Научная статья на тему 'К проблемам гуманизации современного российского высшего образования'

К проблемам гуманизации современного российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблемам гуманизации современного российского высшего образования»

О.А. Андросова

К ПРОБЛЕМАМ ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции.

Проблемы гуманизации образования выступают на передний план не только в России, но и в странах европейской цивилизации. Это объясняется наблюдающейся в современной культуре сменой парадигм: от технократической к гуманистической. Господство технократической парадигмы (уподоблявшей человека машинообразному винтику, рационально функционирующему в системах управления и образования) определялось тем, что после второй мировой войны в общественном сознании преобладала вера в неограниченные возможности научно-технического прогресса. Если теоретическим ядром этой парадигмы явилась кибернетика (как наука об управлении), а методологической основой — системный анализ, то ее реальным воплощением стала концепция программированного обучения и компьютеризации образования на основе когнитивизма.

Однако технический прогресс в смене поколений ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции мышления, освободив человека от рутины и открыв новые перспективы для развития интеллектуальных творческих возможностей человеческой личности. В то же время обострение ряда глобальных проблем — экологических, энергетических, демографических, социальных — потребовало пересмотра общественных ценностей. Приоритетными в качестве общечеловеческих для населения разных стран Земли были выбраны гуманистические ценности.

По сути дела, необходимо обеспечить переход от технократической модели образования, свойственной нам в недавнем прошлом и во многом сохраняющейся поныне, к модели социокультурной, предполагающей широкую гуманистиче-

скую и гуманитарную подготовку студентов. Иными словами, меняется сама парадигма образования как двуединого процесса обучения и воспитания: в центр всего образовательного процесса ставится человек.

Разумеется, такая смена ориентиров характерна не только для российской высшей школы — гуманизация и гуманитаризация образовательных систем являются мировой тенденцией современного образования. Всем очевидно, что сегодня движение к научно-технической цивилизации требует повышения уровня интеллектуального и духовного потенциала общества.

Пожалуй, нет страны, которая была бы вполне удовлетворена существующей в ней системой образования. Только реформы, направленные на гуманизацию образования, способны обеспечить решение образовательной сверхзадачи — дать учащемуся знания об обществе, культуре, человеке, способствуя вместе с тем всестороннему развитию личности, помогая раскрыть его индивидуальность, закладывая основы свободного выбора профессии и реализации творческих сил.

Гуманизация и гуманитаризация высшего образования создают необходимые условия для развития общества путем его вхождения в единое мировое и европейское социальное пространство. Гуманистическая и гуманитарная развитость «открывают» личности ценности мировой культуры, в том числе — собственно российские традиции. Между тем «технократический» подход к образованию, абсолютизирующий роль техники и материального производства в социальном прогрессе, вольно или невольно игнорирует или умаляет духовные ценности.

Изменяющиеся экономические структуры общества, развитие различных форм собственности (в том числе интеллектуальной), рыночные отношения предъявляют совершенно иные требования к личности, что не всегда позитивно сказывается на ее формировании. Система образования, неизбежно становясь субъектом рыночных отношений, рискует превратить знания в товар, свести достижения в области образования и науки к статусу рыночной услуги, лишив их статуса безусловных ценностей. Гуманизация образования призвана компенсировать возможные издержки коммерциализации образования.

Наконец, модернизация и профессионализация высшего образования «в европейском русле» не устраняет известное противоречие между ценностью фундаментального образования и растущей потребностью в узкой и прагмати-

ческой специализации. Ведь несомненная фундаментальность высшего образования в России оборачивается отставанием от требований, предъявляемых современным высокотехнологичным и динамичным производством к профессионально-специализированной подготовке выпускников.

Переход к двухступенчатой модели европейского типа, включающей бакалавриат и магистратуру, безусловно, перспективный с точки зрения повышения профессионализма, вместе с тем таит опасность «сужения» воспитательной составляющей образования, сводя его, прежде всего, к профессиональному обучению. Очевидно, что именно высшая школа, сохраняя и развивая лучшие традиции воспитательной работы, должна свести к минимуму подобные негативные моменты.

Опираясь на выводы многочисленных психо-лого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования:

- главная гуманистическая тенденция функционирования и развития системы образования — ориентация на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социальнонравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек;

- образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием человека с социальной средой. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение);

- сегодня есть реальная возможность дать студенту овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В связи с этим стержневой линией гуманитаризации образования является самоопределение личности в мировой культуре;

- культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Это влечет за собой пересмотр существующих учебных планов и программ;

- культура осуществляет свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее эта деятельность, тем эффективнее происходит овладе-

ние общечеловеческой и профессиональной культурой;

- процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда студент выступает субъектом обучения. Данная закономерность определяет единство реализации деятельного и личного подходов. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и студенты относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей;

- принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции студента в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы студента к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения;

- основу принципа индивидуально-творческого подхода личности составляет степень творческой направленности образовательного процесса. Предполагается непосредственная мотивация учебной и других видов деятельности, организация самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

- гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированно-сти гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Одним из важнейших условий гуманизации образования является развитие демократических форм общения со студентами, утверждение принципов педагогики сотрудничества, стимулирование активности студентов в учебной, научно-исследовательской и внеучебной областях.

Необходимо создавать и развивать системы адаптации студентов младших курсов к вузовской среде и системы студенческого самоуправления и соуправления.

Первый шаг в развитии этих систем — возрождение института кураторов. Некогда повсеместный, этот инструмент социализации и адаптации вчерашних выпускников школы и средних специальных заведений к специфическим вузовским условиям сегодня оказался незаслуженно забытым. Точнее — незаметно исчез из вузовских образовательно - воспитательных ресурсов. Причем исчез тогда, когда особенно актуальны проблемы адаптации и обеспечения социального созревания такой специфической социальной группы, как студенчество.

Пожалуй, одна из наиболее существенных проблем института кураторов - практическое отсутствие достаточного финансового обеспечения их деятельности. Налицо парадоксальная ситуация: в параметрах оценки деятельности вузов повсеместно присутствуют вопросы организации воспитательной работы, объявляются всевозможные конкурсы, акции и т. п., но фактически не предусматривается материальное стимулирование обеспечения такого рода деятельности.

Особая роль в воспитании современного студента должна отводиться воссозданию системы студенческого самоуправления (соуправления), поскольку воспитание — это целостный и целенаправленный процесс и результат социальнокультурного сотрудничества студента в вузовском сообществе.

Обязательное вхождение студентов в составы Ученых советов вуза и факультетов, различные общественные организации студентов помогут преодолеть отчужденность студенчества от формирования новой учебно-воспитательной политики.

Для проведения единой образовательной политики крайне важно создать систему эффективного обеспечения воспитательной работы, наладить целенаправленное и организованное взаимодействие в многоуровневой системе организаций, учреждений и служб.

Процесс гуманизации образования невозможен без развития творческого потенциала студентов. Например, их включение в различного рода творческие инициативы (художественную самодеятельность, праздники, спартакиады, научные и экспериментальные исследования); проведение научных и художественных творческих выставок, фестивалей и конкурсов. Необходимо развивать заинтересованность студентов в благотворительной деятельности (волонтерское движение, шефство и т. п.).

Систематическая учебно-воспитательная

работа будет способствовать созданию благоприятных условий для самовоспитания, само -формирования личности.

Гуманизация образовательных отношений и развитие гуманитарной составляющей в образо -вательной политике должны развить в студен-

тах умение сочетать свои убеждения с открытостью новым идеям, независимость в суждениях, способность адаптироваться к внешним обстоятельствам и действовать без оглядки на авторитеты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев Ю.Н. Может ли быть образование негуманитарным? / Ю.Н. Афанасьев // Вопросы философии.— 2000.— №7.— С. 37—43.

2. Берулава М.Н. Современные проблемы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования.— 2002.— №1.— С.22—32.

3. Гуманизация и личностно-развивающие технологии образования / О.Ю Колпачева, Н.П Сикорская // Педагогика.— 2006.— № 9.— С. 121—123.

4. Некашина Л.А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Л.А. Некашина, Л.Т. Симушина.— М., 1989.— 147с.

5. Сенько Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете / Ю.В. Сенько // Педагогика.— 2001.— №5.— С. 51—57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.