Научная статья на тему 'Направления совершенствования технического сервиса и их эффективность'

Направления совершенствования технического сервиса и их эффективность Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
528
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кушнарев Л. И.

Представлены результаты исследований, полученных на материалах сельскохозяйственных и ремонтно-обслуживающих предприятий, включая фирменные центры технического сервиса Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of perfection of technical service and their efficiency

Results of the researches received on materials of the agricultural and repair-serving enterprises, including the firm centres of technical service of the Rostov area are presented.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования технического сервиса и их эффективность»

УДК 631.173.4.003.13

Л.И. Кушнарев, доктор техн. наук, профессор

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Переход экономики в рыночные условия хозяйствования — полная самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, равенство экономических прав всех типов и форм предприятий, свободное ценообразование при отсутствии рынков труда, товаров и капиталов, а также государственного регулирования рыночной экономики — привел к полному разрушению ремонтно-обслуживающего производства АПК в Российской Федерации, построенного на жесткой планово-экономической основе. Были разрушены производственно-экономические связи между производителями и потребителями машин и оборудования, которые осуществлялись через ремонтно-технические предприятия и организации «Агроснаба» (предприятия «Сельхозтехники»). В связи с уменьшением объемов механизированных работ в сельскохозяйственном производстве и резким увеличением цен на машины и оборудование для АПК при ухудшении основных показателей производственно-технических характеристик, надежности и качества резко сократился спрос на них, а также на услуги обслуживающих предприятий и организаций. Сельские товаропроизводители были вынуждены перейти на самый неэффективный метод организации ТО и ремонта машин — метод самообслуживания, проигнорировав экономическую целесообразность концентрации, специализации и кооперирования ремонтно-обслуживающего производства. Выполняя значительную часть объема ремонтно-обслуживающих работ собственными силами и средствами, большинство сельскохозяйственных предприятий установило прямые связи с заводами-изготовителями на поставку техники и запасных частей к ней, а остальные пользуются услугами малых коммерческих предприятий, выполняющих эти функции, закупая запасные части у изготовителей и реализуя их по более высоким ценам.

Сложившаяся ситуация в сфере технического сервиса машин и оборудования АПК не обеспечивает постоянного повышения их технического уровня и надежности, а наоборот, в условиях монополии производства ухудшает эти показатели. Межведомственные преграды в системе машино-использования: изготовитель проектирует и изготавливает машину, снабженческо-торговые организации покупают и перепродают потребителю, кото-

26

рый использует (вернее, пытается использовать) ее по назначению, ремонтно-технические предприятия должны осуществлять техническое обслуживание и ремонт. Все это позволяет изготовителю выпускать некачественную технику, торговым посредникам — иметь высокие наценки, ремонтникам — иметь огромные объемы ремонтно-обслуживающих работ, оказывать некачественные услуги и всем — безбедно существовать за счет сельского товаропроизводителя, который в конечном итоге все оплачивает и за всех доделывает.

В условиях рыночных отношений система технического сервиса должна строиться на фирменном методе обслуживания как наиболее эффективном и перспективном. Фирменный технический сервис должен охватывать весь комплекс задач по проектированию и производству машин и оборудования: реализацию потребителю, гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание и ремонт, использование по назначению и списание. В систему фирменного технического сервиса должны войти заводы-изготовители и их головные, региональные, районные дилерские технические центры.

Анализ разработанных ранее концепций совершенствования технического сервиса машин и оборудования в АПК [1, 2] и фактическое состояние вопроса его перспективного развития указывают на необходимость глубокой научной проработки проблемы. При этом должны быть пересмотрены принципиальные моменты организации технического сервиса. Проведенные в ФГОУ ВПО МГАУ научно-исследовательские работы показывают:

• в основе совершенствования инженернотехнического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей должен быть фирменный метод технического сервиса;

• стратегической целью внедрения фирменного технического сервиса должно стать повышение уровня надежности и эффективности сельскохозяйственной техники;

• разработка и внедрение системы фирменного технического сервиса должны предусматривать законодательное и экономическое регулирование отношений производителей сельхозтехники с ее потребителями и обслуживающими структурами, обеспечивая приоритет прав сельскохозяйственного товаропроизводителя — глав-

ного потребителя сельскохозяйственной техники и технического сервиса;

• при создании системы фирменного технического сервиса должны быть максимально использованы производственные мощности имеющихся ремонтно-обслуживающих структур: РТП, «Агроснаба», «Агрохимии», МТС и др. Основной целью внедрения фирменного метода технического сервиса должно быть всемерное повышение надежности и эффективности отечественной современной и перспективной сельскохозяйственной техники. Только в этом случае может быть получен наибольший эффект от его внедрения, а также правильно сформулированы и решены те задачи, которые позволят: начать работу предприятий сельхозмашиностроения и постепенно выйти на уровень производства машин и оборудования в соответствии с потребностями страны; максимально учитывать запросы и требования потребителей к технике и техническому сервису, что очень важно в условиях рыночных отношений при полной хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; определить место и роль в системе инженерно-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий-изготовителей сельхозтехники, предприятий и подразделений технического сервиса всех уровней, а также непосредственно пользователей машин и оборудования; разработать механизм взаимоотношений в системе инженерно-технического обеспечения АПК, предусматривающий и полностью реализующий права сельского товаропроизводителя и др.

При определении эффективности использования машины или оборудования необходимо исходить прежде всего из того, что они создаются для выполнения каких-то определенных функций, которые полностью могут быть реализованы только при работоспособном состоянии, которое характеризуется готовностью объекта выполнять заданные функции в произвольный момент времени.

Непосредственное участие заводов-изготови-телей в техническом сервисе будет способствовать повышению надежности и работоспособности машин и оборудования АПК, что, в свою очередь, повысит и эффективность их использования (эксплуатации) по прямому назначению.

Анализ показателей и свойств надежности, а также требований потребителей к технике и техническому сервису указывает на необходимость повышения в первую очередь уровня безотказности сельскохозяйственной техники, который характеризуется средней наработкой машины на отказ.

Наработка машины на отказ и коэффициент готовности носят вероятностный характер и зависят от продолжительности эксплуатации машины. Так, например, в первые три года эксплуатации зерно-

уборочных комбайнов в Ростовской обл. коэффициент их готовности превышает 0,92, на шестой-седьмой год снижается до 0,83. А параметр потока отказов и время восстановления возрастают после трех лет эксплуатации соответственно с 8,3 до 15,6 ч и с 1,5 до 2,0 ч. Аналогичные зависимости наблюдаются при эксплуатации парка тракторов и других сложных самоходных машин.

Немаловажное значение имеет ремонтопригодность машины, от которой зависит продолжительность восстановления ее работоспособного состояния. Чем более доступны узлы и агрегаты машины для технического обслуживания, обнаружения и устранения возникших неисправностей, тем выше коэффициент готовности, тем больше возможности применения агрегатного метода ремонта машин и оборудования.

Для определения технико-экономической эффективности внедрения фирменного технического сервиса были проанализированы зависимости показателей, влияющих на эффективность организации производственной и технической эксплуатации парка тракторов и комбайнов в реальных условиях сельхозпредприятий и складывающихся рыночных отношений, а также материалы их статистической отчетности и результаты государственных испытаний сельхозтехники на Северо-Кавказской МИС и в КубНИИТиМ.

Как уже отмечалось, основным свойством надежности является безотказность, которая определяется наработкой машины на отказ, показателем, имеющим случайный характер и напрямую влияющим на коэффициент технической готовности (рис. 1). Приведенные статистические исследования и расчеты показывают, что даже при существующей организации технического сервиса, и тем более при внедрении фирменного метода, можно добиться увеличения коэффициента готовности более 0,9. При этом наработка на отказ будет составлять ориентировочно установленную нормативную по тракторам и комбайнам соответственно 500...600 и 100.. .120 ч работы. В то же время необходимо учитывать изменения затрат на ТО, ремонт и хранение тракторов в зависимости от среднего возраста парка, которые, по данным обследования ряда хозяйств Ростовской обл., составили 6 % их балансовой стоимости при возрасте 1 год, 9 % — при возрасте 2 года, 12 % — 4 года и 26 % — 8 лет (рис. 2). Снижение затрат на ТО, ремонт и хранение при своевременном обновлении парка может составить 3,5.. .4,5 тыс. р. на эталонный трактор в год.

Повышение наработки на отказ тракторов и комбайнов до уровня, установленного нормативами, с учетом среднего возраста парка позволит снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт, например, трактора ДТ-75М более чем в 2,5...2,7 раза, или на 27.30 тыс. р.

27

Наработка на отказ, мото-ч

Рис. 1. Зависимость коэффициента технической готовности от наработки на отказ

а

н

к

к

о

Ч

Возраст, лет

Рис. 2. Доля затрат на ТО, ремонт и хранение в зависимости от среднего возраста парка

Показатели эффективности внедрения фирменного технического сервиса

Показатель Существующая организация технического сервиса Перспективная организация фирменного технического сервиса

Наработка на отказ, ч 20 .40 500 .600

Годовая трудоемкость работ по ТОРХ, чел.-ч 40 .50 300 .350

Коэффициент готовности парка, % 60 .65 90 .95

Расход топливно-смазочных материалов, кг/усл. эт. га 19,5 .21,5 16,5 .17,5

Затраты на топливно-смазочные материалы, р./усл. эт. га 370 .400 310 .330

Затраты на техническое обслуживание и ремонт тракторов,

р./усл. эт. га 45,0 .50,0 18,0 .21,0

В том числе затраты на запасные части и материалы, р./усл. эт. га 27,0 .30,0 10,0 .12,0

Потребность области в производственных мощностях ремонт-

ных мастерских, тыс. м2 800,0 -

Потребность в дополнительных капиталовложениях на базу

области, млрд р. 86,0 -

Потребность в тракторах, шт./тыс. га 18 15

Потребность в капиталовложениях на тракторы, тыс. р./тыс.га 25 Ю О о 21 О О

Суммарный годовой экономический эффект, тыс.р./1 эт. трактор - 38,0 .40,0

Анализ структуры эксплуатационных расходов отечественных тракторов и их зарубежных аналогов, работающих на ряде машинно-технологических станций Российской Федерации (Лабинской МТС Краснодарского края, Мордовии, Новгородской обл. и др.) указывает на возможность снижения расходов на запасные части, эксплуатационные и ремонтные материалы, топливно-смазочные материалы и др. Так, затраты на запасные части и ремонтные материалы снижаются в 2.2,5 раза, что дает экономию около 15.18 тыс. р. на один трактор в год, расход дизельного топлива — на 15.25 %, это позволяет на каждом условном эталонном гектаре экономить до 3.4 кг, что в денежном исчислении составляет 50.70 р./усл. эт. га (см. таблицу).

Повышение уровня работоспособности парка тракторов за счет внедрения фирменного технического сервиса позволит сократить (по расчетам) до-

полнительную потребность в них до трех эталонных тракторов на 1000 га пашни, что составляет в денежном выражении более 3 млн р.

Таким образом, результаты расчетов, проведенных лабораторией «Технико-экономических исследований» МГАУ имени В.П. Горячкина по определению экономической эффективности организации, указывают на целесообразность фирменного технического сервиса, его скорейшего внедрения в АПК Российской Федерации.

Список литературы

1. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях. — М.: ГОСНИТИ, 1993. — 60 с.

2. Концепция совершенствования технического сервиса в агропромышленном комплексе Российской Федерации в новых условиях хозяйствования. — М.: МСХ РФ и АО «Автосельхозмаш-Холдинг», 1992. — 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.