£
О.А. Аккерман,
аспирант Челябинского Государственного института культуры
Нег1зг1 создер: тарихи сана, ¥лы дала, этникалъщ цауымда-стъщ, полимэдени цузыреттшк.
Ключевые слова: историческое сознание, Великая степь, этническое сообщество, полиэтнокультурная компетентность.
Keywords: historical consciousness, Great Steppe, ethnic community, multiethnic cultural competence.
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ацдатпа
Макдлада к;огамда бейб1тшш1к пен KeniciMAi сак;таудьщ мацызды факторы ретшде тарихи сананы кдлыптастырудьщ мэселелер1 ¥сынылаДы- О.Сулейменовтыц тарихты жан-жак;ты жэне шынайы зерт-теу туралы козкдрасы жайлы айтылады. АДунанбаев, Н.Э.Назарбаевтьщ полиэт-номэдени кузыреттштшц непздер1 су-реттеледг Тарихи сана оскелец урпак;тьщ полиэтномэдени цузыреттштшц мацызды к;урамдас болт екендт жайлы к;орытынды жасалады.
Аннотация
В статье рассмотрена проблема формирования исторического сознания, как важного фактора сохранения мира и согласия в обществе. Представлена точка зрения О. Сулейменова на важность всестороннего и правдивого изучения истории. Описаны основы полиэтнокультурной комплиментарное™ А. Кунанбаева, Н.А. Назарбаева. Сделан вывод, что историческое сознание важная составляющая полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения.
Annotation
The article considers the historical consciousness formation as an important factor for peace and harmony preservation in the society. O. Suleimenov's point of view of the importance of all-round and truthful study of history is presented. A. Kunanbayev's, N. A. Nazarbayev's fundamentals of polyethnic cultural complimentarity are described. It is concluded that historical consciousness is an important component of the multiethnic competence of the younger generation.
Мир и согласие между этническими сообществами в полиэтнических государствах обеспечивает их устойчивое развитие, это подтверждают успехи многих государств мирового сообщества, так как большинство государств таковыми являются. Этому, в частности, способствует правильное толкование истории, оно способствует дружескому сосуществованию народа, основой которого является историческое сознание.
Однако, сейчас нередко искусственно создаются модели интерпретации прошлого «страдающие» этноцентризмом и поддержанные массовым сознанием стимулируют предубеждение к некоторым этническим сообществам, создают социальную напряжённость и конфликты в обществе.
В Казахстане сохраняется мир и общественное согласие, что представлено в Национальной идее национальной ценностью.
Это результат огромной превентивной работы в этом направлении Президентом страны. Новое подтверждение статья H.A. Назарбаева «Семь граней Великой степи», цель которой формирование исторического сознания. В ней Президент пишет: «... принципиально важно отметить, что речь идёт об истории Казахстана, которая является общей для многих этносов, проживающей на нашей территории длительное время. Это наша общая история, вклад в которую внесли многие выдающиеся деятели разной этнической принадлежности. Сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю. Однако он не должен сводиться лишь к избирательному и коньюктурному освещению того или иного исторического события... В нашей истории было немало драматических моментов и трагедий, смертоносных войн и
конфликтов, социально опасных экспериментов и политических катаклизмов. Мы не вправе забывать о них. Необходимо осознать и принять свою историю во всей её многогранности и многомерности» [1].
Историей Великой степи можно гордиться, как утверждает Лев Гумилёв: «... надо отдать должное уму и такту хуннов, табгачей и тюрков. Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них. Идеологии периферийного варварства они не создали. И благодаря этому, при неравенстве сил, они устояли в вековой борьбе и победили, утвердив как принцип не истребление соседей, а удержание своей территории -родины - и своей культурно - исторической традиции - отечества» [2,с.38].
Знание истории формирует историческое сознание, оно - основа любви к земле, на которой мы живём.
Обратимся к понятиям «сознание», «историческое сознание», чтобы утвердиться в мысли, что формирование вто- § poro важно в современном мире.
03
Сознание - 1)высший уровень пси- с хического отражения и саморегуляции; á обычно считается присущим только че- 2 ловеку как общественно - историческо- 2
му существу; 2)мысли и чувства, кото- §
-
рые индивид осознаёт в любой данный ¿
момент. Эмперически выступает как не- w
прерывно изменяющаяся совокупность -
чувственных и умственных образов, ?
непосредственно предстающих перед jr
субъектом в его «внутреннем опыте» и §
rt
предвосхищающих его практическую де- с
ятельность, - мозаика состояний, играю- =
щая более или менее значительную роль, s
как во внешнем, так и во внутреннем g равновесии индивида.
Сознание любого индивида уни- и кально, но не произвольно - оно обу-
го <
а.
из
с:
о
ш
и 2
и о
словлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего структурами социальной системы, в которой существует индивид, и всегда носит общественно - исторический харак-тер[3,с.600].
Исходя из определения человек - существо общественно - историческое, его сознание носит общественный характер, оно определяет практическую деятельность индивида, его отношение к социальным явлениям, общественной жизни.
По мнению учёных, историческое сознание - совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его сегментам в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание находится в близкой связи с историческим познанием. Каждая социальная и экономическая общность обладает известным комплексом исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях и деятелях собственного прошлого, их соотношении с историей других общностей и всего человечества. Это те «исторические предания», какие составляют неотъемлемую принадлежность духовной жизни каждого народа, способ его самовыражения, и это придаёт историческому сознанию сильную эмоциональную окраску. История органически присутствует в сознании общества. Историчны всего его элементы - взгляды, идеи, политические и иные теории и т.п.. Историческое сознание всегда конкретно. Оно существует как конкретная историческая закономерность, изучающая мир ментальных и духовных реальностей. Историческое сознание не является неизменным. Историческое сознание есть моральная категория, требующая в качестве обязательного условия про-
фессионализма историка, соблюдение им некоторых моральных стандартов, предполагающих следование идейным и нравственным нормам [4].
По мнению Олжаса Сулейменова, в правдивом описании истории важно учитывать мнения археологов, писателей и языковедов.
«Война и мир. Эта оппозиция увидена писателем в XIX веке. Но формула древних исторических сочинений проще -Война. Каждое мгновение войны озарено кричащим словом летописца. Века мира не нашли отражение в хрониках. Мир не историчен. Его описать труднее. Когда города не горят, не слышны вопли раненых и пленных, не плачут дети, отрываемые от «рожениц», - летописец безмолвствует. И в европейских, и в азиатских хрониках прошлое человечества предстаёт в образе бесконечных войн, кровавых дворцовых переворотов, и лишь эпизодически, попутно в ткань повествования попадают факты из истории культуры. ... Но почти не сохранились в хрониках имена великих музыкантов, поэтов, зодчих, учёных. ... Крики, хрипы и брань несутся со страниц летописей. Страх и ненависть - их содержание. А миллиарды великих и малых Любовей, тысячилетия человеческого счастья, Радости и Надежды, громадные эпохи мирного труда, преобразовавшего землю, не отразились в летописях. Не зафиксированы и потому забыты гениальные изобретения» [5, с.514].
Далее автор статьи «Война и мир» из книги «Аз и Я» Олжас Сулейменов пишет о том, что гальваническую ванну обнаружили в Шумере, ей пользовались за пять веков до рождения Гальвани, которого «величают» её изобретателем. Что подтверждает, что историки не всегда правы.
Изложение истории человечества, как истории только войн опасно, так как «Летописи Войны питают живым огнём наши сегодняшние чувства, обращая их в ненависть», даже в настоящее время иногда приводит к конфликтам.
Заканчивает статью О. Сулейменов словами Марка Блока, выдающегося теоретика историографии, Героя сопротивления, расстрелянного в 1944 году: «Ведь история - это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках. Неоценимы выгоды для жизни и для науки, если встреча будет - братской» [5,с.516]. Этот разнообразный опыт человечества нужно знать, так как он является источником исторического сознания.
К сожалению, история развития человеческого общества подтверждает, что ненависть часто являлась источником конфликтов, уничтожения людей. Они возникали из -за неприятия одной этнической общностью традиций другой. Об этом пишет Лев Гумилев: «Древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, то скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели свинину, а римляне считали противоестественным обычай обрезания. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаям многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д.»[6,с.89].
К сожалению и через века сохранилась неприязнь представителей некоторых этносов к культуре иных. Иссле-
дования, проведённые в Костанайской области среди старших школьников, показали, что 10,4% респондентов с недоверием относятся к представителям некоторых этносов, они отметили, что этнокультурные отличия их раздражают [7,с. 8]
Изучая глубоко основные признаки этноса Лев Гумилёв не нашёл главного, объединяющего этнос, не смотря на то, что многие исследователи считали, что язык объединяет этнос. На примере этноса турков - османов показал, что это не совсем так. Потому что «дипломатами становились французские ренегаты, а финансистами и экономистами - греки, армяне и евреи. А жен эти люди покупали на невольничьех базарах. Там были полячки, украинки, немки, итальянки, грузинки, гречанки, берберки, негретянки и т.д. Эти женщины в XVII-XVIII вв. были матерями и бабушками турецких воинов. Турки были этносом, но молодой солдат слушал команду по - турецки, беседовал с матерями по -
•—•
польски, а с бабушкой по - итальянски, ц на базаре торговался по - гречески, сти- « хи читал персидские, а молитвы араб- >
См
ские [6,с.47].
И все- таки, история развития чело- з веческого общества показывает, что раз- «
личия между этническими сообщества- о
си
ми существовали всегда, сохранились с и в новом веке. И проблема развития = исторического сознания, как важного м фактора сосуществования различных з
этносов, определяющего стремление -
с
индивида к миру, сегодня актуальна.
Что сегодня главное в формировании £
исторического сознания, которое явля- ^
ется составляющей общественного со- у
знания, руководством к действиям во ^
имя мира и согласия в обществе - глав- 3
ной ценности? Феномен комплиментар- о
ности существует и играет в этнической 5
СГ5 <
О.
w S
UJ
и
истории важную роль.
Абай Кунанбаев пишет: «Я человечность ставлю во главу» и считает, что к согласию и взаимопониманию приведёт уважение к лучшим качествам различных этнических общностей. О лучших качествах узбеков, татар он писал: «... нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец - сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. И знатные баи, и грамотные мулы и мастерство, и роскошь, и учтивость - всё есть у сартов», «...смотрю на ногаев они могут быть хорошими солдатами, стойко переносить нужду, смиренно встречать смерть, берегут школы, чтят религию, умеют трудиться и наживать богатство, наряжаться и веселиться. .. Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных разборках между собой » [8,с. 12].
В работе «В потоке истории» H.A. Назарбаев восхищается евреями, армянами, татарами, немцами, русскими. Он пишет: «Тысячелетия мировой истории гонений и остракизма, погромов и концлагерей не смогли сломать острого ощущения этничности и у подростка из Кишинёва, и бизнесмена из Нью - Йорка, ощущения своей принадлежности к великому еврейскому народу. Размётанные по всему миру армяне Франции и США, России и Ливана сохраняют мощные механизмы национальной идентификации, несмотря на все превратности судьбы. Меня всегда удивляла и восхищала способность татарского народа, разбросанного на огромных просторах, в самых сложных условиях сохранять своё национальное «Я». А посмотрите на немцев Казахстана, даже посёлки с немецким населением под Карагандой или Костанаем всегда отличались осо-
бым немецким духом, не говоря уже о сохранившейся, несмотря на очень непростую судьбу поволжских немцев, культуре и языке. Самые великие сыны России, которых и язык не поворачивается обвинить в каком - то национализме, с гордостью и любовью ощущали и пестовали свою «русскость». И это чувство своей национальной идентичности нисколько не мешало уважению к другим культурам, этническим сознаниям. Я вполне понимаю и современных творцов русской культуры, которые открыто и гордо заявляют о величии русского национального духа. А что скрывать -каждый народ создаёт своё «заповедное поле духа» и гордятся им» [9,с.97].
Сегодня в условиях непрекращающихся этнических конфликтов важно через уважение к иным этносам, их истории воспитывать полиэтнокультурную компетентность подрастающего поколения как путь взаимопонимания, к миру и согласию в многонациональных государствах, в полиэтническом мире.
Исследованию отдельных аспектов полиэтнокультурной компетентности старших школьников посвящены работы учёных различных областей науки: философии (H.A. Бердяев, М.М. Бахтин, Б.С. Гершунский, Л.Н. Гумилёв, С.М. Ковалёв, П.Н. Федосеев и др.), психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.А. Данченко, Е.М. Егорычева, A.A. Леонтьева, И.А. Зимняя, В.Г. Крысько и др.), педагогики (М.А. Абсатова, Г.Н. Волков, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, И.Л. Набок, С.С. Степанов и др.).
Проблемам развития компетентности посвящены работы В.А. Болотова, Б.Б. Даумовой, А.Н. Дахина, И.А. Зимней, O.E. Лебедева, Г.К. Селевко, A.B. Хуторского и др.
Исследователями предлагаются различные методы, средства и технологии
развития полиэтнокультурнои компетентности школьников: технологии обучения посредством диалога (Р. Алек-сандер, Д. Барнс, К.Литлтон, Н. Мерсер и др.); групповые технологии (В.И. Дьяченко,А.Г. Ривин и др.); технологии проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Скаткин и др.); технологии индивидуализации обучения (Ю.К. Бабан-ский, A.C. Границкая и др.); технологии критического мышления (A.B. Бутенко, Д.Х. Кларк и др.)
Всесторонний анализ психолого - педагогической, учебно - методической, научной литературы, инновационного опыта, наблюдения за состоянием практики воспитания, собственный взгляд на проблему развития полиэтнокультурной компетентности позволили уточнить её понятие.
На наш взгляд, полиэтнокультурная компетентность подростка - духовная ценность, интегративное личностное образование, включающее знание этнических культур, полиэтнокультурную комплиментарность, развитое самосознание, способствующее эффективности конструирования способов поведения в многонациональной среде социума.
При всей своей уникальности и влияния педагогической науки и инновационной практики на интеллектуальное развитие подрастающего поколения в XXI веке становится очевидной девальвация нравственных духовных ценностей человека, этнических общностей, общечеловеческих ценностей, важнейшими из которых является жизнь человека и мир на Земле [10,с.23].
Осознавая, что усилий только одних общеобразовательных учреждений в решении сложной проблемы развития полиэтнокультурной компетентности подростков - основы мира и согласия
недостаточными, считаем важно участие учреждений дополнительного образования в их культурно - досуговой деятельности, которая позволит использовать разнообразный опыт человечества в развитии исторического мышления.
Литература
1.Назарбаев H.A. Семь граней Великой степи [Электронный ресурс]
https://www.zakon.kz/4946814-sem-graney-velikoy-stepi-n-nazarbaev-21 .html
2.Гумилёв Л.Н.Чёрная легенда. Друзья и враги Великой степи/Л.Н. Гумилёв. -М.: Айрис-пресс, 2013,- 576с.
3.Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ.ред.В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -808с.
4.Историческое сознание [Электронный pecypc]http:ponjatija.ru/node/l 1629
5.Сулейменов О. Аз и Я Эссе, публицистика, стихи, поэмы/ О.Сулейменов. Алма - ата. - 1989. - 592с.
6.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли/Л.Н. Гумилев. М.:Айрис-пресс, 2013. -560с.
7.Даумова Б.Б. Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников. Дис. канд. пед. наук 13.00. 01/Б.Б. Даумова. -Омск, 2011. -180с.
8.Кунанбаев А. Слова назидания./А. Кунанбаев. Алматы, Издательский дом «Библиотека Ожаса, 2012. - 156с.
9.Назарбаев H.A. В потоке истории/ H.A. Назарбаев, Алматы. - 2002. - 198с.
Ю.Аккерман O.A. Методологические принципы развтитя полиэтнокультурной комплиментарно сти старших школьников в культурно - досуговой деятельности сельского образовательного кластера/ O.A. Аккерман // Вестник «Орлеу»^. - 2017. - №4. - С.22-28.
а?
<
са С
со <
с, из О 3
s
w с; из G е.,
И
S
т
U
w •у
С е=Г О
w 2 s
Щ
S Ы
и ©
с и п