Научная статья на тему 'Сущность гуманизма и тенденции его трансформации в условиях современного образования'

Сущность гуманизма и тенденции его трансформации в условиях современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3111
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / КАЛОКАГАТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Л. А.

В статье рассматривается возникновение и развитие понятия "гуманизм", влияние его тенденций на образование. Современная наука требует изменений в социально-гуманитарной сфере и реорганизации существующей системы образования. Показано, как в связи с возникновением современного понятия "гуманизм" реформируется система образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность гуманизма и тенденции его трансформации в условиях современного образования»

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

УДК 37.017.92 (Ч 30/49.352)

СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗМА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба

Л.А. ПЕТРОВА

e-mail: Luida64@rambler.ru

В статье рассматривается возникновение и развитие понятия "гуманизм", влияние его тенденций на образование. Современная наука требует изменений в социально-гуманитарной сфере и реорганизации существующей системы образования. Показано, как в связи с возникновением современного понятия "гуманизм" реформируется система образования и воспитания.

Ключевые слова: гуманизм, калокагатия, образование, воспитание, гуманитаризация.

Коренные изменения фундаментальных ценностей современного общества самым прямым образом отражаются на понимании целей, задач и характера образования. Именно последнее, в наше время, становится главным и универсальным каналом исторической трансляции культурных завоеваний человечества. Переосмысление основных целевых ориентиров образования и поиск соответствующих им форм воспроизводства общечеловеческих приоритетов составляет важнейшее направление современной философской мысли.

Одним из таких приоритетов является гуманизация образования. Гуманизм сегодня рассматривается как базисная культурная ценность эпохи. Любые изменения в образовании в той или иной мере происходят под знаком внедрения идей гуманизма в учебно-воспитательный процесс. Поэтому столь важно теоретическое осмысление сущности гуманизма и тенденций его трансформации в условиях современного образования.

Понятие гуманизм (лат. humanitas - человечность) означает совокупность идей, выражающих отношение человека к миру и служащих положительным вектором для организации социальной практики. Источником гуманистических представлений является осознание активности субъекта, его творчески-преобразующих мир возможностей. В понятии гуманизм выражается исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми Ч Философский анализ понятия гуманизм всякий раз побуждается необходимостью переоценки и переосмысления места, типа и смысла существования человека в окружающем мире.

Гуманизм - это сложное многоплановое, исторически развивающееся явление. В научной литературе последних лет подробно освещены вопросы, связанные с его возникновением, проанализированы этапы развития гуманистической мысли, исторические формы гуманизма. Целью нашей статьи является рефлексия гуманистических идей в образовании.

Первые ростки гуманистических идей в европейской культурной традиции обычно связывают с древней Грецией. Освоение идей гуманизма сопряжено с формированием образа человека в философии. Еще римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

В сфере образования это нашло свое выражение в идее "калокагатии" - нравственно-прекрасной индивидуальности. Калокагатия - (греч. ка^ kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений. Общественно-этическое измерение калокагатии в античности трансформировалось в его этико-

1 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983, - С.130.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

эстетический парафраз в границах классического философствования Европы Нового времени (гармоничное воспитание, реализующееся в адекватном образе жизни) 2. Понятию "Пайдейя" соответствовало понятие образование. "Пайдейя" означала путь (его руководство, организация), который проходил человек, изменяя себя, в стремлении к идеалу, духовного и физического совершенства "калокагатии".

Одной из форм гуманизма был нравственно-ритуальный гуманизм Конфуция. Мораль, по Конфуцию, несовместима с насилием над человеком. Чуть позже в Греции Сократ сформулировал философскую программу предотвращения насилия путем нахождения в процессе диалога общечеловеческой истины. Это был, так сказать, философский вклад в гуманизм.

В древности имела место еще одна разновидность гуманизма, это был древнеиндийский принцип ахимсы - непричинения вреда всему живому, который стал основополагающим для индуизма и буддизма.

В конечном счете христианство победило древний мир не насилием, а силой духа и жертвенностью. Заповеди Христа - это образцы гуманности, которые вполне допускают распространение на природу. Христианский гуманизм обращен ко всем людям (монахам, рыцарям, бюргерам, крестьянам), а не только к свободным гражданам, как в античной Греции и Риме. Его реализация осуществляется во всех христианских государствах на основе обязательных стандартов образования в массовых школах и университетах. "Внутренний человек", по словам Н.Бердяева, был открыт в эпоху средневековья, поскольку тогда "происходила внутренняя духовная работа, поскольку человек стоял тогда в центре

о )) О

христианской веры и христианского миросозерцания 3 .

Гуманизм как мировоззрение подвергался осмыслению и рефлексии как основа ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем, где происходит синтез двух, до сих пор несовместимых идей - античной идеи человеческой гармонии (калокагатии) и средневековой идеи творения (сакральной, священной, сверхестествен-ной). Ренессансный человек мыслится первыми гуманистами сгустком творческой, преобразующей энергии, а смысл образования и воспитания ищется в освобождении и актуализации творческих возможностей человека. Основополагающее положение ренес-сансного гуманизма - антропоцентризм. Не Бог, а человек становится творческим началом мира, его центром. Гуманистические идеалы антропоцентризма оказались необычайно продуктивными в политике, науке, искусстве, культуре в целом.

Новые формы жизни, сложившиеся в период Нового времени воплощали новые представления о мире и месте человека в нем, новые идеалы и новые целеполагания, новую культуру, гуманистическую по своему существу, классические его формы находим в XVII и XVIII столетиях 4. Но уже в XIX веке этот тип культуры обнаружил ряд фатально непреодолимых проблем, катастрофические последствия которых в ХХ веке вновь принудили человечество к мучительным поискам культуропорядка, удовлетворяющего требованиям современности. Новоевропейский гуманизм — это радость расцвета творческой индивидуальности, которая с самого начала была омрачена стремлением к покорению всего окружающего. Это подтачивало творчески-индивидуалистический западный гуманизм и вело к постепенной утрате доверия к нему. Произошла подмена гуманизма под влиянием развития западной материальной цивилизации, которая заменила гуманистическое желание "быть" агрессивно-потребительским желанием "иметь".

В Х1Х веке человек превращается в инструмент, средство для производства, придаток машины, лишенный способности рефлексировать в себе собственное ядро, самость, творческую самостоятельность. В ответ на социальную потребность в преодолении "разорванности" человека, возрождения и дальнейшего развития его творчески-продуктивных способностей формируется социалистический идеал гуманизма. Его сущность рассматривается теперь уже не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как исторически конкретная совокупность (тип) общественных отношений, который отстаивает необходимость развития "универсальных сущностных сил" человека.

2 Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - C.301.

3 Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969, - С. 157.

4 Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. Курс лекций. - Одесса.: Оптимум, 2002.- С. 144-165.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

Переосмысление идеалов гуманизма становится условием дальнейшего развития человека. Культура, образование должны давать ему возможность выхода из технологиз-ма рефлексии (методов, шаблонов, схем), вернуть радость непосредственного творчества. Задача гуманизации образования требует осознания и преодоления его негативных технократических сторон в условиях современных социокультурных трансформаций.

Существующая система образования в основном сложилась в Х1Х веке в ответ на потребность машинного производства в подготовке узкопрофессиональных работников для специализированного разделения труда. Вступление авангардных либеральных государств ХХ века в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировало проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни.

На рубеже XX-XXI веков обострились противоречия, обусловленные быстрыми глобальными и локальными изменениями в обществе, создающем и осваивающем новый мир, новые формы существования в мире. Возникли представления о новом гуманизме, интегральном гуманизме, универсальном гуманизме, экологическом гуманизме, трансгуманизме. Как предполагает Горелов А.А. , что все эти предложения идут в одном направлении, которое может быть названо глобальным гуманизмом как качественно новой формы гуманизма XXI века 5. Глобальный гуманизм в определенной степени возвращается к первому этапу с его ненасильственностью и экологичностью (принцип ахимсы) и приматом нравственности и человечности (Конфуций и философская традиция Древней Греции), и в то же время вбирает то лучшее, что внесла западная мысль - стремление к творческой самореализации человека.

Эколого-социальные кризисы требуют практического гуманизма, но они же вынуждают человечество подняться на новую теоретическую ступень. Путь к подлинно глобальному сознанию и всемирной культуре лежит не через подавление одних культур другими, а через объединение людей и наций на базе общечеловеческой нравственной мудрости. Современный универсальный гуманизм как гуманизм "планетарный", "глобальный" включает экологическую проблематику, понимание человеческой жизни в качестве высшей ценности современного мира, ориентирует на создание условий, способствующих максимальному развитию всех потенций человеческого духа и разума.

В связи с этим на первое место выходит проблема образования как базового процесса, направленного на формирование самого действующего субъекта общественных преобразований. Образование создает материальный проект будущего и представляет собою механизм развития и формирования, как индивида, так и всего общества в целом.

Современная система образования напоминает гигантский конвейер, на котором обучаемый изо дня в день перемещается от одного узкого специалиста (математика, языковеда, биолога, химика, историка) к другому. Каждый из преподавателей учит своему предмету, а собственно человеческие, сущностные, универсальные качества личности остаются вне поля зрения современной педагогики и школы. Как правильно думать, какие существуют типы и формы мышления, как объяснять, доказывать, понимать, наконец, чувствовать выпускник школы, высшего учебного заведения, как правило, не знает и не умеет. Университеты и педагогические вузы просто не готовят к этому будущих учителей. Все чаще специалисты подчеркивают, что современный кризис образования имеет внутренние причины из-за несовершенства существующей программы, связанный с утратой концептуальных смыслов для образования человека. Различные исследования фиксируют феномен понижения качества человека, снижения его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, творчеству, культурному обустройству.

И тут, наверное оправданно привести мысли, представленные в работах Российского клуба Экология общественного сознания : "Образование по большей части рассматривается как подготовка кадров. Но общество должно воспроизводить не только все статусы человека, но и индивидуальности личности, которые будут пытаться найти ответ на во-

5 Горелов А.А. Развитие гуманизма (от древности до наших дней) [Электронный ресурс] /А.А.Горелов// Режим доступа к изд.: http://rudocs.exdat.com/docs/index-247592.html.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

прос о смысле жизни и уметь не только меняться при перемене обстоятельств, но и создавать такие условия, чтобы идти в нужном направлении"6 .

Выходом в решении этих задач является гуманитаризация образования, которая позволит выявить, проявить и усилить все компоненты образования, относящиеся к человеку, его духовной культуре, позволит реализовать себя и адаптироваться в современном обществе. Гуманитаризация образования тесно связана с его гуманизацией.

Гуманистический характер образования обусловлен насущными потребностями человека в получении общих и специальных знаний, обеспечивающих его социализацию и профессионализацию. Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях, должна быть ориентирована на следующие аспекты: а) гуманитаризацию обучения и воспитания, которая включала бы эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие; б) создание в учебных заведениях "гуманитарной среды", благоприятной для студентов образовательно-воспитательного пространства, здорового морально-психологического климата; в) фундаментализацию, т.е. усиление общеобразовательной компоненты, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки; социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий 7.

Важнейшим условием гуманизации и гуманитаризации высшего образования является их взаимосвязь и взаимодействие с глобальными системами общества: наукой, культурой, производством, - без чего невозможна гуманизация личности специалиста.

Высшее образование и особенно его гуманитарные аспекты призваны способствовать обогащению духовного мира студентов, приобщению их к сокровищам национальной и мировой культуры и цивилизации, расширению кругозора, без чего невозможно формирование разносторонне развитой личности. В современных условиях кризиса и деградации культуры студенчество способствует гуманизации культурного процесса и преодолению отчуждения человека от культуры. Впитывая в себя достижения науки, производства, культуры, образование делает их органичной частью своего содержания, видя в них необходимые условия гуманитарного развития не только студенчества, но и всего общества. Образование становится мощным орудием подготовки не только специалистов определенного профиля, но и широко образованных и культурных людей, интеллигентов в самом широком смысле этого слова. Таким образом, вузы выступают не только как учебные и научные центры, но и как мощные очаги духовной культуры, приобщения молодого поколения к ценностям культуры, их дальнейшего развития и распространения. В этом состоит одна из главных задач гуманитаризации высшего образования.

Цель гуманизации образования и воспитания - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Воспитание по своим целевым функциям выступает как условие (фактор) гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Гуманизация воспитания составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников. И, наконец, гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагог, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности 8. Гуманизм как ценность, которая, будучи реализованной педагогом при достижении цели образования и воспитания, определяет характер и содержание пересечения действий учителя и ученика, их встречную активность по освоению ценностей, принятию друг друга 9.

6 Колесникова Т.И. Мир человеческих проблем. - М.: Владос, 2003. 208 с.

7 Туаева Б.В. Современные проблемы гуманизации образования: региональный аспект / Б.В.Туаева / / Успехи современного естествознания. - 2009. - № 9 - С. 87-88. Режим доступа к изд.: www.rae.ru/use/?section=content&op=show агйс1е&агйс1е id=77840я;8.

8 Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская / / Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 6.

9 Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. -1996. - № 1. - С. 9-11.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

Обобщая разные взгляды ученых на гуманизацию и гуманитаризацию образования и воспитания, можно сделать вывод, что это прорыв к наиболее качественному образованию, в котором не будет места для бездуховности и отчуждению детей и подростков от мировой и национальной культуры, поскольку гуманизация - это многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. О гуманистической системе образования говорят как о формирующей человека с холистическим мышлением, ориентированной на воспитание гармонически развитой личности 10.

Конечно, образованность не обязательно ведет к духовности. Но разностороннее социально-гуманитарное образование служит той базой, на которой может действительно развиться утонченная человеческая культура. А стержневым моментом является культура взаимоотношений между людьми, гуманизм в самом широком смысле слова.

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983, с.130.

2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. -

896 с.

3. Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969, с. 157.

4. Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. Курс лекций. - Одесса.: Оптимум, 2002.-С. 144-165.

5. Горелов А.А. Развитие гуманизма (от древности до наших дней) [Электронный ресурс] /А.А.Горелов// Режим доступа к изд.: http://rudocs.exdat.com/docs/index-247592.html.

6. Колесникова Т.И. Мир человеческих проблем. - М.: Владос, 2003. 208 с.

7. Туаева Б.В. Современные проблемы гуманизации образования: региональный аспект / Б.В.Туаева // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 9 - С. 87-88 Режим доступа к изд.: www.rae.ru/use/?section=content&op=show article&article id=7784058.

8. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентирован-ного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. -С. 11-17.

9. Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. - 1996. - № 1. - С. 9-11.

10. Кузнецова А.Я. Реальный гуманизм современного образования /А.Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5 - стр. 83-84. Режим доступа к изд.: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=778o886

Список литературы

THE ESSENCE OF HUMANISM AND THE TRENDS OF ITS TRANSFORMATION IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION

Kharkiv Air Force University named after Ivan Kozheduba

e-mail: Luida64@rambler.ru

[.A. PETROVA

The article discusses the emergence and development of the concept of "humanity", its influence trends in education. Modern science requires a change in the social and humanitarian sphere and the restructuring of the current system of education. It is shown in connection with the emergence of the modern concept of "humanism" reformed system of education.

Key worás: humanism, kalokagatiya, education, training, hu-manization.

10 Кузнецова А.Я. Реальный гуманизм современного образования /А.Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5 - стр. 83-84. Режим доступа к изд.:

ц^ш.гае.шЯ8/?8есйоп=со^еП:&ор=8Ьэш агйс1е&агйс1е id=778o886

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.