Научная статья на тему 'Гуманистическая парадигма современного педагогического образования'

Гуманистическая парадигма современного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5040
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗМ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / HUMANIZATION / HUMANISM / HUMANITARIZATION / TENDENCY / PEDAGOGICAL HUMANISTIC EDUCATION / HUMANISTIC PARADIGM / HUMANE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрафикова Альбина Ринатовна

В статье рассматриваются трансформации, происходящие в современном образовании. Оно становится культурно-творческим и все более гуманитаризированным; раскрыты критерии гуманизации высшего педагогического образования; конкретизировано определение понятий «гуманизация» и «гуманитаризация». Предложены практические действия по гуманитаризированному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC PARADIGM OF MODERN PEDAGOGICAL EDUCATION

New transformations taking place in modern education are considered in this article. Education is becoming more cultural, creative and more humanitarized. The article reveals some humanistic criteria of humanitarization of higher pedagogical education. The author also specifies the notions of the definitions «humanization», «humanitarization». The practical ways of higher humanitarized education are also suggested in this article.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая парадигма современного педагогического образования»

ПЕДАГОГИКА

А.Р. Абдрафикова

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманизация, гуманизм, гуманитаризация, тенденция, педагогическое гуманистическое образование, гуманистическая парадигма, гуманитарная среда.

«Нет, не нам восставать против истинного гуманизма, плодами которого мы ещё никогда и не пользовались. Не нам сомневаться в необходимости этого начала.... Даже желая от всей души сделаться истинными специалистами, мы не должны забывать, что и для этого необходимо общечеловеческое образование» [Маркс, Энгельс, с. 160-161].

В настоящее время пристальное внимание общества к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научного исследования выдвигается человек, и к нему предъявляются принципиально новые требования, когда, кроме своих профессиональных знаний и умений, он должен овладеть ещё и духовной культурой, необходимой для качественного изменения структуры, содержания и организационных форм всей системы педагогического образования.

Безусловно, кризис образования не лежит на поверхности явлений, он имеет внутренний характер, связанный с утратой сущности образования для человека.

В последние годы педагогические, философские исследования доказывают феномен понижения нравственной культуры человека и неспособности к культурному обустройству собственной жизни. Следовательно, целью нашего исследования является попытка дать по возможности целостное представление о развитии гуманистической проблематики в контексте современного высшего педагогического образования. Научная новизна заключается в отражении важных характеристик гуманистической парадигмы и гуманитаризации как одного из ее проявлений и выражении авторского взгляда на условия гуманизации и создания гуманитарной среды в вузе.

Гуманитарное сознание в системе образования станет средством социальной ориентации личности. Актуальность данной проблемы бесспорна. По этому поводу академик Д.С. Лихачев сказал очень образно: «Будущий век должен стать веком гуманитарного мышления или его не будет совсем» [Филиппов, 2000, с. 57].

Попытку гуманитарного определения образования, и прежде всего образования педагогического, делает в своей работе Ю.В. Сенько. Его исследование посвящено не только анализу гуманитарного потенциала профессионального педагогического

образования, но и способам его развертывания. Образование, пишет автор, предполагает не только освоение студентами дидактически преобразованного опыта («ставшей» культуры) и развития личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире [Сенько, 2000, с. 11].

Термин «гуманитаризация» является производной от термина «гуманитарный» (от латинского Ьитапйаб - человеческая природа, образованность). Гуманитаризация направлена на увеличение количества предметов гуманитарного цикла (философия, история, филология и др.). Однако гуманитарные науки и гуманитарное образование — не одно и то же. Гуманитарные науки призваны раскрывать законы общественного развития, формы и способы взаимодействия социальных агентов, разрабатывать социальные нормы, установки, цели. Основная функция образования — это обучение этим законам, нормам и установкам, создание условий для того, чтобы человек мог осознать, понять своё место в системе общественных связей, в духовном мире.

Гуманитаризация образования включает также усиление просветительской деятельности в различных областях культуры, внимание к вопросам воспитания, нравственности и морали. Гуманитаризацию образования следует рассматривать как формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, собственной деятельности в нем. Применительно к профессиональному высшему образованию гуманитаризация будет означать формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле) и к своей профессиональной деятельности в этом мире.

Гуманитаризация образовательного процесса имеет как интернальные, так и экстернальные моменты. Во-первых, гуманитаризация образования должна быть направлена на развитие творческих способностей человека, его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. Во-вторых, гуманитаризация должна ориентировать специалиста на необходимость понимания той социокультурной среды, в которой ему приходится работать.

Что касается принципов, которые должны быть заложены в практические действия по гуманитаризированному образованию, то мнение студентов таково:

— гуманизация должна производиться «не насильственным» путем, а на основе интереса студентов и основываться на возможности выбора курса преподавания;

— изживание «школярства»; повышение уважения к личности студента, изменение взаимоотношений между преподавателем и студентом;

— занятия должны быть не только местом получения знаний и средством общения;

— введение современных компьютерных технологий;

— принципиально новое отношение к гуманитарным наукам как к «полноценным» и необходимым для развития личности.

Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» взаимосвязаны. Диалектическая взаимосвязь гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования позволяет определить цель учебно-воспитательного процесса как создание объективных и субъективных условий для всестороннего и свободного развития личности студента, его мышления, общей и методологической культуры через углубленную индивидуализацию обучения и воспитания в высшей школе на основе общечеловеческих принципов.

Гуманизация высшего образования, основным направлением которого является его гуманитаризация, уходит корнями в глубь истории философии и педагогики. Этот подход, развитый в немецкой классической философии (Гердер, Гумбольдт,

Гегель), привел к гуманитаризации образования и к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры.

Сущность нового времени, по словам знаменитого философа-гуманиста Эриха Фромма, в том, что «впервые путь к спасению человеческого рода проходит через человеческое сердце» [Сенько, 2000, с. 82].

Гуманизация и гуманитаризация высшего образования создают необходимые условия для развития общества путем его вхождения в единое мировое и европейское социальное пространство. Гуманистическая и гуманитарная тенденции образования и воспитания открывают личности ценности мировой культуры, и прежде всего собственно российские традиции, а главное, являются основой формирования социально зрелого человека.

Критериями (близкими к объективным факторам) гуманизации высшего педагогического образования выступают следующие концептуальные положения:

— гуманизация образования должна рассматриваться как стратегия, основанная на безусловном признании человеческой личности как уникального и неповторимого феномена природы и общества, одновременно объекта и субъекта образования и воспитания;

— человек как социальный, правовой, морально-нравственный фактор образовательного процесса признается единственной его целью и высшим смыслом;

— условная конечность образовательного процесса определяется не внешними, а внутренними факторами воздействия на личность (т. е. самоформирующий комплекс);

— весь научный и практический инструментарий образовательной деятельности создается, апробируется и применяется исключительно с учетом его многократного удостоверенного воздействия на личность, конструктивного и критериально-адекватного;

— идеология гуманизации как система традиционных и новейших воззрений на человека рассматривается в качестве основного содержания массового педагогического сознания (проблема гуманистического наполнения андрогогической деятельности);

— критериально выверяется поэтапность гуманизации с определением для каждой ее фазы характерных особенностей, целей, задач, научно-методического обеспечения.

Гуманизация и гуманитаризация образования, таким образом, являются сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы. Высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Культурнотворческая миссия вуза выдвигается на первый план и предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента. А это, по нашему мнению, достигается при условии существования определенной «культурной обстановки» в вузе гуманитарной среды.

Под гуманитарной средой мы понимаем создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники. Ведь именно среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, и именно личности безопасного типа, осознающей смысл своей деятельности, свое предназ-

начение, стремящейся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям.

Основные условия качественного изменения учебного процесса в соответствии с целями гуманизации, на наш взгляд, таковы:

— изменение иерархии задач в системе подготовки специалиста с высшим образованием, главной из которых должно стать развитие творческого потенциала студентов;

— изменение технологии подготовки специалиста в вузе, основу которой должны составить самостоятельная работа студента, поисковый характер овладения знаниями;

— изменение статуса и роли преподавателя.

Чтобы процесс образования стал действительно совместным освоением культурных ценностей, он должен стать равноправным диалогом. А диалог предполагает взаимное предъявление, освоение и присвоение смыслов друг друга, совместный поиск других смыслов. Именно диалоговое обучение позволяет студенту и преподавателю (учителю, ученику) раскрывать сущностные смыслы друг друга. При этом происходит замена педагогического воздействия преподавателя на студента, на личностное взаимодействие, где оба становятся соавторами этого процесса. В диалоге с другим, со «значимым другим», происходят самоопределение, саморазвитие и преподавателя и студента, возникает отношение нового типа, сотрудничества и сотворчества, а традиционно сложившиеся отношения в системе «преподаватель — студент» изменяются с «субъект-объектных» на «субъект-субъектные».

В системе инновационного образования в вузе на основе гуманизации и гуманитаризации обучения культура выступает как средство, форма самопознания, само-объяснения, самоизменения общества и человека и как необходимое условие формирования гуманистического мировоззрения студента вуза. Именно поэтому культура выдвигается в центр всех социально-философских, социологических и гуманитарных исследований.

На современном этапе развития мировой цивилизации важнейшими тенденциями гуманизации высшего образования являются:

— поликультурное образование, или образование для жизни в многонациональном обществе;

— образование с учетом демократических ценностей, или образование в области прав человека.

Гуманизация процесса обучения в высшей школе в системе инновационного образования предполагает наличие системного антропологического знания как ядра личностной и профессиональной культуры педагога, т. е. по своему содержанию педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией.

Как показывает опыт работы ведущих отечественных вузов Московского государственного педагогического университета, Казанского федерального университета, Казанской академии социального образования, гуманизация и гуманитаризация образования и воспитания являются ведущими приоритетными направлениями в работе профессорско-преподавательского состава со студентами, что знаменует переход к инновационной социокультурной модели образования, предполагающей гуманистическую и гуманитарную подготовку студентов вуза.

С целью формирования гуманистической культуры студента вуза инновационная парадигма образования предполагает разработку личностно ориентированных педагогических технологий:

— тренинг творческого саморазвития личности (В.И. Андреев);

— деловые игры (А.А. Вербицкий);

— освоение эвристических обучающих программ (Л.Ф. Спирин);

— организация процесса обучения на основе программы АТТЕР;

— психолого-педагогические семинары на основе изучения отечественного и практического опыта.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится, что основная цель профессионального образования — это подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного специалиста, и с позиций компетентностного подхода подчеркивается необходимость создания новой модели подготовки студента вуза, которая позволит развивать человеческие качества, формировать нравственные позиции, духовные ориентации, фундаментальные ценности, отношение человека к своей жизни, обществу, государству, что особенно важно для развития социальных компетенций.

Создание системы инновационного образования — квинтэссенция современных систем образования и выступает как важнейшее условие реализации сущностных сил и творческого потенциала выпускника высшей школы, его самоутверждения как целостной профессионально компетентной, инициативной, ответственной личности, готовой развивать инновационные способности нации.

Таким образом, целостное формирование нового образования в вузе возможно при наличии следующих факторов:

— обращенность к общечеловеческим ценностям, к личности, творческому потенциалу студента;

— возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизация, гуманитаризация, создание экологически чистой культурно-образовательной среды;

— вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство для студента и обеспечить его обращенность к детям в период его профессиональной педагогической подготовки;

— овладение студентами базовыми основами педагогической культуры, что является фундаментальной задачей общепедагогической подготовки;

— гуманистический потенциал содержания высшего педагогического образования, способствующий свободе выбора эффективных форм, методов обучения и воспитания, которые, в свою очередь, определяют тенденции его гуманизации.

Библиографический список

1. Грицаков А.А. Гуманизм// История философии: энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2000. 1376 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. 2-е изд. М., 1955-1981. Т. 46.

3. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики. Казань: ТАРИХ, 2003.

4. Реформа и развитие высшего образования. Типогр. ЮНЕСКО, 1995.

5. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.

6. Филиппов В.Т. Образование для новой России // Высшее образование в России. 2000. № 1.

7. Хюсен Торсен. Идея университета: эволюция, функции, проблемы // Перспективы. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал, ЮНЕСКО. 1992. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.