Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ-ПЕНСИОНЕРАМИ И ВЕТЕРАНАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ-ПЕНСИОНЕРАМИ И ВЕТЕРАНАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОНЕРЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ВЕТЕРАНЫ / ПОМОЩЬ / ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананьева Е.О., Абовян Э.П.

В работе рассматриваются нормативно-правовое регулирование основ для проведения социальной работы и оказания социальной помощи лицам, которые служили в учреждениях уголовно-исполнительной системы федеральной службы исполнения наказаний, уволились в связи с получением права на пенсию, либо получили статус ветерана. В статье приводятся примеры организации такой работы, рассматриваются недостатки и дается попытка предложений по изменению отдельных направлений в данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF ORGANIZING SOCIAL WORK WITH RETIRED EMPLOYEES AND VETERANS OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

The paper examines the regulatory and legal regulation of the foundations for conducting social work and providing social assistance to persons who served in institutions of the penitentiary system of the Federal penitentiary service, resigned in connection with obtaining the right to a pension, or received the status of a veteran. The article provides examples of the organization of such work, examines the shortcomings and makes an attempt to propose changes in certain areas in this activity.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ-ПЕНСИОНЕРАМИ И ВЕТЕРАНАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Частно-правовые (цивилистические) науки

DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_129 УДК 343.8

К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ-ПЕНСИОНЕРАМИ И ВЕТЕРАНАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ON THE PROBLEMS OF ORGANIZING SOCIAL WORK WITH RETIRED EMPLOYEES AND VETERANS OF THE PENAL SYSTEM

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

АБОВЯН Эдгар Паргевович,

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник отдела координации, организации и планирования научно-исследовательской работы, ФКУ НИИ ФСИН России.

125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: Vaned001@mail.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor

of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

ABOVJAN Edgar Pargevovich,

Candidate of Legal Sciences, Senior Researcher of the Department of Coordination, Organization and Planning of Research work Criminal Executive Activity of the Federal State Institution of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: Vaned001@mail.ru

Краткая аннотация: В работе рассматриваются нормативно-правовое регулирование основ для проведения социальной работы и оказания социальной помощи лицам, которые служили в учреждениях уголовно-исполнительной системы федеральной службы исполнения наказаний, уволились в связи с получением права на пенсию, либо получили статус ветерана. В статье приводятся примеры организации такой работы, рассматриваются недостатки и дается попытка предложений по изменению отдельных направлений в данной деятельности.

Abstract: The paper examines the regulatory and legal regulation of the foundations for conducting social work and providing social assistance to persons who served in institutions of the penitentiary system of the Federal penitentiary service, resigned in connection with obtaining the right to a pension, or received the status of a veteran. The article provides examples of the organization of such work, examines the shortcomings and makes an attempt to propose changes in certain areas in this activity.

Ключевые слова: пенсионеры уголовно-исполнительной системы, ветераны, помощь, право на социальное обеспечение, социальные гарантии, социальная работа.

Keywords: pensioners of the penal system, veterans, assistance, the right to social security, social guarantees, social work.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Абовян Э.П. К проблемам организации социальной работы с сотрудниками-пенсионерами и ветеранами уголовно-исполнительной системы // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 129-130. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_ 129.

For citation: Ananyeva E.O., Abovyan E.P. On the problems of organizing social work with retired Employees and Veterans of the penal system // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 129-130. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_129.

Статья поступила в редакцию: 17.05.2023

Система, которая направлена на работу с криминальными сообществами, и отдельными преступниками, состоит из профессионалов своей работы. Такие специалисты, хотя и подготавливаются в специализированных учебных заведениях, но по долгу службы осваивают и иные знания и умения. Статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет основные цели и задачи такого законодательства. И реализация таких составляющих просто невозможна без профессионализма сотрудников. [1, с. 127]

За свою практическую деятельность такие люди проходят достаточно много потрясений, стрессовых ситуаций, которые связаны не только с деятельностью по исполнению уголовных наказаний, но и жизненным ситуациям.

Цель исследования заключается в том, что бы на основе норм законодательства об оказании социальной помощи и проведении социальной работы с сотрудниками-пенсионерами и ветеранами уголовно-исполнительной системы, выявить новые направления такой работы.

Новые социальные риски также наложили свой значимый отпечаток на составляющую физического и психического состояния здоровья сотрудников - практиков. Так в условиях появления коронавирусной инфекции, в большинстве учреждений уголовно-исполнительной системы, в соответствии с п. 2.4 «Плана неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (covid-19)», утвержденного Приказом ФСИН МЮ РФ от 19.03.2020 № 196 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в ФСИН России» изменялся режим работы подразделений. Если сравнивать его с видами занятости в соответствии с трудовым законодательством, то он был похож на вахтовый метод несения службы. Сотрудники до нескольких недель находились в учреждении, не имея возможности выхода за его пределы. Общение с родственниками также было под запретом, поскольку на территории режимного учреждения пользоваться средствами сотовой связи запрещено. [1, с. 132] Таким образом, правомерность увольнения сотрудников на пенсию при наступлении такого

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)

«льготного периода» правомерна. Однако, это еще подтверждается снижением состояния физического здоровья, которое выявляется практически всегда при прохождении врачебной комиссии при увольнении.

И если с такими сотрудниками на протяжении всей их трудовой деятельности работали и отделы по работе с личным составом и воспитательные подразделения и оказывали на основании действующего законодательства социальную помощь, то уход на пенсию по достижении возраста или выслуги, либо при получении инвалидности, не должен стать препятствием для прекращения такой работы и помощи.

Что касается основного закона государства, то в нем право граждан на социальное обслуживание прямо не устанавливается. Лишь в ст. 7 и ст. 39 говорится о том, что граждане имеют право на социальное обеспечение. [2, с.50] Анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих ведение социальной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, показывает, что она рассчитана на весь период как работы сотрудника, так и на период его увольнения со службы на пенсию. Это подтверждается теми факторами, что организовать социально-правовую защиту необходимо на основании ведения служебной деятельности в условиях риска утраты здоровья и жизни, а также в связи с обязанностью социального обеспечения лиц, завершивших службу в УИС. Наличие социального страхования в государственной правоохранительной службе и необходимость проведения социальной адаптации к условиям жизнедеятельности после ее завершения и так далее. В целом социальная работа с сотрудниками УИС проводится по таким направлениям как оказание методической и консультативной помощи по оформлению документов в связи с получением увечий (ранений, травм, контузий); социальная поддержка членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей и сотрудников, ставших инвалидами; социальная работа с ветеранами и пенсионерами, уволенными со службы из УИС с правом пенсионного обеспечения. [3, с.84]

Что касается обеспечения жильем, то стоит отметить, что многие территориальные органы ФСИН больше не участвуют в строительстве ведомственного жилья и могут обеспечить лишь ограниченное количество сотрудников служебными жилыми помещениями без права на переоформление их в собственность. В основном, можно встать в очередь для получения субсидии на строительство или приобретение жилья. Однако, количество устанавливаемых выплат в год слишком мало и сотрудникам приходится их ждать даже при выходе на пенсию.

По вопросам санаторно-курортного лечения ситуация следующая. На балансе ФСИН России имеется шесть санаториев и пансионатов, общей вместительностью около 1500 койко-мест. Штатная численность сотрудников составляет 224 042 единицы, а численность центрального аппарата 842. Точное количество пенсионеров и инвалидов в данной системе не указывается. [4] Возможно ли в летний период с семьей пенсионеру получить лечение или отдых в таких условиях? Конечно же ответ лежит на поверхности.

Нехватка мест для отдыха не только сотрудников, но и пенсионеров нарушает их права и гарантии социального обеспечения. Кроме того, отсутствует система компенсаций такого отдыха и лечения, в случаях приобретения путевок в иных организациях.

Сама социальная работа с пенсионерами и инвалидами УИС ведется на основе годовых планов. В основном их приглашают на праздничные мероприятия, приуроченные к государственным праздникам. Сегодня при проверках территориальных органов ФСИН и учреждений на местах достаточно часто выявляются моменты, связанные с отсутствием планирования организации социальной работы с рассматриваемой категорией граждан. Помощи, особенно в первый год после увольнения со службы не оказывается, хотя человек начинает осознавать для себя ситуацию, что он ничего не знает и не умеет, кроме службы. Абсолютная незанятость вместо круглосуточного напряжения, не востребованность в связи с возрастными характеристиками, трудности с устройством и поиском подходящей деятельности - это только малая часть проблем, с которыми он сталкивается в пост служебный период.

Таким образом, сегодняшний период времени добавил риски в служебную деятельность сотрудников, которые способны снизить его трудоспособность в системе. В рамках социальной помощи и гарантий элементарно не хватает не правовой, а материальной базы, необходимого планирования и системности в проведении такой работы, и наполненности службы профессиональными специалистами в области социальной работы.

Библиогра фия:

1. Ананьева Е. О., Ивлиев П. В. Актуальные психологические проблемы эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы и современные пути их решения // Прикладная юридическая психология. - 2021. - №2(55). - С. 126-133. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.2(55).126-133.

2. Ананьева Е.О., Шмаева Т.А. Право инвалидов в Российской Федерации на социальное обслуживание: анализ действующего законодательства. // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: истори-ко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2019. № 15. с. 48-56.

3. Социальные гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы. Александров Б.В., Ананьев О.Г., Ананьева Е.О., Андреев А.М., Казанцев В.Н., Кечил Д.И., Козлова А.А., Кузнецов М.И., Тавтилова Н.Н., Холопова Е.Ю., Эрлихсон И.М.// Учебное пособие в схемах и таблицах / Рязань, 2022. 285 с.

4. Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2022 № 201 • Официальное опубликование правовых актов • Официальный интернет-портал правовой информации. - (Электронный ресурс). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204110047?index=3&rangeSize=1 (дата обращения 11.05.2023

г.)

References:

1. Ananyeva E. O., Ivliev P. V. Actual psychological problems of emotional burnout among employees of the penitentiary system and modern ways to solve them // Applied legal psychology. - 2021. - №2(55). - Pp. 126-133. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.2(55) .126-133.

2. Ananyeva E.O., Shmaeva T.A. The right of disabled people in the Russian Federation to social services: analysis of current legislation. // Bulletin of the Public Research Laboratory "Interaction of the penal enforcement system with civil society institutions: historical, legal, theoretical and methodological aspects". 2019. No. 15. pp. 48-56.

3. Social guarantees of employees of the penal enforcement system. Alexandrov B.V., Ananyev O.G., Ananyeva E.O., Andreev A.M., Kazantsev V.N., Kechil D.I., Ko-zlova A.A., Kuznetsov M.I., Tavtilova N.N., Kholopova E.Yu., Erlikhson I.M.// Textbook in diagrams and tables / Ryazan, 2022. 285 S.

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 201 dated 11.04.2022 * Official publication of legal acts * Official Internet portal of legal information. - (Electronic resource). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204110047?index=3&rangeSize=1 (accessed 11.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.