского г. Монпелье имеет свои филиалы и представительства в других городах и департаментах Франции (вуз существует с 12 века, но повторное его открытие произошло в 1808 г.). В вузе обучается свыше 60 тыс. человек, т.е. студентом является каждый 4-й житель города. Вуз имеет отделения, факультеты и школы, три музея, ботанический сад, есть Высший институт - Институт предпринимательства и менеджмента, три научных центра - биологии, химии и гуманитарных и социальных наук.
Университет Бордо, Франция - один из крупнейших государственных вузов Франции (фактически был создан в 1441 г., но затем упразднен в 1793 г. и основан повторно в 1896 г., а окончательно реорганизован в 2007 г.). В состав университета Бордо входят 4 университета с различными факультетами и 3 школы (Политехнический институт, Национальная школа Сельского хозяйства и Инженерии и Институт Политических Исследований). Количество студентов более 50 тыс., в том числе 12% - иностранцы. Созданы прекрасные условия для обучения: разработано 245 программ из 4 сфер знаний (науки о жизни и здоровье, гуманитарные и социальные науки, технические и естественные науки, экономика, право, менеджмент и политология). Ведутся серьезные научные исследования: имеется центр эволюции человека, материаловедения, математических исследований, центр по изучению виноделия и виноградарства и др. Выпускники университета Бордо легко находят места в престижных компаниях и фирмах.
Университеты Милана, Италия, как и город в целом отличаются эко-урбанистическими достижениями, имеют инновационные парки (Библиотека деревьев), террасы заполнены зелеными насаждениями, используются тепловые насосы и солнечные батареи. Кампус Туринского университета, возведенного в Италии, является самым старым и весьма уважаемым университетом Европы. Он интересен еще и тем, что там проложен «Путь философа» - прогулочный маршрут, включенный в развитую сеть пешеходных дорожек, связывающих здания университета [15].
Испания отличается большим количеством объектов ЮНЕСКО, включенных в список мирового культурного наследия [16]. В числе 15 университетских городов со статусом мирового культурного наследия есть два университетских центра - Саламанка и Алькала-де-Энарес, которые снискали широкую известность в Испании и за ее пределами. Саламанка, имея дворцы, монастыри, жилые дома, здания коллегий, улицы и дороги, стала олицетворением университетского города. Этот город объявлен не только объектом культурного насле-
дия (1988), но и культурной столицей Европы (2002). Университет Алькала в 1998 г. тоже был внесен в список объектов культурного наследия, хотя он обладает более новым кампусом. Интересна задача декларации, подписанной 15 ректорами университетов, входящих в города культурного наследия. Ректоры выступили за поддержание и укрепление сложившегося образа жизни жителей университетских городов и сохранение ценных исторических объектов.
Другим примером может служить 15-этажная «Башня Инноваций», построенная в 2013 г. в Политехническом университете Гонконга [17]. Эта башня символизирует отход от классической архитектуры и взгляд в будущее, внешне корпус по форме и по цвету похож на морской корабль, окруженный зелеными насаждениями. В башне, выполненной преимущественно из стекла, находится Гонконгский институт дизайна, в том числе выставочный зал, 4 галереи, лекционные залы, студии и архитектурные мастерские. Институт дает образование нового поколения, обучает цифровым медиа, коммуникационному дизайну, интерьерному и промышленному дизайну. В корпусе использована "бесшовная архитектура", где плавные линии задают динамику не только архитектурному сооружению, но и ландшафту вокруг него, который становится «элементом» фасада.
Высшая школа экономики (ВШЭ), Россия - крупный образовательный комплекс, где учатся около 16 тыс. студентов и аспирантов, а также 44 тыс. слушателей. Занятия ведутся в 35 зданиях, разбросанных по всей Москве, основные общежития расположены в Московской области [14]. Распределенную (разбросанную), многоядерную структуру кампуса ВШЭ планируется упорядочить путем «стягивания» корпусов в крупные локусы за счет обмена существующих зданий, расположенных на периферии города, на эквивалентные объекты, расположенные в центральной части города. ВШЭ в г. Москва позволяет включить университетскую инфраструктуру в инфраструктуру города, связать городские и университетские сервисы и сформировать новое качество городской и культурной среды.
Университетские комплексы как совокупности образовательных объектов обычно делят на 3 основных типа: комплексы распределенного типа - совокупность университетских объектов, рассредоточенных или рассеянных в городской среде; локальные комплексы - представляет собой кампусы высокой плотности в городской застройке; загородные (или пригородные) комплексы - расположены за пределами плотной городской застройки. Однако ряд действующих университетских площадок построены и введены в эксплуатацию во второй половине двадцатого века, и к настоящему времени имеют высокую степень износа [15. С. 275].
Например, в г. Перми расположено более 35 высших учебных заведений, в том числе три национальных исследовательских университета. Для Перми характерна смешанная форма расположения кампусов университетов [14. С. 20]. Развитию академической среды города уделяется большое внимание в программах публичных политиков. В том числе охраняется фоновая историческая застройка, как наследие исторической части города. Исторический центр подчеркивает самобытность города, провозглашен эталоном комфортной городской среды. Мерами для создания города-«университетского кампуса» являются: усиление качества городской среды, создание новых зеленых зон, модернизация пустырей и заброшенных территорий, наполнение урбанизированной территории новыми современными функциями - образование, культура, публичные лекции, рекреация, библиотеки, кафе.
Московский институт стали и сплавов (МИСиС) имеет 30 научно-исследовательских лабораторий, 3 инжиниринговых центра мирового уровня, 135 направлений подготовки. По объему научно-исследовательских работ университет входит в 5-ку лидеров. Был в 2013 г. проведен международный конкурс проектов планировки кампуса МИСиС, которая отвечала бы самым высоким требованиям [18]. Победил «зеленый» проект нидерландского архитектурного бюро Месапоо. На территории московского района Южное Бутово должны были появиться учебные корпуса, исследовательские институты, студенческие общежития, библиотека, спортивные комплексы, жилые дома для 10 тыс. студентов и 3 тыс. преподавателей. Архитекторы планировали использовать уникальные ландшафтные особенности: леса, парки, озеро, поэтому «зеленая» тема стала ведущей. Однако МИСиС отказался от строительства кампуса в Новой Москве, а земельный участок был возвращен городу, т.к. в бюджете вуза не оказалось средств, и они остаются в своих старых корпусах.
Новосибирск как город с современной архитектурой, качественным образованием и модернизацией промышленных предприятий законно является столицей Сибирского Федерального округа. Однако в статье А.С. Новоселова и А.В. Фалеева [19] на примере Новосибирской области показано, что несмотря на увеличение валового регионального продукта области, наличествует медленный рост доходов местного населения, снижение прибыли частных компаний, отставание области по среднемесячному уровню зарплат среди субъектов СФО. Необходима ориентированность государства и местных властей на интересы населения. Важным проектом является «Академгородок 2.0» в Новосибирской области) [20]. По итогам заседания Совета по науке и образованию под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина и встречи с учёными СО РАН 8 февраля 2018 г. была разработана Концепция и План развития Новосибирского Академгородка (Новосибирского научного центра) как территории с высокой концентрацией исследований и разработок. Планировалось связать Академгородок, Наукоград Кольцово, р/п Краснообск, Национальный медицинский центр им. академика Е.Н. Мешалкина, ОПХ «Элитное» с с/х землями и др. участки в единый компактный объект. Но на пути реализации проекта по созданию Наукополиса встал ряд барьеров: несбалансированность целей и задач с необходимыми ресурсами, полномочия по распределению земель не очерчены, отсутствие самостоятельного бюджета, ряд отраслевых НИИ уже перестали существовать, малые и средние промышленные предприятия мало конкурентоспособны, возникла проблема использования интеллектуальной собственности и т.д.
Ярким примером университетского города можно назвать г. Томск, объявленный студенческой столицей России и являющийся культурно -образовательным центром Сибири [21]. Томск как университетский город может быть представлен в виде конгломерата академических, технологических, культурных, научных и инновационных особенностей. Город имеет музеи, в том числе университетские, театры, клубы, музыкальные и художественные школы; имеет высокий интеллектуальный капитал, а его экономически активное население, связанное с вузовским комплексом, составляет 15 % от населения города и бюджет более 25 млрд. руб. Отмечается высокая инновационная активность и предпринимательство сотрудников и студентов (бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны, венчурные фонды), наличие мощных университетских библиотек, украшают город Сибирский Ботанический сад и Университетская роща. Территория Томска имеет значительный историко-культурный и туристический потенциал (насчитывается свыше 770 памятников истории и культуры, уникальные памятники деревянной архитектуры), инфраструктура спорта и здорового образа жизни, улицы города и корпуса носят названия известных ученых. Томск имеет сильный бренд, обладает достаточно развитой транспортной и досуговой инфраструктурой. Томские СМИ сообщают, что в топ-200 досуговых объектов включены праздник охотника «Большой Амикан» в Верхнекетском районе, асиновский фестиваль-конкурс «Золотая береста», международный марафон «Ярче», фестиваль эстонской культуры «Янов день» в Первомайском районе, фестиваль казачьей культуры «Братина» в Кривошеине, фестиваль «Этюды Севера» в Парабельском районе и «Праздник топора». Томск и его окрестности богаты памятниками природы, скверами и парками: Басандайский лесопарк, Минеральные родники, геологические обнажения Лагерного сада, ландшафтный сад «Белое озеро», сквер на площади Батенькова, скверы на пл. Новособорной, «Пушкинский» у ЗАГСа на пр. Ленина, «Театральный» (на пр. Ленина-ул. Нахановича-ТЮЗ), сквер на пр. Кирова, бульвар в районе гостиницы «Томск» и мн. др. (http://www.green.tsu.ru/dep/ ). Томская область в 2020 г. проведет конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции кампуса на левом берегу Томи. Планируется создание «Большого университета», куда войдут университеты Томска, желающие вести совместные научно-исследовательские работы, намечено строительство комплекса для вузов Томска из лабораторий, магазинов, зрелищных центров, детсада, школы и общежитий на 10 или даже 20 тыс. студентов, в кампусе будут сдаваться офисы для крупнейших госкомпаний. Этот проект весьма актуален (данные взяты на сайте Администрации Томской области: https://www.tomsk.gov.ru), т.к. три томских вуза (ТГУ, ТПУ и ТУСУР) отнесены к первой категории, а по доле организаций, участвующих в научной кооперации с бизнесом и институтами РАН, Томская область занимает одно из ведущих мест в России.
В 2013 г. был построен кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский. ДФУ вошел в рейтинг экологически чистых вузов мира, опубликованный Индонезийским университетом. Всего в рейтинг попали 17 российских университетов. Основными университетами России, реализующими программу «Зеленый» кампус, являются МГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО, СПбГУ, Российский Государственный Педагогический университет им. Герцена, Петрозаводский, Алтайский, Томский, Пензенский, Воронежский университеты. ДВФУ занял 119 строчку.
Интересен проект Московской школы управления «Сколково». Кампус размещен в едином многофункциональном здании в виде круглого остекленного диска и четырех объемов, возвышающихся над ним [22]. На первом этаже расположена парковка и технические помещения. На втором и третьем этажах свободно расположены аудитории, конференц-залы, столовая и т.д. Компания «Теплориум», участник иннопарка «Сколково», разработала инновационное остекление, пригодное для российских климатических условий - гаджет содержит два стеклопакета, между которыми создается буферная воздушная камера. При проектировании ин-нопарка Сколково был разработан специальный «Зеленый кодекс» с учетом международных стандартов и технических регламентов, но пришлось от него отказаться, т.к. озелененные крыши, замкнутый цикл водоснабжения и др. объекты имели бы неприемлемо высокую стоимость реализации и дальнейшей эксплуатации этих технологий.
Иннополис - город будущего и наукоград (один из трех наряду с подмосковным Сколково и новосибирским Кольцово) в Республике Татарстан, в 40 км от Казани, созданный с целью развития информационных и инновационных технологий. Иннополис находится на берегу Куйбышевского водохранилища. Университет частный, в 2018 г. в нем платно обучалось 556 студентов. Студенты разрабатывают технологии «умного города», самоходную робототехнику, усовершенствуют беспилотные такси, создают старт-апы - с трудоустройством у них нет проблем. Технопарк имени А.С. Попова - очень эффектное здание из стекла, имеющее форму кольца - сдает в аренду своим резидентам (их более 100) готовые офисные помещения - более 2 тыс. рабочих мест, свои офисы имеют «Сбербанк-технологии», «Ростех» и др. корпорации. То есть экономика города основана на высокотехнологичных индустриях. Правда, в отзывах некоторых студентов мелькает мысль о том, что город производит впечатление излишне пустынного и слабо заселенного. Все здания города и университета оснащены доступным Wi-Fi. Вопросы экологичности тоже присутствуют, но считаются второстепенными.
Вместе с тем А.Д. Тютина и В.Э. Нуриев [23] справедливо подчеркивают, что этого мало - сознание сегодняшних студентов должно формироваться в соответствии с общемировыми тенденциями экологических требований. Комфортность зданий обязана сочетаться с экологической ответственностью и энергоэффективностью.
Университеты рассматриваются сегодня еще и как дорогостоящий бизнес. Они обрастают бизнес -инкубаторами, научными парками, инновационными центрами, начинают производить технологии завтрашнего дня, а большие компании реализуют открытия, индустриализируют их. И.В. Брылина и А.А. Корниенко [24. С. 32] предложили идею «мультиверситета» - совокупности студентов и аспирантов, администраторов и преподавателей, гуманитариев и естественников, «хранящих вечные истины и создающих истины новые». М.А. Соколова [25. С. 379] отметила, что «университет должен не столько давать знания и навыки, сколько формировать активное отношение к жизни, приучать студентов к ответственному поведению и, в свою очередь, брать на себя ответственность за судьбу своих воспитанников». Среда университета должна провоцировать студента на интеллектуальные открытия.
Следует отметить, что университетские кампусы как мира, так и России трансформируются в соответствии с инновационными цифровыми и экологическими требованиями. Безусловно, университеты служат для взрывного экономического роста как мирового хозяйства, так и стран и тех регионов, где они расположены. А благодаря развитию малых университетских фирм, активно сотрудничающих с фирмами более крупными, идет разработка и внедрение инноваций и продвинутых технологий.
Источники:
1. Шваб К. Четвертая промышленная революция. / Пер. с англ. Библиотека Сбербанка. Т. 63/. М.: Эксмо.
2016. 206 с.
2. ТТТишов В.Д. Развитие зеленого финансирования как современная тенденция мировой экономики (на примере Китая) // Вестник современных исследований. 2019. № 3 (30). С. 107-110.
3. Саммит Большой двадцатки: зеленый свет «зеленому финансированию» // Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН. [Электронный ресурс] URL: https://www.imemo.ru/index.php7page_
4. Давыдова О.В., Лылина Е.А., Чистякова О.В. Формирование университетских кампусов в стратегии устойчивого развития // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 45-5. С. 57-60.
5. Калашникова И.В., Ли Юйсянь. Государственное регулирование экономики Китая // Вестник ТОГУ, 2013, № 3 (30). - С. 213-218.
6. Hongwei T, Shugin Ch., Qian S., Lingling W. Development of green campus in China // Journal of Cleaner Production. 2014. 64. P.646-653.
7. Радыгина Н.Ю., Молева С.В., Мусихин В.И., Арзуманов И.А. Индия: инвестиции в развитие «зеленой» экономики // Международная экономика. 2019. № 2. С. 27-43.
8. Артамонова М.В. Трансформация высшей школы в условиях формирования цифровой экономики в России // В кн.: Цифровая трансформация: образование, наука, общество. М.: 2019. С. 160-168.
9. Зобова М.Г. Современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 3 (178). С. 243-248.
10. Файзиева Г.В., Шевелев Е.А. Университетский кампус - основа создания современного образовательного ландшафта // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 2 (30). С. 70-74.
11. Овчинникова Н.А., Крыгина А.М. Экологическая реконструкция университетских кампусов // Инвестиции, строительство, недвижимость. Секция 2. 2017. С. 275-279.
12. Палей Е.С. Озелененное общественное пространство в композиции современных университетских кампусов Европы // Academia. Архитектура и строительство. 2017. № 4. С. 55-62.
13. Палей Е.С. Площадь в современном университетском кампусе Европы // Региональные архитектурно -художественные школы. 2018. № 1. С. 48-51.
14. Гагнидзе Т.В., Гудзь Т.В. Развитие города Перми через взаимодействие город-«университетский кампус» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2017. № 1 (25). С. 19-32.
15. Дагданова И.Б. Университетский кампус как пространство социального взаимодействия // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 1. (12). С. 127-137.
16. Жеравина О.А. Университетские города Испании как объекты мирового культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2 (18). С. 37-41.
17. Павлова В.А., Голошубин В.С. Экологические технологии в проектировании современных университетских кампусов // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. № 1 (38). С. 371-382.
18. Голошубин В.С. Экспериментальный проект кампуса Национального исследовательского технологического университета МИСиС на территории Новой Москвы //В кн. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Сб. тезисов международной конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов.
2017. С. 129-133.
19. Новоселов А.С., Фалеев А.В. Стратегическое планирование как основа долгосрочного развития региональной экономики (на материалах Новосибирской области). // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. №3 (59). Режим доступа: https://eeeregion.ru/article/5913/.
20. Кулаев А.П. Стратегическое целевое планирование и управление на уровне субъекта федерации: трансформация подхода (на примере проекта «Академгородок 2.0» в Новосибирской области)// Региональная экономика и управление. 2019. № 4 (60). С. 1-18. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6021/
21. Подопригора Ю.В., Уфимцева Е.В., Захарова Т.В., А.М. Елисеев. Социокультурная среда университетского города: управленческий аспект // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 1 (26). С. 50-57.
22. Данилова Г.А., Пунина К.А. Университет в культурном измерении городской экосистемы: анализ российского опыта и современные международные тренды // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 2 (28). С. 74-79.
23. Тютина А.Д., Нуриев В.Э. Современные мировые тренды в проектировании общежитий университетских кампусов // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 6-1 (52). С. 57-58.
24. Брылина И.В., Корниенко А.А. Становление университетов как предпринимательских структур. Апология культурной миссии университета // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22). С. 28-36.
25. Соколова М.А. Формирование образовательных пространств при проектировании университетских кампусов // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 4 (45). С. 377-401.
Sources:
1. Schwab K. Fourth Industrial Revolution. / Per. from English Sberbank Library. T. 63 /. M .: Eksmo. 2016. 206 p.
2. Shishov V.D. The development of green finance as a modern trend in the global economy (for example, China) // Bulletin of modern research. 2019.No 3 (30). pp. 107-110.
3. The G20 Summit: the green light for "green finance" // E.M. National Research Institute for World Economy and International Relations Primakova RAS. [Electronic resource] URL: https://www.imemo.ru/index.php7page_
4. Davydova O. V., Lylina E. A., Chistyakova O. V. The formation of university campuses in the strategy of sustainable development // Trends in the development of science and education. 2018. No. 45-5. pp. 57-60.
5. Kalashnikova I.V., Li Yuxian. State regulation of the Chinese economy // Bulletin of Pacific national university, 2013, No. 3 (30). - pp. 213-218.
6. Hongwei T, Shugin Ch., Qian S., Lingling W. Development of green campus in China // Journal of Cleaner Production. 2014. 64. pp. 646-653.
7. Radygina N.Yu., Moleva S.V., Musikhin V.I., Arzumanov I.A. India: Investing in the Development of a Green Economy // International Economics. 2019.No 2. pp. 27-43.
8. Artamonova M.V. Transformation of higher education in the context of the digital economy in Russia // In: Digital Transformation: Education, Science, Society. M .: 2019. pp. 160-168.
9. Zobova M.G. Modern aspects of architectural and urban planning of university campuses // Bulletin of the Orenburg State University. 2015. No 3 (178). S. 243-248.
10. Fayzieva G.V., Shevelev E.A. University campus - the basis for creating a modern educational landscape // Humanities and Education. 2017. No. 2 (30). pp. 70-74.
11. Ovchinnikova N.A., Krygina A.M. Ecological reconstruction of university campuses // Investments, construction, real estate. Section 2. 2017. pp. 275-279.
12. Paley E.S. Landscaped public space in the composition of modern university campuses in Europe // Academia. Architecture and construction. 2017. No. 4. pp. 55-62.
13. Paley E.S. Area in the modern university campus of Europe // Regional architectural and art schools. 2018. No. 1. pp. 48-51.
14. Gagnidze T.V., Gudz T.V. The development of the city of Perm through the interaction of the city- "university campus" // Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Applied Ecology. Urban Studies 2017. No 1 (25). pp. 19-32.
15. Dagdanova I.B. University campus as a space of social interaction // News of universities. Investments. Construction. The property. 2015. No. 1. (12). pp. 127-137.
16. Zheravina O.A. University cities of Spain as objects of world cultural heritage // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history. 2015. No. 2 (18). pp. 37-41.
17. Pavlova V.A., Goloshubin V.S. Environmental Technologies in the Design of Modern University Campuses // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. No. 1 (38). pp. 371-382.
18. Goloshubin V.S. The experimental project of the campus of the National Research Technological University of MISiS on the territory of New Moscow // In the book. Science, education and experimental design. Sat abstracts of an international conference of faculty, young scientists and students. 2017. pp. 129-133.
19. Novoselov A.S., Faleev A.V. Strategic planning as the basis for the long-term development of the regional economy (based on materials from the Novosibirsk region). // Regional economics and management: electronic scientific journal. 2019.No 3 (59). Access Mode: https://eeeregion.ru/article/5913/.
20. Kulaev A.P. Strategic target planning and management at the level of the subject of the federation: transformation of the approach (for example, the project "Academgorodok 2.0" in the Novosibirsk region) // Regional Economics and Management. 2019.No 4 (60). pp. 1-18. Access Mode: https://eee-region.ru/article/6021/
21. Podprigora Yu.V., Ufimtseva E.V., Zakharova T.V., A.M. Eliseev. Sociocultural environment of a university city: managerial aspect // Municipality: economics and management. 2019.No 1 (26). pp. 50-57.
22. Danilova G.A., Punina K.A. University in the cultural dimension of the urban ecosystem: analysis of Russian experience and current international trends // Volga pedagogical search. 2019.No 2 (28). pp. 74-79.
23. Tyutina A.D., Nuriev V.E. Modern world trends in the design of dormitories of university campuses // Eurasian Scientific Association. 2019.No 6-1 (52). pp. 57-58.
24. Brylina I.V., Kornienko A.A. The formation of universities as entrepreneurial structures. Apology of the cultural mission of the university // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history. 2016. No. 2 (22). pp. 28-36.
25. Sokolova M.A. The formation of educational spaces in the design of university campuses // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. No. 4 (45). pp. 377-401.