Научная статья на тему 'Гуманизация научно-технического образования'

Гуманизация научно-технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Р. А.

В последние годы стало особенно ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека способного к переустройству общественной жизни, производства, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские, социально-психологические, педагогические исследования фиксируют феномен понижения качества человека, снижения его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Выход из сложившейся ситуации видится один это гуманистическая ориентация образования, возрождение духовности, нравственное совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация научно-технического образования»

№ 1 - 2006 г. 22.00.00 социологические науки

УДК 37.031.4

ГУМАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р.А. Абдуллаева

КТИ ВолгГТУ (г. Камышин)

В последние годы стало особенно ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека способного к переустройству общественной жизни, производства, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские, социально-психологические, педагогические исследования фиксируют феномен понижения качества человека, снижения его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни.

Выход из сложившейся ситуации видится один - это гуманистическая ориентация образования, возрождение духовности, нравственное совершенствование.

Ключевые слова: кризис образования, проблема гуманизации

В XXI веке в мировом сообществе наиболее актуальным стал вопрос о качестве высшего образования, его национальной и межгосударственной сопоставимости, конвертируемости и контролируемости. Сегодня образование носит глобальный характер, что объясняется, прежде всего, тем, что деятельность института образования оказывает серьезное воздействие на трансформационные процессы, происходящие в обществе, обогащает его интеллектуальные потенциал, влияет на социальные отношения. Историческая практика со всей убедительностью доказывает, что ущемление возможностей общества в сфере образования как следствие ведет к негативным изменениям во всех сферах социальной практики, а в последующем к стагнации общества, так как "содержательно жизнь любого сообщества протекает на том уровне, где идет процесс становления общественного самосознания. Этот уровень и определяет цели и задачи развития общества, пути их достижения"[3].

Вместе с тем, согласно оценкам экспертов Римского клуба, современное образование находится в затянувшемся кризисном состоянии, суть которого состоит в "несоответствии существующей системы образования, содержания и методов обучения и воспитания новой высокотехнологичной, информационной цивилизации, идущей на смену индустриальному обществу" [1], что свидетельствует и о низком качестве образования. Этот кризис затронул и Россию, где кризис системы образования не только отражает общемировые тенденции, но и имеет свои особенности.

Все чаще специалисты подчеркивают, что современный кризис отечественного образования имеет внутренние причины, обусловленные несовершенством существующей концепции образования. Безусловно, кризис образования не лежит на поверхности явлений, он имеет внутренний характер, связанный с утратой смыслов для образования человека. В последние годы стало особенно ясно, что российское

образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека способного к переустройству общественной жизни, производства, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские, социально-психологические, педагогические исследования фиксируют феномен понижения качества человека, снижения его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни [2].

Деструктивные процессы, происходящие в нашей стране, трансформация политической, социальной, экономической систем и наступившие последствия привели к тому, что образование утратило свою культурную функцию. В настоящее время происходит массовая криминализация молодежной культуры, которая во многом смыкается с девиантной. Наблюдается массовая дегуманизация в межгрупповых и межличностных отношениях молодежи. Причины этого конечно лежат не внутри личности, а вовне ее - это социально-культурные условия, приводящие к деградации общества. Принципиально изменилась нравственная атмосфера, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, но и отсутствуют общественные силы, утверждающие привлекательные для молодежи нравственные нормы. Возник вакуум духовности, который заполняется сегодня агрессивным национализмом, экстремизмом, обращением к мистике, чисто утилитарной, прагматической идеологией. Упадок морали и нравственности, засилие массовой культуры, отсутствие элементарной грамотности, культуры общения свидетельствуют о том, что система образования в условиях переходного периода не смогла выработать надежных ориентиров для воспроизводства культуры. Многие ученые, деятели культуры и образования характеризуют подобное положение как "устойчивое состояние современного образования", длящееся по сей день без видимых улучшений, а проблему человека, его образования и воспитания определяют как глобальную проблему современности. Выход из сложившейся ситуации видится один - это гуманистическая ориентация образования, возрождение духовности, нравственное совершенствование. Рассматривая русскую духовность, как образовательную модель XXI века Н.В. Просандеева совершенно справедливо отмечает, что "цель образования сегодня должна совпадать с глобальной общецивилизационной целью - спасение человека от него самого. Гуманизм -магистральное направление развития человеческой цивилизации и, :если постиндустриальный мир, возможен в принципе, то лишь на основе взаимопомощи, терпимости, бескорыстности и неагресивности к себе подобным" [5].

Особенно остро проблема гуманизации стоит перед современным научно-техническим образованием. Гуманитарная составляющая в современных технических вузах выступает неким <декоративным украшением, необходимой уступкой требованию следовать лучшим мировым стандартами так как во всем мире принято считать, что чем элитарней технический вуз, тем сильнее и значимее в нем уровень гуманитарной подготовки специалистов.

На деле, вследствие того, что в учебных планах очень мало часов отводится на изучение дисциплин социально-гуманитарного цикла, наблюдается колоссальный разрыв в технической и гуманитарной подготовке студентов. Результатом является обеднение гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижение культурного и духовного уровня специалиста, преобладание технократического мышления. Личность утрачивает духовные ориентиры, снижается потребность в самосовершенствовании и самореализации творческого потенциала, поскольку утилитарное отношение к образованию блокирует развитие высших потребностей человека.

Между тем, классическое российское образование, с его акцентами именно на гуманитарное знание всегда выполняло особую миссию по воспитанию человеколюбия, добродетели, милосердия. Оно отражало и транслировало мировоззренческие идеалы русского человека, определяющие русскую культуру. Так, например, в конце XIX - начале XX века российские ведущие инженерные школы давали наряду с всеохватывающим специальным образование хорошую светскую подготовку. Выпускники этих вузов имели высокий социальный статус [4]. Происходящее же сегодня усиление профессиональной подготовки специалистов за счет сокращения гуманитарной составляющей целостного образовательного процесса ведет кроме всего к потере качества образования.

В традиционной системе образования качество образования оценивается как определенная степень адекватности принятым образовательным нормам и стандартам, но в современных условиях, когда в сфере образования действуют рыночные принципы, формируется новое представление о качестве образования и обучения, выходящее далеко за пределы содержания правовых документов и рекомендаций. Качество образования рассматривают как целостную систему, гарантирующую студентам комплексное личностное развитие, дающее им возможность удовлетворить как потребности общества, так и собственные. Следовательно, необходима целостная концепция гуманизации, которая на качественно новом уровне позволила бы совершенствовать систему научно-технического образования. Опираясь на методологический анализ процесса гуманизации представленного в работах Е.В. Бондаревской, М.М. Бахтина, В.А. Извозчикова, А. Маслоу, К. Роджерса и др. ученых можно выделить следующие концепции гуманизации технического образования с позиции личностного подхода [6]:

• под гуманизацией технического образования понимается система действий по созданию и реконструкции образовательных целей, стандартов, программ и проектированию собственно педагогического процесса, обеспечивающих ориентацию обучения техническим дисциплинам на развитие личности, рефлексию себя как субъекта поиска своего места в мире и смысла своего существования;

• дидактические основы технического образования в условиях гуманитарной парадигмы включают в себя систему дидактических регулятивов, определяющих: цели; процедуры отбора гуманитарно-ориентированного содержания технического образования; способы процессуально-методической экспликации этого содержания; критериальный базис, позволяющий оценить соответствие образовательного процесса принятой концепции;

• цель технического образования - создание целостного представления о месте, роли и ответственности человека за последствия своей преобразовательной деятельности, что предполагает становление творческого, рационального, духовного, высокообразованного человека, способного ориентироваться в технологизированном обществе и принимать нравственно обоснованные решения;

• образовательная программа для области технических дисциплин в условиях гуманитарной парадигмы представляет собой проект учебной и профессиональной деятельности, раскрывающий содержание, его предметную декомпозицию и принципы усвоения материала;

• гуманитарный компонент содержания технического образования представляет собой опыт осмысления обучаемыми фундаментальных знаний, ориентировки в современной методологии познания основанной на принципах свойственных гуманитарным наукам: рефлексия себя в качестве познающего субъекта, множественность мировосприятия, диалогичность как стиль мышления, целостность познания, субъективность восприятия, множественность истин,

открытость иным взглядам, интуиция, вариативность восприятия, образное мышление, перевод с объективного языка понятий на внутренний язык субъектно-образных моделей действительности, усиление внимания к ценностно-смысловому содержанию получаемого знания, их представленности в реальной жизни обучаемых.

Таким образом, основная задача, которая стоит перед преподавателями технических вузов, работающих в рамках гуманистической парадигмы - это обучение умению жить, поскольку сама жизнь есть искусство, самое важное и в то же время самое сложное для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность, т.е. процесс развертывания и осуществления всех потенций человека. В процессе обучения необходимо формировать гуманистический уровень развития личности. Для человека, который достиг этого уровня - другой человек имеет ценность сам по себе, ценность как часть общей системы, от благополучия которой зависит благополучие каждого отдельного человека. Только с этого уровня можно вести речь о нравственности, поскольку здесь начинает действовать основное правило гуманистической этики - поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой.

Список литературы

1. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л.А. Беляева // Екатеренбург, 1993. - С. 10.

2. Берулава М.Н. Современные проблемы гуманизации образования. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации / М.Н. Берулава // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - N 2 (195).

3. Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования / О. Долженко // Alma Mater. - 2000. - N 10. - С. 22.

4. Нохрина Н.Н. Качество гуманитарной составляющей в образовательном процессе - социально-педагогическая проблема XXI века / Н.Н. Нохрина // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - N 5. - С. 270.

5. Просандеева Н.В. Русская духовность как образовательная модель XXI в. / Н.В. Просандеева // Большой Урал - XXI век. Сб. матер. всерос. науч.-практ. конф. Екатеренбург, 2001. - С. 104.

6. Симонов В.М. Концептуальные положения гуманитаризации естественнонаучного образования / В.М. Симонов // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. - N 6 (15) / ВолгГТУ. - Волгоград, 2005. - С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.