Научная статья на тему 'Гуманизация и гуманитаризация образования'

Гуманизация и гуманитаризация образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация и гуманитаризация образования»

совместно с Университетом г. Люне-бург.

В качестве факультативных дисциплин мы предлагаем студентам математику, физику/экономику и информатику на иностранном языке (800 часов). Для обеспечения качества ведения факультативных дисциплин на иностранном языке разрабатывается совместный европейский проект с Высшей школой г. Миттвайда (Германия), который предполагает совместную подготовку студентов в области иностранного языка с последующей сдачей на сертификат.

Данная подготовка проходит на первом курсе (два триместра студенты учатся в ИжГТУ, а третий триместр после квалификационных экзаменов -в Германии).

Для развития магистерских направлений подготовки разработаны магистерские планы, где в третьем семестре планируются дисциплины по выбору либо стажировка (научно-исследова-

А. БАЛИЦКИЙ, доцент, проректор

Воспитательный процесс в университете нацелен на формирование социально зрелого человека. Это означает, что он должен брать на себя ответственность при принятии и выполнении совместных решений, участвовать в развитии и регулировании демократических институтов общества, понимать и принимать многообразие культур и национальных традиций, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, уметь адаптироваться в условиях глобализации проблем и изменчивости современного мира, обладать желанием учиться всю жизнь, совершенствуя

тельская работа или практика по профилю программы) в другом вузе.

У каждой магистерской программы должен быть профиль подготовки. Профили подготовки и программа должны быть подтверждены наполнением дисциплин и тематикой работ.

Способы подтверждения профиля и уровня программы в ИжГТУ таковы:

- создание совместных программ и оценка уровня через признание адекватности программ - с ТУ г. Брно (Чехия);

- создание бинациональных программ и аккредитация их в зарубежном агентстве - с Университетом г. Люне-бург (Германия);

- создание программ с организациями, оценка программ с помощью работодателей (создание реальных квалификационных работ, дипломных проектов по заявкам предприятий и организаций);

- оценка программ (качества образовательной деятельности) в агентстве ZEvA (Германия).

Гуманизация и гуманитаризация образования

профессионализм и развивая свою личность и человеческие качества.

Эта многоплановая задача тем более усложняется, что ее приходится решать «на марше» - в условиях кардинальных и крупномасштабных преобразований общественной жизни страны, системы образования, в том числе высшего.

Определив для себя соответствующую стратегическую линию поведения, понимая, насколько непростые испытания ожидают наш университет на этом пути, мы взяли курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, определив их в качестве одной из при-

оритетных задач нашего развития на средне- и долгосрочную перспективу. Выбор таких ориентиров не случаен, поскольку к нему нас обязывает специфика университета как технического вуза, а также то, что ИжГТУ активно включается в мировые и европейские образовательные процессы.

По сути дела, мы должны обеспечить переход от технократической модели образования, свойственной нам в недавнем прошлом и во многом сохраняющейся поныне, к модели социокультурной, предполагающей широкую гуманистическую и гуманитарную подготовку студентов. Иными словами, меняется сама парадигма образования как двуединого процесса обучения и воспитания: в центр всего образовательного процесса ставится человек.

Разумеется, такая смена ориентиров характерна не только для российской высшей школы - гуманизация и гуманитаризация образовательных систем являются мировой тенденцией современного образования. Всем очевидно,

что сегодня движение к научно-технической цивилизации требует повышения уровня интеллектуального и духовного потенциала общества.

Пожалуй, нет страны, которая была бы вполне удовлетворена существующей в ней системой образования. Только реформы, направленные на гуманизацию образования, способны обеспечить решение образовательной сверхзадачи - дать учащемуся знания об обществе, культуре, человеке, способствуя вместе с тем всестороннему развитию личности, помогая раскрыть его индивидуальность, закладывая основы свободного выбора профессии и реализации творческих сил.

Гуманизация и гуманитаризация высшего образования создают необходимые условия для развития общества путем его вхождения в единое мировое и европейское социальное пространство. Гуманистическая и гуманитарная развитость «открывают» личности ценности мировой культуры, в том числе - собственно российские традиции.

Между тем «технократический» подход к образованию, абсолютизирующий роль техники и материального производства в социальном прогрессе, вольно или невольно игнорирует или умаляет духовные ценности.

Изменяющиеся экономические структуры общества, развитие различных форм собственности (в том числе интеллектуальной), рыночных отношений, предъявляя совершенно иные требования к личности, не всегда позитивно сказываются на ее формировании. Система образования, неизбежно становясь субъектом рыночных отношений, рискует превратить знания в товар, свести достижения в области образования и науки к статусу рыночной услуги, лишив их статуса безусловных ценностей. Гуманизация образования призвана компенсировать возможные издержки коммерциализации образования.

Наконец, модернизация и профессионализация высшего образования «в европейском русле» не устраняет известное противоречие между ценностью фундаментального образования и растущей потребностью в узкой и прагматической специализации, а, напротив, лишь обостряет положение в российской системе образования. Ведь несомненная фундаментальность высшего образования в России оборачивается отставанием от требований, предъявляемых современным высокотехнологичным и динамичным производством к профессионально-специализированной подготовке выпускников.

А переход к двухступенчатой модели европейского типа, включающей бакалавриати магистратуру,безуслов-но перспективный с точки зрения повышения профессионализма, вместе с тем таит опасность «сужения» воспитательной составляющей образования, сводя его прежде всего к профессио-

нальному обучению. Очевидно, что именно высшая школа, сохраняя и развивая лучшие традиции воспитательной работы, должна «блокировать» растущую угрозу для интеллигентности и культуры человека.

Политика гуманизации и гуманитаризации образования в ИжГТУ осуществляется по ряду направлений, включенных в общий и целостный учебно-воспитательный процесс.

Разумеется, она предусматривает преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественно-научных и технических знаний в единую универсальную взаимосвязь наук о человеке, обществе и природе. Нашему университету, несмотря на существующие сложности, удается сохранять в полном перечне и обеспечивать в достаточном содержательном объеме преподавание гуманитарных дисциплин. Причем традиционные для дисциплин гуманитарного цикла обучающе-воспитательная, общекультурная функции все более дополняются профессиональной, исследовательской, поскольку в учебных программах появляются различные специальные и элективные гуманитарные курсы, непосредственно «выходящие» на специальные дисциплины.

Самой важной составляющей политики гуманизации образования мы считаем развитие демократических форм общения со студентами, утверждение принципов педагогики сотрудничества, стимулирование активности студентов в учебной, научно-исследовательской и внеучебной областях, сохранение лучших традиций, которые сложились в вузе за 55 лет его существования, и культивацию новых традиций.

В течение нескольких лет в ИжГТУ шла апробация двух важнейших, на наш взгляд, проектов: создание системы адаптации студентов младших курсов

к вузовской среде и создание системы студенческого самоуправления и соуп-равления.

Первый из них направлен на возрождение института кураторов. Некогда повсеместный, этот инструмент социализации и адаптации вчерашних выпускников школы и средних специальных заведений к специфическим вузовским условиям сегодня оказался незаслуженно забытым. Точнее - незаметно исчез из вузовских образовательно-воспитательных ресурсов. Причем исчез тогда, когда особенно актуальны проблемы адаптации и обеспечения социального созревания такой специфической социальной группы, как студенчество.

Пожалуй, одна из наиболее существенных проблем института кураторов - практическое отсутствие достаточного финансового обеспечения их деятельности. Налицо парадоксальная ситуация: в параметрах оценки деятельности вузов повсеместно присутствуют вопросы организации воспитательной работы, объявляются всевозможные конкурсы, акции и т. п., но фактически не предусматриваются штатные единицы для обеспечения такого рода деятельности.

Ресурсы же высших учебных заведений весьма ограниченны - внебюджетных средств едва хватает на латание периодически возникающих бюджетных прорех, что исключает стабильное и системное, т. е. единственно плодотворное функционирование института кураторов. В ИжГТУ по результатам годовой проверки система кураторства подтвердила свою действенность: проведение предусмотренных общеуниверситетским расписанием еженедельных «часов куратора», в рамках которых появилась возможность регулярной внеучебной работы на уровне академической группы (музыкально-просветительский лекто-

рий, посещение выставок, встречи с творческими коллективами и т. п.), позитивно сказалось на динамике активности студентов 1-2-го курсов. Особую роль в активизации воспитательной работы сыграл Центр социально-психологической поддержки и мониторинга. Он смог не только обеспечить необходимой информацией и выводами руководство вуза, преодолеть «любительский» характер педагогической работы кураторов, но и оказать индивидуальную поддержку и консультативную помощь студентам.

Осознавая, что воспитание современного студента невозможно свести к однолинейному процессу формирования тех или иных социальных качеств, поскольку воспитание есть целостный и целенаправленный процесс и результат социально-культурного сотрудничества студента в вузовском сообществе, мы отводим особую роль проекту воссоздания системы студенческого самоуправления (соуправления).

Партнерская атмосфера и расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур (обязательное вхождение студентов в составы Ученых советов вуза и факультетов, деятельность представительного «законотворческого» органа студентов, аспирантов, общественных организаций студентов) позволяет преодолеть отчужденность студенчества от формирования новой учебно-воспитательной политики. В результате усилий по выполнению этого проекта создано и эффективно работает студенческое кадровое агентство, включившееся в решение проблемы трудоустройства, начала реализовываться идея создания межкультурного студенческого центра и т. д.

Для проведения единой для вуза образовательной политики крайне важно создать систему эффективного институционально-организационного

обеспечения воспитательной работы, жественных творческих выставок, фе-

наладить целенаправленное и органи- стивалей и конкурсов); участие в совре-

зованное взаимодействие в много- менных формах хозяйствования, пред-

уровневой системе организаций, уч- принимательства (деятельность сту-

реждений и служб. денческих отрядов, бизнес-инкубато-

Несмотря на отсутствие достаточ- ра), в благотворительной деятельнос-

ной нормативно-правовой базы для ти (волонтерское движение, шефство

деятельности подобных подразделений и т. п.).

в вузе, сегодня в ИжГТУ в основном Систематическая учебно-воспита-

сложилась продуманная и разветвлен- тельная работа в ИжГТУ способствует

ная структура управления воспитатель- созданию благоприятных условий для

ной работой. В соответствии с Комп- переноса акцента в воспитании на са-

лексной программой воспитательной мовоспитание, самоформирование

работы на период до 2008 г. реализует- личности. Гуманизация образователь-

ся детальный план деятельности, опре- ных отношений и гуманитарная напол-

деляются ее адекватные средства и ненность образовательной среды в

формы: включение в различного рода университете должны становиться все

творческие инициативы (художествен- более действенным фактором форми-

ную самодеятельность, праздники, рования людей, умеющих сочетать свои

спартакиады, научные и эксперимен- убеждения с открытостью новым иде-

тальные исследования); поддержка мо- ям, независимых в суждениях, способ-

лодежной субкультуры в рамках созда- ных адаптироваться к внешним обсто-

ния реального культуротворческого ятельствам и действовать без оглядки

процесса (проведение научных и худо- на авторитеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.