Научная статья на тему 'Тенденции раннего развития гуманистической парадигмы в истории философии образования'

Тенденции раннего развития гуманистической парадигмы в истории философии образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
532
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ГУМАНИЗМ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КАЛОКАГАТИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / ГУМАНИЗМ ВОЗРОЖДЕНИЯ / PARADIGM / HUMANISM / HUMANIZATION / KALOKAGATIYA / HUMANISTIC TENDENCIES / HISTORICAL PERIOD / RENAISSANCE HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдрафикова Альбина Ринатовна

В статье дается анализ историко педагогическим и философским аспектам развития гуманистической парадигмы образования. Предпринята попытка определения исторического периода возникновения гуманизма. В статье впервые дается аргументация процесса становления гуманизма от античности до конца эпохи. Возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The early trends in the development of the humanistic paradigm in the history of the philosophy of education

The article analyzes the historical, pedagogical and philosophical aspects of the development of humanistic education paradigm. An attempt has been made to determine a certain historical period of humanism. The article gives the argumentation to the process of humanity development from antiquity to the end of the Renaissance epoch.

Текст научной работы на тему «Тенденции раннего развития гуманистической парадигмы в истории философии образования»

УДК 37.017.924 ББК 74.03

Абдрафикова Альбина Ринатовна

кандидат педагогических наук, доцент

Казанский (Приволжский) Федеральный университет

г. Казань Abdrafikova Albina Rinatovna

Candidate of Pedagogics, Associate Professor Kazan

[email protected] Тенденции раннего развития гуманистической парадигмы в истории философии образования

The early trends in the development of the humanistic paradigm in the history of

the philosophy of education

В статье дается анализ историко - педагогическим и философским аспектам развития гуманистической парадигмы образования. Предпринята попытка определения исторического периода возникновения гуманизма. В статье впервые дается аргументация процесса становления гуманизма от античности до конца эпохи. Возрождения.

The article analyzes the historical, pedagogical and philosophical aspects of the development of humanistic education paradigm. An attempt has been made to determine a certain historical period of humanism. The article gives the argumentation to the process of humanity development from antiquity to the end of the Renaissance epoch.

Ключевые слова: парадигма, гуманизм, гуманизация, калокагатия, гуманистические тенденции, исторический период, гуманизм Возрождения.

Key words: paradigm, humanism, humanization, kalokagatiya, humanistic tendencies, historical period, Renaissance humanism.

В истории педагогики нет более актуальной проблемы, чем воспитание

гармонически развитой личности. Историко-философский аспект данной проблемы предполагает раскрытие того, как возникли, формировались и развивались вопросы гуманизма, как они затем ставились и решались в классическом наследии мировой философской мысли.

Для того чтобы ответить на вопрос о зарождении гуманистических устремлений людей большое значение имеет изучение и анализ взаимоотношений человека и общества на различных этапах их развития.

Во-первых, необходимо отметить отсутствие четкости в определении исторического периода возникновения гуманизма даже у философов. Так, В.П.

Волжин, А.Х. Горфункель, П.Н. Федосеев относят его появление к эпохе Возрождения; В. Келле рекомендует искать истоки гуманизма в народном творчестве с древнейших времен; М.И. Петросян утверждает, что гуманистические идеи были характерны для идеологии трудящихся масс в период рабовладельческого строя, а Г.М. Фомин доказывает, что гуманистические устремления людей возникли еще в доклассовом обществе.

Хотя, более правдивой и верной представляется точка зрения тех ученых, которые считают, что гуманизм был присущ всему ходу развития человечества с его ранних этапов, являясь его неотъемлемой частью. Исторический процесс возникновения, формирования и развития гуманизма отражает процесс становления и эволюции человеческой цивилизации. Эволюция самого человека, выделение его из животного мира, обретение им идей гуманизации означали смену биологических факторов его поведения социальными. Это означает, что на следующем этапе эволюции человеческого общества первостепенную значимость и доминантность обрели социальные факторы.

Некоторые ученые, имея в виду первобытное общество, полагают, что личность еще не выделилась. Подобная оценка может быть дана лишь с точки зрения современного понимания гуманизма. В самом начале гуманизм выступал в виде практической деятельности людей, т.е. в труде, который, по выражению Энгельса, и «создал человека».

Изучение трудов видных философов, социологов, этнографов, педагогов, а также анализ многих исторических факторов, почерпнутых из различных источников, подтверждают, что гуманистические порывы, стремления, идеи родились еще при родовом строе. Многие ученые обратили внимание на то, что именно в тот период впервые проявились настоящие человеческие черты, обусловленные родовой близостью.

Таким образом, решающее значение в формировании человека сыграл труд, который постепенно сделал его способным активно изменять сущест-

гтч

вующую вокруг него действительность. Труд с момента своего появления но-

сил общественный характер: люди сообща охотились на диких зверей и птиц, ловили рыбу, позже вместе обрабатывали землю и т.д. Все это помогает прийти к заключению о том, что общий труд сыграл решающую роль для появления подлинно человеческих, то есть гуманистических отношений между людьми.

В первобытном же обществе, из-за низкого уровня развития производственных сил, сложилось своеобразное равенство между людьми и свойственный ему первобытный коллективизм. Человек не мог существовать вне коллектива, с которым он чувствовал органическую связь.

Все сказанное подтверждает мысль о зарождении гуманистических идей и чувств еще в доклассовом обществе. Приведем, к примеру, книгу аргентинского философа Э. Агости «Возрожденный Тантал», в которой автор делает вывод, что «история гуманизма - это, в конечном счете, история человеческого общения» [1].

Но всегда следует помнить о сложности и противоречивости возникновения и развития идей гуманизма. Человека первобытного общества нельзя представлять гуманистом в современном смысле слова. Процесс становления и развития положительных свойств человека и общества проходил в условиях острой борьбы противоположных сил и тенденций.

Мнения мыслителей и ученых, относящие появление гуманизма к эпохе родового строя так же ошибочны, ведь лучшие черты человека находились еще в зачаточном состоянии, и наряду с возникающими положительными качествами имели место беспросветная дикость, косность. Но все же поступательный характер развития гуманизма определило преобладание у человека прогрессивных устремлений и положительных черт над негативными. Проявление этих свойств и черт было исторической необходимостью на этапе становления человеческого общества, когда оно коренным образом и навсегда отделилось от животного мира.

Следует помнить, «что гуманизм античных мыслителей распространялся лишь на свободных граждан. Но по мере развития общества гуманизация шла

не только вглубь, но и вширь, т.е. выработанные античной мыслью этические нормы распространялись на все большее количество людей». [4].

Таким образом, из времен античности нас привлекают идеи ценности самопознания и нравственного совершенствования.

Сложной теоретической задачей является анализ гуманистических взаимоотношений человека и общества в период рабовладельческого и раннефеодального строя: индивид постепенно превращался в личность, узкие рамки родовых и племенных отношений уступали место более широким отношениям. Происходили сложные процессы и в развитии гуманизма.

Так, например, гуманизм древних греков определялся осмыслением места человека в гармонии с природой и основывался на глубокой вере в природосо-образность, изначальную предназначенность человеческого бытия. В древнегреческой философии впервые возникает постановка проблематики человека. Постепенно начинает формироваться мировоззрение, согласно которому ответственность за то, что мир будет космосом или хаосом, лежит на самом человеке. Еще в гомеровскую эпоху в древней Греции возникло понятие «калокага-тия» - идеал физического и нравственного совершенства личности. Именно к этому идеалу, к вопросу о возможности и степени его достижения обращались передовые мыслители и педагоги последующих эпох. Так, Сократ считал, что высшим идеалом нравственности является добродетель, которую он сопоставлял со знанием. Поведение человека зависит от его понимания понятий благо и доблесть. Добродетели, по его мнению, носят «характер не нравов или прирожденной черты, или необходимости, а самостоятельно выработанного качества». Он объяснял всякое дурное действие незнанием («зло совершается по незнанию») или заблуждением.

Обращенность к человеку, социально-этическим проблемам характерна и для древнекитайской философии. Человек и мир рассматриваются в ней как единая система, живой организм, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Видный китайский философ Ян Чжу (IV в. до н.э.) впервые противопоставил

гуманизму подчинения активность человека, преобразующую роль деятельности. Уже при жизни, отмечал он, человек должен иметь возможность удовлетворять все свои потребности, разумно использовать вещи, чтобы «сохранить в целости свою природу» [2].

В эпоху средневековья идеи гуманизма были неразрывно связаны с отрицанием суровых порядков, существовавших в обществе. В этом отрицании закладывались утверждения будущих новых отношений, нового подхода к человеку. Гуманистические тенденции вступали в борьбу с христианским аскетизмом. Критика аскетизма более отчетливо выявилась у странствующих поэтов-вагантов, воспевавших плотскую любовь, земные радости, за что церковь обвиняла их в «безумстве» и «бесстыдстве». Все это дало мощнейший толчок борьбы с христианством в эпоху Возрождения.

Исследователи по-разному оценивают гуманистическую традицию средних веков. Одни говорят, что человек в сознании средневекового совершенно ничтожен по сравнению с божеством, другие парадоксально замечают, что «именно христианство явилось почвой европейской персоналистской традиции. В нем личность понимается как своеобразная святыня, абсолют. Личность не есть нечто тварное, она представляет собой и божественное начало» [5].

Таким образом, средние века имеют особую ценность, ибо являются как бы почвой персоналистской традиции, которая и определяет во многом современный подход к проблеме гуманизации. Перейдем к следующей эпохе - Ренессансу.

Значение эпохи Возрождения состоит не только в том, что человек в ней возвышается в своем противостоянии природным и даже божественным силам. Главное, что сфера разума, до сих пор ограничившаяся божественным Логосом, творившим за пределами человеческого бытия, его мышления меняет статус самого человека. Мир нового человека, его физическое и нравственное совершенство, борьба за утверждение подлинно человеческих идеалов воспевали выдающиеся философы, писатели, художники и скульпторы того времени

(Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Данте, Шекспир и многие другие). Лозунгом этой эпохи становится античное изречение: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Анатоль Франс, в частности, писал: «Это вновь обретенный дух античности, это - воскрешенная античная словесность и науки. И как животворны, как жизнеспособны греческие и римские шедевры! Они восстают из тлена, и человеческая мысль мгновенно разрывает их саваны. Из таких раскиданных по всему свету обломков, пролежавших под спудом более тысячи лет, вдруг выбивается вечный источник обновления»

[3].

Гуманисты эпохи Возрождения совершили коренную ломку в методологии познания человека. После тысячелетнего господства мистики, схоластики и аскетизма гуманисты заново раскрывали человека, стремились с позиции разума постичь его с различных сторон. Этой эпохе принадлежит заслуга в создании целостной концепции человека. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения противостоит теоцентризму средневековья. В антропоцентризме Возрождения сам человеческий образ утрачивает свои абстрактные черты. Речь начинает идти о счастье и достоинстве конкретного человека. В противовес церковной идеологии, где в центре стоял бог, гуманисты центром мира провозгласили человека. Вместо религиозной аскетической идеи о греховности плоти они в центр внимания ставили культ жизнерадостного, гармонично развитого и активного человека, умеющего ценить жизнь и наслаждаться ею. Гуманисты положили начало отношению к человеку как высшей ценности, впервые выдвинули идею о гармоничных взаимоотношениях между людьми. Идеалом этого периода провозглашалось величие человеческой личности, глубокая вера в возможности человека, в его неограниченные способности, силу и красоту.

Таким образом, эпоха Возрождения сыграла такую прогрессивную роль, оказала такое большое влияние на развитие идей о человеке, что получила специальное название гуманизма.

Однако, отмечая исторические заслуги гуманизма эпохи Возрождения, мы должны вновь напомнить, что каждая определенная историческая эпоха имеет и свои слабости. Гуманизм этого периода был непоследовательным и противоречивым. Идеи гуманности, свободы, счастья были абстрактными, так как они не связывались с конкретными социальными условиями. Логические и идейные противоречия становились все более отчетливыми в эпоху Возрождения. В связи с этим в рамках гуманизма этого периода постепенно зарождались две тенденции, разница между которыми постепенно нарастала и в конечном итоге перешла в полную противоположность. Первая тенденция была представлена буржуазным гуманизмом, который в процессе исторического развития выражал собственные интересы класса буржуазии. Вторая выступала в виде демократического гуманизма, выражавшего интересы трудящихся масс общества. Взгляды этих двух тенденций в гуманизме существенно расходились. Если представители буржуазного гуманизма не шли дальше требований наделить каждого человека частной собственностью и стремились обосновать необходимость господства буржуазии, то сторонники демократического гуманизма говорили о том, что нужно вообще уничтожить то общество, где существует гнет, и создать такой строй, при котором «знания и почести являются общим достоянием».

Противоречивость гуманизма эпохи Возрождения заключалась также в утверждении эгоистического антропоцентризма в понимании человеческой цивилизации. Человек был поставлен в центр мироздания, считалось, что он может всемерно использовать окружающую природу, брать из нее все, что ему необходимо (впоследствии такой подход привел к всемирному экологическому кризису). Не учитывалось, что человек - всего лишь часть природы, а именно только такая концепция и должна лежать в основе гуманизма.

Таким образом, можно заключить, что основными тенденциями философ-ско-педагогических взглядов эпохи Возрождения были следующие:

1) вера в свободу духа и в великие творческие возможности человека;

2) представление о самоценности и самодостаточности личности как микровселенной, микрокосма;

3) идея способности человека менять себя, формировать свое «Я». Таким образом, проблемы гуманизма всегда волновали общество. Как утверждают современные ученые - философы, если появление человека привело к возникновению гуманизма, то в наши дни исчезновение гуманизма угрожало бы самому существованию человека.

Библиографический список

1. Агости Э. Возрожденный Тантал.[Текст] - М., 1969. 128с.

2. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики.[Текст] - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. - 20-21 с.

3. Франс А. Собр. соч. [Текст]- М., 1959. - Т.7.693-694 с.

4. Человек античности: Идеалы и реальность: Серия философы и педагоги о личности и воспитании./Сост.: В.И. Исаева, И.Л. Маяк. [Текст] - М.: Просвещение, 1992. - 6с.

5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний Мир - Эпоха Просвещения. [Текст] - М.: Просвещение, 1991. 11с.

Bibligraphy

1. E. Agosti. Revived Tantalum. - M., 1969 - 128p.

2. Kotova I. B., Shiyanov E.N. Formation and development of the humanistic pedagogy. -Rostov n / D: Publishing House of RGPU, 1997. - 20-21p.

3. France A. Collection of works. - M., 1959. - 693-694p.

4. People of antiquity: Ideals and Reality: Series: the philosophers and educators about the personality and upbringing. / Comp.: V.I. Isaev, I.L. Mayak. - M.: Education, 1992. - 6p.

5. People: Thinkers of the past and present of his life, death and immortality: The Ancient World - The Enlightenment - M.: Education, 1991. - 11p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.