Научная статья на тему 'К повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной техники'

К повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ / MACHINERY AND EQUIPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / EFFICIENCY / НАРАБОТКА НА ОТКАЗ / TIME TO FAILURE / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / TECHNICAL SERVICE / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ / FORMS AND METHODS OF ORGANIZATION / КАЧЕСТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / RELIABILITY / MANUFACTURING QUALITY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кушнарев Леонид Иванович, Чепурина Екатерина Леонидовна, Чепурин Александр Васильевич

В работе приведены основные результаты сравнительной оценки форм и методов организации технического сервиса в современных условиях, на основании которых сделан обоснованный вывод об острой необходимости и целесообразности разработки и внедрения фирменного метода технического сервиса, обеспечивающего высокий уровень качества изготовления отечественных машин и оборудования, требуемую надежность и эффективность в реальных условиях производственной эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To increase the competitiveness of Russian agricultural machinery

The paper presents the main results of a comparative assessment of the forms and methods of organization of technical service in modern conditions, on the basis of which a reasonable conclusion is made about the urgent need and the feasibility of developing and implementing a proprietary method of technical service, providing a high level of quality of manufacture of domestic machinery and equipment, the required reliability and efficiency.

Текст научной работы на тему «К повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной техники»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 631.173

К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Кушнарев Леонид Иванович, доктор технических наук, профессор, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, РФ Чепурина Екатерина Леонидовна, кандидат технических наук, доцент, Чепурин Александр Васильевич, кандидат технических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева,

Москва, РФ

В работе приведены основные результаты сравнительной оценки форм и методов организации технического сервиса в современных условиях, на основании которых сделан обоснованный вывод об острой необходимости и целесообразности разработки и внедрения фирменного метода технического сервиса, обеспечивающего высокий уровень качества изготовления отечественных машин и оборудования, требуемую надежность и эффективность в реальных условиях производственной эксплуатации.

Ключевые слова: машины и оборудование; работоспособность; наработка на отказ; технический сервис; формы и методы организации; качество изготовления; надежность; эффективность.

TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN AGRICULTURAL MACHINERY

Kushnarev Leonid Ivanovich, PhD (Doct. Tech. Sci.), professor, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia, Chepurina Ekaterina Leonidovna, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, Chepurin Aleksandr Vasil'evich, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia.

The paper presents the main results of a comparative assessment of the forms and methods of organization of technical service in modern conditions, on the basis of which a reasonable conclusion is made about the urgent need and the feasibility of developing and implementing a proprietary method of technical service, providing a high level of quality of manufacture of domestic machinery and equipment, the required reliability and efficiency.

Keywords: machinery and equipment; efficiency; time to failure; technical service; forms and methods of organization; manufacturing quality; reliability; efficiency.

Для цитирования: Кушнарев Л. И., Чепурина Е. Л., Чепурин А. В. К повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной техники // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 44-51.

Сельскохозяйственное производство является основным потребителем сельскохозяйственной техники: тракторов и автомобилей, зерно- и кормоуборочных комбайнов, сельскохозяйственных машин и орудий, ремтехматериалов и запасных частей, нефтепродуктов и другой продукции производственно-технического назначения для обеспечения работоспособности этого машинного парка. В процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники, машин и оборудования до 1986 г. активно участвовали предприятия технического сервиса различных направлений деятельности и специализации, охватывая обслуживанием всю совокупность типов и марок машин и оборудования [1-3].

Как показывают результаты исследований, огромные производственные мощности обслуживающих предприятий выполняли реально для агропредприятий только 5.. .15 % (в зависимости от формы организации технического сервиса) от требуемого суммарного объема работ по техническому сервису машин и оборудования, остальная их часть выполнялась агропредприятиями самостоятельно. Но услуги и работы, выполняемые предприятиями технического сервиса, как правило, были технологически самыми ремонтос-ложными, требовали специального и дорогостоящего оборудования, высококвалифицированного персонала и объектов ремонтно-обслуживающей базы.

В последние годы агропредприятия вынуждены практически весь объем работ по техническому сервису выполнять собственными силами и средствами на собственной ремонтно-технической

базе, зачастую не приспособленной и не укомплектованной необходимым ремонт-но-технологическим оборудованием. При этом потребности в техническом сервисе машин и оборудования не уменьшились, а скорее возросли. Среднегодовой объем работ по техническому сервису эталонного трактора (ВТ-100 или ДТ-75М) в пределах срока службы в хозяйствах составляет около 480 человеко-часов, а за пределами срока службы он возрастает по данным ГОСНИТИ в 1,5.2,5 раза. Средняя наработка тракторов на отказ в реальных условиях эксплуатации в пределах срока службы составляет 70.85 усл. эт. га, комбайна - 9.25 физ. га, сложного животноводческого оборудования - 35.60 часов работы, грузового автомобиля - 3,0.3,6 тыс. км пробега.

Естественно, что такие показатели надежности машин и оборудования вызывают значительные простои машин и оборудования по техническим причинам (25.40 % рабочего времени), что негативно отражается на продуктивности животных и урожайности культур, существенно снижая объемы производства качественной сельскохозяйственной продукции и эффективность производственно-хозяйственной деятельности агропредприятий [4-5].

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности агропредприятий невозможно без ускоренной технологической модернизации сельскохозяйственного производства. Предприятиями машиностроения разработаны и выпускаются современные образцы отечественных машин и оборудования по

своим производственно-технологическим параметрам практически не уступающие лучшим мировым аналогам. Но их практическое применение в условиях реального сельскохозяйственного производства показывает низкую производительность и эффективность, основными причинами которых является низкий уровень качества изготовления и показателей надежности. Это снова ведет к высоким эксплуатационным издержкам, к росту потребностей в техническом сервисе и наличию мощной инженерно-технической службы хозяйств, к потерям продукции и росту ее себестоимости и, в конечном итоге, снижению эффективности производства.

Таким образом, сельскохозяйственному производству, учитывая складывающиеся международные экономические отношения, нужна современная качественная и надежная отечественная техника, машины и оборудование. В принципе технологически в рамках такого государства как Российская Федерация эти задачи решаемы. Предприятиям машиностроения, даже имеющим пусть не самое современное технологическое оборудование, возможно уже сегодня обеспечить существенное повышение качества изготовления и показателей надежности машин и оборудования российского производства. А достижение качественного уровня и показателей надежности лучших мировых аналогов, на которые кивают приверженцы западных экономики и ценностей, как показывают результаты исследования, возможно в течение 3.. .5 лет.

Причем решение этой задачи настолько нетрадиционно и лежит скорее не в быстром революционном техническом и финансовом оснащении машиностроительного производства, а в организационно-технологическом и организационно-экономическом обеспечении процессов проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации (т. е. всего жиз-

ненного цикла) машин и оборудования, направленных на удовлетворение реальных требований и потребностей их потребителей. Если производитель техники на практике обеспечивает их реализацию, то реализуется принцип «приоритета прав потребителя» на приобретение качественной и надежной техники с гарантийным сервисным сопровождением. В этом случае будет обеспечиваться рост числа потребителей отечественной техники, даже в условиях конкуренции с импортными аналогами. Увеличение спроса на качественную и надежную отечественную технику позволит обосновано увеличить цены, объемы производства машин и оборудования и эффективность производства заводов-изготовителей. Но в любом случае, как показывают расчеты, эти цены будут сопоставимы с качественными показателями машин и существенно ниже лучших зарубежных аналогов. Потребители качественной и надежной сельскохозяйственной техники, машин и оборудования получат экономические выгоды при их использовании от снижения потребностей в технике и ее техническом сервисе, эксплуатационных затрат и себестоимости производимой продукции, потерь сельскохозяйственной продукции и ее качества из-за простоев машин и оборудования по техническим причинам [6].

Все предельно просто, ясно и понятно. Только практической реализации этого проекта нет. А практическая реализация требует разработки и внедрения организационно-экономического внедрения полноформатного фирменного технического сервиса. Проведенные исследования по решению данной проблемы, разработанные организационно-технологические и экономические основы и технико-экономическая оценка указывают на целесообразность и необходимость ускоренного внедрения системы фирменного технического сервиса машин и оборудования.

Рис. 1. Условия и факторы повышения конкурентоспособности российской техники

Только для агропредприятий, предприятий сельхозмашиностроения и технического сервиса суммарный годовой экономический эффект может превысить 250 млрд р. При этом предлагаемые к внедрению результаты исследований и разработанный организационно-экономический механизм создают требуемые экономические условия для ускоренной технологической модернизации производства, повышения качества, надежности и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной техники, машин и оборудования [7-9].

Авторский коллектив предлагает к внедрению на предприятиях федерального и регионального машиностроения, технического сервиса и потребителей техники, машин и оборудования представленные результаты инновационной научно-исследовательской работы по направлению «Процессы реновации машин и оборудования на основе фирменного технического сервиса». Для руководителей и специалистов предприятий и отраслей, по их пред-

ложениям и заявкам, в разрезе данного направления подготовлены программы повышения квалификации и переподготовки инженерных кадров.

Особо необходимо отметить, что полученные результаты исследований предусматривают внедрение фирменного технического сервиса в реальных условиях свободных рыночных отношений при рациональном уровне участия, контроля и регулирования этих процессов государства. И главной движущей составляющей инновационного развития инженерно-технической системы, ее модернизации будут экономические результаты, получаемые от повышения уровня конкурентоспособности, качества и надежности выпускаемых машин и оборудования.

Результаты исследований и мировой опыт показывают, что дальнейший рост качества и надежности отечественных машин и оборудования, их конкурентоспособности возможен только при внедрении фирменного метода технического (сопровождения) сервиса, когда фирма-произ-

водитель машины активно участвует в обеспечении работоспособности машин и оборудования не только в гарантийный период, но и в течение всего жизненного цикла. Внедрение фирменного метода технического сервиса позволяет обеспечить повышение технического уровня, надежности и качества изготовления машин и оборудования до уровня мировых аналогов и обеспечить машино-технологичные отрасли отечественной конкурентоспособной техникой и оборудованием, необходимыми для технологической модернизации производств.

Фирменное техническое сопровождение эксплуатации машин и оборудования у потребителя осуществляет технический представитель фирмы-изготовителя в лице дилерского технического центра. Наличие прямой и обратной связи между изготовителем, потребителем и техническим представителем изготовителя обеспечивает повышение технического уровня, основных параметров надежности и эффективности машин и оборудования, в первую очередь, безотказности и ремонтопригодности, снижение затрат материальных, денежных и трудовых ресурсов на производственную и техническую эксплуатацию машин и оборудования.

Дилерский технический центр максимально приближен к сфере использования машин и оборудования, принимает участие в организации их эффективного использования, изучает потребности в них и дополнительной оснастке и приспособлениях, возможности расширения номенклатуры выполняемых ими технологических операций, обучает пользователя правильным приемам выполнения работ. При организации работ по обслуживанию и ремонту машин и оборудования он не только стремится быстро и качественно их выполнить, но и определить причины возникновения отказов и таким образом их полностью исключить при проектировании и доработке конструкции, определить потребности в запасных частях и материалах на эти работы. Эта информация передается изготовителю незамедлительно и учитывается им при повышении качества и надежности машин и оборудования (рис. 2).

Выполнение сложных ремонтных работ (ремонт машины, оборудования, в том числе полнокомплектный, агрегата, узла, восстановление деталей), требующих значительных трудозатрат, специального и дорогостоящего оборудования, специалистов-ремонтников высокой квалификации

Рис. 2. Принципиальная схема организации фирменного технического сервиса машин и

оборудования

и т. д., центр организует в мастерских или на заводах фирмы.

При переходе на фирменный метод обслуживания, когда изготовитель должен будет нести полную ответственность за обеспечение работоспособности своих машин в течение всего срока их службы непосредственно перед потребителями своей продукции и партнерами по техническому сервису, он также станет заинтересованным в повышении качества и надежности своей продукции. На постоянное повышение качества машин должен быть направлен и механизм ценообразования на технику и обеспечение работоспособности, стимулирующий стремление изготовителя выпускать более качественную и надежную технику.

Наличие сети дилерских технических центров изготовителя приближает предлагаемые машины и оборудование к потребителю, обеспечивает их рекламу, способствует изучению спроса и предложений на машины, оборудование и услуги по монтажу, консалтингу, обеспечению работоспособности и т. д., что позволяет провести оптимальную диверсификацию производства, также направленную на повышение качества и надежности машин и оборудования российского производства.

Основные выходные результаты проекта, предлагаемые к разработке и внедрению:

• организационно-технологическое проектирование и организация фирмы-производителя машин и оборудования;

• организационно-технологическое проектирование и организация сети центров технического сервиса машин и оборудования фирмы-производителя;

• разработка, адаптация и внедрение системы повышения качества и надежности машин и оборудования фирмы-производителя;

• разработка, адаптация и внедрение механизма взаимоотношений между производственными, обслуживающими и эксплуатирующими машины и оборудование структурами (предприятиями);

• разработка методических основ функционирования и экономического регулирования в деятельности предлагаемой системы повышения качества и надежности выпускаемых фирмой машин и оборудования [8-10].

Экономическая эффективность. Реализация настоящего проекта для производителя техники, машин и оборудования может быть обеспечена при комплексной его реализации за счет:

• повышения уровня конкурентоспособности машин и оборудования за счет повышения качества изготовления и надежности;

• увеличения объемов реализации машиностроительной продукции за счет роста конкурентоспособности;

• возможности обоснованного увеличения цен на более качественные и надежные машины и оборудование;

• диверсификации деятельность производителей техники в направлении развития рынка услуг технического сервиса;

• обеспечения прямой связи между производителем и потребителем машин и оборудования для решения задач повышения их качества и надежности, своевременного обеспечения запчастями и ремтехматериалами, повышения уровня работоспособности и т. д.;

• обеспечения мониторинга рынка техники и услуг, их качества и надежности, изучения реальных потребностей и требований потребителей к технике и техническому сервису;

• экономии и рационального использования всех видов производственно-технических ресурсов за счет производства качественной и надежной техники. По результатам экспертных оценок специалистов различных отраслей народного хозяйства синергетический эффект по машинам и оборудованию всех отраслей в масштабах государства может превысить 1,0 трлн р.

В настоящее время разработчики гото-

вы реализовать настоящий проект как для конкретной отрасли, предприятия, группы компаний и любых других предприятий-заказчиков подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, так и в общегосударственном масштабе. Выходным результатом проекта является реально функционирующая система повышения качества и надежности машин и оборудования конкретной фирмы (предприятия, объединения) на основе фирменного технического сервиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях. М. : ГОСНИТИ, 1993. 62 с.

2. Кушнарев Л. И. ФТС как система повышения надежности и эффективности отечественной техники // Главный зоотехник. 2005. № 12. С. 11-14.

3. Кушнарев Л. И. Защита прав пользователя сельхозтехники при ее простое в гарантийный период // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2004. № 10. C. 28-29.

4. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. Ч. 1. М. : ГОСНИТИ, 1985. 143 с.

5. Техническая эксплуатация сельскохозяйственных машин (с нормативными материалами). - М. : ГОСНИТИ, 1993.

6. Модернизация системы технического сервиса аграрно-промышленного комплекса : монография / Л. И. Кушнарев, В. М. Корнеев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. М. : Издательство журнала «МЭСХ», 2015. 450 с.

7. Кушнарев Л. Фирменный технический сервис машин и оборудования. Проблемы. Поиски. Решения. Саарбрюкен : Palmarium academic publishing, 2014. 214 с.

8. Основы инженерно-технического обеспечения агропредприятий. Серия: Инженерно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса : учебник для вузов / Л. И. Кушнарев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л. И. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2015. 225 с.

9. Организация эффективного использования машинно-тракторного парка : учебник для вузов / Л. И. Кушнарев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л. И. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2015. 270 с.

10. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на предприятиях агропромышленного комплекса : учебник для вузов / Л. И. Кушнарев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л. И. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2015. 244 с.

REFERENCES

1. Kontseptsiia effektivnogo ispol'zovaniia sel'skokhoziaistvennoi tekhniki v rynochnykh usloviiakh [The concept of efficient use of agricultural machinery in market conditions]. Moscow, GOSNITI, 1993, 62 p.

2. Kushnarev L. I. FTS kak sistema povysheniia nadezhnosti i effektivnosti otechestvennoi tekhniki [Firm technical service as system of increase of reliability and efficiency of domestic equipment]. Glavnyi zootekhnik, 2005, no. 12, pp. 11-14.

3. Kushnarev L. I. Zashchita prav pol'zovatelia sel'khoztekhniki pri ee prostoe v garantiinyi period [Protection of the rights of the user of agricultural machinery in its simple warranty period]. Mekhanizatsiia i elektrifikatsiia sel'skogo khoziaistva, 2004, no. 10, pp. 28-29.

4. Kompleksnaia sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniia i remonta mashin v sel'skom khoziaistve. Ch. 1 [Complex system of maintenance and repair of machines in agriculture. Part 1]. Moscow, GOSNITI, 1985, 143 p.

5. Tekhnicheskaia ekspluatatsiia sel'skokhoziaistvennykh mashin (s norma-tivnymi materialami) [Technical operation of agricultural machines (with standard materials)]. Moscow, GOSNITI, 1993.

6. Kushnarev L. I., Korneev V. M., Chepurina E. L., Kushnarev S. L., Chepurin A. V. Modernizatsiia sistemy tekhnicheskogo servisa agrarno-promyshlennogo kompleksa [Modernization of the system of technical service of agricultural and industrial complex]. Moscow, Izdatel'stvo zhurnala «MESKh», 2015, 450 p.

7. Kushnarev L. Firmennyi tekhnicheskii servis mashin i oborudovaniia. Problemy. Poiski. Resheniia [Firm technical service of machines and equipment. Problems. Search. Decisions]. Saarbriuken, Palmarium academic publishing, 2014, 214 p.

8. Kushnarev L. I., Chepurina E. L., Kushnarev S. L., Chepurin A. V. Osnovy inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniia agropredpriiatii [Fundamentals of engineering and technical support of agricultural enterprises]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2015, 225 p.

9. Kushnarev L. I., Chepurina E. L., Kushnarev S. L., Chepurin A. V. Organizatsiia effektivnogo ispol'zovaniia mashinno-traktornogo parka [Organization of efficient use of tractor fleet]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2015, 270 p.

10. Kushnarev L. I., Chepurina E. L., Kushnarev S. L., Chepurin A. V. Organizatsiia tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na predpriiatiiakh agropromyshlennogo kompleksa [Organization of technical service of the machine and tractor fleet at the enterprises of agroindustrial complex]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2015, 244 p.

Материал поступил в редакцию 15.04.2018 © Кушнарев Л. И., Чепурина Е. Л., Чепурин А. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.